В истории советской фантастики не так уж много книг, что сумели пронести читательскую любовь сквозь десятилетия, пережить все извивы бурной истории нашей страны и по-прежнему остаться в строю даже в непростое нынешнее время.
«Плутония» Владимира Афанасьевича Обручева, несомненно, из той «счастливой»
когорты.
В далеком 1924 году она впервые была представлена на суд читателей и с тех пор
постоянно переиздается, и нет никаких причин предполагать, что в обозримом времени
это прекратится. Потому как со страниц ее веет на юного (и не слишком юного)
читателя невообразимо манящий ветер Миров Неоткрытых, где по суше бродят мамонты,
диплодоки, в морях плещутся ихтиозавры, а в небе квакают птеродактили.
Непередаваемый вкус Настоящего Приключения.
Приключение-то приключением, а мы на примере «Плутонии» попробуем дать панораму ее изданий в СССР, проследить как менялись подходы к оформлению и что из всего этого вышло.
Стимулом написать «Плутонию» для Обручева стали геологические ошибки «Путешествия к центру Земли» Ж.Верна. Много нареканий вызвал у него и относительно свежий «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.К сожалению, сказать про первое издание мы можем крайне мало, ну разве что
число страниц. Оно является настоящей библиографической редкостью. Увы, неизвестно
кто художник и какова художественная ценность иллюстраций. Эта страница биографии
книги нам покуда недоступна.
Спустя 7 лет в издательстве «Молодая гвардия» вышло второе издание.
Динозавры, выполненные Пиковым, хоть и не были безупречны в научном плане, зато отличались живостью нрава, бегали и резвились. Как дети.
Вообще говоря, «Плутония» ставила перед художником интересную и по-своему непростую задачу: изобразить то, что никто никогда не видел. Советская изобразительная школа в те годы делала первые шаги, не всегда справляясь даже с изображением людей. А уж динозавры!
До революции в России были весьма популярны книги Гетчинсона «Вымершие чудовища» и Ланкестера «Вымершие животные». Обе книги фигурировали во всех довоенных изданиях «Плутонии» в списке рекомендуемой литературы для чтения.
Третье издание выходит в 1935 в Объединенном Научно-Техническом Издательстве (ОНТИ).
ОНТИ было серьезное издательство и к подбору иллюстративного материала подошло как надо, попросту скопировав ряд иллюстраций из различных научных изданий, в основном зарубежных.
Слева приведены иллюстрации из издания 1935 года, а справа из книги американского палеонтолога Осборна «Век Млекопитающих» (Нью-Йорк, 1910 год).
Так сказать: Найдите 10 отличий.Или вот птеродактили из «Плутонии» и (справа) из книги H.R.Knipe «Evolution in the Past» (Лондон, 1912)
Справедливости ради стоит указать, что подобное вольное использование иллюстративного материала в те годы было достаточно распространено. Правда обычно все-таки авторство указывали. Но в СССР как раз началась компания по утверждению первенства российских и советских изобретателей во всем, что можно, и ссылки на иностранные источники были непопулярны. ОНТИ перед войною некоторые переводные книги даже переиздала под авторством переводчиков.Быть может поэтому в издании 1935 года художник не указан.
А жаль, так как, помимо заимствованных, были и вполне оригинальные работы, впрочем, «мегалозавр» в характерной позе тоже присутствовал.
Кроме того, в третьем издании впервые появилась карта, которая будет потом без изменений повторяться практически во всех переизданиях.
В 36 году ОНТИ выпустило стереотипное издание, а в 1937 — уже новое, четвертое.
Ну и прорисовка доисторических животных весьма своеобразна.
Были и новшества, скажем появились иллюстрации «на разворот».
В целом же картинки в четвертом издании получились какими-то неряшливыми, животные странными, люди диковинными...
В 1941 году в «Детгизе», в знаменитой «рамочке» вышло, пожалуй, лучше издание «Плутонии». Иллюстратором этой книги был художник Евгений Михайлович Рачев. В Детгизе он работал с 1937 года и специализировался на анималистических иллюстрациях. Перед самой войной в «рамке» с его иллюстрациями успел выйти еще «Пылающий остров» А.Казанцева. А 7 ноября 1941 года Евгений Рачев в составе народного ополчения ушел защищать Москву.
