Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
300
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ |
ХАРОН СОЛТО И ЕГО МЕХАНИЧЕСКАЯ КОЛЫБЕЛЬХарон Солто открывает свои глаза и смотрит на успокоительно мерцающий
световой дисплей на потолке. Нежные ароматы исходят от стен, а горячий
напиток немедленно появляется в нише возле его руки. |
300 ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ХАЙТЕКHomo sapiens machinadiumentum Когда биологические органы один за другим выходят из строя, у них должны
появиться заместители. Чем важнее для жизни отказавшие органы,
которые прекращают работать, тем более технологичный дублёр требовался
для
них. Учёные уже работают, чтобы произвести заместители, основанные
на тканях. |
|
На своём персональном дисплее Харон Солто видит цифры ежедневных мировых потребностей,
географического распределения предпочтений, производительности различных фабрик
и потока систем транспортировки. Опытным глазом он читает графики и делает
оценки; затем следуют три быстрых нажатия кнопки и дневное производство находится
в равновесии. Он может отдыхать.
Моторные составляющие его колыбели уносят его от его автоматизированного рабочего
места. Сегодня он рассмотрит свою коллекцию скульптур, которая даёт ему душевное
спокойствие. Он несётся через комнату туда, где находятся трёхмерные изображения,
но среди здорового гула летательных двигателей слышится другой звук – шипение
и скрежетание. Его движение вперёд внезапно прекращается, край его колыбели
наклоняется и царапает пол.
Паника! Нет, не стоит паниковать: это всё может контролироваться. Ударяя по
кнопке, он вводит нужное количество успокоительного средства в свою систему,
чтобы восстановить спокойствие. Это был незначительный сбой его локомоторной
системы, ничего больше. Немедленно снарядите одного из механиков.
Спустя короткое время, время, когда Харона Солто окружают мысли, порождённые
беспомощностью и нерешительностью, из внешней двери появляется механик. Он
примитивен, как, наверное, должны были быть предки Харона Солто, и, несомненно,
мужчина. Он идет без механической помощи, а его тело симметрично, с двумя руками
и двумя ногами. Подобно всем механикам, он был взят из руин снаружи. Их многосторонность
делает их полезными, и они охотно исполняют неприятные функции в обмен на пищу
и комфорт. У этого существа мало механических приборов, а его тело закрыто
изолирующей одеждой, и он несёт сумку с инструментами через плечо. Солто пробует
закрыть свой разум для отвращения, которое он чувствует, но должен признать,
что эти люди необходимы.
Несколькими словами на диалекте, который Харон Солто едва может понять, механик
диагностирует проблему и принимается за работу. Панель на колыбели снята, затем
инструменты и приспособления вытаскиваются из сумки механика и устанавливаются
в загадочных внутренностях машины. Это всё происходит вне поля зрения Харона
Солто. Внутренности колыбели – это то, что он никогда не видел и не имеет никакого
желания видеть. Всё, что он воспринимает – это волосатая макушка механика,
когда тот наклоняется во время своей работы, издавая губами и зубами мурлыкающий
шум, который, как предположил Харон Солто, сойдёт за музыку.
Впечатлений слишком много. Харон Солто вводит немного наркотика в свою вену
и уносится в более приятный мир иллюзий.
Его разбудил громкий хлопок, когда панель в его колыбели была установлена на
место. Механик говорит ему два коротких слова. Первое означает, что работа
сделана, а второе – способ обращения, в основном почтительного, но которое,
как подозревает Харон Солто, теперь стало словом, означающим шутку и лёгкую
насмешку среди механиков.
Харон Солто отпускает человека, вначале подтвердив его идентификационный чип,
чтобы сказать, что работа была сделана.
Харон Солто вновь один, полностью функционирующий, и может продолжать свои
дневные мечты. Когда-нибудь человечество не будет нуждаться в этих гротескных
возвратах к примитивному человеку. Будет лучший метод, чем ныне существующие
механические приспособления: система, которая живёт, растёт и самовосстанавливается.
Это, однако, всё в будущем, и кто-то иной должен будет разработать это.
У человечества есть потенциал, который не может быть ограничен
только машинами. Должен быть лучший путь вперёд.
