Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
ГЛАВА VIII
Холодная погода и студеная вода на севере Флориды зимой 1958 года заставили
меня искать более подходящее место, где можно было бы работать с дельфинами
круглый год. Я много думал над тем, что требуется для постоянного общения
с этими животными.
Сведения, полученные при дрессировке дельфинов, и мой собственный опыт убедили
меня в необходимости поддерживать с ними самый тесный контакт в течение длительного
времени. Такой контакт должен включать как обмен голосовыми сигналами, так
и прикосновения к коже. Если нам когда-либо суждено добиться успеха в передаче
дельфинам нашего человеческого опыта в полной мере, то мы должны быть готовы
находиться с ними в воде круглый год, и при этом по семь дней в неделю. Другими
словами, чтобы создать им те же возможности, какие мы дали бы нашему ребенку,
чтобы обучить их нашему языку и поведению, мы должны изменить собственное
поведение и пойти навстречу дельфинам, освоив привычную им среду.
Внимательно наблюдая за тем, как ребенок учится говорить, мы поймем, что
тесный повседневный контакт и удовлетворение потребностей, постоянно сопровождаемое
произнесением слов, составляют весьма значительную часть условий, необходимых
для обучения. Мозг новорожденного ребенка весит около 400 граммов (см. Приложение
2, табл. 5) и в течение первого года жизни увеличивается до 900 граммов.
К тому моменту, когда ребенок начинает произносить первые понятные слова,
его мозг весит примерно 1000 граммов. Тем временем, по мере роста мозга,
ребенок успевает накопить огромное количество информации.
Мы спустили воду в бассейне, чтобы поймать Лиззи и Бэби (1960 г.).
Дельфины, лежа на боку, окатывают друг друга водой при помощи быстрых
движений хвостового плавника. |
Ящик для переноски дельфинов, сделанный из органического стекла. Такая
конструкция обеспечивает достаточный приток света, прочность и сравнительно
небольшой вес. |
Элизабет Лилли производит измерение тела Бэби, чтобы построить ящик
соответствующих размеров. |
Испытание ящика № 2 с помещенной в него Лиззи (1960 г.). Обратите внимание
на дыхало, открытое во время выдоха. Спереди видны окошко и пенопластовая
обивка. |
На протяжении этого критического периода жизни мать, отец, сестры и братья,
товарищи и вообще взрослые непрерывно засыпают ребенка словами, сопровождая
их соответствующими жестами. Важно, что в процессе обучения удовлетворение
всех потребностей, от еды до испражнения, сопровождается словами, а также
мимикой и жестами. Кожа ребенка получает раздражение во время купания, одевания
и раздевания, кормления и ношения на руках; при этом мать все время что-нибудь
приговаривает, перемежая обычную речь сюсюканием.
Такое непрерывное воздействие словом необходимо для того, чтобы маленький
человек научился языку своего вида. Первые слова ребенка взрослые встречают
с восторгом. Как только он научится высказывать просьбы, окружающие обычно
стремятся их удовлетворить.
Если при обучении человека членораздельному языку следует постоянно применять
воздействие словом и проявлять внимание к деталям, то, желая обучить нашему
языку представителей других видов, мы должны уделять им по крайней мере столько
же внимания и обеспечить постоянный тесный контакт с ними. По-моему, до тех
пор пока это не будет сделано, нельзя считать, что была предпринята достаточно
серьезная попытка обучить их. А если такой попытки не было, то мы не можем
утверждать, что эти „виды не способны научиться говорить. Мне кажется, что
надо использовать тот тип контакта, который я здесь описал, пока мы не найдем
чего-либо лучшего.
Электрическое раздражение мозга будет ускорять процесс обучения до тех пор,
пока мы не сможем искусственно вызывать и усиливать эффекты, создаваемые
длительным контактом.
Чтобы изучить все эти пути к установлению взаимопонимания с животными, я
решил создать идеальную обстановку — лабораторию и водоемы, где можно было
бы постоянно общаться с дельфинами афалинами (Tursiops).
