Главная Библиотека сайта Форум Гостевая книга

НА УЛИЦАХ РИО

Столица Бразилии

Полное название бразильской столицы — Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро.
История этого названия такова. 1 января 1501 года корабль, на котором плыл Америго Веспуччи, достиг берегов Нового света. Путешественники увидели глубоко вдающуюся в материк, прихотливо изрезанную водную дорогу. Куда она вела? Участники экспедиции решили, что им посчастливилось открыть устье большой реки. Они и назвали ее Рио-де-Жанейро («рио» — на португальском языке — «река», «жанейро» — «январь»).
Потом в этом месте, на широте тропика Козерога, возник. укрепленный городок Сан-Себастьян. Жители городка, как только прибыли, убедились, что никакой реки тут нет. Америго Веспуччи принял за реку прихотливо изогнутую бухту. Но название «Рио-де-Жанейро» укоренилось и было прибавлено к названию городка.
Нынешний Рио, — как сокращенно называют свою столицу бразильцы, раскинут огромным полукольцом по берегу той самой бухты Гуанабары, которую четыре с половиною века назад посчитали устьем реки.
Часть города лежит прямо на берегу Атлантического океана.
Бразильцы гордятся своей столицей. Рио действительно красивый город. Тропическая природа щедро украсила этот уголок. На зеркальной глади бухты Гуанабары раскинуты одетые зеленью островки. Выделяется Пан-де-Ашукар, полуостров, увенчанный гористым выступом, похожим на сахарную голову. Отсюда и пошло его название: по-португальски оно значит «сахарная голова».
В воде отражаются зеленые горы, местами расцвеченные яркими пятнами цветущих деревьев. Кое-где по берегу видны обнаженные скалы, окрашенные то в яркокрасный, то в розовый, то в оранжевый цвет. Над всем этим господствует гора Корковадо, по португальски — «горбун». Высота ее превышает семьсот метров. Город почти опоясывает подножье Корковадо. Кварталы домов, поднимаясь от набережных, обсаженных пальмами, взбегают амфитеатрами на самые склоны горы.
Ночью город ярко освещен, особенно в центральных торговых частях, где к уличным фонарям добавляются огни неисчислимых реклам кино, ресторанов, торговых фирм, банков. После полуночи начинают гаснуть рекламы и город постепенно погружается во мрак черной тропической ночи.
Рио — большой город с двухмиллионным населением. Здесь можно найти и старые кварталы, застроенные домами прекрасной архитектуры, и небоскребы «нью-йоркского стиля». По высоте эти небоскребы отстают от североамериканских, — самые высокие дома в бразильской столице не превышают 25—30 этажей. Но по архитектуре это такие же каменные обрубки, как и чикагские и нью-йоркские.
На улицах бразильской столицы много зелени. Иногда на одной улице или набережной можно видеть самые разнохарактерные деревья. По одну сторону набережной залива Ботофого мы наблюдали бенгальские смоковницы. Это приземистые деревья с огромным количеством ветвей, покрытых густейшей листвой, не пропускающей лучей солнца. Змеевидные корни смоковницы, расползаясь во все стороны в поверхностном слое почвы, разрывают асфальт тротуара и мостовой. А по другую сторону набережной — уже знакомые нам королевские пальмы,— точеные, уходящие высоко в небо колонны, покрытые зеленым шатром перистых листьев.

“Лучший пляж Нового света!”

Прекрасен пляж бразильской столицы (называется он: Копакабана), открытый прямо на океан. Это широкая полоса тончайшего чистого песка, омываемого крутой волной прибоя. Вдоль пляжа устроен широкий тротуар из кубиков белого и серого камня, уложенных волнистым узором. Уложены они так, что идешь по нему — и кажется, что он такой же подвижный, зыбкий, как поверхность лежащего в сотне шагов океана.
Пляж Копакабана прослыл «лучшим пляжем Нового света». Сюда съезжаются толстосумы Латинской Америки. Но особенно много здесь богатых дельцов из Соединенных Штатов, которые прибрали к рукам богатства Бразилии.
Вблизи пляжа, за черной лентой асфальтовой дороги, спешно воздвигаются многоэтажные гостиницы для иностранцев. Днем пляж переполнен: сотни пестрых зонтиков воткнуты в песок; в их тени укрывают головы загорающие. По волнистому тротуару прогуливаются бездельники. Выставлены под тентами столики ресторанов, баров, кафе. Тут можно заказать самое невероятное блюдо. Пресыщенные гурманы и охотники до экзотики заказывают жареного осьминога с перцем или тушеную каракатицу.
Но вот мы прошли триста метров за линию роскошных отелей Копакабаны и увидели совсем другую картину. Во дворах скученных, густо заселенных домов копошатся дети бедняков, которые добывают в море рыбу, каракатиц и осьминогов. У этих детей вздутые животики и искривленные ножки. Они не знают иной еды, кроме фейжона, блюда из фасоли. «Это самый любимый народный продукт», — скажут вам питающиеся мясом богатые бразилейро. Фейжон — «национальное бразильское блюдо», — добавят они. Понятно: оно самое дешевое. Но оно неизбежно приводит к детскому рахиту.
За пределами роскошного центра столицы в беспорядке разбросаны фавеллы — районы трущоб, где жилища сложены кое-как из неотесанных камней либо сколочены из старых ящиков, обломков железа, кусков фанеры, остатков автомобильных кузовов и фургонов. Ночью здесь царит мрак. В дождь потоки, мутной воды заливают утлые домики, после дождя — непролазная грязь.
Странствуя по городу, мы забрели в такой трущобный район и увидели очередь. В длинном «хвосте», вытянувшемся вдоль улицы, под палящим зноем стояли старухи, молодые девушки, полуодетые детишки. Иные принесли с собой ведра, другие — нечто вроде кастрюль, третьи — просто большие жестянки из-под консервов или бидоны из-под бензина. Это была очередь за водой, которая отпускалась из водоразборной колонки. В фавеллах нет домовых водопроводов, нет канализации. Об этих районах не заботятся, ибо здесь живут негры и мулаты. Они — та армия чернорабочих, которые обслуживают город, его фабрики, учреждения. Грузчики, метельщики улиц, рассыльные, кочегары, ночные уборщики ресторанов и кафе и т. п. — вот, так сказать, те «ступени», на которых вы увидите негров. Шофер автобуса — это высшая ступень, до которой может подняться трудящийся негр. Но вы не увидите ни одного негра за рулем такси. Ведь не всякий «белый» согласится сидеть в машине рядом с негром.