К огромному сожалению, эти прекрасные иллюстрации больше никогда не переиздавались и даже просто их увидеть большая проблема, т.к. довоенная «рамочка» имеет у коллекционеров изрядную ценность и «простой смертный» пересечься с ней может разве что случайно.
Следующий этап в биографии «Плутонии» связан с Государственным издательством Географической литературы и художником Юрием Макаровым, хорошо известным всем любителям фантастики. Несмотря на сложность материала, он сделал весьма достойные иллюстрации, впрочем, не без привлечения материала из научно-популярных изданий.
Не трудно заметить, что трицератопс с обложки заимствован с рисунка из книги А.Н.Дружинина «Животный и растительный мир прошлого Земли» (художник В.А.Ватагин), так же как и бравый траходон (см. правый рисунок).
Из изысков в книге присутствовали еще черно-белые вклейки.
Все послевоенные издания выходят в несколько измененной редакции. Наиболее значительное изменение — существенное сокращение главы «Научная беседа» с ремаркой «Читатели, интересующиеся более полным изложением доклада Труханова, могут найти его на стр. 347-369 издания «Плутонии», напечатанного в 1941 году Издательством детской литературы в Москве».
Кроме того, была существенно переработана сцена встречи «Полярной звезды» с Макшеевым.
В 1953 году Владимир Афанасьевич Обручев отмечал 90-летний юбилей. К этой знаменательной дате Географиз выпустил самое нарядное издание «Плутонии», в тканевом переплете с тиснением, с суперобложкой и цветными вклейками.
Художником суперобложки был Г.В.Храпак, а автором цветных вклеек известный художник-иллюстратор книг о вымерших животных К.К.Флеров.
В целом иллюстрации были аналогичны предыдущему изданию, но некоторые картинки были Ю.Макаровым доработаны в сторону большего соответствия научным данным, не исключено, что по рекомендации К.Флерова
Например, олень получил более подходящие рога, а плезиозавры наконец перестали по змеиному изгибать шею.
Издание 53 года послужило основой для ряда переизданий. В 1955 году два переиздания были выпущены в Алма-Ате (в разных форматах) с другой обложкой, а Географгиз выпустил по упрощенному изданию (без суперобложки и с черно-белыми вклейками) в 55, 56 и 57 годах.
В 1958 году в Детгизе выходит новое издание «Плутонии» с замечательными иллюстрациями Г.Никольского.
(обложка переиздания 1982 года с теми же иллюстрациями)
После работы Е.Рачева это, пожалуй, лучшее иллюстрированное издание сочинения В.А. Обручева, с живыми, весьма точными в научном плане картинками.
|
|
|
|
|
Единственный недостаток этого, в целом прекрасного издания, маленький размер картинок, большинство примерно в треть страницы.
К сожалению, это последнее советское издание со столь полной проработкой иллюстративного материала. Все последующие были либо репликой с детгизовского, либо с чисто формальными иллюстрациями (по принципу «есть и ладно»), а то и вовсе без иллюстраций, что на мой взгляд равносильно преступлению против будущего.
Скажем, вот иллюстрации из издания 1977 года (издательство «Лениздат», художник С.А.Остров).
Отрадно сознавать что книжная биография «Плутонии» не заканчивается. Вплоть до конца СССР книга переиздавалась отдельно или вместе с «Землей Санникова» практически каждый год.А. В. Караваев
Этот короткий рассказ включён в книгу, которая сейчас является
библиографической редкостью: она выпущена в 1926 году в молодой ещё Советской
России. Да, может быть, рисунки в этой книге по качеству прорисовки не сравнятся
с иллюстрациями в зарубежных изданиях того времени, но есть одна вещь, о которой
следует помнить: уже в те времена главной задачей страны было просвещение людей,
освобождение их из плена религии. Поэтому тема книги вовсе не случайна. «Громовыми
стрелами» и «чёртовыми пальцами» в России называли раковины ископаемых головоногих
моллюсков белемнитов. Они часто попадались простым людям, и этот короткий рассказ
с несколькими иллюстрациями должен был наглядно показать истинную природу этих
находок.
Рисунки к рассказу сделал художник В. Владимиров.
|
|
||
|
Это одна из многих научно-популярных книг для детей, выходивших в Советском Союзе. Она уже успела стать библиографической редкостью, поскольку была выпущена в 1957 году. Иллюстрации для данной книги сделаны А. Келейниковым.
