Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
Грифоны, стерегущие сокровища
*
Возрождающаяся из пепла птица феникс
*
Дивный единорог
*
Драконы
*
Рог единорога
*
Ужасный василиск
«Думаю, что в заключение следует рассказать о грифоне, так как эта птица часто упоминается в трудах ученых. Эта птица будто бы такая большая, что легко может поднять в воздух любого вооруженного человека. У нее четыре ноги, как у льва, с большими острыми кривыми когтями. Задняя часть тела совершенно черная, передняя красная, крылья белые: голова, нос, рот — как у орла, глаза же огненные. Как пишут, гнездо она устраивает на вершинах высоких гор. Гнездо из чистого золота, и золото эта птица очень бдительно охраняет. Нисколько не боится других животных, смело нападает на них и побеждает всех, кроме льва и слона. Когда видит приближающегося человека, набрасывается на него, опасаясь за своих детенышей. Живет она в диких, пустынных местах, где много золота, и из-за этого золота собираются тысячи две человек: и приходят ночью, когда грифон спит. Собирают золото тихо, в темноте, потому что, если птица проснется, то убьет всех до одного. Через три-четыре года люди снова приходят попытать счастья в тех местах, где живет птица грифон».
ГРИФОН
Дав подробное описание грифона, Мишкольчи утверждает, что «такой птицы нет
нигде в мире» и считает, что... Но дадим слово самому Мишкольчи. Здесь интересна
каждая строчка, поскольку речь идет не только о грифоне: «Невозможно установить,
кто выдумал эту птицу. Большинство современных книгописатедей все свои описания
берут из старинных книг, не давая себе труда в них разобраться, и пишут не
то, что сами знают, но выдают за свое написанное другими. Пишут не столько
во славу божию, сколько для собственной славы, желая показать, что они тоже
умеют книги писать». Что еще можно сказать о грифоне? Известно, что это сказочное
животное было популярно у древних греков. Родилось оно, вероятно, на Востоке
— его изображения встречаются в разрушенном Александром Македонским Персеполе.
Имеются изображения грифона на фресках в парадном зале кносского дворца па
острове Крит. Увидеть грифона мы можем и сегодня — на гербах. Однако наибольшая
популярность грифона приходится, пожалуй, на средние века, когда его изображали
на бесчисленных дворянских гербах. Впрочем, грифон был геральдическим животным
и Будапешта — на гербе города красовались два грифона. Но что такое грифон?
Птица? Трудно сказать. У него есть крылья, орлиная голова и в то же время
ноги льва. Иногда на дворянских гербах его изображали с львиной головой, и
тогда от птицы у грифона оставались только крылья.
Встречается описание грифона и в современных книгах по естествознанию, и этот
«грифон» уже не сказочное существо. Но довольно интриговать читателя. Речь
идет о белоголовом сипе (один из видов грифов), которого иногда называют грифоном.
Когда-то эта редкая сейчас в Европе птица жила и у нас в Венгрии. В наши дни
белоголовые сипы довольно широко распространены в Северной Америке*
и в Азии. Размах крыльев этой птицы достигает 2,6 метра.
* В Северной Америке белоголовые сипы не обитают. – В. П. |
Старинные авторы называли грифоном южноамериканского кондора. Вот что писал
о нем Янош Фельди: «Это самая большая из всех летающих птиц. Размах крыльев
15 футов (около 5 метров). Цвет, черно-белый. Гнездится на скалах в горах.
Летает очень быстро. Питается животными и выбрасываемой морем дохлой рыбой.
Часто похищает телят, овец и десятилетних детей».
Когда читаешь такую литературу, создается впечатление, что излюбленная пища
кондоров — десятилетние дети. И это читатели принимали за чистую монету, о
чем свидетельствует то, что почти во всех книгах о природе и в авторитетных
описаниях путешествий содержались истории, подобные следующей: «Мне самому
довелось в этом убедиться, когда я путешествовал по Швейцарии. Однажды мы
с охотником на серн отправились в горы. Мы поднялись на вершину высокой скалы,
и я стоял, очарованный волшебным пейзажем, как вдруг охотник схватил меня,
показывая другой рукой куда-то вдаль. Взглянув в направлении, в котором указывал
охотник, я в ужасе отступил назад. Там, на склоне горы, спал пастушонок. Рядом
с ним опустился огромный гриф и уже приготовился крыльями столкнуть ребенка
в пропасть, но в этот момент отважный охотник выстрелил и, к счастью, не промахнулся.
Страшная птица упада замертво. Мальчик же бросился на колени и, воздев ручонки
к небу, благодарил Бога за спасение от верной смерти. Какое это было трогательное
зрелище!» (А. Б. Райхенбах).
В оправдание старинных авторов можно было бы сказать, что — как утверждает
Гумбольдт — кондор иногда нападает на крупных млекопитающих. Если это так,
то кондор может быть опасным и для ребенка. Но в это вряд ли можно поверить,
так как кондор питается, прежде всего, падалью. Как и все грифы.
СИРЕНЫ И ОДИССЕЙ
* * *
Мишкольчи пишет: «Говоря о грифоне, следует упомянуть еще сирен и гарпий.
Они служили древним поэтам для изображения беспутных, блудливых женщин и алчных,
жестоких воров».
Ну что ж, поговорим теперь о гарпии. Вообще-то, о ней следовало бы говорить
во множественном числе, так как гарпии безобразничают не в одиночку, а целыми
шайками. Начнем с того, что гарпии не совсем птицы: у них крылья птицы, а
голова собачья. «Это крылатые собаки Зевса, которым отведена особая роль.
В те далекие времена, когда аргонавты плавали у берегов Тракии, там жил старый
ясновидец по имени Финей. Боги лишили его зрения за то, что он открывал людям
все, что Зевс хотел сохранить в тайне. Но слепота не была его единственным
несчастьем. Как только бедный Финей садился за стол, тут же появлялись гарпии.
