Главная | Библиотека | Форум | Гостевая книга |
Крокодил
*
Ядовитая жаба
*
Огненная саламандра
*
Проклятые змеи
*
Черепахи-долгожительницы
«Сначала он съедает какое-нибудь животное, а потом начинает горько плакать,
как бы сожалея о сделанном. Отсюда пошла поговорка о крокодиловых слезах.
О человеке, который лицемерно оплакивает смерть других, говорят, что он проливает
крокодиловы слезы». Мишкольчи рассказывает целый ряд подобных историй. «Крокодил
очень хитро ловит животных: набирает в рот воды и поливает тропинки, по которым
бегают животные. Тропинка становится очень скользкой, и животное, пробегая
по ней, поскользнется и падает. Тогда крокодил внезапно бросается па него
и съедает. Собаки, боясь крокодила, не останавливаются, чтобы напиться из
Нила, а пьют только на бегу».
Многие животные, в том числе и собаки, очень осторожно приближаются к реке
в тех местах, где живут крокодилы. Известно, например, что павианы боятся
воды. Они сначала очень осторожно подходят к реке, несколько раз ударяют по
воде руками и, лишь убедившись в отсутствии опасности, начинают пить, то и
дело оглядываясь по сторонам. Страх перед крокодилом у обезьян — врожденный
инстинкт, который можно наблюдать даже у животных, родившихся в зоопарке.
К поилке они подходят с такой же осторожностью, как и их сородичи, живущие
в естественных условиях. Насколько глубоко коренится у млекопитающих страх
перед крокодилом, очень хорошо видно на примере Коко — воспитанницы Фрэнсис
Паттерсон. Коко — знаменитая горилла, и живет она в США. Обезьяну обучали
знаковому языку глухонемых. Коко оказалась способной ученицей. Она усвоила
целый ряд знаков и успешно пользовалась ими. Более того, среди знаков, которым
научили ее люди, были и знаки, изобретенные самой Коко. Одним из таких знаков
был знак, обозначавший крокодила. Когда Коко сердилась на кого-нибудь из окружавших
ее людей, она пугала его этим знаком — соединяла руки ладонями внутрь и, разводя
пальцы в стороны, изображала крокодила, широко разевающего пасть. Будучи уже
большой, сильной гориллой, Коко панически боялась игрушечного резинового крокодила.
Крокодил был для нее воплощением всего плохого, злого и опасного. Это инстинкт,
формированию которого, несомненно, способствовало то обстоятельство, что в
Африке очень многие животные погибают на водопое. Когда животное пьет, его
вдруг кто-то хватает и с неодолимой силой увлекает под воду.
Среди бесчисленных легенд о крокодилах самой интересной является, пожалуй,
легенда, связанная с ихневмоном. Ихневмон — иначе мунго, или мангуста, — симпатичный
маленький зверек. И вот, как утверждает древняя легенда, этот-то самый ихневмон
— смертельный враг крокодилов. Он запросто убивает этих огромных бронированных
пресмыкающихся. Но как? Ведь крокодил защищен надежной броней.
«Большая вражда существует между крокодилом и ихневмоном — египетской выдрой.
Еще его называют индийской мышью. Когда крокодил спит па берегу (а спит он
всегда с открытой пастью), индийская мышь обмазывается жидкой грязью, благодаря
чему становится очень скользкой, забирается в пасть крокодила, через горло
проскальзывает в брюхо и начинает грызть внутренности. Крокодил просыпается
и, безумен от страшной боли в брюхе, мечется взад-вперед. То бросится в воду,
то снова выскочит на берег и бьется о твердую землю. Индийской же мыши до
всего этого нет никакого дела. Она припеваючи живет в брюхе крокодила, пока
не съест все внутренности. Потом прогрызает крокодилу брюхо и выходит наружу
целой и невредимой. Крокодил, конечно, издыхает в страшных муках. Кроме того,
эта зверушка неутомимо разыскивает яйца крокодила и, найдя, уничтожает их
все до единого».
Сегодня нам трудно представить, что в течение двух тысячелетий эту историю
знал и верил в нее каждый образованный человек. Но уже Ференц Пете (1815 год)
считал необходимым опровергнуть эту очаровательную небылицу: «У себя на родине,
в Египте, мангуста действительно охотится за крокодиловыми яйцами, которые
очень любит, но неверно то, что она забирается в пасть спящего крокодила и
убивает несчастного изнутри».
О мангусте, уничтожающей яйца крокодила, упоминается почти в каждом труде
по естествознанию. Фельди пишет: «Самка крокодила откладывает около ста яиц,
которые закапывает в песок. По величине крокодиловы яйца не уступают гусиным.
Мангусты обычно находят кладку, прокусывают яйца и высасывают содержимое».
Во всем этом есть некоторая доля правды, поскольку известно, что мангусты
действительно очень любят яйца и никогда не упускают, случал полакомиться—
будь то птичьи яйца или яйца пресмыкающихся. Однако старинные авторы явно
преувеличивают разбойные наклонности мангусты. Так, Дьердь Рафф пишет: «Крокодилы
живут 40—50 лет, и каждая самка ежегодно откладывает около сотни яиц. Если
бы местные жители не собирали крокодиловы яйца в больших количествах, и если
бы их не уничтожали мангусты, эти ужасные животные настолько бы размножились
в Египте, что сожрали бы всех людей». Интересно отметить, что когда писались
эти строки (1846 год), в Египте уже трудно было встретить живого крокодила.
Может быть, рассказ о крокодилах следовало бы начать с описания, сделанного
Геродотом. Отец греческой историографии так писал об этих огромных пресмыкающихся:
«О крокодиле можно сказать следующее. Живет на суше и в воде, На суше откладывает
яйца и выводит детенышей. Там же проводит большую часть дня. На ночь же уходит
в воду, потому что ночью вода теплее воздуха и росной земли. От всех остальных
животных, отличается тем, что из самого малого становится самым большим. Яйца
его не намного больше гусиных и вылупившиеся из них детеныши не отличаются
большой величиной, но вырастают, однако, до 17 аршин (около 12 метров) в длину.
У него четыре ноги и свиные глаза, большие выступающие зубы, языка же нет.
