Главная Библиотека сайта Форум Гостевая книга

Джон Конвей, С. М. Коземен, Даррен Нэйш

Все Ваши минувшие дни

 

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4


Александр Смыслов

Сезонное оперение

Присутствие перьев у динозавров теперь почти общепринято, но дебаты, касающиеся степени развития оперения, по-прежнему продолжаются. Русский палеохудожник Александр Смыслов высказывает предположение, которого касались лишь немногие – что, если некоторые динозавры обладали лишь сезонным оперением? В его гипотетическом сценарии ранний растительноядный динозавр Heterodontosaurus имеет в разные времена года две отличающихся друг от друга морфы. Во время жаркого сезона животные теряют свои похожие на шерсть покровы тела, и восстанавливают своё оперение с наступлением более холодной погоды и дождей. Зелёный цвет осеннего оперения также помогает животным маскироваться от хищников.

Конечно, этот сценарий придуманный, но животные с очень схожими особенностями действительно существуют в современном мире. Просто посмотрите на песца Vulpes lagopus. К началу зимы эти животные приобретают белоснежный теплоизолирующий мех и возвращаются к короткому и более тёмному волосяному покрову в более тёплые летние месяцы. Если смотреть среди более близких к динозаврам видов, то полярные птицы, известные как тундряные куропатки Lagopus muta, также обладают перьевым нарядом коричневого и белого цвета для маскировки в различные времена года.


Александр Смыслов

Stegosaurus в коже

Stegosaurus с пластинами на спине – это один из самых легко узнаваемых динозавров всех времён. Обнаруженным в 1877 году1, этот динозавр размером с автобус вскоре стал палеонтологической загадкой. Никто не мог понять ни смысла его причудливых пластин, ни сказать в точности, как они прикреплялись к телу животного при его жизни. Изначально считали, что пластины были прикреплены к его коже, словно чешуи гигантского панголина. Позже были предложены другие интерпретации, когда пластины стояли вертикально в один ряд, бок о бок в двойном ряду и т. д. Некоторые исследователи считали, что пластины могли двигаться независимо друг от друга, но другие с этим не соглашались. Один эксцентричный автор даже реконструировал их как крохотные крылья, которые помогали огромному животному планировать вниз с утёсов!2 Наконец, стало понятно, что пластины Stegosaurus были расположены зигзагообразным двойным рядом по его спине. Всё ещё продолжаются некоторые дебаты относительно того, какие функции они выполняли, но ясно, что они не включали аэронавигационные возможности.

Именно в связи с этой исторической загадкой художник Александр Смыслов выдвигает новую интерпретацию. Он отдаёт предпочтение консервативному взгляду на расположение пластин, но предполагает наличие слоя кожных покровов, мускулов и подкожного жира поверх них. Получающееся при этом животное выглядит сильно отличающимся от Stegosaurus, к которому мы привыкли. Александр полагает, что такое строение могло помочь животному запасать дополнительные питательные вещества, а также усиливало ткани хвоста и спины животного, добавляя силы утыканной шипами «булаве», которой он отражал нападения хищников.


1 Marsh OC (1877). “A new order of extinct Reptilia (Stegosauria) from the Jurassic of the Rocky Mountains”. American Journal of Science 3 (14): 513–514.
2 Ballou, W. H. (1920, August 15). The Aeroplane Dinosaur of a Million Years Ago. The Ogden Standard-Examiner, pp. 8. Retrieved from
http://chroniclingamerica.loc.gov/lccn/sn85058393/1920-08-15/ed-1/seq-32/


Оскар Мендес

Рокочущий Ichthyovenator

Палеохудожник Оскар Мендес известен в Интернете своими лаконичными, красочными и резкими штриховыми изображениями динозавров, главным образом плотоядных теропод.

На этом рисунке он показывает самца Ichthyovenator, спинозавра, который, возможно, вёл водный образ жизни, исполняющего ритуал «рокотания» в воде для самок своего вида. Он погрузился в спокойную реку и заставляет воду вокруг себя вибрировать и пузыриться от звуковых волн. Обширная система воздушных мешков1 в его лёгких и грудной клетке помогает ему лучше передавать колебания своего тела воде. Несомненно, у нас нет прямых свидетельств такого рода демонстрации у Ichthyovenator, но она не является маловероятной. В современном мире крокодилы исполняют подобный ритуал, заставляя воду вокруг их спин «кипеть» от звуковой вокализации.