На окраине столицы.

Мы ходили по оживленным улицам Рио-де-Жанейро и с удивлением наблюдали непривычные для советского человека нравы капиталистического города.
Вот главная магистраль столицы — Авенида Рио-Бранко. Здесь много торговых фирм, банков, магазинов, кино, ресторанов, кафе. На этой улице нас поразило огромное количество праздношатающихся, нарядно одетых мужчин и женщин. Они заполняют рестораны, бары, кафе, кино. Редко увидишь человека, который спешит по делу с портфелем или с пакетом. Двери кафе и баров открыты, часть столиков вынесена на улицу. Здесь, за бокалом пива со льдом или крохотной чашечкой обжигающего рот кофе, болтают молодые люди, перешептываются богатые щеголихи, молчаливо читают газеты биржевики.
Между столиков шныряют черномазые босоногие ребята и ищут случая почистить кому-либо ботинки. Пока клиент пьет пиво, малолетний чистильщик наводит блеск на его обувь, справляясь с этой задачей даже под столом. Бразилейро, не глядя на него, швыряет пару сентавосов на пол. Мальчишка хватает их и устремляется к только что вошедшей в бар компании. У этих обувь только чуть запылена, но чистильщик уже сидит на корточках и орудует щетками.
У мальчика только пара щеток и, на всякий случай, баночка мази за пазухой. Чистка обуви — замаскированное нищенство. На протянутую за милостыней руку здесь никто не обратит внимания, и тысячи таких мальчишек этим способом начинают свой трудовой жизненный путь. Им бы учиться в школе! Но это не входит в заботы местных властей. Семь восьмых населения Бразилии неграмотны. Даже в столице 68 процентов детей школьного возраста остаются вне школы. Они живут за пределами центральной части города. Они ютятся на склонах гор, где уже кончаются городские улицы.
В Бразилии насчитывается 9 миллионов детей в возрасте от семи до четырнадцати лет. А посещают школу только 3,5 миллиона. Но и из этого числа только малая доля детей овладевает грамотой: на 100 детей, поступивших в начальную школу, оканчивают ее только 8 человек.