Нижней челюстью он не двигает, но верхнюю прижимает к нижней, чего не делает
ни одно другое животное. Когти сильные. Чешуйчатую кожу на спине невозможно
содрать. В воде он слеп, на воздухе же видит отлично. Так как живет в воде,
рот его всегда полон пиявок. Все животные и птицы сторонятся его, но есть
птица, называемая бегунком, с которой он живет в мире, поскольку она полезна
ему. Когда выходит на сушу, крокодил ложится с открытой пастью под ветер,
и тогда бегунок влетает в пасть и начинает выбирать пиявок. В благодарность
за эту услугу он не обижает птицу. В Египте это животное, называют «кампса»,
греки же зовут его крокодилом (по-гречески «ящерица»), поскольку он похож
на тех ящериц, которые бегают по камням в наших садах и по стенам наших домов».
КРОКОДИЛ
В сущности, Геродот дал точное описание крокодила, которое было подтверждено
более поздними наблюдениями.
Яйца крокодила действительно напоминают гусиные и имеют около 9 сантиметров
в длину. Самка откладывает 40—60 яиц в яму глубиной около полуметра. Еще не
вылупившись полностью из яйца, крокодильчики издают удивительно громкие звуки,
которыми призывают на помощь мамашу. Мамаша раскапывает кладку и ведет малышей
к воде.
Во многих из дошедших до нас описаний крокодилов действительность переплетается
с вымыслом. Ну хотя бы о языке. Язык у крокодила есть. Только он короткий
и плоский, по всей длине приросший к нижней части ротовой полости, почему
и кажется, что языка нет. Неверно также и то, что крокодил вместо нижней челюсти
двигает верхней. В этом мы сразу убедимся, когда рассмотрим череп крокодила.
Если мы посмотрим, как крокодил разевает пасть лежа на берегу, то поймем,
почему ошибался Геродот. Одновременно с опусканием нижней челюсти поднимается
голова и создается впечатление, что поднимается верхняя челюсть, а нижняя
остается неподвижной. Это объясняется тем, что крокодилы живут преимущественно
в мелкой илистой воде, и если бы крокодил при открывании рта только опускал
массивную вытянутую вперед нижнюю челюсть, это очень мешало бы ему при движении.
Также странно открывает рот еще одно животное — бегемот. Опять же, очевидно,
по той причине, что живет он в болотах.
Бегунок же, действительно, частый гость в пасти крокодила, Жутковато наблюдать,
как небольшая «крокодилова птичка», которую ученые называют «курсориус эгиптикус»
(«египетский бегунок»), спокойно разгуливает среди страшных зубов, собирая
паразитов и застрявшие в зубах крокодила кусочки мяса. Мы еще точно не знаем,
какой «охранной грамоте» эта птичка-невеличка обязана своей неприкосновенностью.
Ведь, как известно, крокодил не брезгует и мелкими животными. В желудке крокодила
находили крыс и мелких птиц. Возможно, что бегунок, будучи очень проворной
птицей, успевает покинуть «кормушку», прежде чем сомкнутся страшные челюсти.
Не исключено, что после нескольких безуспешных попыток крокодил отказался
от намерения слопать своего «санитара». Выходит, что и у крокодила есть друг,
пусть даже один-единственный — бегунок. Однако нельзя сказать, чтобы эту дружбу
питало глубокое, искреннее чувство. Достаточно лишь взглянуть на крокодила,
увидеть его глаза, чтобы убедиться в том, что он начисто лишен какой бы то
ни было сентиментальности, и в добрых намерениях его ну просто невозможно
заподозрить.
Геродот в какой-то степени был прав, когда говорил, что с крокодила трудно
снять шкуру — только не со спины. Шкуру очень трудно снять с черепа. Дело
в том, что в черепных костях крокодила имеются отверстия, и здесь кожа прочно
прирастает к кости — настолько прочно, что при снятии или кожа рвется, или
ломаются кости черепа. Эту трудность, связанную с препарированием крокодила,
хорошо знали древние египтяне, поскольку они изготовляли чучела священных
крокодилов или мумифицировали их. Геродот упоминает и о священных египетских
крокодилах: «Некоторые египтяне считают крокодила священным животным, другие
же видят в нем своего самого опасного врага. Первые кормят крокодилов и настолько
приручают их, что их можно даже погладить. Священным крокодилам обеспечивают
роскошную жизнь. В уши им вдевают золотые кольца с бриллиантами, передние
ноги украшают золотыми браслетами, кормят мясом жертвенных животных.»
Много интересного писал о крокодилах Диодор Сицилийский. «Рассказывают, что
арабские и ливийские разбойники не отваживаются переплывать Нил не только
из-за его ширины, но и из-за водящихся в реке крокодилов. Еще рассказывают,
что давным-давно против короля Менаса взбунтовались его собственные псы. Спасаясь
от них, король бросился в озеро Мерис. Его принял на спину крокодил и перевез
на противоположный берег. В благодарность за свое чудесное спасение король
построил на берегу озера город и дал ему имя Крокодилия, жителям же приказал
чтить крокодилов как богов.»
Почитание крокодилов в Древнем Египте не было всеобщим. Геродот упоминает,
что во многих местах на них охотились — ловили на крючок. На крючок насаживали
кусок свинины и принимались бить поросенка. Крокодил шел на визг поросенка,
заглатывал приманку, и его вытаскивали на берег.
В старину в Нубии и Судане крокодил считался особенно ценной добычей. Мясо
крокодила шло в пищу. Особую же ценность представляли расположенные по обе
стороны от клоаки (мочеполового канала) две мускусные железы. Из этих желез
изготовляли пользовавшиеся большим спросом благовонные мази. Не будем спорить
о том, приятен ли запах мускусных желез. Одни считают его приятным, другие
просто зловонным. В те времена не только в Африке, но и в Евразии мускусный
запах считали волнующим, возбуждающим, из чего следует, что волновал он не
только крокодилов, но и людей тоже.
Интересно, что чаще всего мы слышим только о нильских крокодилах, и многие
просто не знают, что крокодилы водятся и на других континентах — не только
в Африке.
* * *
В Азии довольно часто встречаются — вернее, встречались — «клюворылые» крокодилы,
или гавиалы. Клюва у них, конечно, нет, а называют их так из-за длинной, вытянутой
вперед головы. Гангских гавиалов индийцы считают священными животными, и они
находятся под защитой Вишну — создателя и властелина вод.