1 Wedel MJ. Evidence for bird-like air sacs in saurischian dinosaurs. Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological Genetics and Physiology. 2009 Oct 1;311(8): 611-28. doi: 10.1002/jez.513.

 

Оскар Мендес

Saurolophus и альваресзавры

Считается, что взаимодействие между различными видами животных попадает в одну из двух категорий. Оно может быть или симбиотическим, выгодным для обеих сторон, или паразитическим, в котором одно животное получает выгоду за счёт другого. Но в реальной жизни всё выражено не настолько резко. В природе в изобилии встречаются оппортунистические отношения, которые могут изменяться как в одну, так и в другую сторону между симбиозом и паразитизмом. Действительно, это как раз и есть тот первый шаг, с которого эволюционируют отчётливо выраженные паразитические или симбиотические отношения. Одно животное изначально могло бы взаимодействовать с другим как паразит, но могло бы непреднамеренно вызвать полезный побочный эффект. С течением времени такие отношения могут эволюционировать в сторону симбиоза, и наоборот.

Здесь художник Оскар Мендес представил себе подобного рода неоднозначные отношения между динозаврами. Мелкие птицеподобные однокоготные альваресзавры подступают к уставшему Saurolophus, намереваясь проколоть его шкуру и слизать кровь, вытекающую из ран. Но один из них также питается клещами и другими насекомыми около головы крупного животного. Как можно было бы классифицировать такие взаимоотношения? Присутствие мелких динозавров стоит для Saurolophus несколько капель его собственной крови, но они также очищают его от насекомых, которые могли бы распространять потенциально смертельные болезни. Возможно, с точки зрения более крупного животного кровопускание могло бы выглядеть допустимой «ценой» для оплаты операции по очистке от насекомых. Со временем альваресзавры могли бы питаться большей частью насекомыми и меньше – кровью Saurolophus, и это могло быть стать началом настоящего симбиотического партнёрства.


Оскар Мендес

Пассивная защита – Oryctodromeus

Этот стилизованный рисунок – превосходный итог значительного пересмотра образов, которому подверглись динозавры в последнее десятилетие или чуть раньше. На нём показан растительноядный птицетазовый динозавр, известный как Oryctodromeus, которого потревожил Troodon, всеми любимый мелкий хищный динозавр. Чтобы защититься, Oryctodromeus скрывается в своей норе и размахивает колючим хвостом, чтобы отогнать нападающего. С удовольствием вспоминаешь, что лет десять назад обоих животных изобразили бы как похожих на ящериц двуногих существ, отличающихся друг от друга лишь полным ртом острых зубов у хищника и коротким клювом у Oryctodromeus. Возможно, Troodon щеголял бы символическим покровом из похожих на волосы «перьев» на шее. Нарисованный несколько лет назад, Troodon имел бы перья, но сохранял бы голову, похожую на драконью. Его пальцы были бы видны среди нескольких длинных перьев, неуклюже торчащих из лап, нарисованных в неправильном положении. Oryctodromeus всё ещё был бы рептильным вариантом кенгуру.

Художник Оскар Мендес, напротив, нарисовал этих животных в свете наших самых последних знаний о них, и с более широким пониманием того, как выглядят, движутся и действуют реальные животные. Oryctodromeus теперь носит тяжёлый покров из колючек, вывод о наличии которых сделан на основе фрагментарных участков сходных образований, обнаруженных у родственных видов1. Почти все ранее сделанные иллюстрации показывали таких животных с этими и только этими участками тела, несущими покровы такого типа. В действительности же фрагментарное сохранение – это побочный результат процесса фоссилизации, и эти животные должны обладать гораздо более обширными участками кожных образований, которые даже охватывали их морды.

Аналогичным образом Оскар Мендес изобразил Troodon как действительно птицеподобное животное вместо рептилии с символическим перьевым покровом. Основываясь на внимательных наблюдениях за современными птицами, Мендес снабдил его движения тонкими нюансами вроде сложенных крыльев и согнутого положения пальцев при шаге. Точное отображение деталей не только делает динозавров более интересными; оно также помогает передать их эволюционные отношения с птицами. Они заставляют нас понять, в какой степени традиционный палеоарт основан на повторении образцов и установок. Возможно, когда-нибудь новые открытия заставят эту работу выглядеть такой же устаревшей, как динозавры рептильного облика из прошлого.


