Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
Мы уже вкратце упоминали о том, что в пчелиной семье существует «разделение
труда». Одни заботятся о чистоте, другие ухаживают за расплодом, строят соты
или добывают пропитание. Делались попытки проводить аналогию с разделением
труда в человеческом обществе; вспоминали при этом парикмахеров, нянек, строителей
и земледельцев. Однако нельзя не заметить существенного различия: человек,
который посвящает себя какой-нибудь профессии, занимается ею, как правило,
до конца жизни; между тем рабочие пчелы по мере старения обычно много раз меняют
род своих занятий.
Для того чтобы исследовать все это более подробно и проследить жизненный путь
отдельных особей, выделив их из массы пчел, нужно запастись не только терпением,
но и некоторыми техническими приспособлениями.
Пчелиный улей — это темный ящик. Чтобы увидеть его обитателей, надо воспользоваться наблюдательным ульем, в котором соты расположены не обычным образом, один за другим (см. рис. 5), а один рядом с другим в одной плоскости, так что через стекло можно наблюдать за всеми действиями пчел (рис. 34). Чтобы легче распознавать пчел, жизненный путь которых мы хотим проследить, их необходимо пометить, лучше всего — пронумеровать. Это можно сделать при помощи красок, смешанных со спиртовым раствором шеллака.
Рис. 34. Наблюдательный улей со снятыми боковыми ставнями. Через стекло видны соты, расположенные в одной плоскости. Под деревянными планками, образующими переплет рамы, пчелы могут беспрепятственно переходить с сота на сот.
Белое пятнышко на передней части груди (на спинной
стороне) означает цифру 1, красное на том же месте — 2, голубое — 3, желтое
— 4, зеленое — 5. Эти же
цвета на заднем конце груди означают: белый — 6, красный — 7, голубой — 8,
желтый — 9, зеленый — 0. Соответственно комбинируя два пятнышка, можно писать
двузначные числа. Например, белое и красное на переднем краю груди =12, красное
слева впереди и желтое справа сзади = 29 и так далее.
Цветные пятна на брюшке обозначают сотни. Таким образом, при помощи пяти цветов
мы можем дойти до обозначения 599, а в случае необходимости еще больше расширить
границы такой системы. Преимущество ее состоит в том, что при некотором навыке
цветные метки так же легко читать, как обычные цифры; при этом пятнышки, нанесенные
светящейся краской, можно даже различать с некоторого расстояния на летящих
пчелах.
Ниже будут кратко описаны результаты многолетних наблюдений, сделанных с помощью
этого метода.
Жизнь рабочей пчелы от «рождения» до смерти можно разделить на три периода.
В первый период жизни (примерно с 1-го по 10-день) пчела работает внутри улья
и называется ульевой пчелой. Ее можно видеть заползающей головой вперед в
ячейки, освободившиеся после выхода из них других пчел. Она чистит ячейку
и подготавливает ее для откладки нового яйца. Предохраняя ячейки с расплодом
от охлаждения, молодые пчелы большую часть времени проводят обычно в бездействии,
пребывая на сотах без движения или медленно прогуливаясь по ним. В дальнейшем
мы узнаем, что даже этим бездействием они вносят свой вклад в общее благополучие
семьи.
Через несколько дней в голове пчелы полностью развиваются те кормовые железы,
о которых уже шла речь на стр. 43. С этого времени пчелу можно считать созревшей
для выполнения главной задачи первого периода ее жизни — работы в качестве
кормилицы. Белковые вещества для кормовых желез поступают из запасов перги,
которые в большом количестве поглощаются и перевариваются пчелами-кормилицами,
производящими «маточное молочко».
Уход за расплодом доставляет немало хлопот. Для выращивания одной-единственной
личинки ухаживающим за ней пчелам приходится посещать ячейку две-три тысячи
раз. Если подсчитать, сколько времени затрачивает на это одна пчела-кормилица,
то получится, что за все то время, когда она выполняет обязанности «няни»,
она может вырастить только двух или трех личинок.
