Главная Библиотека сайта Форум Гостевая книга

Клиффорд Пиковер

ИНОПЛАНЕТЯНЕ ГЛАЗАМИ НАУКИ


ПОХИЩЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯНАМИ

 

 

 

 

Страдая височной эпилепсией, я вижу вещи немного иначе, чем раньше. У меня появляются видения и образы, которых нет у нормальных людей. Некоторые из моих припадков похожи на вхождение в другое измерение, – самые близкие к религиозным или духовным чувствам, которые я когда-либо испытывала. Эпилепсия дала мне редкий дар видения и проникновения в себя, а иногда и за пределы себя, и это пошло на пользу моему творчеству. Без височной эпилепсии я бы не начала заниматься скульптурой.

— Женщина с височной эпилепсией

 

Когда мы исследуем явления, существующие на периферии общепринятой реальности, старые слова становятся неточными или им приходится придавать новые значения. Такие термины, как «похищение», «пришелец», «случай» и даже сама «реальность» нуждаются в переопределении, чтобы не потерять тонкие отличия.

— Джон Мак

 

Я не страдаю височной эпилепсией.

— Уитли Стрибер

 

Что такое похищение инопланетянами?

В своей книге «Тест на IQ для инопланетян» (“The Alien IQ Test”) я упоминаю о своём восхищении недавним всплеском интереса к похищениям инопланетянами. При классических сценариях похищения НЛО похищенные рассказывают нам, что у них бывают странные сны, вспышки памяти или даже физические симптомы спустя недели после встречи с инопланетянами. Некоторые «похищенные» в попытке восстановить воспоминания о событиях, которые произошли во время необъяснимых промежутков времени, проходят сеансы гипноза. Эти промежутки иногда называют «отсутствующим временем», когда события, которые казались длящимися несколько минут, на самом деле продолжались часами. Под гипнозом похищенные рассказывают, что их привели, а иногда и погрузили на дискообразный корабль инопланетяне с большими головами и крупными раскосыми глазами (рис. 9.1, 9.2 и 9.3). На этих кораблях похищенные проходят своего рода медицинское обследование. Некоторые считают, что феномен похищения представляет собой свидетельство существования других измерений за пределами пространства-времени и что инопланетяне могут прибывать не из обычного космоса, а из «мультивселенной», окружающей нас со всех сторон. На мой взгляд, не существует достаточных веских доказательств того, что похищение инопланетянами существует вне сознания похищаемого.

9.1 Один из видов инопланетян, о котором обычно сообщают во время похищений. (Рисунок Кэрол Энн Родригес.)

 

 

 

 

 

9.2 Ещё один вид инопланетян, о котором обычно сообщают во время похищений. (Рисунок Брайана Мэнсфилда.)

 

 

 

 

 

9.3 Ещё одна разновидность инопланетян, о которой обычно сообщают во время похищений. (Рисунок Мишель Салливан.)

