«Все минувшие дни» по-русски


Палеоарт в книжных иллюстрациях

 

Владимир Афанасьевич Обручев

«Плутония»
«Земля Санникова»

В истории советской фантастики не так уж много книг, что сумели пронести читательскую любовь сквозь десятилетия, пережить все извивы бурной истории нашей страны и по-прежнему остаться в строю даже в непростое нынешнее время.

«Плутония» Владимира Афанасьевича Обручева, несомненно, из той «счастливой» когорты.
В далеком 1924 году она впервые была представлена на суд читателей и с тех пор постоянно переиздается, и нет никаких причин предполагать, что в обозримом времени это прекратится. Потому как со страниц ее веет на юного (и не слишком юного) читателя невообразимо манящий ветер Миров Неоткрытых, где по суше бродят мамонты, диплодоки, в морях плещутся ихтиозавры, а в небе квакают птеродактили.

Непередаваемый вкус Настоящего Приключения.

Приключение-то приключением, а мы на примере «Плутонии» попробуем дать панораму ее изданий в СССР, проследить как менялись подходы к оформлению и что из всего этого вышло.

Стимулом написать «Плутонию» для Обручева стали геологические ошибки «Путешествия к центру Земли» Ж.Верна. Много нареканий вызвал у него и относительно свежий «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.
В результате этого «неудовольствия» он и написал в 1915 году, используя последние научные данные, свой вариант путешествия в земли, где сохранилась древняя флора и фауна.
Первая публикация книги состоялась в 1924 году в ленинградском издательстве «Путь к знанию»:

К сожалению, сказать про первое издание мы можем крайне мало, ну разве что число страниц. Оно является настоящей библиографической редкостью. Увы, неизвестно кто художник и какова художественная ценность иллюстраций. Эта страница биографии книги нам покуда недоступна.
Спустя 7 лет в издательстве «Молодая гвардия» вышло второе издание.

Тираж книги составил всего 10 100 экземпляров. Художником был Михаил Иванович Пиков, прославившийся позднее своими ксилографиями и оформлением классических произведений, таких как «Илиада», «Слово о Полку Игореве».

Динозавры, выполненные Пиковым, хоть и не были безупречны в научном плане, зато отличались живостью нрава, бегали и резвились. Как дети.

Вообще говоря, «Плутония» ставила перед художником интересную и по-своему непростую задачу: изобразить то, что никто никогда не видел. Советская изобразительная школа в те годы делала первые шаги, не всегда справляясь даже с изображением людей. А уж динозавры!

До революции в России были весьма популярны книги Гетчинсона «Вымершие чудовища» и Ланкестера «Вымершие животные». Обе книги фигурировали во всех довоенных изданиях «Плутонии» в списке рекомендуемой литературы для чтения.

Третье издание выходит в 1935 в Объединенном Научно-Техническом Издательстве (ОНТИ).

ОНТИ было серьезное издательство и к подбору иллюстративного материала подошло как надо, попросту скопировав ряд иллюстраций из различных научных изданий, в основном зарубежных.

Слева приведены иллюстрации из издания 1935 года, а справа из книги американского палеонтолога Осборна «Век Млекопитающих» (Нью-Йорк, 1910 год).

Так сказать: Найдите 10 отличий.

Или вот птеродактили из «Плутонии» и (справа) из книги H.R.Knipe «Evolution in the Past» (Лондон, 1912)

Справедливости ради стоит указать, что подобное вольное использование иллюстративного материала в те годы было достаточно распространено. Правда обычно все-таки авторство указывали. Но в СССР как раз началась компания по утверждению первенства российских и советских изобретателей во всем, что можно, и ссылки на иностранные источники были непопулярны. ОНТИ перед войною некоторые переводные книги даже переиздала под авторством переводчиков.

Быть может поэтому в издании 1935 года художник не указан.

А жаль, так как, помимо заимствованных, были и вполне оригинальные работы, впрочем, «мегалозавр» в характерной позе тоже присутствовал.