Они спускались с неба и хватали со стола лучшие куски. Остатки же пищи они
так загаживали своими испражнениями, что из-за ужасного зловония за столом
невозможно было сидеть. Злосчастный Финей умер бы с голоду, если бы аргонавты
не избавили его от гарпий».
Прообразом для гарпий, вероятно, послужили вороватые павианы. У них, правда,
нет крыльев, но голова у них похожа на собачью, да и воровству их не надо
учить. Они производят опустошительные набеги на сады.
Теперь обратимся к сиренам. Читатели, возможно, удивятся, что мы говорим о
сиренах в главе, посвященной птицам, поскольку общеизвестно, что сирены —
водные животные. Это так, но в греческой мифологии сирены — птицы. «У них
есть крылья, и они стаями летают вокруг кораблей, очаровывая своим пением
моряков. Пробовали они свои чары и на аргонавтах. Однако позднее Одиссею удалось
перехитрить их. Одиссей хотел непременно услышать пение сирен. Но это было
смертельно опасно, ведь те, кто слушал сирен, следовали за ними, а корабль,
как правило, разбивался о скалы. Одиссей залепил своим спутникам уши воском,
себя же попросил привязать к мачте и велел не развязывать, пока корабль не
уйдет далеко от тех мест, где обитали сирены».
На греческих вазах сирены изображались крылатыми существами с головой женщины.
Истоки легенды неизвестны. Возможно, возникновению легенды способствовали
сопровождавшие корабли чайки или буревестники. В нашей книге мы уже встречались
с сиренами, но сейчас они предстали перед нами в совершенно другом облике.
«Птицу феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие, говорят о. других местах. Птица эта не размножается как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет она сто шестьдесят лет, а некоторые ученые утверждают, что и дольше. Еще говорят о ней, что на всем земном шаре одна-единственная такая птица, и она очень редко появляется на глаза людям. Величиной птица феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо пухлое, на голове хохолок. От всех остальных птиц отличается двумя главными особенностями.
ВОЗРОЖДАЮЩАЯСЯ ИЗ ПЕПЛА ПТИЦА ФЕНИКС
1. Во всем обширном мире существует только одна такая птица, и появляется
она очень редко. Поэтому и возникла поговорка: более редкостный, чем птица
феникс.
2. В отличие от всех других птиц, рождается без спаривания. Происходит это
так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение
смерти, она устраивает гнездо из очень жарких трав, таких как кофе, мирра,
алоэ и других редких и дорогих растений, которые легко воспламеняются. Потом
садится в гнездо и ждет, когда оно загорится, и вместе с гнездом сама сгорает
дотла. После того, как феникс сгорит, из пепла появляется сначала червячок,
и из этого червячка потом появляется, похожая на прежнюю новая птица. Об этом
писал и Овидий.
Далее. Эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны — переносит
сгоревшее гнездо в известный город Гелиополь и возлагает его там на алтарь.
Делает же она это следующим образом. 1. Сплетает из мирры так, чтобы можно
было нести, круглый яйцевидный сосуд. 2. Пробует, сможет ли его нести. 3.
Тщательно выравнивает сосуд изнутри и наполняет его пеплом матери. 4. Аккуратно
закрывает миррой отверстие сосуда. 5. Возлагает свою ношу на алтарь в Храме
Солнца.
Геродот пишет, что он не мог поверить в то, что ему рассказывали о фениксе
жители Гелиополя. Пишет также, что сам он никогда не видел эту птицу, а лишь
картины, на которых она была изображена то с красными перьями, то с перьями
другого цвета. Аристотель и другие серьезные наблюдатели природы не упоминают
даже имени этой птицы, потому что считают ее выдумкой».
Мишкольчи тоже не верит в существование чудесной птицы и говорит, что «птицы
от птиц рождаются». Он приводит еще более убедительное, по его мнению, доказательство
невозможности существования птицы феникс, говоря: «Все это никак не вяжется
с описанием всемирного потопа, когда Господь, как известно, повелел Ною взять
в ковчег каждой птицы по паре. Так как же могло статься, что птица, феникс
одна-единственная на всей земле?»
«Я внимательно смотрел на это, и вот с запада шел козел по лицу всей земли;
у этого козла был видный рог между его глазами» (Книга пророка Даниила 8,5.).
Это и есть знаменитый единорог. Главная и, пожалуй, единственная его особенность
заключается в том, что у него только один рог и что этот рог расположен между
глазами.
Рогатые животные не обязательно, как мы могли бы подумать, должны быть двурогими.
Так, например, у долговязого жирафа на голове имеются небольшие рога, и он
их не сбрасывает, как это делают олени. Рога эти очень короткие и представляют
собой полностью покрытые шерстистой кожей костные выросты. У масайского жирафа
(«жираффа камелопардалис типпельскирхи») перед двумя рогами имеется еще третий
рог, представленный небольшим лобным отростком, а у угандского жирафа («жираффа
камелопардалис ротшильди») помимо этих трех рогов есть еще пара небольших
рожек, то есть всего у него пять рогов. Среди антилоп тоже встречаются такие,
у которых более двух рогов. У антилопы «тетрацерус квадрикорнис» (четырехрогая
антилопа), как видно из названия, четыре рога.
У доисторических животных встречались самые различные комбинации рогов. Самым
причудливым обладателем рогов было, пожалуй, североамериканское жвачное животное
плиоцена-синтетоцер. На голове у него было два рога, похожих по форме на рога
козули. В этом, конечно, нет ничего особенного, но удивительно то, что на
носу у него был еще один огромный рог. Когда смотришь на реконструированное
учеными изображение этого животного, кажется, что этот огромный рог должен
был мешать ему, так как он все время был у него перед глазами. Голова уинтатерия
— травоядного животного эоцена — была украшена шестью рогами (три пары!).