1 Zheng, Xiao-Ting; You, Hai-Lu; Xu, Xing; Dong, Zhi-Ming (19 March 2009). “An Early Cretaceous heterodontosaurid dinosaur with filamentous integumentary structures”. Nature 458 (7236): 333–336. doi:10.1038/nature07856. PMID 19295609.


Оскар Мендес

Боковая ветвь птиц

Eosinopteryx был крохотным птицеподобным динозавром, известным по хорошо сохранившейся окаменелости из Китая – целой с полным набором перьев1. Eosinopteryx обладал необычным набором особенностей строения; его голова имела сильно укороченную морду и очень большие глаза. В отличие от большинства родственных видов, его ноги и хвост не имели обширного перьевого покрова. Несмотря на свой небольшой размер, похоже, он не был способен летать. Здесь художник Оскар Мендес интерпретировал это загадочное животное как ночного, бегающего по земле охотника на насекомых и других мелких животных, динозавра, конвергентно сходного с землеройками и другими мелкими млекопитающими.

Верна ли эта интерпретация, или нет, но этот загадочный маленький динозавр показал нам, что эволюция птиц от динозавров не была таким прямолинейным процессом, как считалось когда-то. Вместо прямой прогрессии от мелких плотоядных динозавров к птицам естественная история птиц, похоже, включала множество параллельных, тупиковых и боковых ветвей. Кто знает, какие другие странные полуптицы, возможно, делили мир с динозаврами и их летающими потомками?


1 Godefroit, P.; Demuynck, H.; Dyke, G.; Hu, D.; Escuillié, F. O.; Claeys, P. (2013). “Reduced plumage and flight ability of a new Jurassic paravian theropod from China”. Nature Communications 4: 1394. doi:10.1038/ncomms2389. PMID 23340434.


Томас Даффи

Longisquama

Томас Даффи известен среди современных художников, работающих в жанре фэнтези и палеонтологической живописи, своими странными, нарочито небрежными гибридами различных ископаемых животных и даже механизмов. Для этого собрания работ он решил заняться загадочным ископаемым существом, известным как Longisquama, необычная анатомия1 которой почти такая же странная, как какое-то из фантастических творений Даффи.

Longisquama известна главным образом по одной окаменелости, на которой сохранилась лишь её передняя половина. Это мелкое животное лёгкого телосложения с очень длинными перообразными отростками, растущими из его спины. Было предложено множество объяснений назначения этих выростов, от маскировки животного на деревьях до приспособлений для брачных демонстраций или крылышек, помогающих совершать планирующие прыжки с ветки на ветку. Выросты также были обнаружены в виде изолированных окаменелостей, которые по этой причине были интерпретированы некоторыми исследователями как остатки растений, не имеющие отношения к животным2.

Точное положение Longisquama на древе жизни также довольно загадочно. Из-за нечёткости ископаемых остатков сложно интерпретировать диагностические особенности вроде частей черепа и передних конечностей. Ранее полагали, что Longisquama была каким-то образом связана родством со стволом родословного древа, которое включает крокодилов и динозавров. Однако недавние исследования поместили её ближе к современным ящерицам и змеям3.

Загадка Longisquama также привлекла людей с неортодоксальными взглядами. Исследователь по имени Дэвид Петерс заявил, что ему удалось увидеть отсутствующую заднюю часть скелета, увеличивая изображения окаменелости на компьютере, и предположил, что она была предком птерозавров, летающих рептилий прошлого4.

Используя метод, который никто больше не смог воспроизвести, он утверждал, что увидел особенности строения, которые больше никто не смог увидеть, такие, как длинный палец, поддерживающий маленькое крыло, очень длинный хвост и дополнительные выросты на спине, голове и хвосте животного.
Томас Даффи взял это невероятное представление за основу своего фантастического рисунка. Вместо того, чтобы пробовать обсуждать ошибки, допущенные Петерсом в отношении Longisquama (а это пробовали сделать многие люди), он принял их как фантазию и дополнил её.
Он переделал это невероятное существо в фотосинтетическое животное – такое, которое может питаться при помощи солнечного света, во многом напоминая растения. Его выросты наполнены симбиотическими колониями водорослей, которые преобразуют солнечный свет в энергию, и оно проводит большую часть своей жизни, вися вниз головой, словно подпитывающийся от солнца рептильный ленивец, «пасущийся» на солнечном свете, проникающем в разных местах сквозь полог тропического леса.
Хотя недавно было обнаружено, что некоторые беспозвоночные включают фотосинтез в свой метаболизм5, в пользу подобных явлений у позвоночных нет никаких свидетельств. Максимально фантастическая Longisquama в исполнении Даффи – это сделанное с долей юмора предостережение в отношении ничем не обоснованных предположений в палеонтологии.


