«Все минувшие дни» по-русски


Камень, бетон и металл

монументальный палеоарт


Памятник мамонту

г. Кулешовка, Украина

 

Первый в мире памятник мамонту установлен в 1841 году на околице села Кулешовка возле дороги на берегу реки Хусь (в то время Украина являлась частью Российской империи). В 1839 году, на этом месте, украинским ученым Иваном Иосифовичем Калениченко был найден хорошо сохранившийся скелет мамонта. Это были первые останки, найденные на Украине; в основном такие скелеты находили в Сибири. Это и стало поводом для установки памятника в честь научного открытия. Скелет мамонта, выкопанный на территории поместья графа Юрия Головкина, был в дальнейшем подарен Харьковскому университету. Автором проекта памятника был сам И. Калениченко, а средства на его отливку на одном из заводов Харькова предоставил владелец имения Ю. Головкин.
У данного памятника есть ещё одна, сугубо утилитарная функция: он отмечал границу между Россией и Польшей, которая пролегала в этих местах в 1634-1648 годах.
В настоящее время памятник является главной достопримечательностью города и даже изображён на гербе Недригайловского района Сумской области.

 

 

 

 

 

 

 

«Борьба бронтозавра с цератозаврами»

г. Саки, Крым

Облик скульптуры в наши дни значительно изменился по сравнению с первоначальным.

Фото 1940 года. Евпаторийские школьники на экскурсии
возле динозавров. Из архива сакского музея

Герб г. Саки, утверждённый в 2005 году.

Первыми скульптурными изображениями динозавров в мире стали знаменитые фигуры игуанодонов и других доисторических животных в Лондоне. В СССР первый памятник динозаврам был установлен в суровые сталинские годы, в курортном городке Саки в 1932 году. Скульптура под названием «Борьба бронтозавра с цератозаврами» находится на территории Курортного парка, недалеко от корпусов санаториев им. Бурденко и «Саки». Автор этого произведения Сергей Лихошерстов — евпаторийский художник и скульптор.
По словам директора историко-краеведческого музея в Саках Марины Задорожной, в создании памятника Лихошерстову помогал местный смотритель курорта по фамилии Водзинский: «Известно, что Водзинский, не являясь профессиональным художником, занимался этим по собственной инициативе. Ему было просто интересно помогать. Он рассказывал, что Лихошерстову по началу дали задание — соорудить памятник «Рабочий на постаменте». Что он и сделал быстро, а потом взялся за воплощение своей собственной идеи с этим ящером, которую ему удалось реализовать вроде бы без официальных разрешений».
Лихошерстов и Водзинский без помощников работали и днём и ночью. «Они очень хотели поскорее его закончить. Видимо, боялись, что запретят. Возможно, по этой же причине он не поставил его в Евпатории. Вообще, достоверно никто не знает, почему «Бронтозавр» стоит именно в Саках и зачем он был возведен. Есть только догадки», — говорит хранитель фонда музея Анастасия Хорошутина.
Одной из самых достоверных версий предыстории появления этого памятника является сильный шторм, который в своё время разрушил берег Николаевки. При этом обнажились слои древних отложений, содержащие кости ископаемых животных. К моменту приезда учёных часть костей уже успели растащить местные жители, но всё удалось вернуть. Специалисты определили кости как принадлежащие мамонту. После этого в городе было решено провести публичную лекцию о доисторической жизни, из которой многие люди фактически впервые узнали о животных, населявших Землю в доисторические времена. Возможно, это и вдохновило Лихошерстова на создание подобной скульптуры». Также полагают, что до этого события Лихошерстов создавал скульптуры для Парижской выставки скульптур доисторических животных, и затем решил сделать большого бронтозавра. Сакский бронтозавр создан из ксилолита (смесь древесных опилок и особого цемента), а сверху просто покрашен.
О самом Сергее Лихошерстове известно не много: умер в 46 лет от болезней, он сам и его предки были родом из Евпатории. И, скорее всего, его интеллигентная семья имела отношение к палеонтологии и искусству. На старом евпаторийском кладбище найдены могилы его отца и деда. Сам же он тоже был «естественником» и работал в краеведческом музее.
Сейчас «Бронтик» и три цератозавра в очень запущенном состоянии, несмотря на то, что памятник является главным символом города. Пруд, у которого они находятся, наполовину высох и замусорен, а памятник порос травой. Последняя реконструкция была более 30 лет назад — в 1982 году. «Во время войны его случайно взорвали. Тогда вместо трех динозавров стало два, а у бронтозавра были повреждены хвост, голова и бок. Тогда скульпторы из Симферополя во главе с Петровой сделали памятник немного реалистичнее и восстановили его после разрушений», — говорит директор музея Марина Задорожная.
Памятник динозаврам в черноморском городе-курорте Саки появился 70 лет назад, но относительно недавно изображение бронтозавра появилось на официальном гербе г. Саки. Новый герб с «Бронтиком», как его ласково называют местные жители, был утвержден решением городского совета от 29 апреля 2005 года.