Около года назад, в рамках своего исследования феномена похищения инопланетянами для главы книги «Странные мозги и гениальность» (“Strange Brains and Genius”) я обложился множеством книг и статей: «Причастие» (“Communion”) и «Перерождение» (“Transformation”) Уитли Стрибера, «Похищение: встречи людей с инопланетянами» (“Abduction: Human Encounters with Aliens”) (исправленное издание) Джона Мака, «Похищение инопланетянами» (“Alien Abduction”) Сьюзан Блэкмор, «Похищения НЛО» (“UFO Abductions”) Филипа Класса, «Вторженцы» (“Intruders”) Бадда Хопкинса, «Захваченные» (“Siezed”) Евы ЛаПланте и «Близкие контакты четвёртого рода: похищение инопланетянами, НЛО и конференция в М. Т. И.» (“Close Encounters of the Fourth Kind: Alien Abduction, UFOS, and the Conference at M.I.T.”) К. Д. Б. Брайана.
После чтения примерно с 10 часов утра до 11:30 вечера я пошёл спать и сам пережил очень яркую встречу с инопланетянами. Два существа проплыли сквозь сетку, затягивающую открытое окно. Когда они стояли на ковре, их головы были чуть выше подоконника. Я уловил лёгкий запах лайма или, возможно, какого-то душистого цветка. Эти два существа были безволосыми, и у них не было ушей. В их огромных чёрных глазах не было белков или зрачков – в точности как в описаниях в книге, которую я читал.
Думаю ли я, что в ту ночь в мою спальню вошли два серых существа из другого измерения? Вероятно, это был обрывок реалистичного сна, навеянного моим чтением «Причастия» и других книг о похищении инопланетянами непосредственно перед сном. Утром, когда я проверил ковёр под окном спальни, на нём не было никаких странных следов ног или мусора из кустов. Сетка на окне была на месте.
Хотя я сохраняю открытость ума, я по-прежнему жду «доказательств» того, что встречи с инопланетянами – это не просто яркие психические переживания, лишённые физической реальности. С другой стороны, похоже, существуют доказательства того, что такие переживания могут быть продуктом нашего разума. Например, пациенты с височной эпилепсией (ВЭ) часто верят, что ими управляют извне, либо Бог, либо инопланетные существа из космоса. (Височная доля расположена в нижней половине средней части мозга.) Эксперт по ВЭ Ева ЛаПланте в книге «Захваченные» предполагает, что автор бестселлеров Уитли Стрибер страдает ВЭ. В 1987 году Стрибер написал книгу «Причастие», в которой описал своё похищение низкорослыми инопланетянами с двумя тёмными отверстиями на месте глаз. У Стрибера наблюдаются различные симптомы ВЭ: ощущение «жамэ вю»,1 формикация,2 яркие запахи, галлюцинации, учащённое сердцебиение, ощущение подъёма и падения и частичная амнезия. Магнитно-резонансная томография головного мозга Стрибера выявила «случайные точечные очаги высокой интенсивности сигнала» в его левой височно-теменной области, что наводит на мысль о рубцах, которые могут привести к ВЭ. По мнению скептиков, Стрибер включил свои случайные провалы в памяти и периоды изменённого сознания в книгу «Причастие», за которую он получил от своего издателя аванс в размере 1 миллиона долларов.
ВЭ, вероятно, объясняет некоторые сообщения о внетелесных похищениях НЛО. На самом деле значительное число похищенных перед «похищением» ощущает лёгкие симптомы, похожие на эпилепсию. Например, некоторые похищенные ощущают тепло на одной стороне своего лица, слышат звон в ушах и видят вспышки света прямо перед похищением. Другие сообщают о пропаже звуков и ощущений, или о всепоглощающем тревожном ожидании. О таких ощущениях часто сообщают эпилептики.
На мой взгляд, истории о похищениях инопланетянами говорят нам о работе разума. Майкл Персингер, нейробиолог из Лаврентийского университета в Садбери, Онтарио, обнаружил, что люди с частыми всплесками электрической активности в височных долях сообщают об ощущениях полета, парения или выхода из тела, а также о других мистических переживаниях. Воздействуя магнитными полями на мозг, он может вызывать странные психические переживания – возможно, это вызывает вспышки возбуждения в височных долях. Например, оказывая воздействие магнитными полями на мозг людей, он заставлял их чувствовать себя так, словно две инопланетные руки схватили их за плечи и изогнули им ноги. Однако некоторые психиатры, например, Джон Мак, не принимают теорию ВЭ, поскольку никто не доказал, что у многих похищенных наблюдаются чрезмерные всплески электрической активности в височных долях мозга.
ЛаПланте и другие эксперты по ВЭ подозревают, что наше современное увлечение экстрасенсорным восприятием, внетелесными путешествиями, воспоминаниями о прошлых жизнях и другими паранормальными явлениями может быть результатом лёгкой не диагностированной ВЭ. Стрибер, получивший много писем от людей, которые сообщают о похожих случаях похищения их НЛО, отмечает:

Это крайне важный и фундаментальный человеческий опыт – восприятие, исходящее с такого уровня разума, который не прерывается рациональными структурами, оживляющими большую часть нашего мышления. Это своего рода память, форма восприятия или механизм сознания, нечто необъяснимое, чему разум даёт объяснение – вероятно, то же самое, которое заставило людей поверить в богов древности и мифы, в ангелов, воскрешение, а в наши дни – даже в НЛО. Вероятно, истоки этого лежат в человеческом сознании.

Стрибер продолжает эту линию мышления в книге «Перерождение», продолжении своей книги «Причастие» 1988 года: «Возможно, то, что случилось с Мухаммедом в его пещере и с Христом в Египте, с Буддой в юности и со всеми нашими великими пророками и провидцами, было возвеличенной версией того же скромного опыта, который заставляет летающую тарелку пролетать через всё небо или визитёра – появляться в спальне».