1 Sharov, A.G. (1970). “A peculiar reptile from the lower Triassic of Fergana”. Paleontologiceskii Zhurnal (1): 127–130.
2 Fraser, N. (2006). Dawn of The Dinosaurs: Life in the Triassic. Bloomington: Indiana University Press. ISBN 978-025-334-3.
3 Prum, R. O./Unwin, D.M., Benton, M.J./Response; Jones, T.D., Ruben, J.A., Maderson, P.F.A., Martin, L.D. (9 March 2001). “Longisquama Fossil and Feather Morphology”. Science 291 (5510): 1899–1902. doi:10.1126/science.291.5510.1899c. PMID 11245191.
4 Peters, D. (2006). “The Other Half of Longisquama”. Prehistoric Times 75: 10–11.
5 Solar-powered Sea Slug Harnesses Stolen Plant Genes, New Scientist, 2008-11-24.


Том Паркер

Редкие сцены

Можно с уверенностью утверждать, что многие из современных новых идей в палеонтологии возникают не в университетах, лабораториях или на раскопках, а в сетевых дискуссиях. Многочисленные форумы, блоги, комментарии к блогам и даже сайты художников являются благоприятными местами для живого и непрерывного обсуждения древних животных и новых теорий, касающихся того, как они могли бы жить и выглядеть.
Один такой сайт – Hell Creek Forums page, с которого художник Том Паркер собрал эту неплохую подборку редко изображаемых сцен, которые людям хотелось бы увидеть лучше представленными в палеоарте. Стоит отметить, что эти идеи были сформулированы и нарисованы до того, как вышла в свет не только эта, но даже первая книга «Все минувшие дни» – заставляя предположить, что сегодняшний «новый Ренессанс динозавров» уже назревал во множестве независимых умов перед своим нынешним расцветом.

Нападение мозазавра, крупной хищной морской ящерицы, на наземного динозавра.

Птерозавр закапывает свои яйца в землю, почти как морская черепаха.


Птицетазовый динозавр пьёт воду, двигаясь скорее по-птичьи, а не по-звериному. Птицы пьют воду, зачерпывая её, тогда как млекопитающие пьют, лакая воду с помощью подвижных губ, щёк и языка.

Пылевая ванна у Velociraptor.
Это обычные действия, связанные с чисткой оперения (и, возможно,
ради удовольствия), которые предпринимают
многие птицы, живущие в наше время.

Обитающий в холодном климате теропод,
восхитительный Sinosauropteryx prima,
слизывает влагу с сосульки.


Ломка стереотипа «раптора»: крупный
травоядный динозавр успешно
отражает нападение хищного Deinonychus.

Эпизод доисторической охоты на реке,
где животное движется поперёк течения
в поисках пищи. Здесь изображён Gorgosaurus,
бродящий по медленно текущей реке в поисках
лягушек и черепах.


Туомас Койвуринн

Случайная смерть

Многие из нас предполагают, что животные не гибнут случайной смертью. В популярном, идеализированном и ложном представлении о природе не происходит никаких несчастных случаев; животные всегда движутся и ведут себя в гармонии со средой обитания, а смерть приходит к ним только вместе с «естественным» эпизодом хищничества, или же путём «неестественных» посягательств со стороны человека.

Для сторонников такого романтизма будет сюрпризом узнать, что в природе несчастные случаи происходят гораздо чаще, чем мы думаем. Имеются многочисленные случаи, когда неудачливые животные ломали ноги и просто умирали от голода. Скот гибнет от ударов молнии, моржи срываются со скал, а бодающиеся северные олени намертво сцепляются рогами и погибают. Возможно, один из самых странных среди зарегистрированных случаев смерти животных – это случай с жирафом, умершим из-за того, что его голова застряла в развилке ветвей дерева.

Вдохновлённый этим случаем, финский палеохудожник Туомас Койвуринн придумал эту сцену с неудачливым Giraffatitan, погибшим от несчастного случая с деревом. Прошло уже какое-то время с момента смерти гиганта высотой десять метров, и падальщики-оппортунисты начинают собираться на его останки.


