Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ВЫЖИВАНИЕ ДИНОЗАВРОВ В ЛИТЕРАТУРЕ
То, что вы прочитали – фантазия, основанная на простом предположении –
что Великое вымирание в конце мелового периода 65 миллионов лет назад не
случилось.
Это не оригинальное предположение. Остатки динозавров были впервые обнаружены
в начале девятнадцатого столетия, и находки захватили воображение публики.
С тех пор и авторы и учёные доставляли себе удовольствие фантазией на тему
того, каков мог бы быть порядок вещей, если бы эти существа всё ещё существовали.
Первым автором, которого следует упомянуть, был Чарльз Диккенс, который в
первом же абзаце книги «Холодый дом» в 1853 году описал улицы Лондона, которые
были настолько грязными, что он мог представить себе мегалозавра, бродящего
по ним.
В 1864 году Жюль Верн создал образец, которому затем следовали многие авторы.
В своём «Путешествии к центру Земли», изданном в том году, он вообразил наличие
места, в данном случае системы пещер глубоко под поверхностью Земли, в которой
всё ещё жили мезозойские животные. Подземный океан образовался, когда Земля
проломилась в течение «вторичного периода» мира (в книге используется ныне
заменённая систему геологической хронологии, которая использовалась в середине
девятнадцатого столетия), и трещины заполнились морской водой и животными
того времени, которые населяли океан. Путешественники стали свидетелями сражения
между плезиозавром и ихтиозавром.
Наиболее примечательным рассмотрением темы был «Затерянный мир» сэра Артура
Конан Дойла, изданный в 1912-м году. В этой книге маленькое изолированное
плато в Южной Америке вмещало на себе живую природу, которая существовала
во всём мире на протяжении мезозойской эры. Упомянутые животные, наблюдавшиеся
экспедицией, включают игуанодона и стегозавра, а также есть озеро, полное
плезиозавров и болото, кишащее птерозаврами. Книга была написана в период
«детства» киноиндустрии, и успешный немой фильм, основанный на ней, вышел
в 1926 году. Фильм, используя покадровую съёмку миниатюрных динозавров, подчеркнул
внешнее величие этих существ и ввёл моду на динозавров в зрелищной индустрии.
Команда из скульптора Марселя Делгадо и аниматора Уиллиса О’Брайена, которые
отвечали за динозавров в «Затерянном мире», продолжила это направление изготовлением
наиболее известного из всех «динозавровых» фильмов – «Кинг Конг» в 1933 году.
1930-е и 1940-е годы представляют собой время расцвета так называемых «pulp-журналов».
Под такими завлекающими внимание повторяющими друг друга названиями, как
«Потрясающие истории» и «Знаменитые фантастические тайны», эти журналы представляли
короткие рассказы и повести, которые могли бы классифицироваться в тогдашнем
жанре ранней научной фантастики. Многие из описанных приключений происходили
в отдалённых местах, где всё ещё существовали динозавры. Приключение было
непременно красочно расписанным; обложки журналов обычно надоедали рисунками
динозавра, угрожающего молодой женщине. Динозавр обычно был адаптированным
вариантом живописной работы одного из известных рисовальщиков динозавров
того времени – Рудольфа Заллингера, чьи фрески демонстрировались в Йельском
музее Пибоди, или Чарльза Р. Найта, который создал фрески для многих музеев
естественной истории в Соединенных Штатах, включая Американский Музей Естественной
Истории, Смитсоновский Институт, и Музея Естественной Истории Филда – но
с нелепо преувеличенными когтями и зубами. Молодая женщина, также с преувеличенными
некоторыми физическими особенностями, обычно изображалась беспомощно упавшей.
С тех пор «затерянные миры» снова и снова появлялись в литературе, фильмах,
комиксах и по телевидению. Все их описания основаны на том же самом объяснении,
что небольшая область на поверхности Земли (или под ней) оказалась изолированной
в течение некоторого периода прошлого геологического времени и сохранила
фауну, существовавшую в то время. Набор местоположений, которые писатели-фантасты
предлагают для такой области, включает джунгли Южной Америки, джунгли Центральной
Африки, пустыню Сахару, остров в Индийскем океане, остров в Южной Атлантике,
остров в Северном Ледовитом океане, остров в Tихом океане, вулканический
кратер в Антарктиде, боковое ответвление Большого Каньона, а также отдалённые
долины в Скалистых горах, Андах и Гималаях.