По статье Анны Синицы и Майка Львовски.

Палеонтологический музей

г. Москва

Композиция «Морские лилии»

Проект здания разрабатывался авторским коллективом под руководством Ю. П. Платонова. Он был утвержден в 1968 г. и впоследствии удостоен Государственной премии СССР. Однако строительство началось лишь с 1972 г. Над созданием нового Палеонтологического музея почти два десятилетия трудились ведущие научные сотрудники Палеонтологического института и творческая группа, в которую входили архитекторы, инженеры-конструкторы, дизайнеры и лучшие художники-анималисты Москвы. Благодаря их совместным усилиям был создан уникальный музейный ансамбль, не имеющий аналогов в мировой практике. Краснокирпичное здание Музея по своей архитектуре напоминает старинную крепость с центральным внутренним двориком, вокруг которого располагаются четыре экспозиционных зоны с четырьмя примыкающими к ним башнями.

Декор вводного зала составляют монументальные композиции из керамики В. А. Малолеткова «Морские лилии» и «Рождение моря», отражающие фантазии художника на тему эволюции жизни в древних морях. Керамическое панно «Древо жизни» А. М. Белашова – самая значительная монументальная работа из представленных в музее.

В зале докембрия и раннего палеозоя представлены крупные художественно-монументальные работы: на левой стене зала – резьба по белому камню художника Е. И. Шеловой с изображением животных раннепалезойских морей. На дальней стене, справа от выхода, расположена скульптурная композиция, состоящая из отдельных керамических элементов – работа художника С. А. Казанского. Каждый элемент символизирует определенный тип или класс животного и растительного мира. Пространственное размещение отражает временнýю последовательность существования организмов: внизу изображены наиболее древние, выше – более молодые.
На правой стене расположено керамическое панно М.В. Шаховской-Фаворской на тему эволюции растительного мира Земли.

Дальнюю стену зала Московского региона украшает крупная монументальная работа художника А.М. Белашова «Каменноугольный лес», выполненная в технике керамики.

Стены зала позднего палеозоя и раннего мезозоя над рядами витрин украшены изображениями различных животных и растений: по левой стене выполненные в технике резьбы по белому камню художником М. Ф. Бариновым, по правой – накладным керамическим (терракотовым) рельефом с подглазурной росписью художником О. В. Малышевой. Над вводной витриной художниками П. А. Панченко и М. Ф. Бариновым воссоздано филогенетическое древо позвоночных животных. Почти в центре зала подвешена большая декоративная люстра с изображениями древнейших позвоночных художника П. А. Панченко. Две последние работы выполнены из кованой меди.

Декоративное оформление зала мезозоя состоит из цветного панно с реконструкцией позднемелового ландшафта Южной Гоби (художники М. П. Митурич и В. А. Дувидов) и резьбы по известняковой плитке с изображением меловых рептилий и птиц (скульптор П. А. Степанов) на правой (внутренней) и левой (внешней) стенах зала соответственно. На дальней торцевой стене зала вывешена большая картина с динозаврами зауролофами, написанная известным палеонтологом и художником К. К. Флёровым.

Декоративное оформление зала млекопитающих начинается расположенной слева от входа схемой «Филогения млекопитающих» работы художника Е. В. Николаева (резьба по травертину). Напротив входа помещены резные изображения древних растений и животных художника О. А. Куликовой. Реконструкции большинства животных выполнены в натуральную величину. Правую от входа стену украшают картины крупнейшего отечественного палеонтолога и анималиста К. К. Флёрова. На выходе из зала расположено керамическое панно художника А. Г. Пологовой «Охота на бизонов».

 

 

 

Композиция «Рождение моря»

Зал позднего палеозоя и раннего мезозоя.

Фрагменты композиции

«Древо жизни».

 

Стилизованная решётка ограды музея.

Слева:
Скульптуры во внутреннем дворике музея.

По материалам с сайта paleo.ru

Тираннозавр

г. Тула.