Рекламы и лотереи

Нам постоянно попадались то протянутые над тротуаром полотнища, то плакаты в витринах магазинов с одним и тем же словом «ликвидасьон» (ликвидация), начертанным огромными буквами. В пояснение тут же бывало приписано мелкими буквами: «По случаю отъезда в Европу» или: «В связи с переездом в другое помещение» и т. п. Рядом, тоже крупными буквами, добавлялось: «Скидка 10 процентов».
Я не подсчитывал, но, вероятно, не ошибусь, если скажу, что каждый десятый магазин в Рио «ликвидируется» или «спешно распродает свои товары».
Неопытный покупатель ловится на эту удочку. В самом деле: как выгодно уплатить лишь девять десятых стоимости за вещь, которая продается в соседнем магазине за полную цену! И в магазине, где объявлена скидка, толпится народ (а в магазине рядом — пустота!), торговля идет бойчее, залежавшийся товар снимается с полок.
Но всё это — рекламный трюк. Такого рода «ликвидацией» для улучшения своего падающего сбыта занимаются все магазины... по очереди. И опытный покупатель — старожил столицы — не обращает внимания на объявления с заманчивой скидкой. Не только ликвидация магазина, но и объявленная скидка часто оказывается выдумкой. Приказчик заявляет, что товары со скидкой уже распроданы, а оставшиеся не подлежат уценке.
Но реклама сделала свое дело: покупатель не прошел мимо, он уже в магазине. Теперь задача приказчика — сделать так, чтобы покупатель не ушел без покупки.
Приказчик говорит, что, к сожалению, галстуков со скидкой в 10 процентов уже не осталось, но не угодно ли вам всё же посмотреть галстуки? Может быть, вам нужны воротнички? Целлулоидные манжеты? Носки? Вечные нейлоновые подтяжки?
Приказчики Рио — большие мастаки по обработке покупателей. Один из наших спутников зашел в парфюмерный магазин с намерением купить кусок обыкновенного туалетного мыла за 25—30 центов. Но из магазина он вышел со свертками разной парфюмерии на 5 долларов, и, конечно, без всякой скидки. Такой же обман — многочисленные выигрышные лотереи, которые здесь устраивают. Дельцы ловко выманивают у сотен тысяч доверчивых, простых людей мелкие суммы, из которых складываются миллионы.
Лотереи устраиваются частными банками, муниципалитетами городов, федеральными управлениями. Обычно разыгрывается один выигрыш в миллион крузейро. Печатают сотни тысяч билетов. Каждый стоит всего три крузейро; это стоимость пачки сигарет. А так заманчиво купить билет и вдруг стать миллионером!
Помимо того, что лотерейные билеты продаются в специальных кассах, ими торгуют в сотнях самых разнообразных магазинов. Многочисленные продавцы предлагают лотерейные билеты на улице, в кафе, на вокзале, на трамвайной остановке.
Продавец лотерейных билетов — характерная фигура на улицах Рио. Он ходит с пачками билетов в руках, билеты приколоты к его жилету, торчат из карманов пиджака. Пронзительным голосом он выкрикивает: «Розыгрыш через три дня!», «Покупайте билеты!», «Миллион за три крузейро!»
На десятках лотерейных касс мы видели объявления: «Здесь был продан билет, на который выпал выигрыш в миллион крузейро». В газетах, переполненных объявлениями, постоянно видишь рекламы лотерей. Кроме того, печатаются очерки о бразилейро, которые выиграли на «счастливый» номер.
На стенах домов Рио постоянно видишь рекламные плакаты: негр получает мешок с золотом. На плакате надпись: «Твой день придет!» Так ловкие дельцы ухитряются спекулировать на самой нищете, выманивая у бедняков последние гроши.
Вот настал день тиража. Выигравший номер печатается аршинными цифрами на первой странице всех газет: «Миллион крузейро выпал на номер такой-то». На следующий день обнаруживается счастливый обладатель этого билета. Газеты печатают его портрет, репортеры, захлебываясь, рассказывают, как он намерен распорядиться своим выигрышем, как и где он купил «счастливый билет». На другой день помещают портрет «героя» и его невесты, а на третий... рекламируется новая лотерея, и на улицах снова зазывают покупателей продавцы с толстыми пачками свежеотпечатанных билетов.
Рекламный, показной характер буржуазной «цивилизации» сказывается во многих мелочах городского быта.
Вот из-за поворота выскочил автобус маршрута № 102. Заглядываем в путеводитель. Но там перечислены только 45 автобусных маршрутов. Откуда же тогда взялся сто второй номер? Оказывается, список составлен с хитрецой. Номера располагаются так: 1, 2, 3, 5, 11, 16, 20, 28 и т. д. Так порядковые номера маршрутов переваливают за сотню. Но для чего это сделано? Для того, чтобы придать автобусной компании солидность, — смотрите, какое у нас грандиозное предприятие!
Городские власти стремятся ввести всюду «культурные навыки». Но навыки эти показные, иногда просто курьезные.
В «приличное» кино центра города не пускают без галстука. Кассиры и контролеры зорко следят за наличием галстуков у зрителей. Галстук, видимо, — показатель «приличия» и состоятельности. При галстуке полагается быть и шоферу автобуса. Как-то я наблюдал смену водителей автобусов. Шофер, закончивший работу, с облегчением снял галстук и передал его товарищу, заступившему на смену.
Мы жили в хорошей гостинице на берегу залива Ботофого. Там были и лифт, и душ, и вентиляторы, и многие другие удобства.
На дверях каждого номера наклеены правила поведения. Одно из них гласит: «Запрещается появляться на балконе и в открытых окнах без европейского костюма». Ну что же, законное требование. Но вот бразилейро в трусиках спускается из своего номера, проходит через вестибюль и отправляется на берег моря. Это, видите, ли, «прилично»!
Дорожки сквера на площади Парижа тщательно выметены. А зайдите в любое кафе тут же поблизости, и вы отшатнетесь: весь пол забросан бумажными салфетками, окурками, газетами. В уголке зала — умывальник. Над ним — автомат: опустил монету — получай лепесток мыла и бумажное полотенце (это кусок бумаги с рекламной этикеткой: «Полная гарантия антисептики. Каждый может получить всегда свежее полотенце»). Бразилейро пополощет руки и, проходя к своему столику, бросает это полотенце здесь же на пол. И это ничего. Это в порядке вещей.
Удивили нас и бразильские правила уличного движения, проникнутые полным пренебрежением к человеческой жизни. Только на главных улицах Рио стоят регулировщики. На остальных улицах их нет. И нет правил движения. Машины обгоняют одна другую и справа, и слева. Шофер автобуса не ждет, пока трамвай пересечет улицу, а проскакивает у него буквально перед носом. В любом месте улицы разворачиваются и едут в обратном направлении и легковые, и грузовые машины. При таком «порядке» поражаешься выдержке водителей и их умению избежать столкновения или наезда.
Одно лишь требование соблюдается: скорость. Есть улицы, где висят указатели скорости. Например, на набережной Байре Map, где нет перекрестков, висит указатель: «не менее 60 км» (в час). Вот уж тут берегись, если поедешь медленнее! Могут наехать сзади, повредить машину, и виноватым будет признан не тот, кто наехал, а пострадавший. Несчастные случаи на улицах Рио очень часты, причем если человек попадает под машину, то сбивший его шофер продолжает путь дальше. Сердобольные прохожие стараются поскорее утащить пострадавшего, чтобы он не попал в лапы полицейского, который его оштрафует «за нарушение движения». При столкновении машин виновным признается не тот шофер, который наехал на машину, а тот, который не сумел увернуться от наезда. Несомненно, что столь «льготные» для шоферов условия не способствуют сокращению количества наездов, столкновений, увечья людей. Хроника столичной жизни всегда пестрит сообщениями об автомобильных катастрофах...
Нас — натуралистов, ботаников — интересовала прежде всего природа тропиков. Вынужденные задержаться в городе, мы постоянно бродили по паркам, скверам, садам, изучая растения. Много интересного видели мы на городских рынках, во фруктовых и овощных лавках, куда поступают разнообразные тропические плоды.

