Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
Глава VII
В период с 1955 по 1958 год я познакомился с эффектной программой дрессировки
дельфинов, которых готовят для участия в представлениях. Мой первый опыт
в этом отношении связан с Морской студией Маринлэнда в Сент-Огастине (Флорида),
а последующий — с Театром моря в Исламорада (Флорида).
В то время программы этих двух океанариумов сильно различались. Программа
Маринлэнда была крайне формальной, точной и проводилась в очень быстром темпе,
программа же Театра моря — менее строгой, менее формальной и во многих отношениях
более интимной.
Маринлэндский дрессировщик Андре Коуэн, полинезиец по происхождению, благодаря
своему глубокому интересу к дельфинам от положения служителя, ухаживающего
за животными, дошел до дрессировщика. Он оставался главным дрессировщиком
Маринлэнда в 1960 году и был большим энтузиастом своего дела. Совсем недавно
он предпринял дрессировку двух гринд, полученных из Тихоокеанского Маринлэнда.
Именно от Андре я узнал, что дрессированный дельфин подчиняется команде не
только дрессировщика, но и других лиц. Мой тринадцатилетний сын Чарлз принимал
участие в таком опыте, результаты которого мы сняли на кинопленку.
Андре обучил Чарлза командам, которые он использовал в работе с двумя дельфинами,
по кличке Сплэш и Элджи. Чтобы заставить Сплэша выпускать изо рта воду фонтаном,
быстро сомкнув челюсти у поверхности воды, Андре подавал сигнал, который
заключался в том, что он сам выплевывал воду и шлепал рукой по стенке бассейна.
Затем Сплэш выполнял номер, и Андре давал ему в награду кусочек рыбы. После
двух-трех попыток Чарлз в совершенстве обучился этому приему, и Сплэш сразу
же стал с ним сотрудничать.
Описанный номер иллюстрирует формальную сторону дрессировки дельфинов — так
называемую методику подкрепления пищей. Надо отдать должное Келлеру Бреланду,
известному зоопсихологу, узаконившему применение в Маринлэнде дрессировки
такого типа. Как только одно из животных сделает что-либо из того, что от
него требуют, дается звуковой сигнал, например свисток. Это «промежуточный»
сигнал для того, чтобы дельфин приблизился и получил вознаграждение. События
могут развиваться по одному из двух путей: 1) успешное действие со стороны
дельфина, за которым следует сигнал дрессировщика и получение вознаграждения,
или 2) сигнал дрессировщика, действие дельфина, второй сигнал дрессировщика
и вознаграждение.
В то же самое время на животное действуют и другие факторы: присутствие дрессировщика,
громкий голос диктора, раздающийся в репродукторе (этот голос дельфин может
слышать под водой, но он не раздается во время тренировочных занятий без
публики), сигналы, производимые ударами руки о стенку бассейна, движения
руки дрессировщика, которые дельфин может видеть, и так далее. Дельфины пристально
наблюдают за дрессировщиком, внимательно слушают его и прекрасно взаимодействуют
с ним большую часть времени.
Конечно, для участия в представлении животных тщательно отбирали. Некоторых
дельфинов не удалось выдрессировать до такой степени, которая необходима
для представлений в Маринлэнде.
Для того чтобы заставить Сплэша и Элджи выполнять номера их репертуара, Чарлз
использовал свисток и движения рукой. Они подавали ему плавники как бы для
пожатия; они выпрыгивали из воды, кувыркались в воздухе и ныряли головой
вперед, ловя футбольный мяч, который Чарлз бросал им в бассейн, когда они
отплывали, высунув из воды морды. Каждый раз Чарлз свистел, подавал соответствующий
сигнал и давал в награду кусочек рыбы.
Ф. Дж. Вуд показал нам один номер Сплэша, который не использовали в представлении.
Если в бассейн у самого края опускали кулак, держа его над водой, дельфин
подплывал, хватал кулак и держал его своими плотными губами и концами челюстей.
Если руку не убирали, он постепенно затягивал ее, каждый раз все больше и
больше захватывая ее зубами, пока руку не отдергивали прочь. Тогда он уплывал
на боку, выставив один глаз и дыхало над поверхностью воды и производя в
воздухе щелкающий звук, который был очень похож на человеческий смех. Если
ему снова давали кулак, он забирал его в рот уже глубже, так что руку отдергивали
быстрее, и в этот момент он снова начинал «смеяться».
Этот номер представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких черт
у дельфинов, как общительность, заинтересованность, любопытство. В то же
время он показывает, что они способны регулировать силу своих действий и,
по всей видимости, не хотят использовать ее в полной мере против человека,
даже когда их на это провоцируют. Я подозреваю, что если дельфина сильно
обидеть, то человек, находящийся вместе с ним в воде, может получить повреждения
и даже очень серьезные. Однако этого еще ни разу не произошло ни в океанариумах,
ни в наших опытах. Животные неизменно общительны, добродушны и даже несколько
снисходительны к людям, а в их отношениях к нам проявляется какой-то игривый
юмор. Может быть, именно такие черты дельфинов будут способствовать успеху
наших попыток установить с ними связь.
Я видел, как они довольно грубо играли с людьми, которые были достаточно
смелы, чтобы войти в воду и попытаться дрессировать дельфинов в их родной
стихии. В один из зимних дней я наблюдал, как Кен Бургесс — один из сотрудников
Келлера Бреланда — дрессировал трех молодых самцов в воде, на глубине около
четырех футов. Вода была холодная, и Кен надел резиновый костюм и маску.