В 1989 г. рядом с входом в экзотариум Тульского зоопарка появилась статуя тираннозавра — символ специализации этого зоопарка на рептилиях. Она очень понравилась горожанам и быстро получила неофициальное название «Памятник тёще». Автором скульптуры является Юрий Уваркин.
Вот, что рассказывает об этой скульптуре сам автор:
«Создать символ экзотариума мне поручили в 89-м году. Долго думать не пришлось, ведь главная рептилия, которую все знают — это динозавр. Чтобы скульптура не пугала малышей, её решено было сделать в окружении детишек-динозавриков. Но, как всегда, помешали проблемы с финансированием. Причём денег не хватило даже на надпись «Тульский экзотариум», которая должна была украшать пузо животного.
Выливал «Тёщу» я вручную из бетона и покрывал медью в мастерской художественного фонда. Я прозвал её Тиной, сокращённое от тираннозавра. На все время работы ушло всего 1,5 месяца. Рекордные сроки.
К экзотариуму памятник везли по частям. Изначально мы планировали разместить его внутри территории зоопарка, но потом решили, что такая красавица должна стать достоянием всего города, и установили её на улице Октябрьской.
На правом локте Тины есть метка с инициалами её авторов: «Ю.У.С.П.».
Когда мы установили Тёщу, ко мне подошел Виктор Васин, глава Зареченского района, и недовольно так говорит: «А что это твоя динозавриха на Москву так зло смотрит и скалится?». Странно, думаю, я делал её улыбающейся.»
Но на этом интересные истории в жизни Тёщи не закончились. Всё только начиналось.
Статуя Тины регулярно «участвует» в костюмированных представлениях по случаю праздников и различных городских событий. Из года в год сотрудники зоопарка придумывали Тине новые амплуа: то наряжали её ведьмой, то вампиром, то давали ей в лапы огромное сердце, то делали «маленькой школьницей», спешащей на первое сентября… Она даже успела освоить профессию ди-джея и побывать в образе крысы, символизируя приходящий 2008 год. На День Святого Валентина статуе пришлось примерить «наряд» девушки лёгкого поведения, а белое кимоно с чёрным поясом красовалось на ней в 2007 году, когда в Тулу приезжал президент Путин.
Кроме того, в связи с прозвищем памятника у тульских молодожёнов появилась своеобразная традиция дарить Тине цветы – так сказать, задабривать будущую «вторую маму».

Доисторические рептилии

г. Новосибирск.

Сразу за входом посетителей Новосибирского зоопарка встречают скульптуры вымерших ящеров – гадрозавра, мозазавра, плезиозавра, диплодока, стиракозавра, двух тираннозавров, игуанодона и синапсида диметродона. На скульптуры можно залесть (главное не упасть) и сфотографироваться. Они были построены в 1991-м году (идея - Ростислава Шило, бессменного директора зоопарка с 1969 года, скульпторы: Г. К. Дергай, С. В. Пикулик, В. Р. Кузнецов.
Скульптуры располагаются вокруг главной аллеи. Справа от входа располагаются скульптуры гадрозавра, тираннозавра и стиракозавра. Слева – скульптуры морских ящеров в бассейне, второго тираннозавра, диметродона, игуанодона и диплодока. Скульптура последнего окружена рвом.
Возможно, именно из-за этих скульптур появился анекдот про то, как японцы вывели динозавра из яйца, но, не сумев нормально за ним ухаживать, отправили в Новосибирский зоопарк…

Зверообразные рептилии

г. Очёр, Пермская область.

В 50-е годы XX века вблизи г. Очёр (деревня Ежово) проводились раскопки и были обнаружены ископаемые остатки зверообразных рептилий пермского периода. В 2009 году в память об этом событии на территории местного краеведческого музея было установлено несколько металлических скульптур зверообразных рептилий: эстемменозух, биармозух, аноплозух и ивантозавр. Скульптуры были выполнены по изображениям Дмитрия Богданова, изготовлены скульптором Алексеем Игоревичем Тютневым из г. Пермь.