На утреннем базарчике

Розничная торговля производится в бразильской столице на маленьких базарчиках, не имеющих постоянных помещений. Один такой базарчик мы обнаружили в центре города, на площади Глория. Время его торговли — с рассвета до 9 часов утра. С ближайших окраин города сюда привозят свой товар огородники, рыбаки и мелкие торговцы. На площади возникают «торговые ряды» — тележки, палатки, лотки, переносные столики, иногда просто ящики, на которых разложены овощи, крупы, пряности, молочные продукты и прочее. В определенном месте площади торгуют рыбой, — здесь стоят корзины со свежей рыбой, пересыпанной кусочками льда; на перевернутом ящике поставлены весы, и над всем этим натянут маленький тент на тонких жердях. Вот и вся рыбная лавка. Тенты и балдахины есть почти над всеми лотками и столиками: солнце в тропиках начинает жечь уже через полчаса после восхода.
Пестрый, разноголосый гомон этого базарчика слышен издалека: торговцы не жалеют голоса, чтобы зазвать покупателя.
Мы с интересом бродили по этому базарчику и нашли здесь массу местных незнакомых нам плодов и продуктов.

Шушу.

Вот шушу (Sechium edule из семейства тыквенных) — небольшой плод, родич нашего кабачка. Он и по форме походит на кабачок, только чуть грушевидный и с неглубокими продольными бороздками; поверхность нежнозеленой кожицы покрыта такими же колючими бородавками, какие бывают у некоторых сортов огурцов. От других видов семейства тыквенных шушу отличается тем, что содержит внутри только одно крупное семя с тонкой оболочкой.
Едят шушу в отваренном виде, как гарнир ко второму блюду, или в салате. Вкусом он напоминает и огурец, и кабачок. В смеси с лимоном и сахаром шушу дает прекрасный мармелад.
У растения шушу используются не только плоды, но и клубни, которые образуются на корнях. Клубни содержат большое количество крахмала и под названием «чинчайот» широко используются в пище в Мексике. Их там едят в печеном, жареном и вареном виде. Вкусом чинчайот похож отчасти на картофель. Его перерабатывают на муку; она легко усваивается и рекомендуется детям.

Мы бродили по базарчику.

В некоторых странах длинные волокнистые стебли шушу используются для плетения изящных изделий. После особой обработки стеблей получается «соломка шушу».
Через несколько лет после поездки в Бразилию я вновь увидел шушу, но уже у вас в Советском Союзе. Я летел на самолете из Батуми в Адлер. В Сухуми к нам в самолет сел пассажир с авоськой, наполненной яблоками, грушами и... шушу. Я, конечно, заинтересовался, откуда у него шушу: из Ботанического сада?

Питанга.

— Да нет, — сказал он, — купил на базаре в Сухуми. Это мексиканский огурец!..
Потом я узнал, что в Сухумском ботаническом саду провели большую работу по освоению этой культуры и добились полного успеха. Но как же многолетнее растение, уроженец тропиков, переносит сравнительно холодную зиму наших черноморских субтропиков? Сухумцам пришлось пойти на хитрость, — они превратили многолетнее шушу в однолетнее, то есть культивируют его только летом. Но и при такой агротехнике с одного гектара удается снять до ста тысяч плодов. В тропиках же, где шушу культивируется как многолетнее растение, удается снимать с одного гектара до двухсот тысяч штук.
Теперь шушу под названием мексиканский огурец, или чайот, разводится в колхозах Грузии, и его можно купить на базарах Черноморского побережья Кавказа. Мы идем дальше по бразильскому базарчику. В корзинке, прикрытой банановым листом, лежат звездообразные плоды питанги (Averroa Carambola из семейства кислицевых). Они сорваны с куста на заре, и их надо беречь от увядания, иначе они теряют вкус. Кислосладкую мякоть питанги, окружающую семя, едят сырой; кроме того, плод идет на приготовление варенья, повидла, киселя.

Ананас.

На краю базарчика стоит грузовик; один борт кузова откинут, и покупатели сами выбирают любой ананас (Ananas sativus из семейства бромелиевых). В окрестностях Рио ананасы не культивируются, но в одном из ближайших штатов, Сан-Пауло, их очень много. Ананас — один из самых замечательных тропических фруктов. Сердцевина его шишковидного соплодия сочна и ароматна. Особенно вкусен свежий ананас. Ананас давно был известен индейцам, и самое название плода взято из индейского языка. Теперь ананасы консервируют, нарезая ломтиками или отжимая сок, варят из них варенье и повидло, засахаривают.
Но ананасы даже в Бразилии доступны только состоятельным людям. Цена на них очень высокая. На наших глазах многие женщины подходили к грузовику и, узнав стоимость плода, покачивая головой, отходили.