ВЭ изменила ход развития цивилизации. ЛаПланте и другие предполагают, что мистические религиозные переживания многих великих пророков были вызваны ВЭ, потому что исторические труды описывают классические симптомы ВЭ. Мухаммед, Моисей и святой Павел – религиозные пророки, которые, как полагают, страдали эпилепсией чаще всего. Достоевский считал очевидным, что видения Мухаммеда о Боге были вызваны эпилепсией. «Магомет уверяет в своем Коране, что видел рай и был в нём, – отмечает Достоевский. – Он не лжёт! Он действительно был в раю в припадке падучей, которою страдал, как и я».*

* Цитируется по книге Ковалевской С. В. «Воспоминания детства». – прим. перев.

Когда у Мухаммеда впервые появились видения Бога, он почувствовал себя подавленным, сдавленным, как будто из его груди выдавливали дыхание. Затем он услышал голос, зовущий его по имени, но когда он обернулся, чтобы найти источник голоса, там никого не было. Местные христиане, евреи и арабы-язычники называли его сумасшедшим. Легенда гласила, что в детстве у Мухаммеда были припадки. Когда ему было пять лет, он сказал своим приёмным родителям: «Ко мне подошли два человека в белой одежде. Они уложили меня и вскрыли мой живот, потом они вытащили из него что-то и выкинули». Это описание поразительно похоже на опыт похищения инопланетянами, описанный людьми с ВЭ вроде Уитли Стрибера.
Обратите внимание, что среди эмоций, которые испытывали Мухаммед, Моисей и Святой Павел во время своих религиозных видений, преобладает не восторг и радость, а скорее страх. В 1300 году до н.э., когда Моисей услышал глас Божий из горящего куста, он спрятал своё лицо и испугался. Лука и Павел согласны с тем, что Павел страдал от неизвестной «болезни» или «телесной слабости», которую Павел называл «жало во плоть». Известные библейские комментаторы объясняли это либо мигренью, либо эпилепсией. Павел однажды переболел малярией, которая сопровождается сильной лихорадкой, способной повредить мозг. Другие психологи отмечали, что возможные пациенты с ВЭ, такие как Моисей, Флобер, Святой Павел и Достоевский, также были известны своими приступами ярости.
Психолог Уильям Джеймс утверждал, что религиозные состояния настолько глубокие просто из-за того, что они могут быть вызваны психическими аномалиями:

Религиозные лидеры оказывались подверженными аномальным психическим напастям, возможно, даже в большей степени, чем люди, одарённые в иных областях. Они всякий раз оказывались особами с повышенной эмоциональной чувствительностью, склонными к навязчивым идеям; они часто впадали в транс, слышали голоса, их посещали видения и у них были всевозможные странности, которые обычно классифицируются как патологические. Более того, эти патологические черты часто помогали им обрести религиозный авторитет и влияние. Ссылаться на органическую причинность религиозного состояния ума при опровержении его притязаний на обладание высшей духовной ценностью совершенно нелогично и необоснованно, [потому что] никакие наши мысли и чувства, даже наши научные доктрины, даже наши сомнения не могут нести никакой ценности как откровения истины, поскольку все они без исключения вытекают из состояния тела владельца в данный момент. Несомненно, у Святого Павла когда-то был эпилептоидный, или даже эпилептический припадок, но не существует ни одного нашего душевного состояния, возвышенного или низменного, здорового или болезненного, предпосылками которого не были бы какие-либо органические процессы.

Недавно несколько монахинь с височной эпилепсией дали нам дополнительные доказательства того, что ВЭ лежит в основе многих мистических религиозных переживаний. Ева ЛаПланте рассказывает о бывшей монахине, которая «постигла» Бога во время своих приступов ВЭ. Монахиня описала этот опыт: «Внезапно всё сводится воедино в одно мгновение – всё складывается, и вас переполняет чувство радости, и вы вот-вот ухватитесь за него, а затем теряете его и переходите в атаку. Легко понять, каким образом в донаучный век эпилептик или любой другой человек с поражением височной доли, испытывающий подобное, мог считаться самим Богом». Даже у Иезекииля в Ветхом Завете было видение, напоминающее современные сообщения об НЛО и похищениях:

И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь… И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос…*

* Цитируется по Синодальному переводу Библии. – прим. перев.