Элий тоже упоминает о гангских крокодилах. Он пишет, что в Индии живут два
вида крокодилов. Одни будто бы совсем безобидные, другие же нападают на все
живое. И вот этих, последних, использовали для приведения в исполнение смертных
приговоров. Осужденного на смерть бросали в реку. Если несчастному повезет
— не тронут его крокодилы — считалось, что невиновность его доказана, и его
отпускали с миром. Интересно, что Элий считал опасными для человека как раз
гавиалов, хотя эти длинноголовые крокодилы питаются только рыбой и иногда
другими мелкими животными. Но здесь следует отметить, что в местах обитания
гавиалов живут так называемые болотные крокодилы, которые могут быть и бывают
людоедами.
В настоящее время гавиалы находятся на грани исчезновения. Отдельные их виды
представлены всего лишь несколькими особями. Впрочем, болотные крокодилы тоже
считаются священными, животными. К северу от Карачи есть озеро, которое в
прошлом столетии славилось своими крокодилами.
* * *
В Америке нет крокодилов*. Есть аллигаторы и
кайманы. Аллигаторы живут на юго-востоке США, а кайманы еще и сегодня встречаются
в Южной Америке.
Некоторые исследователи утверждали, что кайманы любят, когда их щекочут. Один
из путешественников рассказывал, что ему довелось наблюдать такой случай.
«В рыбацкую сеть попалось какое-то крупное животное. Люди оставили работу
и собрались на берегу. Скоро выяснилось, что в сети запутался кайман. Один
из рыбаков нырнул в воду и принялся распутывать сеть. Прошла целая минута,
прежде чем он вынырнул на поверхность. Все это время его товарищи на берегу
смеялись и шутили и, казалось, совсем не думали о возможных последствиях такого
безрассудного поступка. Когда рыбак вышел на берег, я спросил его, как он
защищался бы, если бы кайман напал на него. Ответ смутил меня, и я подумал,
что меня разыгрывают, но все утверждали, что рыбак сказал правду. Мне объяснили,
что кайман очень любит, когда его гладят или почесывают между ребрами. Рыбак
приблизился к кайману сзади и одной рукой гладил его, а другой распутывал
сеть.»
* В Новом Свете есть крокодилы: центральноамериканский, оринокский, острорылый и кубинский. – В. П. |
Рассказ о каймане, любящем щекотку, можно было бы принять за очередную шутку,
если бы не приходилось читать многие, подобные истории. Но бывает, как мы
уже знаем, что рассказанная кем-нибудь небылица получает большое распространение,
и в нее начинают верить. Мы могли бы легко проверить правдивость рассказа
путешественника, но для этого нужен кайман и какой-нибудь смельчак, вроде
того рыбака. С другой стороны, имеется бесчисленное множество историй, явно
преувеличивающих кровожадность каймана.
Крокодильчики, которых продают в европейских зоомагазинах, почти все без исключения
аллигаторы. Если вам посчастливится приобрести одного из них, считайте, что
у вас в доме появился интересный жилец. Но самое главное его достоинство в
том, что он очень медленно растет.
«Считаю необходимым рассказать здесь о том, что Конрад Геснер выписал из
записок кардинала Понсе касательно жабы. Один человек работал в поле. На поле
прилетели птицы. Человек, чтобы прогнать птиц, вырвал из земли камышинку,
а на ней была засохшая жаба. Когда человек пришел домой, он, не вымыв руки,
сел за стол и начал есть, но что бы он ни положил в рот руками, все тут же
выходило назад, и он ничего не мог есть до тех пор, пока другие не положили
ему пищу в рот. Тогда он догадался, что руки его отравились от камыша.»
Легенда о страшном жабьем яде жива и по сей день. По крайней мере, в только
что рассказанную историю многие еще верят. В оправдание тех, кто в это верит,
следует сказать, что жабы действительно ядовиты.
Мишкольчи пишет: «В записках ученого мужа Матея написано, что когда жаба хочет
отравить какие-либо травы, кусты или находящихся поблизости животных, она
раздувается, и весь яд, содержащийся в ее теле, переходит в заднюю часть.
Потом, натужившись, жаба обливает все вокруг ядовитой жидкостью. Так она отравляет
пряные травы, ягоды и грибы, и тот, кто их съест, заболевает страшной болезнью
и даже умирает.»
В старину жабы были в большой моде. По крайней мере у колдунов. Обычный колдовской
рецепт начинался так: «Возьми две большие жабы, положи их в котел, потом...»
А теперь откроем Брема и посмотрим, что он пишет о жабьем яде.
Зачем жабе нужен яд? Об этом мы узнаем, если пройдемся по лугу с собакой.
Молодая собака, не лишенная охотничьего инстинкта, схватит жабу и, может быть,
даже загрызет насмерть, и это будет первый и последний такой случай в жизни
собаки. Собака переживет это приключение, но рот у нее распухнет надолго,
и потом она уже никогда не тронет жабу. Мертвой же жабе, конечно, уже ничто
не поможет. Однако погибла она не напрасно. Своей смертью она спасла многих
себе подобных.
Ядовиты не только жабы, но и многие земноводные и другие животные. Поймаем
несколько краснобрюхих жерлянок, посадим их в полотняный мешочек, встряхнем
несколько раз и понюхаем, чем в мешочке пахнет. Мы тут же расчихаемся. После
того, как вы поймаете симпатичную древесную лягушку, непременно вымойте руки
и уж ни в коем случае не прикасайтесь немытыми руками к глазам, иначе вы почувствуете
жгучую, щиплющую боль. Прав ли был Геснер, говоря о ядовитости жабы? И да,
и нет. Старинные авторы здесь явно преувеличивают, но одно верно — яд земноводных
опасен. С одной оговоркой — если вы укусите жабу. Но поскольку вы не будете
этого делать, то можно сказать, что жабы совершенно безопасны для человека
и даже заслуживают бережного к себе отношения.
