Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
Весна — пора цветения, изобилия корма и наиболее интенсивного выращивания
расплода. При той быстроте, с которой развиваются личинки, усердная откладка
яиц маткой приводит к стремительному увеличению числа пчел в семье и в результате
этого — к быстрому усилению семьи, но не ведет непосредственно к увеличению
числа семей на пасеке, так как каждая семья пчел с маткой — это обособленное
«государство», в котором вырастающие из расплода пчелы лишь пополняют численность
его граждан.
Однако и пчелиные семьи должны размножаться. Ведь нередко одна из семей погибает
от болезни, голодовки после плохого лета или из-за какой-нибудь другой несчастной
случайности, и если бы не возникали новые семьи, то вскоре совсем не осталось
бы пчел.
Новой семье нужна новая матка; только в том случае, если ее появление обеспечено,
семья может разделиться, и это происходит путем «роения» пчел.
Подготовка ведется в полном безмолвии. Как правило, в мае рабочие пчелы закладывают
несколько маточников и выращивают в них молодых маток (см. стр
42). В большинстве
случаев им было бы достаточно одной матки, но с ней может произойти несчастье.
Природе не свойственна сентиментальность, поэтому в семье выращивается с полдюжины
или больше маток, большинство которых заранее обречено на смерть.
Примерно за неделю до того, как первая молодая матка должна будет выйти из
своей ячейки, семья роится. Инициатива и в этом случае исходит от рабочих пчел.
Уже за несколько дней до этого их деятельность несколько сокращается. В сильной
семье пчелы плотными кучками сидят перед летком своего жилища. Внезапно все
они приходят в возбуждение и тучей поднимаются в воздух, кружась в беспорядочном,
неистовом вихре и сталкиваясь друг с другом. Примерно половина всех пчел семьи
покидает улей, вместе с ними и старая матка.
Сначала они отлетают недалеко. Пчелиное облако собирается вокруг ветки дерева
или у какого-нибудь другого предмета (рис. 31) и располагается на нем плотной
роевой «гроздью», скрывая матку (рис. 32). Теперь-то и наступает момент, когда
расторопный пчеловод может без особого труда перенести рой в пустой улей и
считать его своим. Чересчур замешкавшийся пчеловод может упустить рой. Ведь
пока рой в бездействии висит на ветке, его квартирьеры («пчелы-разведчицы»)
уже усердно ищут подходящее дупло дерева или пустой улей, находящийся нередко
на отдаленной пасеке. Вернувшись, они приводят рой в движение и поднимают его
в воздух. Роевая гроздь рассыпается, и снова пчелы, подобно облаку, движутся
в вышине, направляясь к своему новому жилищу, местоположение которого им указали
пчелы-разведчицы.
Оставшиеся в старом улье пчелы не имеют теперь главы общины. Однако через несколько
дней выводится первая молодая матка. Она не сразу приступает к своим материнским
обязанностям: только что вышедшая из маточника матка девственна (неплодна)
и, прежде чем она сможет начать яйцекладку, ей предстоит совершить брачный
полет. Хотя на сотах матка находится в окружении более чем достаточного числа
трутней, обе стороны внутри улья не проявляют никакого интереса друг к другу.
И это хорошо, так как позволяет избежать вредного влияния кровнородственного
брака. Спустя неделю после выхода из маточника, а при плохой погоде и позже
матка совершает свой брачный полет и совокупляется в воздухе по меньшей мере
с одним, а как правило — последовательно с несколькими трутнями.
Рис. 31. Пчелиный рой собирается на ветке каштана вокруг своей матки. Р — прививающийся рой. (Фото д-ра Рёша.)
Увидеть эту брачную игру пчеловоды-практики и ученые считали неосуществимой мечтой, до тех пор пока одному из них не пришла в голову мысль привязать готовую к спариванию матку к нейлоновой нити и так пустить в полет. Иногда не проходит и нескольких минут, как к ней подлетает группа трутней (рис. 33 а); нередко их скапливаются десятки или сотни, и если нить не мешает, свадьба совершается на глазах у наблюдателей.