 

Исследования инопланетянами

Несомненно, разум может обладать благотворным влиянием, создающим изолированные группы королей-философов вдали друг от друга на небесах. ... С другой стороны, разум может быть раковой опухолью бесцельного использования технологий, распространяющейся по галактике так же неудержимо, как она распространилась по нашей собственной планете.

— Фримен Дайсон, “Scientific American”, 1964

 

Возможно, великолепие гения может понять лишь тот, кто почти гениален.

— Энтони Смит, «Разум»

 

Если бы инопланетяне похищали людей, чтобы оценить наш интеллект, то какие испытания проводили бы инопланетяне? Конечно, само существование артефактов нашей цивилизации, от небоскрёбов до спутников, атомных бомб и компьютеров Pentium, может дать важную информацию об уровне развития нашего разума. Но предположим на мгновение, что инопланетяне хотят исследовать наши тела, чтобы узнать о нас побольше. Интересно, что инопланетяне не смогли бы определить, какие люди умнее прочих, измерив относительные размеры нашего мозга. Человеческий интеллект плохо коррелирует с размером мозга. По факту, мозг великого математика К. Ф. Гаусса сильно озадачил бы тех, кто думал, что размер мозга является показателем интеллекта. Мозг Гаусса весил 3,29 фунта (1492 г) – это лишь немного больше среднего. Однако было обнаружено, что в мозге Гаусса больше извилин, чем в мозге среднего человека. В книге Стивена Дж. Гулда «Ложное измерение человека» приводится множество примеров преступников с большим мозгом и выдающихся людей с маленьким мозгом. Самый большой женский мозг, который когда-либо был взвешен (3,45 фунта, или 1565 г), принадлежал женщине, убившей своего мужа, а у аутичных людей мозг тяжелее среднего. С другой стороны, умные люди могут существовать даже с сильно истончёнными мозгами типа «картофельных чипсов», последствиями детских болезней.
Разум не является неизбежным результатом эволюции ни в одном из миров. С момента зарождения жизни на Земле возникло около 50 миллиардов видов, и только один из них овладел технологией. Если разум как таковой обладает высокой ценностью для выживания, то почему так мало существ стало очень умными? Млекопитающие – не самые успешные из животных. Девяносто пять процентов всех видов животных – беспозвоночные. Большинство видов червей на нашей планете ещё даже не открыто, а по Земле бродит миллиард миллиардов насекомых.
Если бы человечество было уничтожено в результате какого-нибудь масштабного катаклизма, вероятность того, что наш уровень разума будет когда-либо достигнут на Земле ещё раз, очень мала. Историк науки К. Оуэн Лавджой рассматривает когнитивную деятельность как чистую случайность: «Очевидно, что эволюция познавательных способностей – это ни результат эволюционной тенденции, ни даже событие с наименьшей вероятностью, которую только можно рассчитать, а скорее результат серии весьма специфических эволюционных событий, первопричина которых прослеживается до процесса отбора не связанных друг с другом факторов вроде передвижения и рациона».
Если человеческий разум – это эволюционная случайность, а математические, лингвистические, художественные и технологические способности – крайне маловероятный бонус, то нет особых оснований ожидать, что жизнь в других мирах когда-либо разовьёт разум до такого же уровня, как у нас. Очевидно, для создания радиопередающих устройств для связи между звёздами необходимы и разум, и механическая ловкость одновременно. Какова вероятность того, что мы найдём расу, обладающую обеими этими особенностями? Очень немногие земные организмы обладают этими двумя особенностями, развитыми в достаточной степени. Как предположил биолог-эволюционист Джаред Даймонд в журнале “Natural History”, те, кто приобрёл немного одного (умные дельфины, ловкие пауки), не приобрели ничего другого, и единственный вид, который приобрёл немного и того, и другого (шимпанзе), оказался довольно неудачливым. Самыми успешными существами на Земле являются глупые и неуклюжие крысы и жуки, которые нашли лучшие пути, позволяющие прийти к своему нынешнему господству. Всё это означает, что если мы действительно получим послание со звёзд, то это подорвёт большую часть нынешних представлений о том, как работают эволюционные механизмы.
Как сказал доктор У. Дж. Холланд в своей замечательной «Книге моли» (“The Moth Book”):

Когда луна исчезнет с небес, и моря скроются подо льдом, города давно будут мертвы и разрушены, и вся жизнь окажется на самой последней из граней вымирания, тогда на клочке лишайника, растущего на голых скалах у вечных снегов Панамы, будет сидеть крошечное насекомое, чистящее свои усики в лучах угасающего солнца и представляющее собой единственного выжившего представителя животной жизни на Земле.

