Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
У любителя природы есть две возможности завязать знакомство
с пчелами. Прогуливаясь в теплый весенний или летний день по цветущему саду
или благоухающему лугу,
он увидит пчел, энергично работающих на цветках. Он может пройти также
мимо пасеки какого-нибудь пчеловода и посмотреть на пчел, которые вылетают
из
своих жилищ и возвращаются в них. Здесь может стоять десятка два, а то
и более сотни ульев. При желании пчеловод может ограничиться одним-единственным
ульем, но он обязательно должен иметь хотя бы «улей пчел», или «пчелиную
семью» из многих тысяч особей. У крестьянина может быть одна корова, одна собака и даже одна курица, но невозможно держать одну-единственную пчелу
— она очень скоро погибнет. Однако это вовсе не само собой разумеется;
наоборот,
такая особенность пчел весьма удивительна.
Если мы посмотрим на дальних родственников наших пчел — на других насекомых,
то окажется, что подобный общественный образ жизни свойствен далеко не всем.
Мы увидим, что у бабочек, жуков, стрекоз и других насекомых самцы и самки
сходятся на короткое время для спаривания, а потом быстро расстаются, и
дальше каждый
из них идет своей дорогой. Самки откладывают яйца в таком месте, где вылупившаяся
молодь сможет найти корм, и больше не беспокоятся о своем потомстве — они
даже вовсе не имеют с ним дела. Прежде чем из яиц выведется расплод, мать
в большинстве
случаев уже мертва. Почему же пчелы так зависят друг от друга, что не могут
жить порознь, а только семьями? И что такое вообще «пчелиная семья»?
Предположим, что однажды вечером, когда все летные пчелы возвратятся домой,
наш любитель природы принесет улей в комнату, откроет его и высыпет все содержимое
на стол,— сколько пчел представится его взору? Если он возьмет на себя труд
сосчитать их, а выбранная им семья окажется не из слабых, то он обнаружит
здесь от 40 до 80 тысяч пчел. Это приблизительно столько, сколько жителей
в городе
средней величины, таком, например, как Ашаффенбург или Швейнфурт. В это число
не вошли еще «дети» пчелиной семьи — их не так-то легко обнаружить. Займемся
поэтому сначала взрослыми пчелами.
На первый взгляд все они кажутся одинаковыми. Тело каждой особи четко расчленяется
на три части: голову, грудь и брюшко. Голова с двумя большими глазами по
бокам, ртом внизу и двумя усиками (рис. 1). Эти усики есть у всех насекомых
и особенно
велики у жуков-усачей (или дровосеков), которые в детстве доставляли нам,
мальчишкам, много радости. На груди с боков расположены две пары крыльев,
а внизу — три
пары ног. Тонкая талия соединяет грудь с членистым брюшком.
Однако, присмотревшись получше, можно заметить различия между отдельными
членами пчелиной семьи. Одна из пчел выделяется своим длинным и стройным
брюшком. Пчеловоды
называют ее маткой (рис. 1, а): от нее в первую очередь зависит судьба семьи,
так как это единственная вполне развитая самка в пчелином «государстве»,
единственная мать огромной семьи.
В несколько большем числе встречаются пчелы другого типа — с толстым, неуклюжим
телом и особенно крупными глазами; это мужские особи, или трутни (рис. 1,
в). Они живут в семье только весной и в начале лета. Позже они становятся
ненужными,
и сограждане по улью силой их изгоняют. Остальные члены семьи — это рабочие
пчелы (рис. 1, б); они-то и составляют основную массу населения улья. Рабочие
пчелы — самки, но в нормальных условиях они не откладывают яиц. Именно эта
способность, которая у пчелиной матки и у самок других насекомых выражена
наиболее ярко, у рабочих пчел находится в подавленном состоянии. Однако материнский
инстинкт заботы о потомстве, напротив, развит у них в совершенно необычайной
для насекомых степени. Матку, не имеющую к этому делу никакой склонности,
они
полностью освободили от него. Матка откладывает яйца, а рабочие пчелы заботятся
об их дальнейшей судьбе. Они заботятся также о чистоте улья — удаляют мусор
и пчелиные трупы, строят соты, поддерживают нужную температуру в улье, защищают
свое жилище, когда в этом возникает надобность, добывают и распределяют пищу
— словом, выполняют все работы, которыми не занимаются ни матка, ни трутни.