К концу этого периода жизни пчела впервые покидает улей и устремляется в ориентировочный
полет. Примерно через пять минут она уже снова дома. Но за это время она хорошо
осмотрелась и запечатлела местность в своей памяти. Если ее отнести в сторону,
она уже найдет дорогу домой с расстояния нескольких сот метров от улья. В дальнейших
ориентировочных полетах пчела продолжает знакомиться с местностью; после этого
она может перейти к выполнению обязанностей, связанных с пребыванием вне улья.
Рис. 35. Схема развития некоторых важных органов пчелы на разных этапах ее жизни, а. Пчела в первый период жизни — кормовые железы (в голове) в стадии наибольшего развития. б. Во второй период жизни пчелы наибольшего развития достигают восковые железы (в брюшке), в. В третьем периоде жизни кормовые и восковые железы дегенерируют.
Во второй период жизни (примерно с 10-го по 20-й день) кормовые железы пчелы
дегенерируют и ее работа в качестве кормилицы заканчивается. Но к этому времени
достигают наивысшего развития восковые железы (рис. 35) — основа ее строительной
деятельности. Другие функции пчел этого возраста — принимать и перерабатывать
приносимый в улей нектар, заполнять им ячейки, а также размельчать челюстями
и уплотнять обножки, сброшенные в ячейки пчелами-сборщицами.
В улье нужно поддерживать чистоту, и эта работа связана уже с выходом на волю.
Пчелы подбирают всевозможный мусор, а нередко и тела погибших товарищей по
улью и, отлетев с ними на некоторое расстояние, бросают свою ношу. В конце
этого периода жизни некоторые пчелы берут на себя охрану летка. Они внимательно
ощупывают усиками всех входящих пчел, защищают жилище от ос и других грабителей
меда и мгновенно бросаются в атаку, если человек, лошадь или иной потенциальный
враг слишком приблизится к их поселению*.
* Жало пчелы снабжено маленькими зазубринами, и поэтому, ужалив, пчела уже не может извлечь его из кожи врага. Пчела отрывается, оставляя жало вместе с частью внутренностей брюшка, и в результате этого погибает. Однако это не нелепая жестокость природы, как думают некоторые. Напротив, в этом есть свой смысл. В отрывающейся задней части внутренностей имеется нервный узел, который управляет действием жала, а также ядовитая железа, связь которой с жалом не нарушается. Таким образом, жалящий аппарат оказывается хотя и отделенным от пчелы, но живым. Если жало сразу же не выдернуть, то еще некоторое время яд будет накачиваться в ранку и служить действенным оружием против врага, превосходящего пчелу по силе. Многочисленному пчелиному государству потеря нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба. Значительно чаще жало применяется против особей того же вида или других насекомых. Оно легко вынимается из их твердого хитинового покрова, в котором не удерживается так прочно, как в эластичной коже позвоночных. Борьба до победного конца против равных себе не заканчивается для пчелы столь трагично. |
В третий период жизни (примерно с 20-го дня и до смерти) пчела становится сборщицей. Она вылетает за взятком, чтобы приносить в улей нектар и пыльцу цветов. В плохую погоду, препятствующую вылету, пчелы-сборщицы редко возвращаются к домашним делам. Большей частью они просто дожидаются лучших времен. Поговорка о «трудолюбии» пчел возникла потому, что люди обычно видят только пчел, берущих взяток. Если понаблюдать и за внутренней жизнью улья, очень скоро можно убедиться, как много времени пчелы бездельничают.
Читатель может подумать, что пчеле, вступившей в последний период жизни, предстоят
многие недели полетов на цветы за взятком. Но это не так. Пчелиная жизнь коротка,
и рабочая пчела, которая начала собирать нектар и пыльцу, прожила уже больше
половины жизни. Весной и летом редко можно встретить рабочих пчел старше четырех-пяти
недель, считая с момента выхода их из ячеек. Многие гибнут еще раньше, так
как во время полетов за кормом их ожидает множество опасностей. Таким образом,
есть глубокий смысл в том, что этот период находится в конце всей деятельности
пчелы.
Иначе обстоит дело с пчелами, которые выводятся в конце лета или осенью. Возраст
зимних пчел достигает многих месяцев, так как осенью они могут кормиться запасенной
пыльцой, а накопляющиеся в их теле резервы не расходуются, потому что в этот
период в семье больше не выращивают расплода. Хорошо питаясь и пребывая в состоянии
тихой созерцательности, проводят они зиму. Когда приближается весна и матка
возобновляет откладку яиц, у рабочих пчел все еще сохраняется жировое тело,
и благодаря хорошо развитым кормовым железам они готовы к уходу за расплодом.