Ещё один интересный момент, который необходимо учитывать, заключается в том, что когда дело доходит до распознавания внутренних органов, среднестатистический дельфин «умнее» среднестатистического человека. С помощью эхолокации китообразные могут медленно сканировать содержимое кишечника своих собратьев, следить за током их крови и, возможно, получать доступ к архитектуре мозга своих возлюбленных. Насколько иной могла бы быть человеческая сексуальность, если бы мы обладали способностью заглядывать внутрь друг друга? Смогли бы появиться такие журналы, как «Плейбой», если бы мы могли видеть «внутреннюю красоту» тех, кого любим?

 

Ещё один скептический взгляд

Имеем ли мы дело с параллельной вселенной, иным измерением, где живут человеческие расы, и куда мы можем отправиться на свой страх и риск, чтобы больше никогда не вернуться в настоящее?

— Джон Мак

 

Впервые в нашей истории мы изучаем нечто, изучающее нас самих.

— Мэрилин Тир, калифорнийский психотерапевт

 

В этом разделе я заново пересматриваю несколько предыдущих темам с ещё более скептической точки зрения. Я сыграю роль адвоката дьявола, рассказывая вам обо всех причинах, по которым инопланетные визиты и цивилизации кажутся маловероятными. Моя цель – поощрить жаркие обсуждения и критическое мышление, поэтому не стесняйтесь выдвигать свои контраргументы на каждый аргумент, который выдвигаю я.
Несмотря на мою серьёзную научную подготовку, идея похищений инопланетянами продолжает преследовать меня. Меня особенно сильно захватило то, как с течением времени менялся облик инопланетных визитёров, о которых сообщали люди.3 В конце 1940-х инопланетяне выглядели как «маленькие зелёные человечки». В начале 1950-х годов «контактёрам» явились красивые человекоподобные существа. Волосатые карлики были обычным явлением в середине 1950-х. Тип внешности большеглазых гуманоидов с большими круглыми глазами начинает появляться в 1961 году, в день первого широко освещаемого похищения инопланетянами – дела Бетти и Барни Хилл.*

* Эх, не видели американские обыватели брошюру Юрия Петухова «Инопланетные пришельцы»… Наш гидроцефал ложнозрячий или жвалофаг хитинопанцирный значительно расширил бы их галерею образов пришельцев. – прим. перев.