Виталий Мельник

Доисторические портреты

Украинский палеохудожник Виталий Мельник внёс вклад в создание этой подборки своими художественными работами, которые позволяют нам взглянуть на динозавров с новой точки зрения – в виде портретов.

Очень многие из нас привыкли видеть динозавров и других доисторических животных как полное изображение всего тела при виде сбоку. Логическое продолжение схематичных рисунков скелетов, такая точка зрения помогает нам визуально представить очертания животных, но она также формализует их, заставляет их выглядеть чем-то вроде различных моделей транспортных средств или оружия. Масштаб такого представления также не может дать зрителю представление о тонких, глубинных особенностях анатомии, которые существуют у реальных животных.

Чтобы нарушить эту невольную традицию, Мельник создал яркие и любопытные портреты динозавров и других доисторических животных.


Портрет Tyrannosaurus rex, всеми любимого плотоядного динозавра. На сей раз, однако, T-рекс
поедает растения, возможно, для того, чтобы излечиться от расстройства пищеварительного тракта.


Портрет Cryolophosaurus, хищного динозавра с гребнем, ископаемые остатки которого были обнаружены в
Антарктиде. Виталий Мельник предположил, что на его гребне могли отрастать гибкие кожные
складки, имитирующие пальмовые листья. Они помогли бы скрывать животное от его добычи.

Портрет Anurognathus, крохотного летающего птерозавра без хвоста и с широким, словно у лягушки, ртом.
Эти животные, возможно, занимали экологические ниши, которые сегодня заняты летучими мышами.
При жизни это животное было бы размером всего лишь с мышь.


Портрет детёныша птицетазового динозавра, у которого изо рта стекает струйка «зобного молока», питательного вещества,
которое отрыгнула заботящаяся о нём мать. В современном мире некоторые птицы также используют
зобное молоко для кормления своего потомства.

Портрет двух пахицефалозавров, занятых сражением за доминирующее положение в группе. Пахицефалозавры известны своими
прочными, куполообразными черепами. Виталий Мельник интерпретировал куполы как основание для рогов ещё большего
размера, очень похожих на те, которые есть у современных носорогов. Основываясь на похожих на волокна окаменелостях,
найденных у родственных животных, он также восстановил их облик с косматой, как у бизона, шкурой.


Портрет Estemmenosuchus, очень крупного, похожего на медведя дальнего родственника ранних млекопитающих, который
жил до эпохи динозавров. Возможно, что он питался как мясом, так и растениями. У Estemmenosuchus были
многочисленные роговидные выросты на морде. Художник Виталий Мельник истолковал некоторые
из них как основания для кератиновых рогов, похожих на рога северного оленя.

Портрет Majungasaurus, хищного динозавра с Мадагаскара. Поскольку было обнаружено много ископаемых остатков
динозавров с отпечатками перьев, художник Виталий Мельник нарядил
Majungasaurus в перьевой покров, очень похожий на птичий.


Витор Сильва

Линяющий мозазавр

Деля моря с последними динозаврами, мозазавры были древними морскими рептилиями, которые происходят от ящериц. Хотя новые открытия показывают, что они были похожи на рыб намного больше, чем показано здесь, итальянский художник Витор Сильва создал свою художественную работу с акцентом скорее на коже этих животных, чем на их телах.

Как и у их родственников, шкуры у мозазавров были покрыты чешуями. Ископаемые отпечатки показывают, что они были очень мелкими, ромбовидными и тесно прилегали друг к другу. Чешуи мозазавров варьировали от крупных килеватых чешуй в верхней части их тела до мелких, сглаженных, которые обнаруживаются ниже1,2. В каком-то смысле эта закономерность была похожа на картину чешуйчатого покрова, наблюдаемую у змей.

Вдохновлённый этой параллелью, Витор Сильва заинтересовался подробностями линьки мозазавров. Современные ящерицы и змеи должны линять; они сбрасывают свою кожу с частотой, необходимой для того, чтобы она соответствовала росту их тел. Почти наверняка мозазавры тоже должны были подвергаться линьке кожного покрова. Происходила ли она одним куском, как это бывает у змей? Если это было так, то можно было бы ожидать находок огромных выползков мозазавров, которые волны регулярно выбрасывали бы на берега мезозойских морей, словно чудовищные вуали, выброшенные в мусор. Или же она происходила отдельными кусками, как у ящериц, как это изобразил здесь Сильва? Поскольку в нашем распоряжении имеется лишь небольшое число окаменелостей мягких тканей мозазавров, пока мы не можем дать ответ на этот вопрос.