 

Biarmosuchus

Estemmenosuchus mirabilis

Anoplosaurus

Ivantosaurus

Мамонты

г. Ханты-Мансийск

 

... и снова мамонты

В Ханты-Мансийске есть немало интересных мест. Одно из них — необычный скульптурный парк, который все больше становится известным не только в России, но и в мире. Его полное название — «Самаровский останец. Археопарк». В нем, у подножия ледникового останца, располагаются группы скульптур, изображающие животных плейстоценового времени: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов, пещерных медведей и других.
Скульптурная композиция «Мамонты» появилась на территории Археопарка в Ханты-Мансийске в 2007 году в честь 425-летия города. Она была представлена семью бронзовыми фигурами животных общим весом 70 тонн, которые расположились прямо у подножия Самаровского ледникового останца. К концу 2009 года количество мамонтов увеличилось, и их группа уже состояла из одиннадцати животных. Высота наибольшей скульптуры мамонта составляет восемь метров, наименьшей – около 3 метров. Архитектором стал небезызвестный народный художник России А. Ковальчук.
В 2009 году стали появляться и животные других видов. Среди них и скульптуры «Первобытные бизоны», «Шерстистые носороги», «Пещерный лев», «Пещерные медведи» и другие. Также есть скульптуры, изображающие стоянку первобытных людей и различных животных, сохранившихся до нашего времени. В сентябре 2010 года были установлены последние из намечавшихся скульптур: «Бобры» и «Табун древних лошадей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пещерный лев

Волосатые носороги

Первобытные бизоны

Вожак стада суров и брутален

Большерогий олень

Пещерные медведи

   

г. Салехард.

В июле 2005 года около речной переправы, соединяющей Салехард и Лабытнанги, был открыт оригинальный памятник, быстро полюбившийся горожанам и вызывающий неподдельный интерес у приезжих. Официально он называется «Мамонт», но художники, принимавшие участие в его изготовлении, любовно назвали его Митей. Этого мамонта ваяла целая команда художников из разных городов России: Москвы, Ижевска, Минска и из Салехарда принимала участие Наталья Талигина. Автором всего проекта был Алексей Тютнев из некоммерческого фонда скульпторов России «Единение».
Недавно близ Салехарда в вечной мерзлоте была обнаружена хорошо сохранившаяся маленькая самка мамонта, получившая имя Лена.

г. Магадан

Одним из самых «молодых» в России скульптурных изображений доисторических животных является металлическое изваяние мамонта, установленное в Магадане и торжественно открытое 7 сентября 2013 года. Скульптурная композиция получила символическое название «Время». Скульптору Юрию Руденко удалось воссоздать истинные размеры животного: в высоту мамонт 4 метра, а в ширину около 6.
На морском ветру металл постепенно приобретёт рыже-бурую окраску, напоминающую настоящий цвет шерсти мамонта. При этом внутри конструкции установлены элементы, которые при дуновении морского бриза будут издавать звук, напоминающий рёв мамонта.
Автор так рассказывает о своей работе:
«Сразу была идея создать композицию под названием «Время». Изначально это был императорский мамонт, который когда-то водился в наших краях. Свидетельством чему является и найденный в ледяной глыбе в 1977 году, недалеко от Сусумана, известный всему миру мамонтенок Дима. Потом появился эскиз, идея сделать скульптуру из металлолома. Это, конечно, метафора, ведь время – категория философская. Идею поддержали. Начал искать, собирать детали – вот на это ушло много времени. Собирал детали разных механизмов, машин, разбирал различное оборудование. Потом сварка, она заняла три месяца работы. И, наконец, приятное событие – открытие скульптуры».

г. Верхоянск

Верхоянский мамонт, установленный при въезде в город, возможно, выглядит не столь впечатляюще, как его новый магаданский сородич – скульптура больше похожа на тушу мамонта в том виде, в каком она показывается из вечной мерзлоты местным жителям. Но эта скульптура отмечает собой весьма знаменательное место: полюс холода Северного полушария Земли, о чём говорится на памятной доске возле монумента. Когда и кем изваян?

г. Якутск

Мамонт стал настоящим символом национальной культуры Якутии. Именно в Якутии находят огромное количество ископаемых остатков мамонтов, в том числе целые туши, сохранившиеся в вечной мерзлоте. И неудивительно, что именно в Якутске открыт Музей мамонта, а также установлено сразу несколько скульптур этого замечательного животного.

Слева:
Скульптура мамонта перед Институтом Мерзлотоведения имени П. И. Мельникова, созданная Львом Георгиевичем Адониным в 1973 году. Этот памятник популярен у жителей Якутска, и своеобразной традицией стало свадебное фото на фоне этого мамонта. Изображение этого мамонта встречается на конвертах и почтовых марках, и этот зверь стал визитной карточкой как института, так и всего Якутска.

Справа:
Скульптура мамонтёнка, созданная Сергеем Анатольевичем Зубаревым. К сожалению, этот мамонт успел несколько раз пострадать от вандалов, сломавших ему бивни.

 

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3 Палеоарт в архитектуре и скульптуре

Часть 4 Палеоарт в книжной иллюстрации и открытке