Афалины были выбраны потому, что они, как и человек, любят теплую (24 — 30°)
воду. Афалины изучены лучше любого другого дельфина. Они живут во всех океанариумах.
Их легко поймать в теплых водах всего земного шара. По таким признакам, как
подвижность шеи, любопытство и сложная общественная жизнь, они, по-видимому,
ближе к нам, чем их глубоководные родичи. Они хорошо и подолгу живут в маленьких
и мелких бассейнах.
Другие дельфины, такие, как настоящие морские свиньи (Phocaena), весьма интересны
и со временем должны быть исследованы. Морские свиньи предпочитают более
холодную воду; короткоголовый дельфин (Lagenorhincus) любит глубокие воды
и плавает с большой скоростью, так же как обычный дельфин (Delphinus) и полосатый
продельфин (Stenella). У всех этих видов крупный мозг, но особенности их
естественного образа жизни затрудняют общение с ними. Холодная вода вынуждает
человека надевать резиновый костюм; на глубине более 1 — 1,5 метров он становится
неуклюжим и беспомощным. Мы пришли к выводу, что лучше всего работать с дельфинами
на глубине 50 — 75 сантиметров. Афалина прекрасно чувствует себя на такой
глубине. Некоторые из глубоководных дельфинов, попав в неволю, непрерывно
носятся по бассейну и, по всей видимости, неважно чувствуют себя в тесных
водоемах.
Раз мы решили иметь дело с афалиной, то, на основании сказанного выше, мы
должны были найти для лаборатории такое место, где вода круглый год была
бы чистой и теплой, с температурой около 30°. Температура воды 34 ° слишком
высока для человека; при такой температуре он может неподвижно лежать в воде
довольно долго, но, если вода еще теплее, температура его тела начинает быстро
повышаться. При более низких температурах активность (или обмен веществ)
человека должна повышаться настолько, чтобы вырабатываемое организмом тепло
компенсировало охлаждение тела водой. Афалины, по-видимому, предпочитают
определенную температуру воды. Температура выше 32° слишком высока для них,
и дельфины становятся вялыми. При температуре ниже 21° вода слишком холодна,
и они находятся в непрерывном движении, чтобы согреться. Поэтому оптимальной
следует считать температуру 26 — 30°.
Кроме того, климат должен быть ровным, без морозов и холодных ветров, как
в северной Флориде. Нас не устраивал слишком жаркий или, напротив, слишком
холодный климат. Большую часть работы приходится проводить, под открытым
небом, и нам хотелось, чтобы можно было входить в воду и выходить из нее,
оставаясь все время в купальных костюмах.
Если выбранное место оказалось бы в зоне ураганов, то лабораторию следовало
бы располагать на высоком берегу. Так, на восточном побережье Соединенных
Штатов лабораторию надо было бы расположить по меньшей мере на 4 — 6 метров
выше уровня максимального прилива, чтобы избежать разрушений в случае урагана.
После длительных консультаций я наконец наметил район Пуэрто-Рико и Виргинских
островов. Впервые я посетил эти места в августе 1958 года, пытаясь выяснить,
встречаются ли в прибрежных водах Ямайки и Багамских островов дикие афалины.
Оказалось, что они обитают в прибрежных водах и Ямайки, и всех Багамских
островов.
Ходили слухи, что они водятся, также в прибрежных водах Виргинских островов
и что там можно встретить и другие виды дельфинов. Как оказалось, Виргинские
острова лежат на «трассе» китов; каждый год к северу от островов встречается
много крупных китов, совершающих свои ежегодные миграции. Их видели также
в проливе между островами Виргинского архипелага,, по которому проходит граница
между владениями США и Англии. Таким образом, круг поисков сузился, и наконец
было найдено идеальное место.
В результате шестидневного обследования Виргинских островов на быстроходном
катере я обнаружил подходящее место. Создавалось впечатление, что, приложив
усилия, его можно будет использовать.