Он обучал дельфинов проплывать под водой через обруч, по другую сторону которого
держал рыбу. Обычно неприрученное животное не войдет в узкое пространство,
пока не исследует его тщательно в течение нескольких часов. Поэтому обучать
дельфинов этому номеру — сущее наказание.
И вот один из дельфинов бросился к обручу. Тем временем второй подкрался
к Кену сзади и выхватил рыбу, которую тот держал в руке. Третий дельфин бросился
к нему и сбил его с ног. Такие шалости продолжались в течение всего периода
дрессировки и держали Кена в страшном напряжении. Если бы хоть один из дельфинов
был настроен достаточно враждебно и злобно, он мог бы очень сильно поранить
и даже убить дрессировщика. Однако они никогда не были настолько грубы, чтобы
можно было почувствовать активную враждебность. Их поведение скорее напоминало
шутливые проказы.
Разумеется, именно свойственная дельфинам игривость и отсутствие враждебности
делают возможной их дрессировку. Если бы они обладали свирепостью акулы,
тигра или льва, то в океанариумах не удалось бы достигнуть таких успехов
в их дрессировке.
В Театре моря дрессировку дельфинов проводили на гораздо менее формальной
основе. Когда я впервые увидел их представление в 1956 году, у меня создалось
совершенно определенное впечатление, что дельфины уже чувствуют себя вознагражденными
просто потому, что человек выходит на помост, разговаривает и играет с ними,
бросает им клочки бумаги, которые они носят взад и вперед. Дельфины откликались
на свои клички — Баттонс и Дженни. Дрессировщик, командуя только голосом,
руководил поведением этих двух дельфинов, находившихся в одном бассейне.
Время от времени посреди номера один из дельфинов, не в меру разыгравшись,
покусывал другого; все это выглядело как славная шутка. Здесь люди плавали
вместе с дельфинами. Даже посетителям разрешалось плавать вместе с ними.
Одна из посетительниц, Марта К. Кларк, описала в письме к нам свои впечатления.
Она сообщала, что дельфины приближались к ней довольно осторожно. Наконец
один из них подплыл к ней довольно близко и подставил свой спинной плавник.
Миссис Кларк ухватилась за плавник, и дельфин быстро потащил ее по воде,
задевая ее своими двигающимися грудными плавниками. Затем, когда ноги миссис
Кларк приблизились к поверхности, дельфин сделал быстрый рывок, протащил
ее по поверхности воды примерно сто ярдов и вернулся обратно. После этого
он уплыл, не пожелав больше служить буксиром.
Когда я вновь посетил Театр моря в 1960 году, дрессировщики все еще плавали
вместе с дельфинами, но отношения между ними стали более настороженными,
менее близкими и более отчужденными. Животные интересовались людьми в масках,
но, вместо того чтобы подплывать к ним вплотную, просто «огрызались». Они
с большим любопытством следили за пловцами и иногда, проплывая рядом с ними,
щелкали челюстями. Впоследствии мы наблюдали такое же щелканье челюстями
у содержавшихся в неволе дельфинов на Виргинских островах и в нашей лаборатории
в Майами.
Щелканье челюстями, очевидно, может иметь различный смысл. Если оно производится
так быстро, что в воде слышатся отчетливые щелчки, то это, по-видимому, служит
предупреждением, запрещающим приближаться к животному, которое как бы говорит:
«Прекрати, это меня раздражает». Если дельфин медленно приближается с раскрытым
ртом, это обычно означает, что он надеется получить рыбу. Так они поступают,
например, при кормежке или если опустить в воду руку в то время, когда они
ждут рыбу. В других случаях такое действие может служить каким-то другим
сигналом — одним из тех, которые мы еще не понимаем. Это же движение дельфин
производит, если он проплывает мимо, не желая останавливаться, и если он
наблюдает за человеком, однако в этом случае не слышно никакого щелканья.
Вначале раскрытый рот несколько пугает, поскольку при этом обнажаются восемьдесят
восемь острых зубов, сидящих в огромной пасти. Однако в конце концов к этому
можно более или менее привыкнуть. Иногда у меня бывает такое ощущение, как
будто дельфины усвоили, что их раскрытая пасть может действовать устрашающе,
и пользуются этим, чтобы испугать человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию ............................................................................................................................
5
Предисловие автора (своего рода предсказание) ....................................................................................................
9
Глава I. Возможность общения между разными видами
.......................................................................................
11
Глава II. Мое знакомство с китом ............................................................................................................................
27
Глава III. Мои первые опыты с дельфинами ..........................................................................................................
32
Глава IV. Новые методы исследования ...................................................................................................................
42
Глава V. Первые результаты .....................................................................................................................................
47
Глава VI. Отказ от предвзятых мнений ...................................................................................................................
63
Глава VII. Дрессировка дельфинов .....................................................................................................................
75
Глава VIII. Моя лаборатория на острове Сент-Томас
............................................................................................
80
Глава IX. Лиззи и Бэби ..............................................................................................................................................
87
Глава X. Элвар и Тольва ...........................................................................................................................................
98
Глава XI. Голоса дельфинов ....................................................................................................................................
112
Глава XII. Некоторые перспективы ........................................................................................................................
120
Приложение 1. Анатомия и физиология Tursiops
truncatus .................................................................................
127
Приложение 2. Размер мозга и функции языка
......................................................................................................
149
Литература ................................................................................................................................................................. 157