1 Snow, F. H. (1878). “On the dermal covering of a mosasauroid reptile”. Transactions of the Kansas Academy of Science 6: 54–58.
2 Kaddumi, H.F. (2009). “On the latest scale coverings of mosasaurs (Squamata: Mosasauridae) from the Harrana Fauna in addition to the description of s new species of Mosasaurus”. Fossils of the Harrana Fauna and the Adjacent Areas. Amman: Eternal River Museum of Natural History. pp. 80–94.


Витор Сильва

Triceratops давит своим весом

Как нам известно по современной природе, рацион травоядного животного не всегда подразумевает строгое вегетарианство. Возможно, это покажется вам сюрпризом, но многие травоядные стали бы есть падаль или даже живую плоть, если представится такая возможность. Например, наблюдали, как животные вроде оленей и коров поедали птенцов, возможно, чтобы получить дополнительные витамины и минеральные вещества.

Художник Витор Сильва изобразил такого рода случай с хорошо известным травоядным динозавром Triceratops. По его предполагаемому сценарию массивный динозавр позволяет приблизиться к себе птицам-комменсалам, потому что они ищут паразитов на его коже. Выбрав подходящий момент, тяжеловесный динозавр неожиданно обрушивает всю свою массу на птицу и давит её на месте. Затем Triceratops поедает птицу, получая необходимое количество минеральных веществ. Крупное травоядное могло бы даже сделать это ради забавы, в качестве элемента игрового поведения.

Это могло бы показаться нелепым, но художник просто адаптировал такой элемент поведения, взятый у современных животных. Наблюдали, как гигантские черепахи «давили массой» мелких птиц и поедали их точно таким же образом.


Владимир Николов

Альбинос Eosinopteryx

От всеми любимого белого кролика до необыкновенных белых китов, многие виды животных в природе демонстрируют явление альбинизма. Альбинизм характеризуется отсутствием меланина и других кожных пигментов и встречается в большинстве групп животных, от птиц до рептилий, рыб и даже моллюсков. Несомненно, это явление также должно было существовать у динозавров.

Здесь болгарский художник Владимир Николов изобразил альбиноса Eosinopteryx, необычного мелкого птицеподобного динозавра. Животные, родившиеся альбиносами, сталкиваются в жизни с многочисленными препятствиями, среди которых повышенная чувствительность к свету, более высокий риск рака кожи и высокая заметность для хищников. Этот маленький Eosinopteryx дорос до своей юности без особых неприятностей, но сейчас он сталкивается с новой угрозой: преследование и неприятие его собственными родственниками.


Владимир Николов

Повреждённые перья

Сейчас, когда перья у мелких динозавров стали общепринятой деталью в палеоарте, основной задачей стало создание художественных работ, которые заставили бы людей задуматься о значении перьев в повседневной жизни животных. Например, болезнь и повреждение оперения – тема, которой касаются редко. На этой картине художник Владимир Николов изобразил Microraptor, известного «четырёхкрылого» хищного динозавра1, у которого во время лесного пожара утрачена половина оперения. К счастью, маленький охотник не получил серьёзных травм, и перья вновь отрастут в своё время. Но до этого времени, однако, этот Microraptor не сможет совершать планирующие прыжки среди ветвей, как он привык это делать.

Николов также использовал обожжённого огнём Microraptor, чтобы продемонстрировать своё знание анатомии птиц. Он нарисовал у животного propatagium – складку кожи между проксимальной и дистальной частями передней конечности. Также обратите внимание, что второй и третий пальцы его передней конечности срощены для лучшего прикрепления длинных перьев. У современных птиц присутствуют обе эти особенности, и, изображая их у своего Microraptor, Николов намекает на то, что такие «птицеподобные» особенности, возможно, появились раньше птиц в том виде, в каком мы знаем их.