В старинных сочинениях по естествознанию часто читаем, что жабу можно найти
в камнях, в стволах деревьев. Если расколоть камень, то из него будто бы могут
выпрыгнуть несколько живых жаб. Как они туда попали? Легенда рассказывает,
что тысячи лет назад, когда образовывались камни, в них попали жабы и, будучи
выносливыми от природы, с тех пор там и живут. Эта загадка заинтересовала
ученых. В 1825 году исследователь из Оксфорда, некто Бакленд, провел ряд экспериментов.
В камнях из известняка и песчаника, в кусках дерева он высверливал отверстия,
сажал в них жаб и закапывал несчастных на метровую глубину в землю. В течение
года животные оставались под землей. Часть жаб, заключенных в известняке,
выжила, а одна жаба даже прибавила в весе. Ей повезло больше, чем остальным
— сбилась пробка, закрывавшая отверстие, и внутрь заползали насекомые, которыми
жаба и питалась.
Однако все это кажется несколько подозрительным. Действительно ли находили
жаб внутри камней и в стволах деревьев? Легенда не совсем безосновательна,
так как зимой 1888 года в окрестностях Висбадена неоднократно находили живых
камышовых жаб на глубине трех метров под землей, и было установлено, что они
никоим образом не были связаны с внешним миром. Исследователи считают, что
жабы сами зарылись на такую глубину. Что же касается жаб, которых находили
в каменоломнях, то они, вероятно, заползали в трещины в породе и каким-то
образом оставались живыми в течение длительного времени. Мы, однако, склонны
считать, что это исключительные случаи. Ну, а для возникновения легенды достаточно
и одного случая. Впрочем, коричневая жаба проводит зиму в сухих, удаленных
от воды местах и на зиму охотно забирается в трещины в скалах. Жабы пребывают
в спячке с конца сентября до марта — апреля. Иногда они настолько глубоко
забираются в трещину, что уже не могут выбраться назад.
«Воюют с пауками и часто оказываются побежденными. Паук с большой высоты на
паутине спускается на жабу и смертельно жалит ее в слабую голову.» Верно.
Только нападает на жабу не паук, а муха. «Луцилия буфонивора» (лягушкоедка)
и некоторые другие виды мух являются страшными врагами жаб. Мухи откладывают
на жабу яички. Потом личинки проникают через ноздри в голову жабы и выедают
мозг.
Согласно Мишкольчи, жабы очень бережливы. «Живет жаба в норе и питается там
землей, иногда ест траву и червей. Землю же жаба расходует очень экономно
— отгребает передними лапами столько земли, сколько должно хватить на день
и больше этого за один день не съедает. Боится, что земля вдруг иссякнет и
ее может не хватить па всю жабью жизнь».
А теперь посмотрим, что рассказывают легенды о лягушках. Из всех «лягушачьих»
легенд наиболее распространена легенда о «лягушке в животе», в которую в старину
очень многие верили. В связи с этим Мишкольчи пишет: «Рассказывают, что иногда
невежественные, не заботящиеся о своем здоровье люди вместе с водой проглатывают
лягушачью икру, и тогда в желудке у них выводятся лягушки.» Похоже, однако,
что Мишкольчи не очень-то верил в эту сказку, так как дальше у него написано:
«И что же, кто-то может незаметно для себя проглотить вместе с пищей или водой
икру этих гадов? Судите сами, возможно ли такое? Добавим только, что из лягушачьей
икры появляется множество лягушат, и у них сначала есть хвост, который впоследствии
усыхает.»
Отметим, что хвост у головастика не «усыхает», а претерпевает определенные
изменения в ходе превращения головастика в лягушку. И конечно, само собой
разумеется, что даже если лягушачьи икринки каким-то образом и попадут в желудок
человека, они не вылупятся, поскольку будут переварены желудочным соком.
Теперь о знаменитых «лягушачьих дождях». «Вывали случаи, когда во время ливней
вместе с дождем на землю падали маленькие лягушки. Некоторые считают, что
лягушек с поверхности земли поднимают в облака сильные ветры, но мы скорее
поверим в то, что лягушки образуются в облаках по воле Создателя, или же собираются
в больших количествах в какой-то части земли и чудодейственной силой поднимаются
в небо, где Творец перемешивает их с дождем и посылает на землю для уничтожения
полей провинившегося народа, как это случалось в старину в Египте».
Сегодня мы точно знаем, что смерчи могут увлекать вверх воду из неглубоких
водоемов вместе с их мелкими обитателями, и тогда действительно из туч падают
на землю лягушата. Это очень редкий случай, но чем реже какое-то явление,
тем больше сенсация. Живучесть этой легенды можно объяснить еще и тем, что
очень часто после дождя лягушата массами выходят на сушу, и их тоже принимают
за небесных посланников.
Непонятно, однако, почему массовое появление лягушек считали «божьей карой».
Ведь лягушки очень маленькие животные, питаются в основном насекомыми и не
приносят никакого вреда. Возможно, определенную роль играет здесь свойственная
людям некоторая предубежденность по отношению к земноводным. Во всяком случае
Мишкольчи писал: «Непомерное размножение лягушек предвещает несчастливый год».
Встретить саламандру можно на горных тропинках: стоит неподвижно, как неживая,
и, что удивительно, от человека не убегает. В длину около 20 сантиметров,
черная с влажным блеском, испещрена золотистыми или серо-желтыми пятнами.
О саламандре сложено множество самых странных легенд.
Плиний пишет: «Холодная как лед, одним лишь прикосновением гасит огонь. От
выделяющейся из ее рта слизи у человека выпадают волосы. Смазанные этой слизью
места на теле человека обесцвечиваются и шелушатся. Из всех ядовитых животных
саламандра самая ядовитая. Другие ядовитые животные ранят отдельных людей
и за один раз многих не убивают. Тогда как другие ядовитые твари, ужалив человека,
погибают, и земля их больше не носит, саламандра способна уничтожить целые
народы, если не предотвратить беду. Когда она взбирается на дерево, отравляет
все плоды, и кто их съест, тот превращается в лед. Если в огонь положить дрова
из дерева, которого коснулась лапами саламандра и выпечь на этом огне хлеб,
то хлеб будет отравленным. Вода в колодце станет отравленной, если в колодец
упадет саламандра. Однако некоторые животные, например, свиньи без всякого
для себя вреда пожирают эту ядовитую тварь. Если верить тому, что рассказывают,
определенные части тела саламандры гасят огонь, и это единственное животное,
которое способно потушить пажар. В Риме будто бы уже давно это испытали. Сестий
рассказывает, что если у саламандры вынуть внутренности, а задние лапы и голову
положить в мед, получается сильно действующее возбуждающее средство.»