Батат.

Не всякая хозяйка в Бразилии покупает и картофель, хотя он есть на базарах. Картофель здесь дороже мандаринов и апельсинов. В Бразилии картофеля выращивается очень мало, его привозят из Чили и Перу, а то даже из Европы. Очень дороги в Бразилии яблоки, груши и особенно виноград. Ведь это всё плоды умеренных широт или субтропиков, и в Бразилии их разводят только на крайнем юге страны, в штате Рио-Гранде-до-Сул и немного в Паране. Большую же часть ввозят из Уругвая и Аргентины. Надо сказать, что и по вкусу бразильские яблоки, груши, виноград намного хуже наших.
В Бразилии есть заменители картофеля. Прежде всего это батат (Jpomaea batatas из семейства вьюнковых) или, как еще его называют, «сладкий картофель». На корнях батата образуются утолщения, внешне похожие на клубни картофеля. В Южной Америке это растение издавна культивировалось еще до прихода туда европейцев. «Клубни» бататов лишь отчасти сходны с картофелем: они водянистые и имеют сладкий привкус. Мне они не нравятся. Но Сергей Васильевич рассказывал, что в Колумбии и Перу батат так вкусно умеют приготовлять, что он там ел его с большим удовольствием.
Батат — одна из древнейших на земле сельскохозяйственных культур. Родина бататов (их несколько видов) — Средняя Америка или Вест-Индия, где и сейчас произрастает дикий сородич культурного батата. Из Америки в Азию батат проник задолго до открытия Америки европейцами. Есть данные, что батат возделывался на Гавайских островах еще за 500 лет до нашей эры. В Европу и Африку батат попал уже после открытия Америки и притом, несомненно, ранее картофеля.
Батат — многолетняя травянистая лиана, ползучий стебель которой достигает 5 метров в длину. Растение весьма сходно с обычными декоративными вьюнками. Листья то крупные, то мелкие, цельные, сердцевидные и пальчатолопастные. Цветки крупные, белые или розоватые, сидят в пазухах листьев. Средний вес клубней от 1/2 до 4—5 килограммов; в отдельных случаях развиваются гигантские клубни до 25 килограммов весом.
Батат — одна из наиболее продуктивных культур на земле. Урожай в 15—20 тонн обычен даже при плохом уходе. А при хорошей агротехнике можно снимать с гектара до шестидесяти тонн.
Батат разводят и у нас на юге. «Сладкий картофель» появился в России в середине прошлого столетия, но только после революции 1917 года в распространении этой культуры достигнуты большие успехи. Наибольшие урожаи батат дает в Средней Азии; хорошо растет он на Северном Кавказе, на Дону, а также и во влажных наших субтропиках.
Я видел громадные клубни батата на колхозных базарах Туркмении, где под ним заняты значительные площади.
Второй заменитель картофеля — ямс (Dioscorea batatus из семейства диоскорейных). Это тропическая вьющаяся лиана, у которой образуются клубни двух родов: подземные, крупные утолщения на корнях и мелкие надземные клубеньки на стеблях, в пазухах листьев. В пищу идут подземные клубни, достигающие веса в 4—5 килограммов. Надземные мелкие клубеньки употребляются для вегетативного размножения, как у нас разводится картофель. В отдельных случаях клубни ямса достигают огромных размеров — до 1,5 метра длины и до 50 килограммов весом.
Впервые я познакомился с ямсом еще в 1940 году, но не в тропиках, а в Ташкенте. Директор тамошнего Ботанического сада профессор Ф. Н. Русанов уже тогда разводил ямс в Средней Азии. Будучи в гостях у Ф. Н. Русанова, я и отведал тогда ямс. По вкусу он очень напоминает картофель и даже, может быть, несколько нежнее его. Оказалось, что это тропическое растение отлично перезимовывает в Ташкенте при морозах до 20° и, следовательно, может быть внедрено у нас в культуру во многих местах.
На базарчике в Рио мы видели множество сортов бананов. Их продают здесь на дюжины. Хотя цена отдельных сортов различается очень немного, продавцы сбивались в расчетах, когда я отбирал по две-три штуки каждого сорта.
Бананы сравнительно с привозным картофелем здесь дешевы. Почти по всей Бразилии они имеются в изобилии. Поэтому бананы столь же «любимая» пища бедняков, как и фейжон. Они сытны, но не питательны, так как не содержат жиров и бедны витаминами. Неудивительно, что в Бразилии распространены различные формы авитаминоза, то есть заболеваний, вызываемых недостатком в пище витаминов.
В большой корзине, сплетенной из тонких расщепленных побегов бамбука, лежат стебли сахарного тростника. Это дешевое лакомство ребятишек; они отгрызают кусочки молодого тростникового стебля и высасывают из него сладкий сок.

Маниока.