Кроме того, у него еще была пара больших клыков, так что мог не только бодаться,
но и кусаться.
Среди ящеров встречались такие, у которых были рога, похожие, на коровьи.
Были и однорогие (моноклон), и двурогие (стиракозавр)*,
и трехрогие (трицератоп), и даже пятирогие (пентацератоп) ящеры.
* У стиракозавра был один
рог на носу, а на костяном воронике – целый ряд крупных шипов. Двурогие
рогатые динозавры, например, зуницератопс, назутоцератопс, ксеноцератопс
и диаблоцератопс, были описаны уже после выхода книги в свет. – В. П. |
Упомянутые здесь первобытные вымерли задолго до того, как на земле появился
человек. Впрочем, они и не могли стать прообразом единорога, так как «рог
у единорога между глазами». Такого животного нет среди живущих сегодня, не
было его и среди вымерших доисторических животных — единственное доисторическое
однорогое животное (моноклон) имело рог не между глаз, а на носу, как у современного
носорога.
Теперь поговорим, о том, каким же было животное, которого не было.
Сначала посмотрим, что рассказывает пророк Даниил о поведении единорога:
«Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и
бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись
к овну, рассвирепел на него и поразил овна и сломал оба рога; и недоставало
силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его,
и но было никого, кто бы мог спасти овна от него.»
СКАЗОЧНЫЙ ЕДИНОРОГ
Отсюда мы узнаем только, что единорог был сильной, агрессивной бестией. Далее,
в 21-м стихе, выясняется, что речь идет непросто о животном: «А козел лохматый
— царь Греции, а большой рог его, который между глазами его, это — первый
ее царь.»
В Библии единорог упоминается неоднократно; «Захочет ли единорог служить тебе
и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде,
и станет ли он боронить за тобою поле?.. Поверишь ли ему, что он семена твои
возвратит и сложит на гумно твое?» (Книга Иова 39. 9—10, 12).
Интересно, что в одном издании Библии говорится о единороге, а в другом издании,
или в другом переводе, единорог уже заменяется диким буйволом. Эта путаница
происходит прежде всего из-за неясности значения слова «реэм», встречающегося
в оригинале Библии. Мнения ученых относительно значения слова расходятся.
Многие считают, что оно означает «однорогий», «единорог». Согласно другой
точке зрения, под этим словом подразумевается какое-то сильное животное. Высказывается
еще одно, пожалуй, наиболее вероятное предположение, что слово «реэм» восходит
к ассирийскому языку — к слову «римун». Так ассирийцы называли первобытных
быков, которые в то время были обычными животными на Ближнем Востоке. За несколько
столетий до нашей эры первобытных быков уже не было в этом регионе. Они сохранились
лишь на храмовых стенных росписях. Ассирийские и вавилонские художники изображали
первобытного быка в профиль. На таком изображении оба рога оказывались на
одной линии, в результате чего создавалось впечатление, что у животного только
один рог — посередине лба. Когда живых животных уже не осталось, их можно
было увидеть лишь на барельефах в храмах, и со временем первобытный бык вошел
в легенду как единорог.
Первобытные быки были неукротимыми дикими животными и по величине и силе намного
превосходили современный крупный рогатый скот. В западной части Евразии первобытные
быки были самыми крупными дикими животными, и понятно, что их рога стали символом
силы и могущества. Рога носил Моисей, и древние германцы часто украшали рогами
свои шлемы.
К началу нашего летосчисления единорог уже стал мифическим животным. В талмуде
написано: «Такое огромное животное реэм, что облаков достигает». Один из толкователей
талмуда писал, что. «реэм» был настолько велик, что Ной не мог взять его в
ковчег, а привязал веревкой за рог, и во время потопа он так и плыл за ковчегом.
«Хотя единорог очень жестокое животное, он, однако, с большой нежностью и
уважением относится к девушкам и женщинам. Подходит к ним, и его сразу настолько
одолевает сон, что он засыпает, склонив голову. Его часто ловят сонного и,
связав, спиливают рог. Охотники обычно наряжают девушкой здорового, сильного
парня, обливают благовонной жидкостью платье и выбирают для парня такое место,
откуда запах по ветру может дойти до единорога. Сами же охотники располагаются
где-нибудь неподалеку. И вот приходит огромный дикий зверь, останавливается
перед парнем и, пав на колени; упивается чудным запахом, а парень тем временем
закрывает пахучим рукавом платья глаза единорога, пока не подойдут охотники.
»
Бедный единорог! Мало того, что его ловят и спиливают рог, он еще попадает
в глупое, смешное положение — падает на колени перед «здоровым, сильным парнем»!
К счастью, однако, в жизни единорога бывают и более отрадные, поэтичные случаи:
иногда он засыпает, положив голову на колени прекрасной девы.
Мишкольчи так пишет о единороге: «Благодаря огромной телесной силе единорог
непобедим, у него очень быстрые ноги, и это ужасно жестокое животное. Живет
он в пустынных районах и в высоких горах. Как рассказывает Иов, его ни связать,
ни укротить никаким умением невозможно, хотя приручить можно льва, тигра,
барса ж других свирепых животных.»
Многим довелось увидеть единорога. (?)