Если кто-то из вас думает, что похищения инопланетянами инициируются физическими существами, вам следует спросить себя: а почему эти существа должны выглядеть гуманоидными? Вполне возможно, что инопланетные организмы эволюционировали бы с мозгом, расположенным близко к глазам и высоко на теле, но трудно поверить, что они были бы настолько сильно похожими на людей, как их изображают похищенные. Профессор Майкл Гроссо, художник и философ, преподававший в нескольких колледжах и университетах, отмечает, что наши изображения существ, похожих на зародышей, копируют часто транслируемые по телевидению образы страдающих от голода детей с их руками, похожими на палочки, большими головами и выпученными глазами. Может ли постоянный показ их по телевизору объяснить постоянство и сходство образов инопланетян?
Смогут ли инопланетяне дышать нашей атмосферой? Некоторые учёные полагают, что цивилизации могли развиваться только на планетах с содержанием кислорода, близким к нашему. При слишком малом количестве кислорода развивающаяся культура не смогла бы использовать в своих интересах огонь, а при слишком большом количестве кислорода огонь вышел бы из-под контроля. Разве смогли бы люди создать развитые цивилизации без огня?
Мне трудно поверить в буквальные физические похищения инопланетянами, потому что существует очень мало убедительных физических свидетельств вроде фотографий существ. Почему свидетелей этого так мало? Почему астрономы, которые почти постоянно наблюдают за небом и много фотографируют его, никогда не сообщали о летающих тарелках? Если крошечные объекты имплантировались в тела похищенных с той частотой, о которой сообщается, то почему эти имплантаты не фиксируются достаточно часто на рентгеновских снимках и во время сеансов компьютерной томографии? Как инопланетяне проносят похищенных сквозь прочные стены и окна?
Несмотря на все эти вопросы, некоторые исследователи утверждают, что похищения – это нечто большее, чем странное психическое явление, потому что у многих похищенных не наблюдается психических расстройств, потому что детали совпадают у людей, которые неохотно рассказывают свои истории, и потому что даже очень маленькие дети утверждают, что их похищали. С другой стороны, некоторые психологи полагают, что у многих «похищенных» низкая самооценка, и они повышают собственную значимость просто потому, что становятся объектом интереса исследователя похищений или психолога.
У небольшого процента похищенных явно есть банальная история психических отклонений, выраженная в предъявлении завышенных претензий или увлечении «пограничной наукой» вроде феноменов психики, ченнелинга и других занятий в рамках течения «нью-эйдж». Например, некоторые похищенные утверждают, что видят ауры и могут ощущать «заблокированные энергетические вибрации людей». Некоторые сообщают о сверхъестественных переживаниях, в том числе о телепатическом общении с призраками, и у них на протяжении всей жизни отмечались странные «диссоциативные эпизоды». В литературе одна из похищенных вспомнила странный образ из своего детства – большого серого каменного кролика рядом с её кроваткой. У другой инопланетянин попросил разрешения примерить её туфли на высоком каблуке. Как же нам отличить видения шизофреников от более «серьёзных» заявлений о похищении?
Пожалуй, самый известный среди похищенных инопланетянами – это Уитли Стрибер. Как нам оценивать его встречи, когда, судя по книге Филиппа Класса «Похищения НЛО: опасная игра» (“UFO Abductions: A Dangerous Game”), у Стрибера, похоже, была целая жизнь, полная необычных переживаний. Например, в апреле 1977 года Стрибер провёл короткую беседу с голосом, который звучал из стереосистемы в его нью-йоркской квартире. Стрибер также сталкивался с инопланетянами, похожими на роботов, с курносыми инопланетянами, одетыми в синие комбинезоны, с инопланетянином в нелепом картонном подобии синего двубортного костюма (в комплекте с белым треугольным носовым платком, торчащим из кармана) и с высокими инопланетянами в коричневых комбинезонах. У одного инопланетянина было «нелепое подобие кудрявого чёрного парика на голове». Однажды Стрибер даже увидел гигантское уродливое насекомое, которое заставило его почувствовать себя опекаемым и любимым. В другой раз он сообщил, что видел на полке внутри НЛО голову живой женщины, которую звали Кэти Дэвис.
У Стрибера были и другие странные переживания. Однажды, когда он ел рожок мороженого, он услышал окрик: «Ты можешь перестать это есть?» В другой раз НЛОнавт сказал, чтобы он перестал есть шоколад, иначе он умрёт. В какой-то момент своей жизни Стрибер купил пистолет для самообороны. Когда его спросили, для чего, он ответил: «Точно не знаю. Просто иногда у меня такое чувство... что в доме есть люди». В иных случаях он устанавливал сложные системы безопасности, чтобы защитить себя от угроз убийством со стороны «правых южных группировок», но позже признал, что таких угроз никогда не было.
Некоторым людям во время их похищений были показаны (телепатически) гибридные зародыши и дети. Некоторые похищенные женщины рассказывают нам, что у них украли яйцеклетки, потому что инопланетяне хотят скрещиваться с людьми. Однако возможность создания гибрида инопланетянина и человека выглядит неестественной. Если люди не могут произвести гибридное существо путём оплодотворения яйцеклетки шимпанзе человеческой спермой, то как же может инопланетянин, предположительно с сильно отличающимися генетическим наследием и биохимией, использовать нашу ДНК?
Наконец, какова вероятность того, что инопланетные цивилизации существуют? Моё личное мнение таково, что цивилизации, достаточно развитые, чтобы исследовать космическое пространство или общаться с нами, довольно редки. Во-первых, для жизни важна жидкая вода. Вероятно, существует не так много богатых водой планет, которые вращаются ровно на таком расстоянии от солнца, что вода не выкипает и не замерзает навсегда, хотя ледяные луны могут быть обычным делом. В холодных ледяных мирах могли бы эволюционировать примитивные формы жизни, но технологическое развитие было бы довольно сложной задачей.