Пермский ландшафт |
|||
|
Классические двуногие игуанодоны |
||
Ландшафт мелового периода |
|||
Древний хищник Patriofelis атакует эогиппусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для этой статьи, включённой в сборник «Земля и люди» 1971 года выпуска, Чижевским были сделаны рисунки ископаемых птиц, упоминаемых в тексте. Справа вверху: диатрима;
|
|
|
(В выходных данных книги упоминаются художники В. Д. Колганов, Т. В. Корабельникова, В. Д. Овчининский. Кто знает, кто автор каждого из этих рисунков?) |
|
||
Аммонит |
Psammolepis |
||
Dinichthys |
|||
Один из видов геликоприонов |
Ichthyostega |
Lantanosuchus |
|
Scutosaurus karpinskii |
Proburnethia |
Lystrosaurus |
|
Dvinia |
Inostrancevia
Saurolophus |
||
Longisquama |
Sharovipteryx mirabilis |
||
Avimimus |
Diatryma |
Parataxidea |
Perunium ursogulo |
Насколько уместно здесь упоминать книгу Яковлевой «Путь к динозавру»? Я про неё в интернете ничего не нашёл, и в руках не держал.
«След динозавра» (Нужно изображение с большим разрешением!) |
«Палеонтология в картинках»
(Нужно изображение с большим разрешением!) |
Пожалуй, эти книги о доисторической жизни известны в современной России больше всех остальных. Они выдержали множество переизданий (к сожалению, иллюстрации при этом мало изменились), поэтому, возможно, ещё родители нынешних школьников с удовольствием разглядывали рисунки в «облегчённой» версии «Палеонтология в картинках», а затем с удовольствием читали более серьёзные варианты книги: «По следам минувшего» и «След динозавра». Иллюстрации ко всем этим книгам делал один и тот же художник - Рубен Артёмович Варшамов (24.02.1936 - 13.05.2000).
Иллюстрации Варшамова отличаются своеобразием, но, к сожалению, не лишены ошибок, в том числе таких, которые могли быть исправлены даже на момент выхода очередного издания. А некоторые иллюстрации просто отражают существовавшие на момент выхода книг представления о доисторических существах, став, таким образом, частью истории науки. А историю никогда не стоит забывать, и уж тем более переписывать. Из неё всегда стоит извлекать уроки, какая бы она ни была.
Фитозавр |
Лонгискваму уносит ветром во время бури |
Челышевия атакует дицинодонта |
|
Археоптерикс. На момент написания книги он ещё носил гордое звание «первоптица». |
Схватка цератозавров. На заре палеонтологии они считались ужаснейшими хищниками своей эпохи. |
|
|
|
|
|
|
Мегатерий и глиптодон |
Эласмотерий - один из любимых видов млекопитающих в отечественном палеоарте. |
Пожалуй, эту книгу можно назвать самой неожиданной частью галереи русского и советского палеоарта. Обычно книги об ископаемых животных пишутся для подготовленных читателей, но эта книга написана и иллюстрирована в расчёте на самых юных читателей. Читатели в Советском Союзе и России знают её автора как прекрасного художника-анималиста, иллюстратора книг о природе и сказок. Но в данном случае вместо обаятельных зайчат и неуклюжих медвежат из-под кисти художника выходят странные и удивительные существа из далёкого прошлого Земли. И всё равно в иллюстрациях виден неповторимый стиль художника. На данный момент вышло два издания: в 1989 и 2013 годах.
|
|
|
|
|
|
Эта книга вышла в свет в 1993 году, с иллюстрациями художника Г. Дорошенко. В иллюстрациях сильно чувствуется влияние творчества Зденека Буриана, а некоторые идеи уже успели сильно устареть на момент выхода книги. Тем не менее, рисунки получились очень живые и своеобразные.
|
|
|
|
||
|
|
Круг знанийпалеоарт в энциклопедиях«Малая Советская Энциклопедия»
«Детская Энциклопедия»Том 2 «Земная кора и недра Земли. Мир небесных тел», 1962 г.
«»
«»
«»
|
Иллюстрации Н. Кондакова (Биологический энциклопедический словарь) и А. Н. Сичкаря.
«Из глубины веков»
«В мире древних животных»
«По страницам истории животного мира»
Они будут, поверьте.
Часть 3 Палеоарт в архитектуре и скульптуре
Часть 4 Палеоарт в книжной иллюстрации и открытке