«В 1843 году монах Феликс Фабри встретился с единорогом у горы Синай. Сначала
он подумал, что на холме стоит верблюд, но потом заметил, что у животного
на лбу большой рог. В 1503 году Бартоломео Лодовико видел единорога вблизи
храма в Мекке, и, как он пишет, единорогу дивились все люди. Голова у него
была как у оленя, только с одним рогом. На грациозной длинной шее развевалась
грива; ноги тонкие, как у козленка, копыта раздвоенные. Необузданное, дикое,
но в своей дикости перелестное, изящное животное. Единорога этого султан Мекки
получил в подарок от эфиопского монарха. В 1567 году Винсен Леблан видел трех
единорогов. Одного во дворце султана, другого в Индии и третьего — в мадридском
Эскориале. Позднее единорога видел врач Луи Паради — в Александрии, куда животное
привезли из Эфиопии. Тело единорога было блестящее, покрытое гладкой шерстью,
глаза большие, взгляд робкий, шея стройная. Между маленьких ушей гладкий рог
длиной в 30 сантиметров, Люди, которые его привезли, говорили, что у них в
стране много таких животных, только ловить их очень трудно. Монах иезуитского
ордена, Иеронимо Лобо, который тоже видел единорога, писал: «По форме он напоминает
лошадь, тело золотистое, хвост короткий, черный. Настолько боязливый, что
в одиночку никогда не пасется, а только с другими единорогами.» Славный монах
собственными глазами видел единорога, когда тот перебегал из одной рощи в
другую.»
В прошлом веке зоолог Лятрад написал монографию о единороге, в которой собрал
все имевшиеся сведения и утверждал, что это животное действительно существует.
Великий ученый Кювье не соглашался с ним и доказывал, что единорога нет.
Существует много разных драконов (в легендах). Многие из них живут в пещерах
и питаются девственницами. Бывает, что дракон неусыпно стережет заточенную
в пещере прекрасную царевну. До тех пор, пока не появится храбрый рыцарь и
не победит дракона. Но дело это непростое, ведь известно, что дракон изрыгает
огонь и у него обычно семь голов, и каждая голова старается сожрать смельчака.
Однако мужественный рыцарь — ему часто помогает какое-нибудь магическое средство
— отрубает мечом все головы дракона и получает в награду руку царевны и все
земные блага.
Имеется множество описаний драконов. Мишкольчи: «У дракона в нижней и в верхней
челюстях по три ряда острых зубов. У него очень большие глаза, и зрение такое
острое, что поэты считали драконов хранителями сокровищ. Под подбородком,
в виде бороды, свисают большие складки кожи, как у вола. Существует два вида
настоящих драконов. Драконы одного вида крылатые — на спине у
них два крыла, но не из перьев, а из тонкой пленки, натянутой между длинными
костяными пластинками — что-то вроде рыбьих плавников. Драконы другого вида
бескрылые.»
В 1798 году Иштван Гати писал: «Дракон, как отмечает Никифор, самый большой
из всех змей. Труп его с трудом сдвигают с места восемь пар волов. В Индии
водятся такие огромные драконы, которые могут проглотить быка. По форме они
похожи на змей, но у некоторых есть крылья.»
Были разные драконы: одноголовые и многоголовые, злобные, изрыгавшие огонь,
и миролюбивые. Чтобы не запутаться в этом разнообразии, нужно как-то систематизировать
сведения о драконах.
Древняя китайская легенда рассказывает: «Во время правления императора Яо
(в 2297 году до нашей эры) реки вышли из берегов и затопили Китай. Всю землю
захватили змеи и драконы.» В Японии и Индии о драконах писали и рассказывали
в течение многих тысяч лет. И в Европе это сказочное существо появилось несколько
тысячелетий назад.
«Боролся с драконами и Ясон, предводитель аргонавтов. Ясон получил от царя
Ээта приказ засеять его поле зубами дракона. Царь наполнил драконовыми зубами
шлем Ясона, и Ясон отправился сеять. Не дошел он еще до края поля, как в начале
его зубы дракона уже взошли, и из всходов стали появляться чудовища. Когда
чудовища вышли из земли, Ясон взял камень и бросил в них. Чудовища набросились
на камень, как собаки на кость, и начали грызться между собой, а Ясон тем
временем выхватил из-за пояса меч и изрубил их всех.»
Драконы были «очень, очень большими». И еще; «Большинство из них были покрыты
чешуей и иногда у них было по семь голов на длинных змеиных шеях.»
Когда смотришь па реконструированные изображения динозавров (гигантских ящеров),
будто видишь сказочных драконов. Были среди них стотонные гиганты и сухопутные
хищники величиной со слона, которые передвигались шестиметровыми шагами на
своих могучих чешуйчатых, по форме похожих на петушиные ногах. Следы этих
животных сохранились в окаменелостях в местах доисторических болот. В научно-популярных
статьях и книгах ученые называют динозавров «ящерами-драконами». Самого крупного
и самого страшного по виду летающего животного, которое когда-либо существовало
— птеранодонта — называют летающим драконом. Размах крыльев птеранодонта достигал
15 метров. «... На спине у них два крыла, но не из перьев, а из тонкой пленки,
натянутой между длинными костяными пластинками.» Ну что ж, летающий дракон
был именно таким, как писал Мипшольчи. Интересно отметить, что в 1702 году,
когда вышла в свет книга Мишкольчи, науке еще ничего не было известно о птеранодонте.
Откуда же тогда Мпшкольчи знал, что..?
Впрочем, не только Мишкольчи, но самые первые люди не могли видеть живых «ящеров-драконов»
— динозавров. Ведь динозавры вымерли в конце мелового периода, около 70 миллионов
лет назад.
СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН
Наши очень далекие предки могли их видеть и даже, возможно, некоторые из
них становились жертвами хищных динозавров. Однако об этом они не могли поведать
ни друг другу, ни своим потомкам, так как в то время самые большие из них
были не больше крысы и по интеллекту не превосходили ее. Мы говорим здесь
об этом потому, что очень многие односторонне образованные люди уверены в
том, что наши предки видели живых драконов.
А теперь посмотрим па всю эту историю с драконами под несколько другим углом.
Может быть, все-таки динозавры и другие гигантские пресмыкающиеся послужили
моделью для сказочного дракона? Но мы уже говорили, что люди не могли видеть
живого динозавра, птеранодонта или плезиозавра. А вот кости их были известны
людям уже в древности.