Кроме того, в третьем издании впервые появилась карта, которая будет потом без изменений повторяться практически во всех переизданиях.

В 36 году ОНТИ выпустило стереотипное издание, а в 1937 — уже новое, четвертое.

Ну и прорисовка доисторических животных весьма своеобразна.

Были и новшества, скажем появились иллюстрации «на разворот».

В целом же картинки в четвертом издании получились какими-то неряшливыми, животные странными, люди диковинными...

В 1941 году в «Детгизе», в знаменитой «рамочке» вышло, пожалуй, лучше издание «Плутонии». Иллюстратором этой книги был художник Евгений Михайлович Рачев. В Детгизе он работал с 1937 года и специализировался на анималистических иллюстрациях. Перед самой войной в «рамке» с его иллюстрациями успел выйти еще «Пылающий остров» А.Казанцева. А 7 ноября 1941 года Евгений Рачев в составе народного ополчения ушел защищать Москву.

К огромному сожалению, эти прекрасные иллюстрации больше никогда не переиздавались и даже просто их увидеть большая проблема, т.к. довоенная «рамочка» имеет у коллекционеров изрядную ценность и «простой смертный» пересечься с ней может разве что случайно.

Следующий этап в биографии «Плутонии» связан с Государственным издательством Географической литературы и художником Юрием Макаровым, хорошо известным всем любителям фантастики. Несмотря на сложность материала, он сделал весьма достойные иллюстрации, впрочем, не без привлечения материала из научно-популярных изданий.

Не трудно заметить, что трицератопс с обложки заимствован с рисунка из книги А.Н.Дружинина «Животный и растительный мир прошлого Земли» (художник В.А.Ватагин), так же как и бравый траходон (см. правый рисунок).

Из изысков в книге присутствовали еще черно-белые вклейки.

Все послевоенные издания выходят в несколько измененной редакции. Наиболее значительное изменение — существенное сокращение главы «Научная беседа» с ремаркой «Читатели, интересующиеся более полным изложением доклада Труханова, могут найти его на стр. 347-369 издания «Плутонии», напечатанного в 1941 году Издательством детской литературы в Москве».

Кроме того, была существенно переработана сцена встречи «Полярной звезды» с Макшеевым.

В 1953 году Владимир Афанасьевич Обручев отмечал 90-летний юбилей. К этой знаменательной дате Географиз выпустил самое нарядное издание «Плутонии», в тканевом переплете с тиснением, с суперобложкой и цветными вклейками.

Художником суперобложки был Г.В.Храпак, а автором цветных вклеек известный художник-иллюстратор книг о вымерших животных К.К.Флеров.

В целом иллюстрации были аналогичны предыдущему изданию, но некоторые картинки были Ю.Макаровым доработаны в сторону большего соответствия научным данным, не исключено, что по рекомендации К.Флерова

Например, олень получил более подходящие рога, а плезиозавры наконец перестали по змеиному изгибать шею.

Издание 53 года послужило основой для ряда переизданий. В 1955 году два переиздания были выпущены в Алма-Ате (в разных форматах) с другой обложкой, а Географгиз выпустил по упрощенному изданию (без суперобложки и с черно-белыми вклейками) в 55, 56 и 57 годах.

В 1958 году в Детгизе выходит новое издание «Плутонии» с замечательными иллюстрациями Г.Никольского.

(обложка переиздания 1982 года с теми же иллюстрациями)

После работы Е.Рачева это, пожалуй, лучшее иллюстрированное издание сочинения В.А. Обручева, с живыми, весьма точными в научном плане картинками.

Иллюстрации к роману «Плутония»:

Вверху слева: мамонт
Вверху справа: мастодонт
Справа: белуджитерий
Внизу: саблезубый тигр нападает на кабанов

 

 

Иллюстрации к роману «Плутония»:

Слева: птеродактиль. Явная ошибка художника в изображении крыльев животного.

Справа: стегозавр, к сожалению, лишился знаменитых шипов на конце хвоста.