По римским законам объявляли отравителем и приговаривали к смерти каждого,
кого подозревали в приготовлении снадобий из саламандры и в снабжении ими
сограждан. Намного позднее — в XVIII веке писали о женщине, которая угостила
супруга жарким из саламандры, решив таким радикальным способом избавиться
от него. Муженек, однако, ничего не почувствовал и даже не прихворнул после
столь необычного ужина.
Мишкольчи пишет о саламандре, в сущности, то же, что и Плиний, но добавляет:
«Если саламандру бросить в огонь, она сразу не погибает, но через некоторое
время огонь пожирает ее, как и все остальное.» Легенда о саламандре, способной
тушить огонь, возникла по той причине, что ее кожа может выделять очень много
слизи, и, оказавшись в огне, саламандра остается в течение некоторого времени
невредимой или, по крайней мере, так кажется наблюдателям.
Главу о саламандре Мишкольчи заканчивает такими сентенциями: «1. Саламандра
относится к ящерицам — так же, как клеветники и сквернословы относятся к чертову
отродью». Что касается клеветников и сквернословов, мы не будем спорить с
Мишкольчи. Они, возможно, и находятся в каком-то родстве с чертом. Скажем,
однако, что саламандра не ящерица. Она земноводное — хвостатое земноводное.
«2. От слюны саламандры у человека выпадают волосы. Точно так же злые языки
лишают чести и славы доброго человека.
3. В добрые, погожие дни саламандра всегда прячется. Так же в хорошо устроенном
государстве злоумышленники не смеют показаться на свет божий под страхом заслуженного
наказания.
4. Саламандры размножаются только во время большой грозы. Так же, только в
лихую городину всеобщих беспорядков, когда все переворачивается вверх дном,
безбожники и негодяи достигают какого-то положения. Но они никогда не смогут
подняться на высшую ступень славы и почета.
5. Спина саламандры усеяна красивыми, блестящими пятнами. Так же лицемерные
безбожники всегда выступают под красивыми знаменами, стараясь показать себя
самыми набожными людьми.
Питается саламандра пауками и росой. Она каждый год сбрасывает кожу, которую
уничтожает, боясь, чтобы ее не съели эпилептики, которым кожа саламандры очень
помогает от их недуга.
Саламандра очень ядовитое и очень хитрое животное, и действует она всегда
тихо и осторожно. Скорпионов ненавидит настолько, что даже одного вида их
терпеть не может.
Это верный портрет негодяя — живого и коварного человека, который, чтобы обмануть
кого-нибудь поудачнее, прикидывается простачком и ведет льстивые разговоры;
но питается он ядовитыми пауками, и поэтому в душе его, кроме гнусной подлости,
ничего нет. Поскольку общество достойных людей ему недоступно, он довольствуется
обществом разного отребья, и (хотя и сам безбожник) не во всем похож на других
безбожников, как непохожа саламандра на скорпиона».
В 1768 году в книге «Естественная история» Иштван Гати писал: «Саламандру
не следует путать с ящерицей. У нее извилистый хвост, крючковатые лапы, острые
когти, бугристая, но с очень красивыми пятнами кожа, и это очень ядовитое
животное. Она лазает по деревьям и отравляет плоды настолько, что их нельзя
есть без риска заболеть, от ее слюны у человека выпадают волосы. Однако, свиньи
поедают ее без каких-либо неприятных последствий. В хорошую погоду саламандры
прячутся и размножаются обычно после грозы».
Это беззащитное маленькое животное сохранилось до наших дней только благодаря
своей ядовитой коже. Хищники оставляют саламандру в покое. Впрочем, опытный
зоолог уже по одному внешнему виду безошибочно определит, что это ядовитое
животное, так как черно-желтая окраска характерна для ядовитых, жалящих животных.
Например, для ос, ядовитых змей. Такая окраска не служит для маскировки. Напротив,
она привлекает внимание и одновременно отпугивает хищников. Саламандра может
и брызгаться ядом. Если ее схватить за шею, она выбрасывает струю ядовитой
жидкости. Саламандра выделяет ядовитую жидкость при испуге или нападении на
нее другого животного. Однако ядовитость саламандры сильно преувеличивают.
Ее яд вызывает воспаление кожи, а попав в глаза — неприятную, жгучую боль.
Проводились эксперименты, в которых саламандр скармливали собакам. Собак иногда
рвало, но чаще всего с ними ничего не случалось. В больших количествах выделения
кожных желез саламандры вызывают тяжелое отравление, а их инъекция в организм
может оказаться смертельной.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал
змей жене...» (Книги Моисея 1.3.).
Как видим, змей является воплощением зла и коварства и в легендах занимает
выдающееся место среди животных.
Сегодня мы уже редко вспоминаем, что на голову змея пало проклятие Всевышнего.
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми
скотами и всеми зверями полевыми, ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь
есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою,
к между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову,
а ты будешь жалить его в пяту», (Книги Моисея 1.3, 14— 15).
Проклятие, однако, не возымело действия. Нет ни одной змеи, которая ела бы
пыль (прах). Питаются змеи живыми животными. Есть среди них и такие, которые
поедают яйца. Ничего другого, в том числе и растительной пищи, в их рационе
нет.
Змея действительно «ходит на чреве своем» — попеременно сокращает то справа,
то слева межреберные мышцы, благодаря чему тело ее перемещается волнообразно
в горизонтальной плоскости. Впрочем, когда-то змея была четырехлапым, похожим
на ящерицу животным. В ходе эволюции лапы атрофировались, а потом и совсем
исчезли. Однако у некоторых змей (по крайней мере, у больших) на теле еще
можно найти рудименты задних конечностей, даже можно на поверхности тела увидеть
зачаток лапы, напоминающий небольшой коготь. Теперь возникает интересный вопрос.