Дольше всех живет матка: она способна выполнять свои материнские обязанности
до четырех-пяти лет.
Цикл работ, выполняемых пчелой в течение ее жизни, видимо, находится в прямой
зависимости от ее физического состояния. Пчела становится кормилицей, когда
у нее полностью развиваются кормовые железы; она переходит к другим занятиям,
как только эти железы дегенерируют и выделение «маточного молочка» прекращается;
становится строительницей, когда ее восковые железы достигают полного развития.
Но действительно ли проявление различных инстинктов определяется просто сроками
развития соответствующих органов? Останется ли их последовательность неизменной
и в том случае, если в пчелиной семье возникнут несколько иные потребности?
Для решения этих вопросов небольшую пчелиную семью поселили в наблюдательный
улей с двумя сотами (А и Б) и с двумя летками, один из которых вначале был
закрыт (рис. 36, вверху). В течение восьми недель было занумеровано больше
тысячи только что вышедших из ячеек пчел, так что их возраст был точно известен.
Однажды всех пчел, находившихся на соте Б, перегнали на сот А. Затем между
двумя сотами установили заранее заготовленную перегородку (П), улей повернули
на 180° и открыли второй леток (рис. 36, внизу). Молодые, еще не вылетавшие
пчелы остались, конечно, на соте А; летные же пчелы в ближайшие предполуденные
часы покинули улей и вернулись домой привычным путем, приведшим их на сот Б.
Так завершилось разделение семьи на «молодую» в отделении А и «старую» на соте
Б. В молодой семье не было пчел-сборщиц. Там не было никого, кто мог бы добывать
корм, и его незначительные запасы были быстро израсходованы. Спустя два дня
мы увидели печальную картину: часть пчел лежала на полу, умирая от голода,
некоторые личинки были вытащены из ячеек и высосаны.
Рис. 36. Поворачивающийся наблюдательный улей для отделения молодых пчел от старых. (Объяснение в тексте. По Г. А. Решу.)
Однако на третий день произошло поразительное изменение. Вопреки всем обычаям
за взятком вылетели пчелы, достигшие всего недельного или двухнедельного возраста,
и они вернулись домой с ношей. Благодаря полностью развитым кормовым железам
они должны были бы стать пчелами-кормилицами. Но решающим фактором оказалось
не их физическое состояние, а потребности семьи; в течение немногих дней их
железы сжались и зачахли. В это же время в семье со старыми пчелами не хватало
пчел-кормилиц. Этот пробел заполнили те пчелы, которые были еще сравнительно
молоды, и у этих пчел полностью развитые кормовые железы сохранялись значительно
дольше, чем обычно.
В другой семье путем простого вмешательства была изъята большая часть пчел-строительниц,
причем семья была поставлена в такое положение, что отстройка новых сотов оказалась
крайне необходимой. И соты были построены.
В обычных условиях не может быть такого резкого нарушения распорядка жизни,
как в описанных выше опытах, но потребности семьи, хотя и в меньшей степени,
все же очень изменчивы. В улье бывает то больше, то меньше голодной пчелиной
детки; после периода плохой погоды может сразу появиться обильный взяток, для
освоения которого резко возрастает потребность в пчелах-сборщицах. При богатом
медосборе требуется много пустых ячеек для размещения доставляемого в улей
нектара, и поэтому нужда в воске и новых сотах может становиться с каждым днем
все острее.
Эти колеблющиеся потребности удовлетворяются в пчелиной семье благодаря тому,
что развитие кормовых и восковых желез происходит не строго по схеме, представленной
на рис. 35, а с известными отклонениями. Кроме пчел, для которых подошла очередь
выполнять какую-то определенную работу, в семье есть и другие, всегда готовые
помочь в случае нужды. У какой-то части этих пчел несколько раньше, чем это
бывает в среднем, развиваются головные железы, а у другой части — восковыделительные
органы, и склонность выполнять ту или иную работу у них меньше согласуется
с обычным календарем работ, чем с потребностью момента. Заметить эту потребность
— задача бездельников, казалось бы, бесцельно слоняющихся по сотам. Они следят
за всем происходящим, суют головы то в те, то в другие ячейки и принимаются
за любое дело, если где-то обнаруживается нехватка «рабочих рук». Таким образом,
своей гармонией работа пчелиной семьи во многом обязана лентяям. Бездеятельность
может быть оправдана, если она не становится основным жизненным принципом.