Насыпанная в бутылки, продается «фаринья де маниока», или тапиоковая мука. Получают ее из высушенных, сильно утолщенных клубневидных корней растения маниоки (Manihot utilissima из семейства молочайных). Маниока возделывается почти во всех тропических странах Нового и Старого света. Это одно из важнейших культурных растений тропиков. Родина этого растения, повидимому,— районы Амазонки, одной из величайших рек земного шара, пересекающей экваториальную область Бразилии.
Культура маниоки в Бразилии очень широко распространена. Это небольшой кустарник до 4 метров высоты; высаживается он черенками. Обычно через 18 месяцев уже собирают урожай, выдергивая всё растение. Богатые крахмалом клубни, достигающие веса в несколько килограммов, высушивают, размалывают в муку. После сильного нагревания получается продукт, известный по всему миру как тапиоковая мука или просто тапиока. В Бразилии она подается прямо на стол и ее подсыпают в суп либо добавляют в соус, посыпают ею мясо, прибавляют в жидко разваренный фейжон и т. п. Особым образом приготовленные мелкие лепешечки из тапиоки поджаривают в масле, круто солят и подают к пиву.
Тапиоковую муку для розничной продажи хранят в бутылках, чтобы предохранить от сырости, так как во влажном тропическом климате этот продукт на воздухе быстро портится.
Свою потребность в тапиоковой муке Бразилия покрывает полностью, и небольшое количество ее вывозит в другие страны (в Европу, США, Аргентину).
Тут же на рынке можно купить и свежие клубни маниоки, которые идут в пищу в отваренном или поджаренном виде. Сырые же клубни маниоки ядовиты.

Дерево манго.

Мука из маниоки, однако, гораздо менее питательна, нежели, скажем, пшеничная. Поэтому бедное население тропических областей, не имеющее зачастую никакой другой пищи, кроме тапиоки, сильно страдает. В районе Амазонки, где люди питаются преимущественно мукой, приготовленной из корней маниоки, распространены такие тяжелые болезни, как бери-бери, пеллагра, цынга. Может показаться неправдоподобным, что в зеленом океане тропического леса люди страдают цынгой, вызываемой недостатком витамина С, содержащегося в зеленых растениях. Дело в том, что под сплошным тенистым пологом тропического леса, не пропускающим солнца, не могут развиваться растения — витаминоносители. Насаждать же культурные растения, разводить сады и огороды жители Амазонки не могут: они разрознены, государство им не помогает.
А расчистка тропического леса требует громадных усилий...
Тщетно мы смотрели на лотки, заглядывали в корзины и ящики, стараясь найти манго — один из лучших тропических фруктов. Но оказалось, что сейчас не сезон для манго, массовый сбор его урожая уже закончился. Только случайно иногда можно найти в это время года плоды манго у какого-нибудь садовода.

Плоды манго.

Манго (Mangifera indica из семейства анакардиевых) происходит из тропиков Южной Азии. Это дерево достигает 10—12 метров, образуя мощную крону, одетую длинными блестящими листьями. Мелкие цветки собраны в большое кистевидное соцветие, но на каждой такой кисти завязывается всего один-три плода. Плод, величиной с огурец, содержит душистую сочную мякоть замечательно нежного вкуса. Внутри плода лежит одно крупное семя плоскоовальной формы, мохнатое из-за своеобразной «шерсти», покрывающей его прочную оболочку.
На одном из лотков Леонид Федорович Правдив заметил какие-то знакомые ему плоды. Спросили, как называются. Продавец назвал: «аракас». Конечно, что-то неизвестное... Купили, попробовали.
— Да ведь это фейхоа! — как-то разочарованно заключил Леонид Федорович, когда вскрыл и отведал этот самый аракас.

Аракас (фейхоа).

Правдин долго работал на Черноморском побережье Кавказа, изучая наши субтропические культуры, и отлично знал фейхоа. Ну, а я с удовольствием смаковал неизвестный мне плод с его кремовой сочной мякотью, — приятно освежающий, в меру сладкий и даже слегка кисловатый. Вкусом он похож на ананас и банан. В то же время своим запахом он напомнил мне нашу ароматную лесную землянику.
Фейхоа (Feijoa Sillowiana из семейства миртовых) — коренное бразильское растение, происходящее из южной, субтропической части страны. Растение встречается также в северной Аргентине, Уругвае и Парагвае. Это небольшой вечнозеленый кустарник с красивыми серебристыми снизу листьями. Он очень хорош во время цветения. Цветки имеют четырехлепестный белый венчик, украшенный выступающими из него многочисленными пунцовыми тычинками.
Лепестки цветков на родине фейхоа употребляются в пищу, они имеют пресновато-сладкий вкус. Варенье из плодов фейхоа отличается прекрасным вкусом и ароматом.

Бродячий торговец предлагал щетки, метелки, корзинки.

У нас на Кавказе и в Крыму фейхоа хорошо акклиматизировалось за те 50 лет, что существует его культура. Будучи на родине, в Южной Америке, вечнозеленым растением, фейхоа у нас зимой сбрасывает значительное число листьев и хорошо перезимовывает даже в холодные зимы, с морозами до 15°.
Фейхоа не только вкусно, но является лечебным средством, благодаря замечательной особенности — наличию в его плодах иода.

Гояба.