Все эти затерянные миры явно страдают от двух довольно очевидных ошибок.
Первая – то, что изоляция затерянного мира никогда не абсолютна. Не только
исследователи сегодняшнего дня могут проникать в их тайны, но и другие существа,
прорываются туда в разное время. Поэтому наряду с динозаврами, птерозаврами
и плезиозаврами из мезозойской эры там также есть мамонты и саблезубые тигры
из намного более позднего времени. За эту ошибку несут ответственность создатели
жанра. В «Путешествии к центру Земли» наряду с плезиозаврами есть и мастодонты,
и среди флоры подземного мира и знаменитых лесов из гигантских грибов есть
деревья угленосных лесов каменноугольного периода. В «Затерянном мире» рядом
со стегозаврами существуют большерогий олень и похожие на броненосца глиптодонты.
Вновь прибывшие виды весьма удобно заняли своё место и существуют в экологическом
равновесии с животными и растениями, которые уже там есть. В реальном мире
такое вторжение почти неизбежно вело бы к исчезновению исходной фауны и к
её последующей замене новоприбывшими видами.
Вторая ошибка, которая имеется в рассказах о «затерянном мире», значительно
более тонкая. За исключением серии о Пеллюсидаре от создателя Тарзана Эдгара
Райса Берроуза, в которой Земля изображается как полая сфера с альтернативным
миром на внутренней стороне её оболочки, затерянный мир всегда имеет очень
маленькую площадь. Это необходимо с точки зрения сюжета, чтобы объяснить,
почему это место не открыли. Однако это также означает, что территория не
имеет возможеости быть настолько большой, чтобы поддержать существование
огромных животных, которые описаны автором. Если бы такой затерянный мир
существовал, животные должны были бы выработать определённую адаптацию, которая
позволит им жить в условиях ограниченных ресурсов. Они весьма отличались
бы от огромных и представительных динозавров (обычно преувеличенных без видимой
причины), существование которых отмечается в фантастических произведениях.
Они, возможно, развивались бы так же, как карликовые титанозавры и мегалозавры
на островах Индийского океана из этой книги (страницы
40 – 41), образуя миниатюрные
формы, чтобы справиться с малой площадью суши и нехваткой пищи. Палеонтология
и зоология нашего времени дают нам свидетельство этого. Слоны размером со
свиней появились на островах Средиземноморья в позднем третичном периоде,
и крошечные шетландские пони приобрели в процессе эволюции свой небольшой
размер, чтобы выжить на скудных пастбищах Шетландских островов*. Если бы
динозавры выжили до наших дней, ни при каких обстоятельствах они не напоминали
бы ничего вроде животных, которых мы знаем по мезозойским ископаемым остаткам.
Но определённо, не было бы никаких игуанодонов или стегозавров из «Затерянного
мира».
* Можно дополнить эту информацию
тем, что на островах Средиземноморья большерогие олени вырастали
до размеров осла, и существовали даже карликовые
виды размером с собаку. Также на этих островах существовали карликовые
гиппопотамы. На островах Санта-Роза (Северная Америка) найдены остатки
карликовых колумбовых слонов, а на островах Врангеля и Командорских
– карликовых мамонтов. Также на территории Южной Европы действительно
найдены остатки карликовых динозавров мезозоя – игуанодонов, зауропод
и хищных
динозавров.
– В. П. |
Сохранившиеся динозавры и прочие
Есть другой фантастический контекст, который позволяет живым динозаврам
существовать в современную эпоху. Обоснованием его является то обстоятельство,
что динозавр сохранился в состоянии заторможенной жизнедеятельности, обычно
в какой-то неправдоподобной среде типа льда или вулканической лавы, и был
возвращен к жизни посредством ещё более невероятного воздействия вроде разряда
молнии или ядерного взрыва.