Фиксированная ось вращения Земли – это ключевой момент для нашей собственной жизни благодаря стабилизирующему эффекту, который она оказывает на климат. Оси многих планет нестабильны. Хотя мы просто не понимаем всех факторов, способствующих изменению и стабилизации климата, Земля может оказаться довольно нетипичной. Земля обладает очень сильным магнитным полем, которое жизненно важно для поддержания озонового слоя, защищающего жизнь от смертоносного ультрафиолетового излучения.
Размер планеты может играть важную роль в обеспечении возникновения жизни. Например, планеты значительно большего размера, чем Земля, будут выделять больше газов, тем самым усиливая парниковый эффект. Расчёты показывают, что если бы масса Земли была на 10 процентов больше, этот эффект дегазации возобладал бы, и не было бы такой орбиты, по которой Земля могла бы двигаться, сохраняя при этом жидкие океаны. С другой стороны, если планета слишком мала, на ней не будет удерживаться атмосфера, успешно блокирующая опасное ультрафиолетовое излучение солнца.
Если бы у нас не было нашей Луны, не было бы приливов и отливов и, следовательно, не было бы участка береговой линии, открытого во время отлива и покрытого водой во время прилива. При гораздо более узкой «приливной зоне» разнообразие жизни на Земле фантастически сократилось бы – и эволюция не породила бы людей. Приливная зона была мостом между сушей и морем. В наше время некоторые ракообразные и черви процветают в этой зоне. Без этого эволюционный переход на сушу, возможно, никогда бы не состоялся, потому что граница между водой и сушей была бы непреодолимым барьером. Благодаря нашей Луне около полумиллиарда лет назад жизнь смогла покинуть море.
Может ли разумная, технологически развитая жизнь развиться на планете, полностью покрытой жидкостью, или на планете, которая, как Юпитер, состоит только из газа? Вероятно, нет. Во-первых, жизни, кажется, нужен вызов в виде суши для улучшения своих умственных способностей. Умные водные животные, например, дельфин-афалина, произошли от наземного предка. Другие крупные водные животные вроде акул довольно глупые. Если говорить с биохимической точки зрения, мы обнаружили, что циклы наполнения водой и осушения литоральных ванн могут связывать вместе несколько предшественников отвечающих за наследственность молекул наподобие РНК. Эти ванны могли быть колыбелью для генетических молекул, и вполне вероятно, что в этих ваннах также находились липиды, которые могли спонтанно образовывать примитивные клеточные мембраны.
Нет суши – нет разума: по крайней мере, такого, который способен разработать сложную математику и корабли с ядерными двигателями. В мирах, где есть только вода, нет огня. Даже если дельфины в каком-то смысле так же разумны, как люди, они, вероятно, не интересуются астрономией, особенно если учесть, что они даже не могут видеть звёзды, за исключением тех редких моментов, когда они всплывают на поверхность для дыхания ночью. И даже если бы какой-нибудь дельфин-философ увидел звёзды, выглянув за пределы своего водного мира, он не смог бы соорудить телескоп своими ластами – возможно, для него это было бы основным препятствием на пути к просветлению. Всего лишь несколько костей в неправильном положении, и вся вселенная навсегда окажется вне его досягаемости. А есть ли такие «кости», что ограничивают людей в их стремлении к знаниям и к более правильному пониманию космоса? Если нет суши, то трудно смотреть на звёзды и мечтать о покорении космоса. Мы никогда не получим передач от инопланетного водного вида.
Если бы Земля была чуть ближе к Солнцу, она была бы полностью окутана облаками. Если бы жизнь развивалась в мире, постоянно покрытом облаками, проявляли бы мы какой-либо реальный интерес к внеземному разуму? Представьте себе инопланетян в окутанном туманом мире, проводящих своё время в созерцании вечных философских истин и занятиях математикой, совершенно не интересуясь попытками установить контакт с другими мирами. Возможно, инопланетная культура ни в малейшей степени не заинтересована в космических путешествиях или технологическом прогрессе – точно так же, как древние китайцы, которые знали о свойствах пороха, но использовали его скорее для развлечения, чем в качестве оружия, и которые считали всех чужаков грубыми варварами, с которыми им неинтересно обмениваться идеями.
Ещё одна причина, по которой у нас, возможно, никогда не будет инопланетных гостей, заключается в том, что космические путешествия требуют большого количества металла. Представьте себе инопланетный мир без значительных залежей металла – например, без железа или меди, а также сплавов типа бронзы или стали. Какой тип цивилизации мог бы развиться в таком мире? Достигла бы эта цивилизация пика развития на уровне каменного века, с использованием примитивных орудий труда, жилищ и оружия? Возможно, они могли бы развивать производство каучука и разрабатывать пластмассы и полимеры, которые составляют основу технологии. Имея в распоряжении резиновые воздушные шары и доступ к природному газообразному гелию, выходящему из газовых карманов в болотах, на такой планете можно было бы освоить полёт. Однако в таком мире был бы неизвестен магнетизм, и не смогли бы развиться передовые физические теории, основанные на знании магнетизма. (Металл важен ещё и потому, что он является хорошим проводником электричества, хотя керамика и органические полимеры также могут быть проводниками.)
Возможно, в мире, где нет залежей металла, существа, образующие рога, могли бы активно придавать форму и изменять состав нарастающего материала. Футуролог Джим МакЛин предполагает, что общество «нео-нарвалов» могло бы создавать сложные конструкции и механические приспособления, даже не открывая огонь или металлы. В таком океане, как Земной, богатом ионами металлов, морские существа могли бы формировать биологические полупроводники и изготавливать провода из металлов, добытых из воды.
Все эти размышления намекают на то, что разработать технологию без использования металла теоретически возможно. Однако я считаю, что свойства металла (прочность, гибкость, пластичность и способность переходить в жидкое состояние при легко достижимом уровне нагрева) сделали его основой нашего развития. Наша способность создавать совершенные космические корабли в значительной степени зависит от наших металлов и сплавов. Без таких материалов и способности манипулировать ими инопланетяне не смогли бы поздороваться с нами, когда мы путешествуем за пределами Земли.