Плантации этого заокеанского уроженца на нашем Черноморском побережье Кавказа непрерывно растут. В магазинах кавказских городов можно купить варенье из фейхоа, а свежие плоды поздней осенью, в октябре — ноябре, не редкость встретить на базарах...
У нас с Леонидом Федоровичем руки были уже заняты многочисленными свертками и кулечками, а мы еще не обошли весь базарчик, который нам показался вначале крохотным. Но тут весьма кстати нам попался бродячий торговец, который предлагал щетки, цыновки, метелки и очень нужные нам в данную минуту корзинки.
Мы купили две кошелки, сплетенные из волокон пальмовых листьев, сложили свертки и смогли продолжать нашу прогулку по базару. Купили еще гоябу (Psidium goiava из семейства миртовых) — небольшие кислосладкие плоды, чуть вяжущие во рту, но сочные и хорошо утоляющие жажду. Потом нам попались «орехи» араукарии, и мы тоже соблазнились ими.
Араукария (Araucaria brasiliensis из семейства хвойных) — очень красивое дерево. Она распространена на юге Бразилии, главным образом в штате Парана. Там араукария образует леса, занимающие большие площади; древесина араукарии хотя и хуже по качеству, чем наши сосна и ель, довольно широко используется. Кроме того, из древесины араукарии добывают эфирное масло и светлую благовонную смолу. В далеких районах Параны устроены большие лесопильные заводы, и сейчас огромные площади прекрасных араукариевых лесов быстро уничтожаются.

Мамон
(дынное дерево).

Некоторые виды араукарии дают крупные семена, заключенные в плотную кожуру и сидящие в гнездах между чешуями огромных шишек. Семена араукарии съедобны. Их слегка поджаривают, — вернее, прокаливают, как у нас в Сибири кедровые орешки. Вкус араукариевых «орехов» гораздо менее приятен, чем кедровых, и лакомством служить они не могут. Из них приготовляют муку.
Есть районы в штате Парана и соседних, где люди питаются главным образом семенами араукарии. За это их даже называют «пиньейро», от местного названия араукарии — пиньо-де-Парана.

Плод мамон.

Наши кошелки были уже загружены до верху. Но мы купили еще дыню-мамон (Carica papaja из семейства кариковых). Это большая и сочная дыня, но растет она не на грядках, а на дереве. Родина этого дынного дерева — Мексика, но теперь оно распространилось в культуре в тропическом поясе всего света и даже в субтропиках, например в Калифорнии.
Называть мамон деревом неправильно. Это травянистое растение хотя и достигает иногда высоты десяти метров, но обычно не превышает трех-четырех. Живет мамон всего три-пять лет. Вкусом плод дынного дерева очень напоминает дыню, только он слаще; в нем до 79 процентов сахара.
Дыня-мамон богата различными витаминами. Но, что особенно ценно, в этой тропической дыне содержится папаин — вещество, которое улучшает пищеварение, излечивает язвы желудка и другие желудочно-кишечные заболевания. Замечено, что плоды дынного дерева быстро восстанавливают силы истощенных болезнью, а также сильно переутомленных людей. Этим не ограничиваются целебные свойства дыни-мамон. Листья, корни, оболочка зеленого плода, сердцевина стебля содержат много других полезных веществ, применяемых в медицине, быту, технике, производстве пищевых продуктов... В настоящее время известно до сотни препаратов и продуктов, получаемых из дынного дерева.
На опытной станции в Сочи начаты опыты по введению мамона в культуру в наших влажных субтропиках.
Когда мы вернулись со своими кошелками в гостиницу, там были немало удивлены нашему аппетиту. Мы, конечно, не могли зараз съесть всё, что накупили. Да нас интересовали больше всего не сами плоды. Усевшись в номере за стол, мы стали извлекать из спелых плодов семена. Все семена после того, как они просохли, мы разложили по пакетикам, сделали надписи, чтобы потом не перепутать, и упаковали. Потом в Ленинграде мы их высеяли в оранжереях Ботанического сада.

Масляный орех.

Я еще забыл сказать, что среди плодов, принесенных нами в гостиницу, был масляный орех (Cariocar nuciferum из семейства кариокариевых), который мы купили, зайдя по пути с рынка в лавчонку. Нас привлекли крупные размеры ореха, — он был величиной с детскую голову, в красноватой бородавчатой скорлупе. Орехи эти водятся больше всего даже не в самой Бразилии, а в соседней с ней Гвиане. Растут они на больших деревьях, которые достигают тридцатиметровой высоты.
И вот с этим орехом мы изрядно помучились. Скорлупа его оказалась такой прочной, что нам не удалось разбить ее даже ударами каблуков. Я решил пустить в ход перочинный нож. Просунул лезвие в спайку между двумя половинками скорлупы, чуть повернул и... лезвие было сломано. Тогда мы пустили в ход секатор — массивные садовые ножницы, которыми мы пользовались для обрезки ветвей при сборе растений для гербария. С помощью секатора орех был кое-как вскрыт. После стольких трудов мы решили отведать орех. Он недурен на вкус, но уж очень жирен, — в нем до шестидесяти процентов жира.
Покончив с разборкой семян, мы занялись завтраком. Нам подали к булке несколько маленьких шариков масла. Мы обратили внимание на то, что масло окрашено в яркооранжевый цвет.

Урусу.