Некоторые палеонтологи считают, что дракон это но что иное, как неправильно
реконструированный плезиозавр! Ведь у него такая же голова — на длинной змеиной
шее — как и у дракона.
Мы не можем опровергнуть это предположение. Скажем только, что с ним трудно
согласиться. В Европе скелеты динозавров и плезиозавров встречаются крайне
редко. В Монголии скелеты ящеров находит чаще, много находок было сделано
и в Северной Америке. Не случайно индейцы рассказывали об огромных костях,
которые они считали останками небесных коней.
Возникновению легенд о драконах в значительной степени, вероятно, способствовали
находки костей, черепов и целых скелетов первобытных млекопитающих. И такие
находки не могли быть большой редкостью, ведь около 10 000 лет назад в Европе
еще жили мамонт и шерстистый носорог.
Классическая родина легенд о драконах — Китай и Япония. В Китае в течение
тысячелетий зубы и кости дракона считались самым дорогим лекарством. В аптеках
всегда были зубы, и кости дракона и этим чудодейственным средством лечили
все — от головной боли до желчнокаменной болезни. Знали об этом и европейские
палеонтологи и частенько заглядывали в китайские аптеки.
Писал о драконах и Андраш Ташнади-Кубачка, бывший одно время директором Музея
природоведения. Специальная глава «Драконы доктора из Эперйеша» посвящается
в его книге отечественной «драконологии».
Случилось это в 1671 году. К эперйешскому врачу Яношу Хейну пришел крестьянин
и принес завернутый в тряпку полуметровый череп. Не было никакого сомнения,
что это был череп дракона. Доктор Хейн отправил в Германию своему коллеге
доктору Заксу посылку с письмом, в котором писал:
«На берегу Дунайца, рядом с картезианским монастырем, имеется большая пещера.
В пещере очень много костей. Часть их скрыта сталагмитами. Кости эти продают
как средство от падучей. Я точно знаю, что при зубной боли они действуют как
потогонное. Пастухи, которые пасут там овец, говорят, что карпатские пещеры
полны таких костей. Я полагаю, что животные эти подыхали на костях других,
уже издохших, когда, заболев, искали прохладное место и взбирались на груду
костей, где до них лучше доходил свежий воздух.
Говорят, что они выходят в долины только ночью, а днем прячутся в пещерах.
Нападают на овец, медведей, горных козлов и на всех животных, которые забредают
к пещере. Зубы дракона стерты до корня от разгрызания костей. Мне хотелось
бы удовлетворить твою любовь к редкостям, и поэтому я купил у крестьянина
эти кости и тебе их. посылаю.»
Скоро в немецком журнале медицинских, физических и природных редкостей под
рубрикой «Любопытные вести» появилась публикация, озаглавленная «О карпатских
драконах».
Доктор Янош Хейн снова дал о себе знать посылкой и письмом.
«... Еще одну пещеру коротко описал липтский дворянин. Он писал, что в Унгском
комитате, недалеко от озера Орло, у города Купош «в прошлом году видели живого
дракона. Так что драконов должно быть немало...» В живописном комитате (венгерская
административная единица), в одной миле от Дунайца, есть пещера. В народе
ее называют Драконовой пещерой. Там кости лежат под сталагмитами, словно залитые
жиром драконов... Другая пещера расположена в Липтском комитате между Сент-Миклошом
и Деменьфальва, в районе горячих источников около Вага. Здесь тоже сталагмиты
покрывают лежащие на земле кости драконов.»
Трансильванские северовенгерские драконы быстро стали знаменитыми. В 1719
году по инициативе Матиаша Бела были обследованы пещеры в окрестностях Деменьфальва
в Липтском комитате. Матиаш Бел писал: «Необычные по форме и размерам, эти
кости непохожи на кости какого-либо известного животного. Даже самые опытные
анатомы не смогли бы определить, кому они принадлежали.»
Легенда о карпатских драконах заинтересовала Брюкманца, врача из Вольфенбюттеля.
В 1725 году, будучи проездом в тех местах, он посетил знаменитые пещеры и
нашел там несколько зубов. Позднее оказалось, что это были медвежьи зубы.
Окончательно развенчал эту легенду в начале XIX века один из основоположников
палеонтологии, Розенмюллер, уделивший особое внимание найденным в венгерских
пещерах костям драконов. Розенмюллер доказал, что на гравюрах, сделанных по
этим находкам, изображены черепа и зубы пещерных медведей, вымерших в конце
ледникового периода. Выходит, что одним из предков драконов был пещерный медведь.
Если говорить о величине, то пещерного медведя можно сравнить с живущим в
наше время аляскинским медведем («урсус миддендорфи»), то есть он был больше
центральноевропейского (бурого) медведя. Однако размеры пещерных медведей,
как и современных бурых медведей, не были одинаковыми. Одни были относительно
небольшими животными, другие же, напротив, довольно крупными. В сущности,
пещерный медведь не был пещерным животным. Только в холодные снежные зимы
медведи забирались в пещеры и впадали там в спячку. Многие животные погибали
в пещерах, и так в течение тысяч лет в их глубине скопилось множество медвежьих
костей. Страшный с виду пещерный медведь был довольно безобидным животным,
так как питался он в основном кореньями, маком и другой растительной пищей
и лишь от случая к случаю разговлялся мясцом. Это можно определить по зубам
пещерного медведя — у старых животных зубы сильно истирались, что характерно
только для травоядных.
Несомненно, что своим рождением дракон обязан многим различным животным. В
его родословной есть и крокодил, и удав... других предков дракона, пожалуй,
не стоит «разыскивать», ведь у каждого народа был свой дракон. Различные народы
награждали своего дракона самыми разнообразными характеристиками и повадками
— главное, чтобы чудовище было как можно страшнее.