Остров Сент-Томас был выбран из-за наличия морского порта и гражданского
аэродрома — сочетание, которого нет на других Виргинских островах, принадлежащих
США. Я выяснил, что тяжелые грузы и оборудование можно доставить сюда из
Майами за одну-две недели, а также что материалы можно доставить водным путем
из Нью-Йорка.
Место, которое я выбрал, расположено на наветренном Карибском берегу. Здесь
непрерывно дуют пассаты, которые всегда гонят волны в одну сторону к мысу,
вдающемуся в бухту Назарет, где имеется небольшой пляж. На западном берегу
волны Карибского моря непрерывно обрушиваются на мыс, загоняя воду в несколько
естественных бассейнов, но ни один из них по глубине и размерам не подходил
для наших целей. Однако я знал, что бассейны, пригодные для дельфинов, можно
соорудить, применив взрывчатку.
Мыс возвышается над морем на 15 метров и хорошо защищает берег от штормовых
волн и даже от цунами. Вода около мыса чистая и искрящаяся, а на стороне,
обращенной к морю, достаточно коралловых рифов и мелей, так что очень большие
волны не будут докатываться до бассейна и сносить наши сооружения за мысом.
Непосредственно у мыса глубина составляет 4,5 метра. Она постепенно возрастает
до 6 метров и не изменяется на протяжении 2 миль.
Наших друзей дельфинов и более крупных китов часто видели неподалеку в водах
Карибского моря. К юго-востоку в трех милях от нас поднимаются две скалы,
которые называются Китиха и Китенок; в глубоких водах у этих скал на протяжении
многих лет регулярно можно видеть самок и детенышей китов.
Поблизости, на расстоянии мили, имеется несколько лагун с островами, покрытыми
мангровыми зарослями, и много проходов для судов с осадкой 1,2 метра: это
идеальное укрытие для судов во время шторма. Весь район изобилует рыбой,
и поэтому кормление дельфинов не составляет проблемы.
Остров покрыт густой тропической растительностью. (С самой высокой точки
берега, очищенного от джунглей, видна на юго-востоке красивейшая бухта Назарет
со сверкающей зеленой водой и песчаным дном — идеальная стоянка для яхт.)
На юг от него в 30 милях лежит большой (длиной около 26 миль) остров Санта-Крус
(глубина моря между островами Санта-Крус и Сент-Томас достигает 3500 — 4000
метров). На юго-западе находятся три маленькие каменистые отмели, которые
отгораживают Карибское море от лагун, виднеющихся на западе. Над лагунами
возвышаются горы, отделяющие нас от города Шарлотта-Амалия — единственного
города острова и столицы Виргинских островов. На северо-западе эти горы смыкаются
с горами, расположенными на севере. С расчищенной от джунглей наивысшей точки
берега можно смотреть вниз на мыс. С вершины мыса слышен шум волн, разбивающихся
внизу об отвесные скалы, видны необыкновенно прозрачные тропические воды,
коралловые рифы, пещеры и каньоны, населенные самыми разнообразными рыбами.
Наняв бульдозер, мы соорудили дорогу от вершины водораздела до седловины
над пляжем. От нее отходили ветки к западной оконечности мыса и к пляжу.
Место для бассейна было выбрано в западной части мыса со стороны моря. Длинная
ось бассейна совпадала с направлением волн, идущих с юго-востока. Подводные
подрывные работы были начаты в небольшой впадине в скале, куда вода входила
естественным путем. Эта впадина имела около 30 метров в длину и 1 — 2 метра
в глубину. Из конца в конец впадины аквалангисты проложили шланг диаметром
7,5 сантиметра и длиной-7,5 метра. Шланг был заполнен взрывчаткой большой
разрушительной силы и мог быть подорван с помощью либо электрического тока,
либо бикфордова шнура. Постепенно, по мере того как в результате ряда сильных
взрывов впадина расширялась и углублялась, стали возникать контуры бассейна.