Потом мы узнали, что здесь и масло, и сыры, а иногда и напитки окрашивают особой растительной краской, добываемой из семян урусу. Урусу — быстрорастущий вечнозеленый кустарник (Bixa orellana из семейства биксовых). Водится он в тропической части Южной Америки. На концах ветвей урусу образуется большая гроздь коричневых или тёмнокрасных шиповатых плодов — коробочек, наполненных мелкими семенами. Оболочка этих семян и содержит красящее вещество, которое применяют и в пищевой промышленности, и для изготовления лаков, и для окраски тканей.
Индейцы издавна используют семена урусу. Смешивая их с жиром крокодила, морской свинки и рыбы или растительными смолами, они получают краску для защиты тела от жгучего тропического солнца.
Между прочим, мы в Рио-де-Жанейро совсем не видели индейцев, а ведь они — коренные обитатели Бразилии. В течение нескольких веков испанские, португальские, английские и другие завоеватели Америки беспощадно истребляли индейские племена. Уцелевших индейцев оттеснили вглубь лесов Амазонки, где нет почти никаких средств сообщения. Индейцы живут до сих пор в шалашах, избегая общения с пришельцами.
В Бразилии много негров. Это потомки рабов, которых когда-то ввозили в Америку сотнями тысяч из Африки. Теперь негры формально свободны, но всё равно они бесправны. Как и индейцы, большинство негров лишены права голосовать на выборах, так как они неграмотны, а по здешним законам в выборах могут участвовать лишь грамотные.

Индейские кушанья

В вечерние часы на глухих улицах Рио часто можно видеть пожилых негритянок, восседающих на низенькой табуретке рядом с простой жаровней и лотком. Возле такой уличной кухни теснятся негры и мулаты, окончившие трудовой день. На лотке разложены тут же изготовляемые, на жаровне, кушанья и сладости. Вокруг разносятся то острые, то пряные незнакомые запахи.

Пальма денде.

Первые европейцы познакомились в Бразилии с различными кулинарными изделиями и пищевыми продуктами индейцев. Знакомая нам фаринья, а также кукуруза заимствованы у индейцев. Вошли в обиход и некоторые кушанья индейцев. Такова пассока («passoc» на языке индейского племени тупи означает —«толочь») — смесь свежего или вяленого мяса, предварительно измельченного в ступе, с маниоковой мукой. В Амазонии в пассоку добавляют поджаренные и тоже растолченные бразильские орехи. Получается высокопитательное блюдо, которое напоминает наш паштет. Только пассоку надо есть горячей, — холодная неприятна.
Любопытно индейское блюдо памонья. Готовится оно в виде теста из молодой кукурузы на кокосовом молоке и с сахаром; тесто заворачивают, как у нас голубцы, в кукурузные «листья» (обертки от початков) и варят на слабом огне.
Негры принесли с собой из Африки не только свои навыки приготовления пищи. Они завезли в Америку многие полезные растения африканского материка. Одно из этих растений — пальма денде (Elaeis guineensis), дающая масло денде. Благодаря неграм пальма денде вошла в культуру в Бразилии. Негры привезли с собой индийский перец (Piper nigrum из семейства перечных) и перец с берега Атаре; оба перца широко используются в кулинарии наряду с местными перцами, бывшими в ходу еще у индейцев.
Негры обогатили стол бразильцев бананами, разнообразными блюдами из куриного мяса и рыбы.
Негры же ввели в Бразилии блюдо, известное не только в Африке, но и на других континентах — тыквенную кашу на молоке. В обиход бразильцев тыквенная каша вошла под названием кибебе.

Возле уличной кухни толпятся негры...

Широко распространено негритянское блюдо акараже; это клецки из фасолевой или кукурузной муки, которые варят либо жарят в масле денде, сдобренном перцем. Бразильцы переняли у индейцев и негров ряд сладких кушаний: кангику — пуддинг из кукурузной муки с кокосовым молоком и сахаром, кускуз — пирожное из особого теста, сваренного на пару, и другие.
Мы видели на уличном лотке и бола — конфеты, изготовленные из сахара с прибавкой ядра кокоса, маниоковой муки и еще чего-то.
В отдельных мисочках разложены несколько сортов бейжу — нечто вроде галет или печенья, приготовляемых также из маниоковой муки и сдобренных тертыми бразильскими орехами и толченым кокосом.
Вот эти и другие еще неведомые нам блюда и лакомства — в форме коржей, клецок, нарезанные кусками или налитые в маленькие глиняные горшочки, обсыпанные то сахаром, то фариньей, с дразнящим запахом пряностей и острых специй, — притягивают к себе людей. У жаровен всегда толпятся негры.
К ночи редеют группы негров и мулатов, кончаются запасы кушаний и яств у торговок. Они вытряхивают золу из своих жаровен на край мостовой, забирают свои стульчики и подносы и уходят на дальние склоны гор, окружающие Рио, в свои фавеллы.
А ночной ветерок, опускающийся с гор к берегу моря, иногда вдруг раздует искру в кучке золы, и тогда обонянья коснется смолистый запах несгоревших древесных угольков.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Во льдах Балтики ..................................... 3
В Атлантическом океане ......................... 17
Мы в Бразилии ........................................... 33
На улицах Рио .......................................... 51
Растения тропиков ..................................... 73
На самолете вглубь страны ....................... 95
Бразильские плантации ............................ 109
Обезьяний остров ...................................... 120
В тропическом лесу ................................... 127
Богатство и нужда ..................................... 147
Из Рио в Росарио ....................................... 165
Поезд идет в Байрес .................................. 180
Столица Аргентины .................................. 191

Монтевидео — Ленинград .......................

207

 

Hosted by uCoz