Подобно объяснению ситуации с «затерянным миром», обстоятельства, при которых
сохранилось животное, могут представлять собой уловку, которая служит фоном
для истории, и никогда не претендуют на то, чтобы возможность их возникновения
могла быть серьёзным образом исследована. Возможно, наибольшее влияние в
этом плане оказал короткий рассказ Рэя Брэдбери «Ревун», изданный в 1952
году, в котором туманная сирена маяка призвала динозавра из глубин океана;
звук был принят за брачный зов. Элементы этой истории были включены во впоследствии
выпущенный фильм «Зверь с глубины 20000 фатомов», кульминационным моментом
которого был показ фантастического динозавра на фоне паники в Нью-Йорке.
Для малобюджетного фильма он был замечательно успешным из-за работы скульптора/аниматора
Рэя Харрихаузена, продолжившего традиции, заложенные Делгадо и О’Брайеном
в ранних «динозавровых» драмах. Фильм породил целую серию популярных фильмов
о монстрах на протяжении 1950-х годов.
Стегозавр из «Затерянного мира»
«Со следующей страницы альбома на меня глянуло нечто необычайное. ... Перед
этим существом стоял маленький человечек, почти карлик» [цит. по пер.
Н. Волжиной – В. П.].
Зарисовка стегозавра из дневника Мепл-Уайта, первого исследователя «затерянного
мира», как он описан в книге сэра Артура Конан Дойла.
Современные версии этой темы включают клонирование целого динозавра из фрагментов
сохранившейся ткани. Микроскопическая структура ДНК анализируется на клеточном
материале и стимулируется её рост в экземпляр целого животного. Увы, современные
технологии расценивают как невозможное событие сделать это со свежей живой
тканью, не говоря уже о том, что окаменело и мертво уже 100 миллионов лет.
Другие книги, фильмы, комиксы и телевизионные программы помещают динозавры
в контекст существования человека, размещая их на дальних планетах, где их
наблюдают космонавты, высадившиеся или потерпевшие там крушение. Обоснование
этого – то, что на планете происходит эволюция, параллельная земной, но отстаёт
на несколько сотен миллионов лет. И вновь науке нет нужды подробно исследовать
эту предпосылку – её достаточно, чтобы создать фон для рассказа.
В качестве альтернативы есть фантастический сценарий, который изображает
пещерных людей и динозавров как современников. Пещерные люди общаются хрюкающими
звуками, а все динозавры – свирепые пожиратели мяса. Но в этом месте мы уходим
в сторону от изначальной предпосылки этой книги, возможного выживания динозавров
в наши дни.
* С этим согласны далеко не все авторы, в частности, российские палеонтологи,
которые выводят родословную настоящих птиц от более раннего триасового
протоависа (Protoavis). Есть предположение, что от динозавров произошли
«не настоящие» птицы энантиорнисы, которые вымерли в конце мелового периода.
Ряд находок динозавров позволяет полагать, что у них на коже росли перья,
хотя и не слишком похожие на птичьи. – В. П. |
Фактически, уже обсуждалось, что динозавры выжили до наших дней, что птицы отделились от группы целурозавров в юрский период*. Внешне они очень сильно изменились. Однако их анатомия и физиология привели некоторых учёных к предположению, что внешние различия являются поверхностными – просто приспособление для жизни в полёте – и что птицы действительно являются близкими к своим динозавровым предкам. В результате их следует по праву расценивать как специализированных динозавров. В этом случае птицы представляют собой выживших динозавров, и они выжили просто потому, что сильно изменились по сравнению с их предками.
Очевидно, мы не можем жить без разума. Важная особенность фантастических
«затерянных миров» – наличие людей. И в «Путешествии к центру Земли», и в
«Затерянном мире» существуют примеры примитивных людей, живущих рядом с динозаврами,
возможно, являющихся результатом даже ещё более поздней волны заселения,
нежели та, что оставила после себя большерогого оленя и мастодонтов. Маловероятно,
что эти люди-колонисты остались бы в экологическом равновесии с другими обитающими
там существами, когда упоминаются признаки эксплуатации человечеством дикой
природы.