«Дракон это змей, о котором ученые рассказывают удивительные вещи. Дракон
пользуется не столько ядом или зубами (у него слишком маленький рот), сколько
своей огромной силой и хвостом. Ницесор упоминает об убитом драконе, труп
которого едва могли сдвинуть с места восемь пар волов, и чтобы он не отравлял
воздух, труп дракона сожгли. И это не выдумка, как может показаться. Еще об
одном очень большом драконе мы читаем у римских историков Ливия и Плиния.
Во время войны с Карфагеном римляне встретили у реки Баграда огромного дракона,
против которого император Атилий выступил со всем своим войском. Длина дракона
была сто двадцать футов. Его шкуру и челюсти долго хранили в Риме как диковины.»
КРЫЛАТЫЙ ДРАКОН
Какими были эти драконы, мы можем только догадываться. Как ни странно, но
в старину, оказывается, были и весьма милые, добрые драконы. Например, Мишкольчи,
ссылаясь на Валерия Максима, рассказывает о драконе греческого города Эпидавра.
«Случилось это, когда в Риме свирепствовала страшная чума. Уже боялись, что
эпидемия уничтожит всех жителей города. Возможно, так оно и было бы, если
бы не помог эпидаврский дракон. Власти города Рима обратились к жителям Эпидавра
с просьбой. Просили одолжить им на время большого дракона, доставить его на
корабле в Рим, чтобы он избавил римлям от жестокой чумы.
Огромное животное разными лакомствами заманили на корабль и отправились в
Рим. По пути один раз пристали к берегу. И тут чуть не случилась беда. Дракон
сошел с корабля и скрылся в ближнем лесу. Моряки уже смирились с потерей этого
ценного животного, но через некоторое время дракон вернулся и сам взошел на
корабль. Как только дракон появился в Риме, чума сразу же прекратилась.»
Эта история сильно смущала Мишкольчи, и он писал: «Однако вне всякого сомнения,
что, по милости Божьей, дьяволу здесь немало пришлось потрудиться.»
В заключение мы просто не можем не привести здесь еще одну историю. Это история
о добром, милом драконе, каких в наше время, скорее всего, уже нет.
«Элий рассказывает, что во времена царя Ирода один дракон влюбился в прекрасную
девушку, но родители девушки не хотели, чтобы она встречалась с драконом,
и спрятали ее, что очень опечалило дракона. Однако спустя некоторое время
девушка снова пришла к дракону. Дракон нежно обнял ее шеей и ласкал языком.
И этим все сказано о настоящих, угодных природе драконах. Другие же являются
подручными колдунов и ведьм. Они порой принимают облик старой змеи и прячутся
в подвалах и других темных местах; иногда они появляются в ослепительном блеске,
изрыгают огонь, летают по воздуху и вызывают страшную грозу. Это противные
природе драконы. Такое чудовище или сам дьявол, или одержимый дьяволом дракон».
Что из себя представляет единорог, мы точно не знаем. На титульном листе
книги Бартолина единорог изображен в виде коня с рогом на голове. Единорог,
изображенный в книге Геснера, скорее похож на козла, но с лошадиными головой
и шеей. Оба животных схожи тем, что у них посередине лба торчит рог, похожий
на вертел — такой правильной формы, что кажется, его выточил из слоновой кости
ремесленник. Рог этот очень длинный и тяжелый. Различные авторы по-разному
определяли длину рога единорога. Ктесий писал, что длина рога два аршина (около
полутора метров), Элий — полтора аршина, Плинний два аршина. Альберт Магнус
определял длину рога в десять футов (около трех метров). Арабский писатель
Абу Дампри утверждал, что рог единорога настолько тяжел, что животное не может
поднимать голову.
Как мы увидим дальше, несуществующий рог несуществующего животного был тем
не менее действительностью. Он представлял огромную ценность, и его хранили
в королевских сокровищницах. Согласно Валерию Корду, в сокровищнице храма
Святого Марка в Венеции хранился рог единорога длиной в полтора метра с диаметром
основания в пять-шесть дюймов. Рог этот был крученый, с бороздками и постепенно
сужался к концу.
Рог единорога ценился дороже золота. В чем же заключалась его ценность?
«Рог единорога очень и очень полезен. Он обезвреживает яды в организме человека.
Так же и с питьевой водой — достаточно в отравленную каким-либо ядом воду
опустить рог, и вода сразу же снова становится пригодной для питья. Поэтому
в старину князья и другие богачи изготовляли из рога кубки или всегда клали
в кубок кусочек рога. Еще и сегодня некоторые ученые медики рекомендуют своим
пациентам добавлять в пищу рог.»
Таким образом, рог единорога обладал чудодейственным свойством — обезвреживал
яды. Поэтому единорог был в очень большом почете. По крайней мере, об этом
говорят легенды. Прежде чем напиться, в воду макали рог и, даже если вода
была отравлена, ее можно было пить без опаски.
Не зная нравов средневековья, мы не сможем понять бурную карьеру рога единорога.
В XV—XVI веках был известен целый ряд быстродействующих ядов. Эти яды молниеносно
— или несколько медленнее — убивали человека.
Отравителей же было в то время предостаточно. Можно без большого преувеличения
сказать, что кто угодно без особого труда мог расправиться с кем угодно, и
почти всегда была полная уверенность в том, что отравитель останется необнаруженным
и безнаказанным. Яд был удобным и надёжным средством для устранения неугодных
людей, и к его помощи прибегали очень часто, особенного в Венеции, итальянских
городах и во Франции.
Один из наиболее распространенных способов защиты от яда заключался в том,
что нужно было раздобыть кусочек рота и, прежде чем пить, макать его в вино.
Как говорится в легендах, рог единорога полностью обезвреживал яды. Конечно,
лучше было бы делать из рога кубки, но это было доступно очень немногим, ведь
рог был баснословно дорогим. Кроме того, было бы жаль портить красивый витой
длинный рог. Рог единорога использовался не только для нейтрализации ядов.
С его помощью лечили почти все болезни, и он в течение столетий оставался
самым популярным лекарством.