Если в ходе эволюции появляются четыре конечности, и они оказываются весьма
полезными, то почему у некоторых групп животных конечности исчезают? Отметим,
что не только змеи безноги. Известны безногие ящерицы и безногие земноводные,
различные черви. Похоже на то, что когда слишком удлиняется тело, конечности
начинают уменьшаться и этот процесс идет до конца — ненужные, или почти ненужные
конечности исчезают. Об этом говорит хотя бы такой пример. Некоторые ящерицы
со слабо развитыми конечностями, когда возникает необходимость в быстром передвижении,
поджимают лапки и начинают скользить, как змеи. Выходит, что ноги не всегда
необходимы.
Змеи были не только воплощением зла. Моисей, например, оберегался от чумы
с помощью бронзового змея. Змея была символическим животным Эскулапия — бога
врачевания у древних греков. Гигия (богиня здоровья) тоже изображалась со
змеей. Однако мы не знаем точно, почему змея была избрана символом медицины.
Есть предположение, что змее была оказана такая честь по той причине, что
древнегреческие врачеватели с помощью змей лечили душевнобольных. Утверждают,
что умалишенных сталкивали в кишащую змеями яму и оставляли там до рассвета.
«Будда, странствуя по земле, задремал однажды под жарким южным солнцем. Дело
было в Индии, где солнце палит нещадно и может даже убить человека. К спящему
Будде подползла кобра и распростерла над ним свой капюшон. Это Будде очень
понравилось, и он пообещал защитить змей, но забыл о своем обещании, и кобра
вынуждена была напомнить о данном ей обещании. Кобр в то время, беспощадно
истребляли хищные птицы. Будда, чтобы защитить кобр от хищных птиц, украсил
их головы очками, которых птицы ужасно боятся». Возможно, в этой легенде есть
какая-то доля правды. У кобры на голове действительно есть очки, вернее, похожий
на очки рисунок. Такой рисунок имеется у коралловых рыб, лягушек, гусениц.
Эти ложные глаза или отпугивают хищника, или вводят его в заблуждение. И все
же мы не знаем, зачем «очки» нужны кобре.
Впрочем, именно очковых змей заставляют «танцевать» индийские заклинатели
змей. Змеи поднимаются из неглубокой корзинки, раздувают капюшоны и раскачиваются
из стороны в сторону. Заклинатель же «зачаровывает» змей игрой на духовом
инструменте, похожем на кларнет. Это странная, монотонная и, в самом деле,
чарующая музыка. Действует же она, однако, только на зрителей, но не на змей.
Ведь змеи глухи, и музыку они, конечно, не слышат, а лишь пристально следят
за движениями дудки заклинателя и в зависимости от этих движений принимают
то защищающуюся, то нападающую позу. Зрителям же кажется, что змеи танцуют.
Заклинатели устраивают свои представления с опасными змеями. (Возможные последствия
змеиных укусов: головокружение, рвота, паралич, судороги и часто — смерть.)
Заклинатели же совсем не боятся своих «артистов» — держат их в руках, хватают
пытающихся убежать. В чем же здесь секрет? По одному предположению, у змей
просто вырывают ядовитые зубы, согласно другому — змей перед началом представления
заставляют кусать тряпку, опорожняя таким образом зубные мешочки, в которых
содержится яд. Есть еще одно предположение, согласно которому заклинатели
змей потому не боятся змеиных укусов, что у них есть «змеиный» камень, с помощью
которого они удаляют яд из организма. «Змеиный» камень, конечно, легенда.
Есть минерал — серпентин (или змеевик), но он не обладает таким чудодейственным
свойством. Многие индийцы постоянно носят в поясе специальное средство, которое
изготовляют из самых различных материалов (например, из обугленных костей
животных или обугленного змеиного корня) и которое в случае змеиного укуса
нужно прижать к ранке, и этот «змеиный» камень будто бы вытягивает из ранки
яд. Такой «змеиный» камень, как жженая кость, вообще, способен впитывать влагу,
в том числе и яд, но практическое его воздействие ничтожно, и его можно рассматривать
разве что как утешительное средство (успокаивает укушенного).
ГРЕМУЧАЯ И ОЧКОВАЯ ЗМЕЯ
* * *
А теперь снова вернемся к Библии. Случилось так, что Моисей и Аарон отправились
с посольством к фараону. Они пришли к фараону, как мы сказали бы сегодня,
с ультиматумом, но прежде чем предъявить свои требования, решили как следует
«обработать» фараона — провести что-то вроде психологической атаки.
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: «Если фараон скажет вам: «сделайте
чудо», то ты скажи Аарону: «возьми жезл твой и брось пред фараоном»,— он сделается
змеем.
Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как Господь повелел. И бросил
Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал
фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами.
Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями; но жезл Ааронов поглотил
их жезлы» (Книги Моисея 2.7, 8—12).
Сегодня десятилетний мальчишка сказал бы, что послы сели в лужу — трюк со
змеей знали при дворе фараона. Змея, которой Моисей и Аарон столь неудачно
пытались напугать фараона, была известна древним грекам и римлянам как «аспидная
змея» (аспид обыкновенный). В Древнем Египте эту змею называли «арая». Изображение
ее украшало лоб фараона, как знак его власти.
Фокус, описанный в Библии, и в наши дни показывают на улицах египетских городов.
Обратимся к Брему: «Заклинатель вращает змею, всячески скручивает ее, пока
окончательно не усмирит. Потом берет за шею, обливает водой и незаметно надавливает
на затылок и в этот момент змея вытягивается во всю длину».
Аспид был очень популярен в древнем мире. Его чтили не только египтяне, но
и греки, и римляне. Об этой змее сложено множество легенд. Одну из них рассказал
Элий.
«У египтян в очень большом почете аспидные змеи. Они у них ручные. Дети растут
вместе со змеями, и змеи не обижают детей. Достаточно детям похлопать в ладоши
и змеи выползают из нор. Когда египтяне обедают, они макают кусочки хлеба
в вино и мед, кладут их на стол и хлопают в лошади, как если бы приглашали
гостей. «Гости» тут же появляются, поднимаются, опираясь на хвост и, расположившись
вокруг стола, начинают поедать хлеб. В это время их можно даже поцеловать.
Если хозяева возвращаются домой вечером, когда уже темно, они опять же хлопают
в ладоши. Змеи выползают из помещения, и люди смело входят, не боясь в темноте
наступить на змею».
Утверждают, что Клеопатра покончила с собой, заставив аспида ужалить себя.