Тема разума в фантастических произведениях о «затерянном мире» может иметь
другой источник. Очень часто предполагается, что, если бы крупные рептилии
выжили, некоторые выработали бы разум и культуру человеческого типа. Эдгар
Райс Берроуз вводит разумных рептилий в книгу «В сердце Земли», где под именем
махаров они эволюционировали от птерозавров, и вновь в «Тарзане у земного
ядра», где, названные хорибами, они произошли от ящериц. В продолжавшемся
долгое время сериале британской корпорации BBC «Доктор Кто» представлены
две расы разумных рептилий, эволюционировавших из существ, которые пережили
исчезновение динозавров.
* С чуть более научной точки зрения,
нежели диксоновская, «Запад Эдема» далеко не безгрешен. Среди его
обитателей можно встретить животных, которые не дожили даже до вымирания
к позднемеловую эпоху – юрских стегозавров и компсогнатусов, и даже
триасовых платеозавров. Мягко говоря, нереальны упомянутые в книге
ихтиозавры, которые вымерли в раннемеловую эпоху. И в то же время
мастодонт и мамонт, а также родственные хоботным представители сирен
являются потомками зверей, которые в реальном мире развивались в
Африке. Если бы они произошли от североамериканских животных, они
были бы не копиями или родственниками животных нашего мира, а существами,
которые выглядят совсем иначе. Но на то она и фантастика, чтобы в
чём-то идти против здравого смысла. – В. П.
|
Возможно, наиболее значимым примером в фантастической литературе недавних
лет являются животные, которые представлены в романе Гарри Гаррисона «Запад
Эдема» и его продолжениях. Ийлане из этой книги произошли от водных мозазавров.
Книга Гарри Гаррисона значительно более оригинальна, чем прочие. Она, как
и «Новые динозавры», основана на предположении, что массового вымирания вообще
никогда не было. Она показывает образ современного мира как мира, населённого
динозаврами, словно это было в мезозойскую эру. Однако, на изолированном
Североамериканском материке – в нашей Неарктической области – динозавры вымерли,
и ставшая результатом этого эволюция млекопитающих в итоге завершилась появлением
человека, и, таким образом, «Запад Эдема» получил всё лучшее от обоих миров*.
Во
всех этих фантастических произведениях разумная рептилия обладает всеми
техническими навыками, характерными для людей, но ни одним из более тонких
чувств. Холоднокровная природа рептилии показана через грубость этих
существ
и их лишённое эмоций отношение друг к другу и к любым людям, которые
сталкиваются с ними. Такое описание обычно важно для придания ситуации драматизма.
|
Но что часто упускается из вида в этих драматичных представлениях – то обстоятельство,
что разумность, подобная нашей, требует эндотермной, или теплокровной физиологии,
чтобы позволить ей появиться. В ином случае эффективность работы мозга была
бы чрезвычайно ограниченной в периоды медленного обмена веществ. Этот недостаток
мог бы быть легко преодолён, если призвать на помощь современную концепцию
теплокровных динозавров, но тогда будет утерян драматический эффект их хладнокровной
жестокости.
Концепция разумного динозавра была разработана канадским палеонтологом Дейлом
Расселлом в 1981 году, когда он опубликовал своё видение «динозавроида».
Доктор Расселл расценил одного из заврорнитоидов, Stenonychosaurus, как наиболее
вероятного кандидата среди динозавров на развитие разума, потому что его
мозг по отношению к размерам тела, был больше, чем мозг любого известного
динозавра. Кроме того, Stenonychosaurus был двуногим животным и обладал хватательными
руками с ловкими пальцами. Это были те же самые физические особенности, которые
способствовали развитию разума и цивилизации у обезьян. Динозавроид доктора
Расселла был ростом около 1,4 метра (4 1/2 фута) и обладал очень гуманоидным
телосложением: полностью вертикальным положением тела, большой головой и
разумно выглядящим лицом. Если принять его теорию, то к настоящему времени
динозавры выработали бы такие продвинутые технические навыки, что они смогли
бы путешествовать к звёздам!