Цены на рог постоянно росли. Папа Юлий III долго торговался из-за рога, за
который просили 9000 талеров. Папе это показалось слишком дорого, и сделка
не состоялась. Когда же папа тяжело заболел, он заплатил 12 000 талеров левантийскому
купцу, но получил он за эти деньги не целый рог, а лишь небольшой кусочек.
У английской королевы Елизаветы I среди виндзорских сокровищ был рог, который
оценивали в десять тысяч фунтов. Папа Клементий VII имел рог, купленный им
за 17 000 дукатов. Этот рог, составлявший целое состояние, стал королевским
свадебным подарком. Когда племянница папы, Екатерина Медичи, сочеталась браком
с Генрихом II, сыном французского короля Франциска I, папа заказал золотую
оправу к рогу и преподнес его в дар новобрачным. Во владении семейства Медичи
было несколько рогов. Лоренцо Великолепный (глава семейства Медичи) кушая
вилкой с ручкой из рога, отделанного золотом. В сокровищнице короля Эдуарда
I тоже имелось несколько рогов. В 1303 году из Вестминстерского аббатства
была похищена значительная часть сокровищ. Король в это время был на войне.
Получив известие-о краже, он оставил поле битвы, спешно вернулся домой и лично
возглавил поиски похищенных сокровищ. Большую часть их удалось найти. Самое
же ценное сокровище — рог единорога — нашли под кроватью одного из воров.
За свою безрассудную удаль преступник поплатился жизнью.
О рогах, бывших собственностью различных венценосных особ, можно было бы написать
целую книгу. Мы, однако, ограничимся здесь рассказом лишь о некоторых, наиболее
знаменитых рогах единорога.
У русского царя Ивана Грозного был рог длиной в три с половиной фута, который
он купил за 700 талеров у аугсбурхкого купца. Это сокровище после смерти царя,
перешло к его слабоумному сыну Федору. В 1585 году Федор короновался на царствие,
держа в руках рог единорога. Наибольшим количеством рогов владел, пожалуй,
Эдуард IV, но мог, похвастаться своей коллекцией и испанский король Филипп
II. Рассказывали, что однажды турецкий султан подарил, Филиппу II целую дюжину
рогов. В эту историю многие в то время не верили. Говорили, что такие дорогие
подарки просто немыслимы. Возможно, что или история с подарком султана не
соответствовала действительности, или подаренные королю рога были поддельными.
Ведь за настоящий рог платили золотом — в десять — двадцать раз больше веса
рога. За целый рог или даже кусочек его состоятельные люди готовы были отдать
все, что угодно.
ЕДИНОРОГ
У Карла Смелого была ложка, сделанная из рога. Кусочек рога был подвешен
на цепочке к кубку. Каждый раз, когда король пил, он сначала, макал в вино
рог. Известный своей жестокостью инквизитор Торквемада без кусочка рога не
садился за обеденный стол. Этот инквизитор, с такой легкостью отправлявший
в мир иной тысячи людей, с великим бдением оберегал свою собственную жизнь,
не желая прежде времени покинуть этот бренный мир.
Очень ценил рог и Карл Бургундский, описание трапезы которого составил Оливье
де ла Марш: «Когда Его высочество садился за стол, торжественно вносили рог.
Прежде чем принц принимался за еду, с блюд снимали салфетки и к кушаньям со
всех сторон прикасались рогом. Потом появлялся виночерпий с двумя серебряными
чашами — в одной вода, в другой вино, и к каждой чаще на цепочке был подвешен
кусочек рога».
Позднее все больше и больше врачей начали терять веру в чудодейственную силу
рога. Уже лекарь французского короля Карла IX (сына Екатерины Медичи) знал,
что как мера предосторожности все манипуляции с рогом совершенно бесполезны,
но, не желая навлечь на себя высочайший гнев, держал свое мнение при себе,
и король по-прежнему продолжал макать рог в питье. Этот обычай при французском
дворе предали забвению только после Великой французской революции 1789 года.
В течение очень долгого времени рог единорога непременно входил во все аптечные
списки необходимых лекарственных средств. Прежде всего, его считали надежным
средством против чумы, В 1665 году, во время Великой лондонской чумы, рог
стал большим дефицитом, чем не преминули воспользоваться всякого рода шарлатаны,
продававшие под видом рога всевозможные заменители. Чаще всего за рог выдавали
свиные кости. В перечне лекарственных препаратов, составленном английским
Королевским обществом медиков в 1741 году, рог еще фигурирует, а в перечне
от 1746 года он уже не упоминается. Вера в целебные свойства рога дольше сохранилась
на Востоке, но он уже не был таким дорогим и со временем становился все дешевле
и дешевле, и скоро стало возможным приобрести по вполне сходной цене целый
большой рог.
Читатели, возможно, уже догадались, о каком роге мы пишем. Речь идет, конечно,
о зубе нарвала (монодон моноцерос). Удивительный это зуб. В длину он иногда
достигает трех метров и имеет очень правильную форму — словно его выточили
из слоновой кости. Зуб нарвала очень похож на рог единорога — того сказочного
однорогого животного (коня или козла?), о котором мы упоминали в начале.
В XVII веке некоторые натуралисты уже догадывались, что в море живет какое-то
животное с рогом на голове. Не нужно, конечно, говорить о том, что зуб у нарвала
не растет изо лба. По правде говоря, это огромное «что-то» совсем непохоже
на зуб. Хотя бы потому, что у нарвала только один такой зуб — с левой стороны.
У самцов иногда вырастает небольшой клык и справа, но в большинстве случаев
этот правый клык выпадает уже в раннем возрасте. Остающийся большой левый
клык торчит не из ротового отверстия, а располагается над ним, и создается
впечатление, что зуб растет изо лба животного.