Предисловие редактора перевода ..................................................................................................................
5
Предисловие к первому немецкому изданию ..............................................................................................
9
Предисловие к девятому немецкому изданию ...........................................................................................
11
1. Семья пчел .................................................................................................................................................
13
2. Пчелиное жилище .....................................................................................................................................
15
3. Питание пчелиной семьи .........................................................................................................................
23
Что такое мед и как пчелы его приготовляют ............................................................................................
24
Цветочная пыльца и «штанишки» пчел ......................................................................................................
28
Какая польза цветам от того, что пчелы их обирают ................................................................................
31
4. Пчелиный расплод ....................................................................................................................................
34
5. Пчелиный рой ...........................................................................................................................................
46
6. Избиение трутней .....................................................................................................................................
52
7. Распределение работ в пчелином государстве
.................................................................................
53
Наблюдательный улей и нумерация пчел ............................................................................................
54
Деятельность пчел в различные периоды их жизни ..........................................................................
55
Возраст пчел ................................................................................................................................................
58
Безуспешность попыток нарушить распорядок жизни пчелиной семьи .........................................
58
Гармония работы ........................................................................................................................................
60
8. Чувства обоняния и вкуса ........................................................................................................................
61
О значении запаха цветов ...........................................................................................................................
62
Дрессировка на запах ...................................................................................................................................
63
Где у пчел нос? .............................................................................................................................................
67
О вкусах не спорят .......................................................................................................................................
73
Практическое значение научных данных ..................................................................................................
75
9. Глаза пчел и их способность видеть ......................................................................................................
77
Цветовое зрение ...........................................................................................................................................
77
Глаз пчелы и окраска цветков .....................................................................................................................
83
Об устройстве глаз .......................................................................................................................................
91
Острота зрения пчелы и восприятие ею формы предметов ....................................................................
96
Восприятие поляризованного света ...........................................................................................................
99
10. Способы ориентировки ........................................................................................................................
108
Значение цвета и запаха как путевых указателей для пчел, возвращающихся домой
........................... 110
Небесный компас .........................................................................................................................................
115
Относительная роль небесных и земных ориентиров .............................................................................
122
Ориентировка по магнитному полю Земли ..............................................................................................
125
11. Как пчелы разговаривают друг с другом .............................................................................................
128
Круговой танец как средство взаимопонимания ......................................................................................
129
Биологическое значение цветочного запаха в новом аспекте .................................................................
132
Как пчелы приносят домой запах цветов ..................................................................................................
135
Регулирование спроса и предложения .......................................................................................................
137
«Флакончики с духами» на теле пчелы .......................................................................................................
138
Виляющий танец сообщает расстояние до источника корма ...................................................................
141
Виляющий танец указывает также и направление к источнику взятка ...................................................
148
Танцы сборщиц пыльцы ..............................................................................................................................
155
Об опрокинутом улье и о доказательствах восприятия пчелами поляризованного
света .................... 158
Танцы на рое .................................................................................................................................................
162
Значение пчелиных танцев для пчеловодства и сельского хозяйства ....................................................
165
12. Память на время у пчел ..........................................................................................................................
167
Дрессировка на время кормления ...............................................................................................................
167
Чувство времени и земной магнетизм ........................................................................................................
173
Биологическое значение чувства времени .................................................................................................
175
13. Враги и болезни пчел .............................................................................................................................
176
14. Переходные ступени к семье медоносной пчелы ................................................................................
185
Одиночные пчелы ........................................................................................................................................
186
Шмелиное сообщество .................................................................................................................................
192
Безжалые пчелы ............................................................................................................................................
197
У индийских пчел .........................................................................................................................................
202
Предметный указатель ..................................................................................................................................
208