1 Xu, X., Z. Zhou, X. Wang, X. Kuang, F. Zhang, X. Du. 2003. Four-winged dinosaur from China.- Nature, 421, 335-340.


Владимир Николов

Купологоловый динозавр прячется

Многие люди думают, что пахицефалозавры, знаменитые купологоловые динозавры, использовали свои очень толстые черепа для дуэлей с целью установления доминирования, а также как оружие против хищников. Однако на этой скрупулёзно детализированной работе, выполненной в карандаше, художник Владимир Николов предлагает другую альтернативу:

«Известно, что, по крайней мере, некоторые травоядные динозавры обладали адаптациями к рытью и были способны жить в укрытиях1. Подобного рода адаптаций не известно для пахицефалозавров (насколько я знаю), но также многие из роющих/использующих укрытия животных не имеют никаких явно выраженных адаптаций к такому поведению. Здесь пахицефалозавр Prenocephale использует нору, чтобы скрыться от хищника. Я не уверен в том, что нора была вырыта этим динозавром; возможно, он лишь использовал укрытие, сделанное животным другого вида. Но использование укрытий – это не единственная его защита. Если какие-то пахицефалозавры действительно был способны время от времени скрываться в норах, то они могли пойти ещё дальше, используя мимикрию. Из-за специфичной формы их голов – куполообразной структуры – некоторые из них могли имитировать камни, что увеличивало их возможности избежать встречи с хищниками».


1 Varricchio, D. J., A. J. Martin, Y. Katsura. 2007. First trace and body fossil evidence of a burrowing, denning dinosaur.- Proceedings of Royal Society Biological Sciences, 274, 1361-1368.


Владимир Николов

Нападение в лунном свете

Современные реконструкции динозавров неестественно совершенны. Возможно, из-за желания точно представить вид скелетов современные палеохудожники оставляют на них минимально возможное количество мягких тканей, что в итоге приводит к появлению «обтянутых кожей» реконструкций. Мы никогда не сможем сказать, какими количеством жира, массой мускулатуры, мясом, шерстью, перьями, и какими приспособлениями для демонстрации обладал каждый динозавр в реальной жизни, но после сравнения современных животных и их скелетов мы можем убедиться, что «обтянутые кожей» динозавры совершенно неправильны. Некоторые части животных были утрачены и навсегда останутся неизвестными.

Возможно, вместо того, чтобы драпировать скелетные реконструкции слоями кожи, современные палеохудожники, выдвигая здоровые и весьма вероятные предположения, могут создавать больше будящих мысли изображений. Палеохудожник Владимир Николов решился проделать упражнение такого рода, создав эту потрясающую сцену из Зимбабве 190 миллионов лет назад. Он изобразил раннего длинношеего травоядного динозавра Massospondylus, отражающего нападение хищных Megapnosaurs. На большинстве реконструкций каких-либо длинношеих динозавров шея остаётся голой, словно шланг, но возможно, что эти внушительных размеров структуры также несли дополнения из мягких тканей. Николов представил длинную шею Massospondylus как опору для гигантского надувного мешка. Он представляет его ревущим громовым голосом и раздувающим свой великолепный мешок, чтобы отпугнуть своих преследователей. Никаких свидетельств существования такой структуры у Massospondylus или его родственников нет, но опять-таки отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия чего-либо.


Послесловие и благодарности

Мы, команда Irregular Books, хотели бы поблагодарить всех, кто принял участие в нашем конкурсе. Всё, что вы увидели в этой книге, является всего лишь каплей в море новых идей, художественных работ и мыслей, которые произведут революцию не только в палеоарте, но, возможно, и в самом научном процессе. Мы не смогли включить сюда все произведения, которые получили для этого издания, но ваши поддержка, энтузиазм и творческий потенциал были самыми большими движущими силами для этой книги и для других наших будущих проектов. Палеохудожники уникальны тем, что одновременно несут оба факела – и искусства, и науки. Это способны сделать лишь немногие люди. Что бы ни уготовило будущее вашей жизни или карьере, мы надеемся, что ваша любовь к палеоарту никогда не пропадёт.