Иллюстрации к роману «Земля Санникова»:

Вверху: охота онкилонов на шерстистого носорога.

Слева и внизу: поклонение диких людей вампу своему живому божеству-мамонту

 

 

Единственный недостаток этого, в целом прекрасного издания, маленький размер картинок, большинство примерно в треть страницы.

К сожалению, это последнее советское издание со столь полной проработкой иллюстративного материала. Все последующие были либо репликой с детгизовского, либо с чисто формальными иллюстрациями (по принципу «есть и ладно»), а то и вовсе без иллюстраций, что на мой взгляд равносильно преступлению против будущего.

Скажем, вот иллюстрации из издания 1977 года (издательство «Лениздат», художник С.А.Остров).

Отрадно сознавать что книжная биография «Плутонии» не заканчивается. Вплоть до конца СССР книга переиздавалась отдельно или вместе с «Землей Санникова» практически каждый год.

А. В. Караваев


П. Литвинов

«Громовая стрела»

Этот короткий рассказ включён в книгу, которая сейчас является библиографической редкостью: она выпущена в 1926 году в молодой ещё Советской России. Да, может быть, рисунки в этой книге по качеству прорисовки не сравнятся с иллюстрациями в зарубежных изданиях того времени, но есть одна вещь, о которой следует помнить: уже в те времена главной задачей страны было просвещение людей, освобождение их из плена религии. Поэтому тема книги вовсе не случайна. «Громовыми стрелами» и «чёртовыми пальцами» в России называли раковины ископаемых головоногих моллюсков белемнитов. Они часто попадались простым людям, и этот короткий рассказ с несколькими иллюстрациями должен был наглядно показать истинную природу этих находок.
Рисунки к рассказу сделал художник В. Владимиров.

Вверху:
Птерозавры ожидают появления добычи. В книге они названы «первоптицами», хотя, конечно же, не связаны родством с птицами.

Справа:
Белемниты, о которых говорится в этом рассказе, реконструированы как пассивно плавающие слепые существа со щупальцами, фильтрующие из воды микроорганизмы и способные лишь погружаться и всплывать. В случае опасности они выпускают в воду чернила.

 

 

 

Вверху:
Птерозавр схватил белемнита и пытается спасти свою добычу от сородичей.

Справа:
Белемнит среди рыбьих стай в океане.

 

 

 

 

 

 

 

Слева:
Ихтиозавр поймал белемнита и перекусил его раковину пополам. Кусок раковины опускается на дно древнего моря.

Справа:
Первобытные люди, отец и сын, идут по следу мамонта. После грозы они найдут окаменевшую раковину белемнита и сделают из неё наконечник для копья.


Лев Петрович Голосницкий

«Путешествие в прошлое»

Это одна из многих научно-популярных книг для детей, выходивших в Советском Союзе. Она уже успела стать библиографической редкостью, поскольку была выпущена в 1957 году. Иллюстрации для данной книги сделаны А. Келейниковым.

Пермский ландшафт

Вверху:
Archaeopteryx на момент издания книги носил почётное звание «переходной формы». Это в наши дни стало известно, что он был лишь одним из многих.

Слева:
Очень мускулистый Brachiosaurus

Классические двуногие игуанодоны

Ландшафт мелового периода

Древний хищник Patriofelis атакует эогиппусов

Вверху:
Australopithecus. До открытия «Люси» остаётся 17 лет...

Справа:
«Питекантроп» реконструируется подчёркнуто «переходным», с преувеличенными обезьяньими особенностями в строении туловища.


Валериан Викторович Лункевич

Занимательная биология

Валериан Викторович Лункевич - один из популяризаторов естествознания XIX - начала XX века. К сожалению, его книги постепенно становятся библиографической редкостью, поскольку не переиздаются. Тем не менее, они продолжают представлять интерес для читателей, интересующихся биологией, но уже скорее как история науки.
Это вполне справедливо для многого из того, что написано про ископаемых животных в книге «Занимательная биология». И их изображения в издании 1965 года (художник Н. И. Шевцов) кажутся нам несколько непривычными, и даже гротескными.