Это мысли, которые постоянно окружали Грират Халм с тех пор, как она была
свидетелем последней поломки местного генератора пищи. Это было ужасное
время, на протяжении
которого механики дрались друг с другом. С одной стороны дисциплинированная
фракция боролась за восстановление поломки; с другой, те, чьи запасы пищи
были отключены изначально, пытались ворваться в машинное отделение, чтобы
наесться
сырых материалов. Порядок был восстановлен, но только путём массового насилия.
К чему сейчас пришли человеческие существа? Иссохшие тела, заключённые внутрь
машин, сохраняемые живыми с помощью механических приспособлений и искусственно
выращенных органов.
Когда-то очень-очень давно, человечество развивалось посредством процесса
эволюции. С появлением разума и цивилизации этот естественный процесс был
уничтожен.
Медицинская наука развивалась, и те, кто умер бы, теперь стали способными
выживать и оставлять потомство. В результате направляющая сила эволюции –
процесс естественного
отбора – была устранена для человека. Впоследствии вид ухудшился. Нездоровые
изменения, которые были бы отброшены, теперь сохраняются и распространяются.
По мере того, как популяция становилась больше, генофонд становился более
слабым. Это не имело значения, потому что медицинская наука была всегда наготове,
чтобы
поддержать жизнь. Независимо от того, насколько дегенерировало человеческое
тело, всегда находились технологические системы, чтобы поддержать его живым.
Результатом был, несомненно, триумф над первичной дикостью природы, но должен
быть лучший путь. Машины продолжают ломаться и поставки продовольствия и
лекарств постоянно нарушаются. Ключ должен находиться в синтетических органах.
Если они улучшатся, размышляла Грират, это оставило бы её и многих подобных
ей без работы (она управляет производственным процессом для серии синтетических
ферментов и стимуляторов, которые приносят пользу людям во всем мире). Это
могло бы и не быть плохой вещью. Она хотела бы проводить больше своего времени,
слушая музыку, любуясь искусством и уходя с головой в мир недавно изобретённой
гипнодрамы действия.
Тогда, с начала работы, она помнит двух друзей, которые недавно уволились
с работы, чтобы делать примерно то же самое – и они оба выключали свои системы
жизнеобеспечения через несколько дней. Вероятно, их смесь стимуляторов была
неправильной – это было то, что не случится с Грират; в конце концов, она
находится
при деле.
Однако, генная инженерия должна быть будущим. Люди уже забавлялись этим на
протяжении прошлого века, когда они произвели существ, которые могли жить
в космосе. Это было сделано специально ради работы над проектом по колонизации
звёзд; и, как всегда бывало в истории, специфическая необходимость или специфическая
цель служили детонатором для взрывного развития технологий. В прошлом это
всегда
было война, которая вызывала критическую необходимость. Технология обычно
включала развитие более изощрённого оружия. Затем, как обычно, лишь только
критическая
необходимость исчезала, а цель была достигнута, вновь развившаяся технология
приходила в упадок. Теперь, когда проект колонизации звёзд подошёл к концу
и был отправлен последний из 37 кораблей, детей космоса больше нет. Те вакууморфы
никогда не были совершенными; они были не столько выведены, сколько собраны
из частей, выращенных искусственно, и возможности для их воспроизводства
никогда не было. Акваморфы, люди, спроектированные для жизни в море, однако,
всё ещё
живут там, в более тёплых водах океана. Развивается настоящая подводная цивилизация.
Отблеск солнечного света из-за облаков, пробившийся вниз через промежутки
между высокими зданиями, был разбит поддерживающими конструкциями и бесцветными
прозрачными
фильтрами жилища Грират на пятна геометрической формы, прополз в её жилую
ячейку и вырвал её из объятий дневного сна. Её ежедневная работа почти закончена,
и она с трудом завершила её. Когда-то, думает она, человечество управлялось
солнцем: когда оно поднималось, люди просыпались и начинали свой день, а
когда
оно заходило, они спали. Теперь все могли не заботиться, есть ли солнце,
или его нет – пока оно заряжает солнечные батареи и поддерживает движение
океанских
течений, текущих и двигающих подводные энергетические установки.
Далеко отсюда, куда люди больше не заходят, на планете есть дикие места.
Когда-то они были отравлены. Теперь всё изменилось. Хорошо, крупные животные
исчезли,
но растения восстановились. Влажные тропические леса вновь растут вдоль экватора,
а травянистые равнины лежат поясами к северу и к югу. Дальше на севере и
на юге лежат обширные пустыни, которые из-за естественного характера циркуляции
ветра и влаги никогда не будут плодородными. За ними лежат листопадные и
хвойные
леса, затем, ближе к Северному и Южного полюсам, холодные области тундры
и ледники.