Таким образом, в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может
жить в одиночку.
Рис. 1. а — матка (вполне развитая самка); б — рабочая пчела; в — трутень (мужская особь). Г — голова; Гр — грудь; Б — брюшко; Гл — глаз; У — усик (антенна). Увеличено в два раза. (Фото д-ра Лейенбергера.)
Предисловие редактора перевода ..................................................................................................................
5
Предисловие к первому немецкому изданию ..............................................................................................
9
Предисловие к девятому немецкому изданию ...........................................................................................
11
1. Семья пчел ...............................................................................................................................................
13
2. Пчелиное жилище .....................................................................................................................................
15
3. Питание пчелиной семьи .........................................................................................................................
23
Что такое мед и как пчелы его приготовляют ............................................................................................
24
Цветочная пыльца и «штанишки» пчел ......................................................................................................
28
Какая польза цветам от того, что пчелы их обирают ................................................................................
31
4. Пчелиный расплод ....................................................................................................................................
34
5. Пчелиный рой ...........................................................................................................................................
46
6. Избиение трутней .....................................................................................................................................
52
7. Распределение работ в пчелином государстве ......................................................................................
53
Наблюдательный улей и нумерация пчел ..................................................................................................
54
Деятельность пчел в различные периоды их жизни .................................................................................
55
Возраст пчел ..................................................................................................................................................
58
Безуспешность попыток нарушить распорядок жизни пчелиной семьи .................................................
58
Гармония работы ..........................................................................................................................................
60
8. Чувства обоняния и вкуса ........................................................................................................................
61
О значении запаха цветов ...........................................................................................................................
62
Дрессировка на запах ...................................................................................................................................
63
Где у пчел нос? .............................................................................................................................................
67
О вкусах не спорят .......................................................................................................................................
73
Практическое значение научных данных ..................................................................................................
75
9. Глаза пчел и их способность видеть ......................................................................................................
77
Цветовое зрение ...........................................................................................................................................
77
Глаз пчелы и окраска цветков .....................................................................................................................
83
Об устройстве глаз .......................................................................................................................................
91
Острота зрения пчелы и восприятие ею формы предметов ....................................................................
96
Восприятие поляризованного света ...........................................................................................................
99
10. Способы ориентировки ........................................................................................................................
108
Значение цвета и запаха как путевых указателей для пчел, возвращающихся домой
........................... 110
Небесный компас .........................................................................................................................................
115
Относительная роль небесных и земных ориентиров .............................................................................
122
Ориентировка по магнитному полю Земли ..............................................................................................
125
11. Как пчелы разговаривают друг с другом .............................................................................................
128
Круговой танец как средство взаимопонимания ......................................................................................
129
Биологическое значение цветочного запаха в новом аспекте .................................................................
132
Как пчелы приносят домой запах цветов ..................................................................................................
135
Регулирование спроса и предложения .......................................................................................................
137
«Флакончики с духами» на теле пчелы .......................................................................................................
138
Виляющий танец сообщает расстояние до источника корма ...................................................................
141
Виляющий танец указывает также и направление к источнику взятка ...................................................
148
Танцы сборщиц пыльцы ..............................................................................................................................
155
Об опрокинутом улье и о доказательствах восприятия пчелами поляризованного
света .................... 158
Танцы на рое .................................................................................................................................................
162
Значение пчелиных танцев для пчеловодства и сельского хозяйства ....................................................
165
12. Память на время у пчел ..........................................................................................................................
167
Дрессировка на время кормления ...............................................................................................................
167
Чувство времени и земной магнетизм ........................................................................................................
173
Биологическое значение чувства времени .................................................................................................
175
13. Враги и болезни пчел .............................................................................................................................
176
14. Переходные ступени к семье медоносной пчелы ................................................................................
185
Одиночные пчелы ........................................................................................................................................
186
Шмелиное сообщество .................................................................................................................................
192
Безжалые пчелы ............................................................................................................................................
197
У индийских пчел .........................................................................................................................................
202
Предметный указатель ..................................................................................................................................
208