Рис. 32. Рой собрался на ветке вокруг матки и образовал роевую гроздь. (Фото д-ра Рёша.)
Матка привлекает трутней отчасти своим видом на фоне голубого
неба, но прежде всего запахом веществ, выделяемых ее челюстными железами и
специфическими,
только ей присущими пахучими железами на брюшке. Трутни так же набрасываются
на комочек ваты, пропитанный этими веществами и поднятый вверх на воздушном
шарике. На рис. 33 б показано, как они подлетают к клеточке, в которой
заключена матка.
При проведении таких опытов трутни слетаются быстро и регулярно только к определенным
местам, в других местах они встречаются редко или их там не бывает совсем.
Трутни летают не повсюду, существуют места их скопления в воздухе — ограниченные
участки диаметром около 50 — 200 метров, нередко удаленные от ближайшей пасеки
на 1 — 4 км, иногда даже до 7 км, и каждый год они снова появляются в тех же
местах, где ожидают встречи с матками и где последние их находят. Между прочим,
это известно пастухам и другим деревенским жителям, так как ежегодно в определенное
время даже с земли хорошо слышно жужжание кружащихся в воздухе трутней.
Рис. 33 а. Подлет трутней к летающей матке, привязанной нитью. Крайний слева трутень повернулся спиной вниз, так как он делает крутой поворот. (Фото Н. Гэри.)
Рис. 33 б. Подлет трутней к матке, находящейся в клеточке К; последняя подвешена к небольшому воздушному шарику ВШ (на рисунке виден лишь частично), парящему на высоте около 10 метров. Н – нить шарика. (По Ф. Руттнеру.)
Отыскивая места сбора трутней, пчелы руководствуются наземными ориентирами;
их влечет туда, где на линии горизонта вырисовывается наибольшее углубление.
Видимо, именно по этой причине на ровной местности без отчетливых ориентиров
на горизонте места сбора трутней не встречаются.
Способность находить таким образом места скопления трутней заложена в наследственности
медоносной пчелы. Это не такая уж необычная вещь. Многие другие животные в
период размножения тоже покрывают большие расстояния, чтобы в примечательных
чем-то местах, о которых они ничего не знают из прошлого опыта, встретиться
с брачными партнерами.
Брачный вылет матки может повторяться и в последующие дни. После этого она
становится степенной матерью пчелиного семейства, которая никогда не покидает
свой дом — разве только много позднее, когда она будет свергнута с престола
молодой маткой и поспешит к летку с новым роем.
А что же происходит с матками в других маточниках? Если семья в этом году отпускает
только один рой, то они погибают. Матка, вышедшая первой, разгрызает другие
маточники и сама зажаливает своих сестер независимо от того, выходят ли они
уже из маточников или покоятся еще в своих колыбельках в стадии куколок. Затем
рабочие пчелы убирают маточники и выбрасывают останки из улья. Если же семья
«настроена» на дальнейшее роение, тогда рабочие пчелы охраняют остальные маточники
от нападения матки. Готовые к выходу молодые матки не покидают своих ячеек,
так как свободно разгуливающая в улье матка тотчас же нападает на них. Они
только высовывают наружу через маленькие отверстия вверху маточников свои хоботки
и получают корм от рабочих пчел. В улье в это время звучит своеобразный дуэт.
Разгуливающая по сотам матка издает звуки «тю-тю» («тюкает»), а матки, находящиеся
в маточниках, заявляют о себе другими звуками: из их темниц доносится приглушенное
«ква-ква». Пчеловоды говорят, что квакающие матки просятся на свободу, но,
пока в ответ раздается «тюканье», они остерегаются покидать свои убежища.
Пчелы не могут «слышать», как мы, и не отличают «тюканья» от «кваканья». Но
благодаря тонко развитому чувству осязания они могут воспринимать эти звуки;
и если искусственно воспроизвести такие звуковые сигналы, то можно побеседовать
с одной из пчелиных маток, составив с ней «дуэт» из вопросов и ответов. В удерживании
молодых маток от преждевременного выхода из маточников, вероятно, участвует
также запах. Во всяком случае, находясь в маточниках, матки чувствуют, когда
их соперница улетает с новым роем. После этого они выбираются из своих колыбелей.