Справа:
Игуанодон рептильного облика, больше похожий на двуногую ящерицу. Знаменитый коготь-кинжал на передних лапах куда-то делся...

Дейнотерий с очень недружелюбным оскалом.

 

 

 

Жираф сиватерий выглядит слишком похожим на лося и не создаёт впечатление мощного зверя, о котором рассказано в книге. И его рога здесь поистине роскошны.


Герман Михайлович Чижевский

«В дебрях времени»

Эта книга - своего рода продолжение «Машины времени» Герберта Уэллса. Сюжет книги достаточно прост: соседом рассказчика, от имени которого происходит повествование, оказывается изобретатель машины времени. Герой книги изучает устройство прибора и отправляется в путешествие, но не у будущее, как герой Уэллса, а в прошлое. Делая остановки в различных геологических эпохах, он наблюдает картину эволюции жизни и получает возможность изучить повадки животных далёкого прошлого: он кистепёрых рыб, неуклюже выбирающихся на берег, до неандертальцев, устраивающих дикие каннибальские пиршества. Автор сам сделал иллюстрации к книге. Некоторые вещи, описанные в этой книге, безнадёжно устарели, например, сцены кормления зауропод на морских отмелях, в волнах прибоя. Но это неизбежная дань прошлому: первое издание книги «В дебрях времени» вышло в 1963 году.
Более позднее издание книги было значительно переработано писатетем-фантастом Аркадием Стругацким, а иллюстрации делались уже другими художниками, причём зачастую они были почти полностью срисованы с работ Зденека Буриана.

Вверху:
Кистепёрые рыбы выползают на берег

Справа:
Стегоцефал, «живой капкан» каменноугольного периода

 

 

 

 

 

 

Тираннозавр нападает на гадрозавра. Гибкий «змеиный» хвост, чешуйчатая шкура и полувыпрямленное положение тела - наследие прежних представлений о динозаврах.

Анкилозавр пытается спастись от горгозавра

Мелкий хищный динозавр и птерозавр

Археоптерикс, ещё сохраняющий гордое звание «первоптицы»

Вверху:
Диатрима атакует фенакодуса

Справа вверху:
Конфликт фороракосов

Справа внизу:
Мегатерии кормятся, сваливая деревья и объедая с них листву

 

 

 

 

Махайрод атакует мастодонта

Гигантопитеки нападают на синантропов, бросая в них огромные камни.

«Легендарные птицы «рок»»

Для этой статьи, включённой в сборник «Земля и люди» 1971 года выпуска, Чижевским были сделаны рисунки ископаемых птиц, упоминаемых в тексте.

Справа вверху: диатрима;
В нижнем ряду слева направо: фороракус, эпиорнис, моа

 

 

 


Михаил Феодосьевич Ивахненко
Валерий Аркадьевич Корабельников

«Живое прошлое Земли»

(В выходных данных книги упоминаются художники В. Д. Колганов, Т. В. Корабельникова, В. Д. Овчининский. Кто знает, кто автор каждого из этих рисунков?)

Эта книга выпущена в 1987 году. Написанная специалстами-палеонтологами, она представляет собой краткий очерк развития жизни на Земле, иллюстрированный главным образом экспонатами Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова в Москве. Кроме фотографий, в книге также есть реконструкции облика некоторых доисторических видов, о которых рассказывается в тексте.

Аммонит

Psammolepis

Dinichthys

Один из видов геликоприонов

Ichthyostega

Lantanosuchus

Scutosaurus karpinskii

Proburnethia

Lystrosaurus

Dvinia

Inostrancevia

Saurolophus

Longisquama

Sharovipteryx mirabilis

Avimimus

Diatryma

Parataxidea

Perunium ursogulo


Ирина Яковлева
Владимир Яковлев

«Палеонтология в картинках»
«След динозавра»
«По следам минувшего»

Насколько уместно здесь упоминать книгу Яковлевой «Путь к динозавру»? Я про неё в интернете ничего не нашёл, и в руках не держал.