В наши дни египтяне уже не почитают аспидов, а напротив, повсеместно уничтожают
их, что можно понять, ведь укус аспида смертелен, если под рукой в данный
момент не окажется специальной сыворотки. Аспид жалит в молниеносном броске.
Все происходит столь быстро, что даже сам пострадавший сомневается, ужалила
его змея или нет. При нападении змея едва открывает рот, и ранка от укуса
почти незаметна — просто царапина от колючки, и больше ничего.
Распространено мнение, что в Венгрии нет ядовитых змей. Но это не так. У нас
довольно много ядовитых змей, и укусы их не менее опасны, чем укусы тропических
— южноамериканских или индийских — змей. Вблизи столицы, в Оче (населенный
пункт около 20 километров на юго-запад от Будапешта), и в окрестных лугах
водится много гадюк. У гадюк развитая нервная система и, конечно, если их
потревожить, они становятся агрессивными. Неверно, однако, что змеи выползают
из своих укрытий и подкарауливают человека. Многие считают, что змея движется
так быстро, что сможет легко догнать убегающего от нее человека. Бытовало
и еще более дикое представление: утверждали, что змея берет хвост в зубы,
превращается в колесо и бросается вдогонку за человеком. Неправда и то, что
змея бросается на противника подобно стреле, выпущенной из лука.
О гремучих змеях вы уже, конечно, читали. Читали и о том, что они шумом предупреждают
жертву. Эти змеи действительно гремят и погремушку носят на хвосте. Но что
это за погремушка? Во время линьки кожа на конце хвоста не слезает, а остается,
и со временем на хвосте змеи появляется погремушка, состоящая из 15—18 звеньев
— колец ороговевшей кожи. Погремушка для змеи оказывается весьма полезной.
Она пользуется ею в брачный период для привлечения партнера, отпугивает врагов.
Гремучих змей уничтожают многие млекопитающие. Их, например, пожирают дикие
свиньи. Собаки и кошки, однако, обходят гремучих змей стороной. В неволе гремучая
змея всегда гремит, если ее потревожить. Родина гремучих змей — Америка.
Южноамериканские сухопутный боа-констриктор и водный удав — анаконда — могут
достигать длины 9 метров. Многие считают, что и боа, и анаконда раздавливают
свою жертву. Обвиваются вокруг жертвы — ею может быть даже ягуар — и, сжимая
в страшных объятиях, ломают жертве ребра. На самом же деле это не так. Удав,
обвившись вокруг жертвы, начинает постепенно сжимать кольца и сжимает их до
тех пор, пока жертва не перестает дышать, после чего удав прекращает душить
жертву. На теле убитого животного нет никаких повреждений, никаких кровоподтеков,
— оно погибает от удушья. Величиной добыча удава может быть с дикого кабана.
Удав способен проглотить добычу толще собственного тела, что объясняется особым
устройством челюстей удава, которые могут двигаться относительно друг друга
в горизонтальной плоскости. Однако нельзя принимать на веру утверждения о
том, что удав может проглотить лошадь, вола или даже слона. Человек же может
стать жертвой удава, и мы не можем считать совсем необоснованными те жуткие
истории, которые встречаются в описаниях путешествий в бассейне Амазонки.
Южноамериканские охотники вообще не боятся удавов и уверены, что, наоборот,
удавы боятся человека и скрываются от него. В некоторых районах Южной Азии
удавов держат в неволе, в других местах, как бы по обоюдному согласию, удавы
живут рядом с человеком. Почему люди терпят удавов вблизи своего жилья? Удавов
считают хорошими крысоловами, а во многих районах Азии крысы являются сущим
бедствием. Впрочем, удавы уже давно стали спутниками цивилизации и охотно
селятся рядом с человеческим жильем. Теперь еще об одном широко распространенном
заблуждении, касающемся змей. Считают, что у змеи есть жало и что жалом она
и убивает жертву. Поводом для возникновения такого заблуждения послужило,
вероятно, то, что змея время от времени очень быстро высовывает и убирает
назад узкий длинный язык. Однако язык у змеи является органом осязания и никак
не приспособлен для того, чтобы жалить. Кобры и другие ядовитые змеи жалят
зубом, соединенным специальным каналом с ядовитым мешочком, содержащим яд,
вырабатываемый ядовитыми железами.
Язык у змеи особенный — раздвоенный: на конце он разветвляется наподобие вилки.
«Аристотель писал, что змеи большие лакомки, и язык у них раздвоен для того,
чтобы получать от пищи в два раза больше удовольствия». Милая сказка. На самом
же деле языком змея только ощупывает пищу, а когда ест — заглатывает пищу
— она прячет язык в языковую полость. Вкуса языком змея не ощущает, да и какой
может быть вкус, например, у волосатой крысы, заглатываемой целиком.
Говорят, что змея завораживает жертву неподвижным, гипнотизирующим взглядом,
от которого жертва становится совершенно беспомощной, и змее остается лишь
проглотить добычу. Такое представление основано, возможно, на том, что глаза
у змеи неподвижные, словно остекленевшие, и вместо подвижных век на глазах
прозрачная пленка — что-то вроде стеклышка у часов. Верхний слой этой пленки
во время линьки сбрасывается вместе с кожей. Благодаря такому устройству глаз
взгляд у змеи, действительно, неподвижный, и она никогда не моргает.
В большинстве книг по естествознанию отрицаются гипнотические способности
змей, и это мнение разделяют многие зоологи. Случалось, и не один раз, что
крысы, которыми кормили содержавшихся в неволе змей, вступали со змеей в поединок
и загрызали змею насмерть — не давали загипнотизировать себя. Другие наблюдатели
утверждают, что некоторые животные как бы впадают в транс при встрече с удавом
и не оказывают ему никакого сопротивления — безропотно позволяют задушить
себя. Как видим, в этом вопросе нет полной ясности, и мнения расходятся.
Отметим еще два факта. Во-первых, жертву душат не только удавы. Другие неядовитые,
более мелкие змеи поступают с добычей так же, как боа-констриктор или анаконда.
Во-вторых, есть змеи, которые плюются ядом. Однако вопреки существующему мнению,
плевки черношеей змеи совершенно безопасны. Так она только пугает противника.