Нарвал — как известно — кит. В длину он достигает шести метров. Это безобидное
животное, и от грозного на вид «штыка» ему нет большой пользы — во всяком
случае, он не пользуется им как оружием.
Нарвал — морское животное, и странно, что оно не было известно венецианцам,
итальянцам, французам, англичанам и шотландцам, суда которых бороздили все
моря. Как могло получиться, что опытные мореходы этих народов не встречались
с нарвалом?
Это можно, вероятно, объяснить тем, что нарвал северное, холодолюбивое животное
и обитает в холодных полярных водах. Одно время эти животные были относительно
многочисленны и у берегов Исландии, например, встречались довольно часто.
Исландские рыбаки издавна знали нарвала и охотились на него.
В то время промысел нарвала был одним из наиболее доходных предприятий во
всем мире. Уже один-единственный клык нарвала представлял огромную ценность,
а отправлявшееся на промысел судно могло вернуться с баснословным богатством.
Об этом промысле в других странах (кроме Скандинавии) ничего не знали. Исландские,
датские и норвежские рыбаки, как видно, настолько хорошо умели хранить тайну,
что она оставалась неразгаданной на протяжении многих столетий. А единорог
так и остался четвероногим сухопутным животным. Правда, ходили слухи и о морском
единороге, но так уж получилось, что это животное тоже превратилось в сказочное,
мифическое существо. Легенды о единороге настолько расцвечены фантазией, столько
в них тумана и путаницы, что разобраться в них просто невозможно.
Василиск был страшным зверем. Элий пишет: «Случается в Африке, что змеи собираются
на пир у издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и разбегаются,
оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, издает страшный вой и отправляется
по своим делам, и змеи снова возвращаются к падали».
Но читаем дальше: «Такие и еще более страшные истории рассказывают о василиске.
Он очень ядовит. Еще о нем говорят, что он способен убить человека одним лишь
своим завыванием или взглядом».
Что же это такое — этот ужасный василиск? Василиск — греческое слово и означает
оно «царек»... Называют его еще змеиным царем, потому что, когда передвигается,
он поднимает над землей голову и переднюю часть тела и идет так — полувыпрямившись.
Этот гордый маленький царек ужасно ядовит. Ученые люди пишут о нем, что если
кто прикоснется к нему палкой, тут же умрет, так как яд проходит по палке.
Если же конь коснется василиска ногой, то погибнут оба — и конь, и всадник».
Бесчинствам василиска нет числа. «Древние верили, что василиск одним лишь
дыханием убивает животных, выжигает с земли травы и деревья, а камни обращает
в пыль».
Древние многое знали о василиске. Рождается он не от матери, а появляется
на свет божий следующим образом. Самец сносит одно безобразное, бесформенное
яйцо, которое забирают и высиживают змеи или лягушки. В общем-то василиск
пресмыкающееся, но у него есть крылья, на голове корона, четыре куриных ноги,
змеиный хвост и горящие, злобные глаза.
А теперь заглянем в современную книгу по естествознанию. Здесь мы тоже встретимся
с василиском. Странное маленькое чудовище... На голове некое подобие короны,
четыре куриных ноги, змеиный хвост и сердитый взгляд.
Только эта симпатичная ящерка никоим образом не связана со страшным василиском
из легенды. Древним не был известен этот вид игуан. Ведь игуаны — а стало
быть и василиски — живут только в Новом Свете — в американских тропиках. Почему
же тогда этих игуан зовут василисками? Ученые дают названия всём животным
и, когда открыли этот вид игуан, их нужно было как-то назвать. Было решено
— пусть эта ящерка носит имя чудовища из легенды. Но как же все-таки возникла
легенда об ужасном василиске? Возможно, прообразом василиска стай экзотический
шлемоносный хамелеон. Правда, у него отсутствует самый главный признак жуткого
василиска — ядовитость. Но это не могло помешать возникновению легенды и рождению
еще одного сказочного чудовища. Ведь никто из живых людей не видел василиска,
а тот, кто и видел, то это был уже не живой человек, а покойник. А раз нет
очевидцев, то можно сочинять все, что угодно...
Предисловие |
3 | |
Морские животные | 5 | |
Гигантский спрут | — | |
Морская змея | 8 | |
Плезиозавр | 13 | |
Левиафан | 15 | |
Милые дельфины | 19 | |
Русалки и сирены | 22 | |
Рыба-прилипала и рыба-лоцман | 27 | |
Раковины-жемчужницы | 32 | |
Сказочные кони | 35 | |
Четвероногие животные |
38 | |
Умные слоны | — | |
Лев | 49 | |
Свирепые хищники Азии и их меньшие родственники | 53 | |
Лиса и волк | 57 | |
Гиены-осквернители могил | 62 | |
Туры и их потомки | 65 | |
Носорог | 66 | |
Кровожадные вампиры и летучие мыши | 69 | |
Птицы |
75 | |
Остров птицы Рух | — | |
Орел | 79 | |
Страус | 82 | |
Пеликан и другие удивительные птицы | 86 | |
Благодарные аисты | 90 | |
Тщеславный павлин | 93 | |
Лебединая песня и гусиный гогот | 94 | |
Мудрый ворон и другие говорящие птицы | 98 | |
Пресмыкающиеся | 103 | |
Крокодил | — | |
Ядовитая жаба | 109 | |
Огненная саламандра | 111 | |
Проклятые змеи | 113 | |
Черепахи-долгожительницы | 119 | |
Животные, которых никогда
не было |
121 | |
Грифоны, стерегущие сокровища | — | |
Возрождающаяся из пепла птица феникс | 124 | |
Дивный единорог | 126 | |
Драконы | 129 | |
Рог единорога | 135 | |
Ужасный василиск | 139 | |
Свидетели давно минувших эпох
|
140 | |
Таинственная слоновая кость из Сибири | — | |
Монеты Святого Петра, козье копытце и змеиный язык | 145 |