Одна матка становится матерью семьи, а остальных убивают.
Иногда роев отходит больше и соответственно больше маток вступает в свои права.
В других же случаях, при неблагоприятной погоде и плохом питании, роения может
не быть совсем.
Предисловие редактора перевода ..................................................................................................................
5
Предисловие к первому немецкому изданию ..............................................................................................
9
Предисловие к девятому немецкому изданию ...........................................................................................
11
1. Семья пчел .................................................................................................................................................
13
2. Пчелиное жилище .....................................................................................................................................
15
3. Питание пчелиной семьи .........................................................................................................................
23
Что такое мед и как пчелы его приготовляют ............................................................................................
24
Цветочная пыльца и «штанишки» пчел ......................................................................................................
28
Какая польза цветам от того, что пчелы их обирают ................................................................................
31
4. Пчелиный расплод ....................................................................................................................................
34
5. Пчелиный рой ..........................................................................................................................................
46
6. Избиение трутней .....................................................................................................................................
52
7. Распределение работ в пчелином государстве ......................................................................................
53
Наблюдательный улей и нумерация пчел ..................................................................................................
54
Деятельность пчел в различные периоды их жизни .................................................................................
55
Возраст пчел ..................................................................................................................................................
58
Безуспешность попыток нарушить распорядок жизни пчелиной семьи .................................................
58
Гармония работы ..........................................................................................................................................
60
8. Чувства обоняния и вкуса ........................................................................................................................
61
О значении запаха цветов ...........................................................................................................................
62
Дрессировка на запах ...................................................................................................................................
63
Где у пчел нос? .............................................................................................................................................
67
О вкусах не спорят .......................................................................................................................................
73
Практическое значение научных данных ..................................................................................................
75
9. Глаза пчел и их способность видеть ......................................................................................................
77
Цветовое зрение ...........................................................................................................................................
77
Глаз пчелы и окраска цветков .....................................................................................................................
83
Об устройстве глаз .......................................................................................................................................
91
Острота зрения пчелы и восприятие ею формы предметов ....................................................................
96
Восприятие поляризованного света ...........................................................................................................
99
10. Способы ориентировки ........................................................................................................................
108
Значение цвета и запаха как путевых указателей для пчел, возвращающихся домой
........................... 110
Небесный компас .........................................................................................................................................
115
Относительная роль небесных и земных ориентиров .............................................................................
122
Ориентировка по магнитному полю Земли ..............................................................................................
125
11. Как пчелы разговаривают друг с другом .............................................................................................
128
Круговой танец как средство взаимопонимания ......................................................................................
129
Биологическое значение цветочного запаха в новом аспекте .................................................................
132
Как пчелы приносят домой запах цветов ..................................................................................................
135
Регулирование спроса и предложения .......................................................................................................
137
«Флакончики с духами» на теле пчелы .......................................................................................................
138
Виляющий танец сообщает расстояние до источника корма ...................................................................
141
Виляющий танец указывает также и направление к источнику взятка ...................................................
148
Танцы сборщиц пыльцы ..............................................................................................................................
155
Об опрокинутом улье и о доказательствах восприятия пчелами поляризованного
света .................... 158
Танцы на рое .................................................................................................................................................
162
Значение пчелиных танцев для пчеловодства и сельского хозяйства ....................................................
165
12. Память на время у пчел ..........................................................................................................................
167
Дрессировка на время кормления ...............................................................................................................
167
Чувство времени и земной магнетизм ........................................................................................................
173
Биологическое значение чувства времени .................................................................................................
175
13. Враги и болезни пчел .............................................................................................................................
176
14. Переходные ступени к семье медоносной пчелы ................................................................................
185
Одиночные пчелы ........................................................................................................................................
186
Шмелиное сообщество .................................................................................................................................
192
Безжалые пчелы ............................................................................................................................................
197
У индийских пчел .........................................................................................................................................
202
Предметный указатель ..................................................................................................................................
208