А вот что пишет о змеях наш верный гид — Мишкольчи: «Змеи очень любят молоко.
Если человек нечаянно проглотит змеиное яйцо и у него в желудке выведется
змея, тогда врачи накрывают голову больного платком и наклоняют над теплым
молоком. Молочный пар попадает в горло больного; змея чувствует запах молока
и выползает наружу». Змеи действительно пьют молоко, а некоторые виды даже
предпочитают молоко другой пище, но... Но дальше, пожалуй, не стоит опровергать.
Так же, как не стоит доказывать, что змеи не высасывают кровь и соки из мяса.
Плиний будто бы утверждал, что «некоторые змеи рождаются из спинного мозга
человека». Но уже Мишкольчи сомневался в этом.
Кровососущая змея — настоящее чудовище. «Это относительно небольшое животное
— не более фута в длину. Но если она кого ужалит, у человека отовсюду начинает
течь кровь: из носа, рта, глаз, из десен, из-под ногтей и даже из давно заживших
ран и будет течь до тех пор, пока в теле совсем не останется крови, и тогда
человек умирает. Это происходит потому, что яд этой маленькой змеи сушит кожу,
кожа от жара растрескивается, и начинается кровотечение...» Странно, по в
эту сказку верили еще несколько десятков лет назад.
И еще одна змея — «огненная змея». Ужаленный ею человек будто бы умирает от
неутолимой жажды. В заключение отметим, что яд большинства змей парализует
дыхательные центры, в результате чего жертва змеи погибает от удушья.
«Черепаховые лягушки известны всем. Их существует несколько видов — есть
земные, озерные, речные и морские, которых едят. Черепаха-лягушка носит свой
дом на спине. Это вдохновило Апеллеса (некоторые считают, что это был Фидий),
который изобразил Венеру сидящей на черепахе, чем хотел сказать, что добропорядочная
женщина должна всегда находиться дома».
Так пишет Мишкольчи о черепахе. Мы во многом можем с ним согласиться, только
название «черепаха-лягушка» неверно (в современном венгерском языке одно из
названий черепахи состоит из двух слов: «черепаха» и «лягушка»), поскольку
это животное — черепаха, а не лягушка. Между лягушкой и черепахой есть существенное
различие: лягушка земноводное, черепаха же — пресмыкающееся.
«Интересно рассказывает о морских черепахах Плутарх. Когда приходит время
откладывать яйца, они выходят на берег и откладывают яйца в песок. Кладку
засыпают мелким песком, оставляя особый знак, по которому потом находят это
место».
Действительно, выходят на берег, откладывают яйца и засыпают их песком. Здесь
все верно. Кроме одного — морские черепахи не метят кладку. Более того, они
никогда не возвращаются на место кладки. Вылупившись, молодые черепахи самостоятельно
выбираются из песка и направляются к морю.
О гигантских черепахах Мишкольчи рассказывает совсем уж девероятное: «В Индийском
океане живут такие большие черепахи, что одним панцирем можно накрыть обычный
дом, и такой панцирь можно использовать для плавания — как небольшое судно».
Автор, конечно, имел в виду самую крупную, еще обычную в то время кожистую
черепаху. Это животное действительно огромно — весит до 600 килограммов и
достигает в длину двух метров! К сожалению, сегодня это очень редкое животное,
если вообще оно еще сохранилось. Во всяком случае, кожистая черепаха обречена
и входит к список вымирающих животных, и в большой степени этому способствовал
человек — местные жители в огромных количествах собирали черепашьи яйца. И
в наши дни там, где еще сохранились морские черепахи, люди часто подбирают
все яйца подчистую.
Гигантом среди сухопутных черепах является, конечно, слоновая черепаха. Эти
черепахи никогда не входят в воду и всю жизнь проводят на суше. Одно время
слоновых черепах было много на Галапагосских островах, но сегодня и галапагосские
черепахи находятся на грани вымирания.
Черепахи относятся к долгожителям животного мира. Сухопутные греческие черепахи,
которых мы держим в садах и в квартирах, живут до ста лет. Болотная черепаха
тоже может пережить своего хозяина. Гигантские же черепахи могут прожить и
двести лет, и именно им принадлежит рекорд долголетия.
Мишкольчи упоминает о «несчастном случае с поэтом Эсхилом»: «Бедняжка был
совсем лысый и однажды, когда он прогуливался около дома, орел с большой высоты
бросил черепаху ему на голову, приняв ее за большой белый камень. Так погиб
бедный поэт».
Предисловие |
3 | |
Морские животные | 5 | |
Гигантский спрут | — | |
Морская змея | 8 | |
Плезиозавр | 13 | |
Левиафан | 15 | |
Милые дельфины | 19 | |
Русалки и сирены | 22 | |
Рыба-прилипала и рыба-лоцман | 27 | |
Раковины-жемчужницы | 32 | |
Сказочные кони | 35 | |
Четвероногие животные |
38 | |
Умные слоны | — | |
Лев | 49 | |
Свирепые хищники Азии и их меньшие родственники | 53 | |
Лиса и волк | 57 | |
Гиены-осквернители могил | 62 | |
Туры и их потомки | 65 | |
Носорог | 66 | |
Кровожадные вампиры и летучие мыши | 69 | |
Птицы |
75 | |
Остров птицы Рух | — | |
Орел | 79 | |
Страус | 82 | |
Пеликан и другие удивительные птицы | 86 | |
Благодарные аисты | 90 | |
Тщеславный павлин | 93 | |
Лебединая песня и гусиный гогот | 94 | |
Мудрый ворон и другие говорящие птицы | 98 | |
Пресмыкающиеся | 103 | |
Крокодил | — | |
Ядовитая жаба | 109 | |
Огненная саламандра | 111 | |
Проклятые змеи | 113 | |
Черепахи-долгожительницы | 119 | |
Животные, которых никогда
не было |
121 | |
Грифоны, стерегущие сокровища | — | |
Возрождающаяся из пепла птица феникс | 124 | |
Дивный единорог | 126 | |
Драконы | 129 | |
Рог единорога | 135 | |
Ужасный василиск | 139 | |
Свидетели давно минувших эпох
|
140 | |
Таинственная слоновая кость из Сибири | — | |
Монеты Святого Петра, козье копытце и змеиный язык | 145 |