«След динозавра»
(Нужно изображение с большим разрешением!)
«Палеонтология в картинках»
(Нужно изображение с большим разрешением!)

Пожалуй, эти книги о доисторической жизни известны в современной России больше всех остальных. Они выдержали множество переизданий (к сожалению, иллюстрации при этом мало изменились), поэтому, возможно, ещё родители нынешних школьников с удовольствием разглядывали рисунки в «облегчённой» версии «Палеонтология в картинках», а затем с удовольствием читали более серьёзные варианты книги: «По следам минувшего» и «След динозавра». Иллюстрации ко всем этим книгам делал один и тот же художник - Рубен Артёмович Варшамов (24.02.1936 - 13.05.2000).

Иллюстрации Варшамова отличаются своеобразием, но, к сожалению, не лишены ошибок, в том числе таких, которые могли быть исправлены даже на момент выхода очередного издания. А некоторые иллюстрации просто отражают существовавшие на момент выхода книг представления о доисторических существах, став, таким образом, частью истории науки. А историю никогда не стоит забывать, и уж тем более переписывать. Из неё всегда стоит извлекать уроки, какая бы она ни была.

Фитозавр

Лонгискваму уносит ветром во время бури

Челышевия атакует дицинодонта

Пушистый птеранодон на гнезде. Да, на момент появления этого рисунка репродуктивная биология птерозавров ещё не была известна, и здесь молодые ящеры сильно напоминают птенцов мелких птиц.

Археоптерикс. На момент написания книги он ещё носил гордое звание «первоптица».

Схватка цератозавров. На заре палеонтологии они считались ужаснейшими хищниками своей эпохи.

Вверху:
Дейнохейрус.
Собственно, облик этого динозавра пока остаётся загадкой, поскольку от него известен лишь скелет огромных передних конечностей. Изображение сделано до выяснения близкого родства динозавров и птиц, поэтому он изображён чешуйчатым, с явно рептильными чертами облика. Сама картина символизирует закат эпохи динозавров, время последних представителей последних видов этих животных.

Слева:
Зауролоф. Его изображение демонстрирует некогда весьма популярную идею о водном образе жизни этого динозавра. Обратите внимание на пальцы передних лап: перепонки и полное отсутствие копытообразных концевых фаланг. Обратите внимание на отсутствие ноздрей: согласно некоторым экстравагантным представлениям, ноздри у этих динозавров «передвинулись» на кончик этого гребня и служили чем-то вроде дыхательной трубки. Об этом упоминается в ряде старых научно-популярных книг о доисторической жизни, а также в книге Г. М. Чижевского «В дебрях времени», о которой говорилось выше.

 

«Судный день» динозавров представлялся по-разному. На этой картине показано начало продолжительного похолодания, предполагавшегося как одно из последствий падения на Землю астероида на рубеже мела и кайнозоя.

Начало кайнозоя. Возле туши неизвестного животного собирается невероятная компания любителей мяса: диатрима, фороракос и грифы. На самом деле диатрима и фороракос жили на разных материках и в разное время, а грифы появились на Земле уже после вымирания диатрим.

Слева:
Индрикотерий и археотерий - гигантские представители двух отрядов млекопитающих.

Справа:
Платибелодон

Мегатерий и глиптодон

Эласмотерий - один из любимых видов млекопитающих в отечественном палеоарте.

   
   

Никита Евгеньевич Чарушин

«Невиданные звери»

Пожалуй, эту книгу можно назвать самой неожиданной частью галереи русского и советского палеоарта. Обычно книги об ископаемых животных пишутся для подготовленных читателей, но эта книга написана и иллюстрирована в расчёте на самых юных читателей. Читатели в Советском Союзе и России знают её автора как прекрасного художника-анималиста, иллюстратора книг о природе и сказок. Но в данном случае вместо обаятельных зайчат и неуклюжих медвежат из-под кисти художника выходят странные и удивительные существа из далёкого прошлого Земли. И всё равно в иллюстрациях виден неповторимый стиль художника. На данный момент вышло два издания: в 1989 и 2013 годах.