Грират знает обо всех этих вещах из информационных банков, но предметов,
с которыми она наиболее знакома, находятся среди старых записей. Тропические
леса, которые она сейчас представляет себе, были полны мартышек, тапиров,
муравьедов,
змей, ленивцев, человекообразных обезьян, ягуаров, колибри, туканов и орлов.
Равнины кишели стадами зебр, слонов, антилоп, жирафов, которых преследовали
львы, гепарды и гиены. Лиственные и хвойные леса были населены оленями, бобрами,
белками, барсуками, волками и рысью. Тундра кормила северного оленя, овцебыка
и лисицу. Она знает, что теперь все эти животные исчезли, и столь же уместны
в современном мире, как динозавры, моа и мамонты. Сегодня эти местообитания
пусты и безмолвны, населённые только самыми мелкими грызунами и птицами,
живущими там наряду с насекомыми и другими беспозвоночными.
Действительно ли здесь должно быть будущее человечества? Если так, возобновлённая
кампания генной инженерии могла бы стать средством достижения этой цели.
Возможно, это самое опасное и самое захватывающее время в
его жизни. Хьюэ Чуум медленно и целеустремлённо отсоединяет себя от своей колыбели.
В течение
нескольких кратких минут он будет отделён от вещей, которые поддерживают
его живым – но это будет того стоить.
Он готовился на протяжении месяцев. Постепенно его врачи выключили подавление
его либидо. Он был полностью обучен в отношении того, когда выключить это
устройство и этот орган. Те устройства, которые совершенно необходимы для
его длительного
существования, присоединены к передвижным кабелям и трубам – конструкция
уязвимая, но необходимая ради нескольких существенно более важных минут.
Он более удачлив,
чем большинство подобных ему: у него своё собственное сердце.
Почти вовремя. Его сенсоры сообщают ему, что Беарнида, его любовь, находится
за дверью. Он видел её и прежде, но только на экранах и голограммах, и вначале
она привлекла его способом, которым украсила свою колыбель. Он понял, что
эта привлекательность была не столь поверхностной, как казалось. Её художественный
вкус показывал, что в своей глубине, она была близка ему, и что они составили
бы хорошую брачную пару. Она согласилась, и так же сделали все её коллеги,
врачи и родственники.
Окружающие огни гаснут до тусклого оттенка, а витающие вокруг ароматы и музыка
создают нежную и соблазнительную атмосферу. Входная дверь скользит, открываясь,
и колыбель Беарниды влетает внутрь.
Он впервые видит её без помощи механических посредников. Конечно, видно только
её лицо, и оно выглядит немного меньше, чем он ожидал. Украшения на её колыбели
яркие и сверкающие, как приличествует случаю. Он знает, что внутри механизмов
она выключила свою систему жизнеобеспечения на короткое, но необходимое время.
Она улыбается ему, и он отвечает ей улыбкой – первая исключительно личная
связь, которая у него была с кем бы то ни было.
Колыбели плавают вместе и их соприкасающиеся панели открываются. Огни гаснут
– кто же захочет видеть иссохшее деформированное тело голого человека, даже
будучи влюблённым, как они? Гидравлические руки, поддерживающие маленькие
тела в их искусственной экипировке, отодвигаются, когда они встретились…
Это происходит позже, намного позже. Шок Хьюэ Чуума начинает постепенно проходить,
и вместо него появляется печаль, но с этим можно справиться с помощью подходящих
инъекций. Он вновь в своей колыбели, где чувствует себя в безопасности. Он
никогда не выйдет из неё снова, пока он жив. Никогда!
Он думал, что он и Беарнида хорошо подходили друг другу не только душевно
и эмоционально, но также и физически. Как и у него, у неё было своё собственное
сердце; но у неё оно и близко не было таким же сильным, как у него, и напряжения
во время половой связи было для неё слишком много.
Он может утешать себя тем, что он не одинок, потому что лишь примерно 10
процентов половых актов в эти времена проходят успешно. Если это продолжится,
сам род
человеческий захиреет и вымрет.
Морские волны, вызванные бурей с юго-запада, клубятся и пенятся
у холодных голубых склонов, которые грубо протягиваются поперёк пустынной поверхности
северного океана. Со свинцово-серого неба пронизывающе-холодный дождь извергается
в ледяные зелёные впадины между волнами и теряется в струящейся пене гребней.