Наконец подрывники заложили заряд тринитротолуола весом приблизительно в
четверть тонны, который, взорвавшись, поднял грандиозный фонтан воды и камней.
Камни долетали даже до соседнего мыса на западе.
Команда подрывников-подводников использовала быстродействующую взрывчатку,
чтобы раздробить камни, которые позднее можно было бы удалить со дна краном.
Получившийся бассейн имел около 21 метра в длину и 7,5 метра в ширину, а
глубина его была неизвестна. Мы не могли определить глубину бассейна, так
как дно было завалено камнями, но глубина воды была равномерной и составляла
везде приблизительно 1,2 метра.
Мы выбрали это место потому, что волны могли входить через узкий проход,
протекать через весь бассейн и выходить с противоположной стороны, увлекая
за собой воду.
Вскоре мы приступили к строительству первого волнореза, используя подъемный
кран. Чтобы защитить место строительства от волн, со стороны моря насыпали
дамбу из образовавшихся после взрыва камней. Сзади дамбы поставили опалубку,
и волнорез начал вырисовываться. Он представлял собой выступающую площадку
из цемента, о которую волны могли разбиваться, перекатываясь через нее. Затем
вода с вершины площадки падала в бассейн. Использовав специальный цемент,
устойчивый в морской воде, и каменные блоки, мы соорудили воронкообразный
проход, так чтобы волны входили в бассейн на узком (около 2 метров) участке.
Этот проход перекрыли воротами, после чего дамбу разобрали с помощью крана.
Дважды переделав волнорез, мы обнаружили, что можем поддерживать объем протекающей
через бассейн воды на уровне приблизительно 150000 литров в час. Я рассчитал,
что при этих условиях вся вода в бассейне будет полностью сменяться приблизительно
за два часа, и так оно оказалось в действительности. Ежесуточные приливно-отливные
колебания на острове Сент-Томас составляют приблизительно 20 — 30 сантиметров;
сизигийные (максимальные) колебания достигают примерно 45 сантиметров. Сравнительно
редко, когда не дуют пассаты, объем протекающей воды уменьшается приблизительно
до одной пятой; чтобы увеличить этот объем, мы уменьшили высоту волнореза.
В последующие месяцы вокруг бассейна были построены цементные ограждения
и стены, а гравий со дна выбран на глубину до 3,6 метра.
Тем временем с другой стороны мыса был сооружен мол, выходящий в бухту Назарет,
к которому могли приставать, укрываясь от волн, наши рыболовные суда и суда
— охотники за дельфинами. Отвесные скалы были разрушены и сброшены в море.
Как только вода внутри бассейна успокоилась, мы обнаружили, что в ней быстро
вновь появились все виды морских организмов. Бассейн превратился в прекрасное
убежище для морской мелюзги, которая затем привлекла живущих по соседству
тунцов и других рыб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию ............................................................................................................................
5
Предисловие автора (своего рода предсказание) ....................................................................................................
9
Глава I. Возможность общения между разными видами
.......................................................................................
11
Глава II. Мое знакомство с китом ............................................................................................................................
27
Глава III. Мои первые опыты с дельфинами ..........................................................................................................
32
Глава IV. Новые методы исследования ...................................................................................................................
42
Глава V. Первые результаты .....................................................................................................................................
47
Глава VI. Отказ от предвзятых мнений ...................................................................................................................
63
Глава VII. Дрессировка дельфинов ..........................................................................................................................
75
Глава VIII. Моя лаборатория на острове Сент-Томас
.....................................................................................
80
Глава IX. Лиззи и Бэби ..............................................................................................................................................
87
Глава X. Элвар и Тольва ...........................................................................................................................................
98
Глава XI. Голоса дельфинов ....................................................................................................................................
112
Глава XII. Некоторые перспективы ........................................................................................................................
120
Приложение 1. Анатомия и физиология Tursiops
truncatus .................................................................................
127
Приложение 2. Размер мозга и функции языка
......................................................................................................
149
Литература ................................................................................................................................................................. 157