 

Божественный карантин

Даже если отталкиваться от оптимистичных прогнозов относительно возможности существования высокоразвитых инопланетных цивилизаций, шансы на то, что внеземная раса вступит с нами в физический контакт, невелики. Астроном Геррит Вершуур с физического факультета Университета Мемфиса считает, что если внеземные цивилизации, подобно нашей, недолговечны, то в данный момент их, вероятно, существует не более 10 или 20, и все они находятся на расстоянии 2000 световых лет друг от друга. «Мы, – говорит Вершуур, – фактически одиноки в Галактике». Это означает очень малую вероятность того, что нас посещают НЛО и инопланетяне. Вообще, К. С. Льюис, англиканский теолог-мирянин, даже предположил, что огромные расстояния, разделяющие очаги разумной жизни во Вселенной, представляют собой форму божественного карантина: «Расстояния препятствуют распространению духовной инфекции падшего вида». Если существует галактический клуб инопланетян, то я бы ожидал найти их ближе к центру нашей Галактики, где звёзды расположены гуще, а среднее расстояние между звёздами составляет всего один световой год, а не девять световых лет, что разделяют звёзды в нашей области галактики.
Наши самые быстрые космические корабли могут двигаться со скоростью около одной шеститысячной (0,006) скорости света. Если не считать нашего Солнца, то ближайшей к нам звездой является Проксима Центавра, которая находится на расстоянии 4,2 световых лет. Чтобы добраться до этой звезды, нашим самым быстрым кораблям потребовалось бы 25 000 лет. Радиосообщениям потребовались бы десятилетия, чтобы дойти до наших ближайших соседей, и тысячи лет, чтобы пересечь Галактику. Все эти разговоры о космическом одиночестве, при том, что люди живут в Галактике с триллионами звезд, навевают воспоминания об австрийском поэте Карле Краусе (1874-1936), который писал: «Потребность человека в одиночестве не будет удовлетворена, если он сидит за столом один. Там должны быть ещё и пустые стулья».
Мне также вспоминаются проникновенные строки из «Бархатной зелени» английского агронома, писателя и изобретателя восемнадцатого века Джетро Талла:

Мы помечтаем, чтоб свет звезды открыл другие миры,
Нам, как влюблённым, в небо смотреть выдано больше прав,
И рваный рассвет прольётся вновь на шрамы ночные твои,
Когда идешь домой ты одна, озябнув, по зелени трав.


СОДЕРЖАНИЕ

Благодарность
ix
Предисловие xi
Вступление 1
1. Как выглядят инопланетяне 13
2. Чувства инопланетян 45
3. Жизнь на грани 61
4. Более странные миры 79
5. Происхождение инопланетной жизни 95
6. Инопланетный секс 119
7. Обмен информацией 135
8. Путешествия инопланетян 163
9. Похищение инопланетянами 175
10. Заключение 191
Примечания 199
Для дополнительного чтения 209
Указатель 213
Об авторе 221