- М. Коземен

 

 

 

 

Рафаэль Альбо
Юл Альтолагирре
Рэйвен Амос
Алессио Арена
Патрисия Арнольд
Карлос Бернардо
Петер Буххольц
Бетани Варгсон
Родриго Вега
Фабиан Виггерс
Эмили Виллоуби
Андреа Гасслер
Сара Госс
Эндрю Датт
Томас Даффи
Карлос де Мигуэль
Дербед
Марк В. Джонстон
Кристофер ди Пьяцца
Джеймс Дональдсон
Адам Дрейфус
Майя Карала
Роберт Катц
Майк Кизи
Пётр Клавер
Бо Кларк
Джошуа Кнуппе
Кристина Ковач
Робинсон Кунц
Ромуло Ласерда
Хулио Ласерда
Томми Лойнг
Рэчел Лоури
Уоррен Льюис
Лью Лэшмит
Фабио Мануччи
Кристиан Маснагетти
Санта Маццеи
Виталий Мельник
Оскар Мендес
Джон Месзарос
Майесс Митри
Гарет Монгер
Тим Моррис
Владимир Николов
Кейси Нильсен
Тайлер Нортон
Бен Оливер
Гейнонг Пий Парк
Том Паркер
Луис Перес
Джессика Пилхед
Владимир Прибыльский
Альваро Розален
Саймон Рой
Коннор Росс
Хэйли Роуланд
Додд Д. Саттон
Митчелл Сеймур
Витор Сильва
Элия Сманиотто
Александр Смыслов
Петр Стачли
Грей Стэнбек
Эндрю Темпест
Васика Удуравейн
Доминик Хаммельсбрук
Макл Хансон
Джейм Хедден
Дин Хестер
Рик Чарльз
Камила Алли Чейр
Алессио Чиаффи
Этан Шмунк
Кейл Эзау
Ашер Элбейн
Скотт Эльярд
Брайан Энг
Г. Эсдейл

«Austroraptor» – работа Виталия Мельника

 

«Psittacosaurus с защёчными мешками»
Работа Криса ди Пьяцца

Пожалуйста, посетите най сайт,
чтобы получить информацию о вышедших в свет
и находящихся в работе проектах.


Команда Irregular Books

М. Коземен

Автор и художник М. Коземен является обладателем степени мастера медиа и коммуникаций, полученной в Колледже Гольдшмита, и работал редактором в журнале «Colors» компании Benetton. В галереях и на научных фестивалях в разных странах мира было организовано несколько выставок его художественных работ по теме эволюции. Области специализации Коземена – вымышленная и реальная зоология, история и необычные вещи в целом. Среди предыдущих работ – «Снайад», оригинальный сетевой проект, посвящённый жизни на другой планете. Коземен написал и иллюстрировал разделы исходной книги «Все минувшие дни» и стал инициатором конкурса по теме этой книги.
Сайт: cmkosemen.com
Facebook: facebook.com/memo.kosemen
Электронная почта: c.m.kosemen@gmail.com

Джон Конвей

Джон Конвей – художник-живописец, создающий также работы палеонтологической тематики, чьи рисунки использовали, среди прочих, журнал National Geographic, телеканал Discovery Channel и Американский Музей Естественной Истории. Его работы совсем недавно появились в альбоме «Dinosaur Art: the World’s Greatest Paleoart». Интересы Джона в области методологии и культуры реконструкции палеонтологических объектов легли в основу исходного проекта «Все минувшие дни».
Сайт: johnconway.co
Твиттер: @nyctopterus
Facebook: facebook.com/nyctopterus

Даррен Нэйш

Даррен Нэйш – научный автор, редактор и палеозоолог. Даррен работает главным образом с динозаврами – тероподами и зауроподами, а также с птерозаврами, морскими рептилиями и другими четвероногими позвоночными. Вместе с коллегами он описал динозавров Eotyrannus, Mirischia и Xenoposeidon. Даррен написал несколько книг, среди которых «Walking With Dinosaurs: The Evidence» (в соавторстве с Дэвидом М. Мартиллом), «Great Dinosaur Discoveries», и позже «Tetrapod Zoology Book One». Он также является соавтором книги «Все минувшие дни».
Его блог Tetrapod Zoology общепризнан как один из самых передовых блогов зоологической тематики.
Время, свободное от написания статей о четвероногих, Даррен посвящает удовлетворению своего интереса к современной дикой природе и к её сохранению. Итогом этого становятся его приключения, пережитые в погонях за ящерицами, наблюдениях за птицами и при сборе мусора.
Сайт: blogs.scientificamerican.com/tetrapod-zoology/
Твиттер: @TetZoo

 

На соседней странице:
Джон Конвей, М. Коземен и Даррен Нэйш во время презентации
на открытии проекта «Все минувшие дни» в Лондоне.


Скоро: Новая книга от
авторов Irregular books
Джона Конвея, Даррена Нэйша
и М. Коземена!

 

 

 

 

 


Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4