Слева:
Обложка книги издания 1989 года. Остальные иллюстрации - из переиздания 2013 года.

Сверху:
Парейазавр

Птеранодон

Стегозавр с его и без того гротескной фигурой немного похож на некоторые изображения, сделанные В. А. Ватагиным.

Уинтатерий - одно из самых узнаваемых ископаемых млекопитающих.

Платибелодон также привлекает внимание своей необычной наружностью.


Владимир Викторович Коровин

«Миллионы лет до нашей эры»

Эта книга вышла в свет в 1993 году, с иллюстрациями художника Г. Дорошенко. В иллюстрациях сильно чувствуется влияние творчества Зденека Буриана, а некоторые идеи уже успели сильно устареть на момент выхода книги. Тем не менее, рисунки получились очень живые и своеобразные.

На обложке книги - любимый сюжет иллюстраторов книг «про динозавров и ещё что-то там древнее» , родившийся ещё на заре развития палеонтологии.

Не названные мезозойские млекопитающие: собирательный образ представлений о млекопитающих эпохи динозавров. Современные научные данные идут вразрез с этим стереотипом.

Динихтис. Мне кажется, или у него что-то с зубами? Разве у него есть зубы?

Благодаря своему необычному облику диплокаулус - частый гость книг о доисторической жизни.

 

Сцена, традиционная для многих книг о динозаврах: схватка злосчастного тенонтозавра с дейнонихами подчёркнуто рептильного облика.

В этом изображении брахиозавров явственно угадывается влияние творчества Буриана. На самом деле, если брахиозавр забредёт на такую глубину, ему будет очень трудно вдохнуть воздух.

 

Круг знаний

палеоарт в энциклопедиях


«Малая Советская Энциклопедия»

Рисунки ископаемых рептилий из 1-го издания «Малой Советской Энциклопедии» (1928 - 1931, том 7)

На этой иллюстрации (художник не указан) ощущается влияние господствовавших в то время представлений о доисторических рептилиях как об увеличенном подобии ныне живущих рептилий. Животные наделены чертами сходства с современными рептилиями отряда чешуйчатых: конечности по бокам туловища, выраженный чешуйный покров (даже у ихтиозавра), роговые гребни, как у крокодилов, неуклюжие позы, а в случае с мегалозавром (№4 на рисунке) даже пропорциями животное напоминает современную ящерицу, вставшую на задние лапы.

Рисунки ископаемых животных из 3-го издания «Малой Советской Энциклопедии» (1958 - 1960, том 4)


«Детская Энциклопедия»

Том 2 «Земная кора и недра Земли. Мир небесных тел», 1962 г.

Выпущенная в 60-х годах XX века, «Детская Энциклопедия» до сих пор является примером того, как нужно выпускать справочные издания для детей. К написанию энциклопедии были привлечены выдающиеся специалисты в своих оластях знания, и итогом их работы стала многотомная серия книг, сохраняющих актуальность даже в наше время с поправкой на более современные научные данные. «Детская Энциклопедия» выдержала 3 издания в советское время. Работа над иллюстрациями также была поручена специалистам; рисунки ископаемых животных для данного тома делал К. К. Флёров, в книге также есть несколько репродукций его картин.


«»

 

«»

 

«»

 

 

 

 

 

 

   
   

 


Иллюстрации Н. Кондакова (Биологический энциклопедический словарь) и А. Н. Сичкаря.


Палеоарт в открытке

«Из глубины веков»

«В мире древних животных»

«По страницам истории животного мира»

Благодарности:

Они будут, поверьте.


 

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3 Палеоарт в архитектуре и скульптуре

Часть 4 Палеоарт в книжной иллюстрации и открытке