Но является ли разум в том виде, как мы знаем его, неизбежным результатом
эволюции? Если группа животных выживает и достаточно долго эволюционирует,
можем ли мы предположить, что она разовьётся в мыслящую, создающую орудия
труда, ведущую войны и ценящую искусство цивилизацию? Многие учёные склонны
думать именно так. Проект, известный как SETI - the Search for Extra-Terrestrial
Intelligence (Поиск ВнеЗемного Разума) основан на таком предположении. Астрономы,
которые прослушивают радиоволны, идущие от звёзд, с целью принятия и расшифровки
разумных сигналов, используют то, что известно как уравнение Дрейка. Уравнение,
выведенное в 1961 году астрономами Фрэнком Дрейком и Карлом Саганом, устанавливает
математически, что количество цивилизаций в галактике, с которыми возможно
вступить в контакт, может быть выражено формулой:
N = R*·fp·ne·fl·fi·fc·L
где N – это количество цивилизаций, R* – количество звёзд в галактике,
fp – доля звёзд с планетами, ne – среднее количество
землеподобных планет в системе, fl – доля этих планет, на которых
эволюционировала жизнь, fi – доля обитаемых систем, в которых
эволюционировал разум, fc – доля разумных существ, пробующих вступить
в контакт, и L – средняя продолжительность существования такой цивилизации.
Назначение наиболее оптимистических значений для каждого из этих факторов
даёт учёным возможность контакта с количеством в пределах от 100 миллионов
до 10000 миллионов цивилизаций в галактике. Установление значений для этих
факторов – в значительной степени вопрос оценки, особенно применительно к
фактору fi, или количеству обитаемых систем, которые дадут начало
разуму. Для целей SETI ему было придано значение 1, аргументируя это тем,
что для обитаемой системы неизбежна эволюция разума. Если, однако, это значение
равно нулю, всё уравнение обнуляется и ни одна внеземная цивилизация не пробует
входить в контакт с Землёй.
Однако, даже на Земле цивилизация не представляет собой неизбежного конечного
продукта. Биологические системы Земли успешно выживали без разума на протяжении
3500 миллионов лет. Существуя более миллиона лет, или что-то около того,
разум заявил о себе как о цивилизации в течение последних 4000 лет. Разум
ещё должен доказать себе, что является особенностью, которая вообще имеет
хоть какое-то эволюционное преимущество, не говоря уже о том, чтобы представлять
собой окончательную цель эволюционного развития. (Материалы в пользу того,
что Homo sapiens – успешный вид, способный выживать долгое время, не слишком
хороши.)
Если бы динозавры выжили и продолжили эволюционировать, разум, конечно, мог
бы появиться. Однако, это не было бы тем видом интуитивно принимаемого разума,
который мы связываем с этим термином с позиции антропоморфизма. В нём было
бы больше животной хитрости, со всё более и более сложными и эффективными
методами охоты и способностями к совместным действиям.
В любом случае было бы истиной утверждение о том, что динозавры, которые
могли бы существовать сегодня, весьма сильно отличались бы от тех, что существовали
на протяжении мезозойской эры. Однако, они были бы столь же странными и столь
же великолепными для нашего взгляда. Но, увы, чтобы увидеть их, наших глаз
не было бы.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВЕЛИКОЕ ВЫМИРАНИЕ 6
ЧТО ТАКОЕ ДИНОЗАВР? 10
НОВОЕ ДРЕВО ЖИЗНИ 12
ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ 16
ЗООГЕОГРАФИЯ 18
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 20
НОВЫЕ ДИНОЗАВРЫ 29
ЭФИОПСКАЯ ОБЛАСТЬ 30
ПАЛЕАРКТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ 42
НЕАРКТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ 54
НЕОТРОПИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ 66
ВОСТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ 78
АВСТРАЛАЗИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ 88
ОКЕАНЫ 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
ПОСЛЕСЛОВИЕ 109
СЛОВАРЬ 113
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ 115
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 116
БЛАГОДАРНОСТИ 120