Морская поверхность – негостеприимное место.
Под бурлящим и вертящимся хаосом поверхности моря и нескольких футов океанской
воды сразу под ней буря замолкает, а ярость волн смиряется до слабого движения
вперёд-назад. Дальше в глубину движение становится слабее и слабее, пока
не пропадает полностью. Это мир рыб – и существ, которые отказались от
своей жизни
на суше, чтобы занять место жительства своих далёких предков в великих океанах
мира. В какой-то степени это сделали морские выдры со своими гибкими телами
и перепончатыми лапами; тюлени и моржи поступали более эффективно, приобретя
обтекаемую форму и ласты; но ныне вымершие дельфины и крупные киты сделали
это в совершенстве, они даже приобрели рыбообразную форму своих предков.
Теперь это также сделали и люди.
Они плавают в зелёной полумгле под беспокойными волнами океана. Неопытный
глаз мог бы принять их за дельфинов, движущихся и кувыркающихся, устремляющихся
вперёд стремительными рывками и ненадолго неподвижно замирающих в толще воды.
Они не умеют дышать воздухом, это дети океана. Вместо этого они пропускают
морскую воду сквозь свой рот и грудные жабры, извлекая кислород, который
она несёт. Они также постоянно кормятся, фильтруя планктон через те же самые
жабры
и передавая его в пищеварительную систему. Время от времени они ловят рыбу
– разворачиваясь и бросаясь за ней с помощью поворотов хвоста, поддерживая
равновесие с помощью рук и быстро кусая.
Хвостовой плавник – это всё, что осталось от человеческих ног. У зародыша
почки задних конечностей срастаются вместе и сливаются в единый орган. Пояс
задних
конечностей не развивается, а кости конечностей стали практически продолжением
позвоночника. Фаланги пальцев ног разрослись и образуют структуру, которая
поддерживает мощный ромбовидный плавник. Руки сохраняют своё человеческое
строение, но сама рука стала уплощённой и видоизменилась в орган равновесия
и стабилизатор.
Начало развитию было положено век назад, как часть проекта колонизации звёзд,
но получившиеся существа были лишь отчасти успешными. Позже генно-инженерные
лаборатории, прежде чем закрыться, произвели в качестве последнего жеста
нечто долговременное, усовершенствовали строение и создали истинно водное
человеческое
существо; и (их заключительный триумф) генетические изменения, которые они
произвели, стали истинно наследственными. Да, эти новообразованные существа
были плодовиты и производили жизнеспособное потомство.
В действительности же процесс начался задолго до этого, в раннюю эпоху цивилизации,
когда жажда человека обладать всеми вещами в мире привела его к воде. Он
изобрёл механические устройства, которые позволили ему взять воздух с собой
в море
и вдыхать его под нужным для жизни давлением. Приспособления, прикреплённые
к его телу, позволили ему видеть под водой и плавать с помощью сильных движений
ног. С течением времени на морском дне возникли большие сообщества, очень
похожие на города-острова. Их засыпанные донными отложениями руины всё ещё
устилают
материковый шельф. Когда развилась генная инженерия, жабры можно было вырастить
из исходной ткани и привить на человеческое тело, позволяя людям дышать,
словно рыбам. Это было довольно неуклюже и грубовато по сравнению с последующей
разработкой
существа, лишённого потребности в городах или искусственных устройствах для
плавания и дыхания.
Те, кто плавает здесь, это лишь приповерхностная раса этих существ. В чёрной
глубине, в сотнях фатомов* ниже, обитают другие, редко видимые кем-либо кроме
их собственного вида, но даже тогда они, строго говоря, не «видимы». В темноте
они могут чувствовать свой путь и общаться друг с другом только с помощью
своего рода эхолокации. Эти существа медлительны и малоактивны. На таких
глубинах
мало пищи, и они должны сохранять ту энергию, которая у них есть.
* Фатом – морская сажень, мера длины, равная 1,8288 м. – В. П. |
Поскольку аквабионты редко встречаются с какими-либо другими формами человека,
между ними и любой другой группой не происходит никакой вражды.
Самка, кормящая грудью извивающегося детёныша, приближается, грациозно изгибаясь,
к группе самцов, которые гонятся за рыбой. Она говорит. «Голос» – это трескучий
звук, производимый путём щёлканья в остаточной трахее в шее. Молодые самцы
щёлкают в ответ и уплывают к тому, что выглядит как беспорядочный трёхмерный
узор. Внезапно рыба, на которую они охотились, собирается в стаю перед головой
самки, согнанная туда точно скоординированными движениями самцов. Быстрый щелчок
и бросок, и она заглатывает одну из рыб – остальные расплылись в стороны в
зелёной мгле. Она издаёт кудахчущий звук в знак своей благодарности самцам
и неторопливо уплывает прочь. Глядя на них, можно было бы подумать, что это
существа, которые населяли эту среду обитания с той поры, когда мир был молод.
И лишь лицо – гротескная пародия на человеческое лицо, с крупными выпуклыми
глазами, крошечным дегенерировавшим носом и изогнутым уголками вниз ртом –
указывает на то, что это создание является производным от человеческого существа.
ПРЕДИСЛОВИЕ Брайана Олдиса | 8 |
ПРЕДИСЛОВИЕ к русскому переводу | |
ВВЕДЕНИЕ – ЭВОЛЮЦИЯ И ЧЕЛОВЕК | 11 |
Генная инженерия | 12 |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: |
|
В НАЧАЛЕ | 16 |
Человеческая история до нашего времени | 16 |
8 МИЛЛИОНОВ ЛЕТ НАЗАД |
16 |
3 МИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД |
16 |
2,5 МИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД |
16 |
1,5 МИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД |
17 |
500,000 ЛЕТ НАЗАД |
17 |
15,000 ЛЕТ НАЗАД |
17 |
5000 ЛЕТ НАЗАД |
18 |
2000 ЛЕТ НАЗАД |
18 |
1000 ЛЕТ НАЗАД |
18 |
500 ЛЕТ НАЗАД |
19 |
100 ЛЕТ НАЗАД | 19 |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: |
|
ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ ЧЕЛОВЕКА | 22 |
200
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Акваморф Пиккарблик |
22 |
Вакууморф Кралим |
24 |
Джаймс Смуут, космический путешественник |
25 |
Кишу Кристаан, новопоселенец | 29 |
300
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Харон Солто и его механическая колыбель |
31 |
Грират Халм и будущее |
34 |
Хьюэ Чуум и его любимая |
35 |
Аквабионты | 36 |
500
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Грам, генно-инженерный житель равнин |
37 |
Куле Тааран и генно-инженерный житель леса |
40 |
Кнют, генно-инженерный тундровик |
42 |
Релия Хуланн и культивируемые колыбели |
43 |
Фифф Флория и хайтек |
43 |
Карахудру и лесовик | 48 |
1000
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Климасен и начало перемен |
48 |
Смерть Ямо |
49 |
Характер погоды и тики |
49 |
Равнинные жители |
52 |
Хут, лесовик |
52 |
Кончина Дуриана Скила |
53 |
Жители вод | 54 |
2000
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Румм, лесной житель |
56 |
Ларн, житель равнин |
58 |
Новый друг Кума |
60 |
Йерок и Инструмент | 61 |
5000
ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Спасение Носильщика |
62 |
Хват и тундровик |
63 |
Память Хруши |
64 |
Тропические древесные жители | 66 |
10
000 ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Симбионты |
67 |
Зимовщики |
69 |
Вождь клана |
70 |
Исчезновение равнин |
71 |
Жители пещер | 71 |
50
000 ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Семьи жителей равнин |
72 |
Расширяющаяся пустыня |
73 |
Островитяне |
74 |
Стаи аквабионтов |
75 |
Тающий лёд | 76 |
500
000 ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Звенья социалов |
78 |
Строители лодок | 83 |
1
МИЛЛИОН ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Охотники и носильщики |
87 |
Жнецы-аквабионты | 90 |
2
МИЛЛИОНА ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Странники |
93 |
Ульевики | 96 |
3
МИЛЛИОНА ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Рыбоеды |
101 |
Обитатели деревьев |
106 |
Муравьеловы |
107 |
Пустынные бегуны |
108 |
Люди-ленивцы и острозубы | 111 |
5
МИЛЛИОНОВ ЛЕТ ОТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
|
|
Летающие звёзды | 115 |
Строители | 116 |
Пустота | 123 |
В конце есть начало... | 123 |
Послесловие к русскому переводу | |
Советуем прочитать | 124 |
Указатель |