Главная Библиотека Форум Гостевая книга

Глава вторая

ПУТЕШЕСТВИЯ ВООБРАЖАЕМЫЕ
И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

СКАЗКА О ВЕЧНОМ СТРАННИКЕ

Давным-давно, три, а быть может, и пять тысяч лет назад один странник подошел к стенам большого и многолюдного столичного города, расположенного на берегу моря. Поднявшись на холм, странник долго смотрел на зубчатые стены, окружающие город, на высокие башни, белоснежные мраморные дворцы и храмы.
Вдоволь налюбовавшись чудесным видом, странник присоединился к одному из караванов и вошел в ворота города.
— Давно ли основана эта прекрасная столица? — спросил он одного из жителей.
— Это великий город, — ответил горожанин, — но мы не знаем, с каких пор он существует. Город был здесь всегда.
Тысячу лет спустя странник проходил недалеко от этих мест и решил побывать в городе, который так ему понравился. Но когда странник, как и прежде, поднялся на один из холмов и огляделся вокруг, то не заметил ни малейших следов поселения. Повсюду расстилалась однообразная зеленая равнина, а на том месте, где была когда-то многолюдная столица, крестьяне косили траву. Подойдя к одному из косцов, странник спросил:
— Давно ли разрушена столица, стоявшая на этом месте?
— Странный вопрос! — ответил крестьянин. — Эта земля всегда выглядела так, как ты теперь ее видишь!
— Но разве прежде не было здесь богатого города? — продолжал спрашивать странник.
— Никогда, — ответил крестьянин. — По крайней мере, мы никогда его не видели, да и отцы наши нам ничего об этом не говорили.
Прошла еще тысяча лет. Странник вновь проходил по тому же самому месту и увидел лазурные воды моря, а на берегу — рыбаков. И рыбаки на вопрос, давно ли эта земля покрылась водой, ответили, что это место всегда было таким же морем, как теперь...
Возвратившись еще через тысячу лет, странник вновь увидел цветущий город. На вопрос о том, когда он основан, жители ответили:
— Основание его теряется в глубокой древности; мы не знаем, давно ли он существует, и отцы наши также ничего не знали об этом.
Эту поучительную народную сказку записал русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Во всем мире чтут имя этого ученого. Он создал новую науку — науку о почве, заложил теоретические основы земледелия.
Почему же сказка о вечном страннике привлекла внимание знаменитого ученого? Прежде всего потому, что за яркой, образной формой этой сказки скрыта глубокая и совершенно правильная мысль: все в природе изменяется.
Долгое время люди считали, что поверхность Земли всегда остается неизменной. Горы стоят так, как они стояли раньше, реки текут по раз начертанным руслам, море вечно бьется в одних и тех же берегах.
Но так казалось только потому, что изменения, происходящие на поверхности Земли, требуют такого количества времени, которое несоизмеримо с короткой жизнью человека.
Пройдите как-нибудь на знакомую вам речку и поднимитесь по ее течению к тому месту, где она промыла глубокое ложе меж двух холмов.
Посмотрите внимательно на более высокий берег. Под слоем глины вы, быть может, увидите песок. В верхних слоях он светлый, а внизу более плотный, ржавого цвета. Это камень-песчаник. Под песчаником снова пойдут глины, черные или серые, а еще ниже — белый или чуть желтый известняк.
Вы увидите, что берег реки по строению напоминает слоеный пирог. И в этом «пироге» иногда бывает удивительная «начинка». В слоях глины, песчаника и известняка, лежащих на суше, часто удается найти морские раковины, зубы морских рыб, множество мелких окаменевших морских животных.
Каким же образом морские обитатели могли попасть в места, отдаленные от берега моря на тысячи километров?
Немало ученых с давних пор безуспешно билось над этой загадкой природы.
Некоторые ученые заявляли даже, что остатки морских животных на суше — это «шутка природы», которую объяснить невозможно.
Правильно ответил на этот вопрос великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
Высмеивая ученых, объявивших остатки морских животных «шуткой природы», Ломоносов спрашивал: что подумали бы о водолазе, который, добыв на дне моря монеты, или сосуды, или ружья с потонувшего корабля, заявил бы, что они во множестве произрастают на дне морском? Разве не подвергли бы такого водолаза презрению и осмеянию? И разве меньшего осмеяния и презрения достойны те, кто, видя в горах множество раковин, не стыдится утверждать, что они не порождение моря, а только «шутка природы»?
Внимательно наблюдая за явлениями, происходящими в природе, и обобщая их, Ломоносов умел видеть то, чего не видели и не понимали многие из его современников.
Вместо того чтобы объявлять раковины, находимые в горах, необъяснимым явлением природы, не проще ли предположить, говорил Ломоносов, что эти горы и равнины, по которым ныне ходят люди и где они строят свои города, в древнее время были дном морским.
В результате каких же процессов морское дно становится сушей? Почему остатки морских животных сохранились до нашего времени? Как могли образоваться слои глины, песчаника и известняка, в которых мы эти остатки находим?
Лицо Земли медленно, но постоянно изменяется.
Поверхность суши днем нагревается солнцем, а ночью быстро остывает. Под влиянием резкой смены температур даже на самых прочных утесах появляются трещины. Дождевая вода размывает и углубляет эти трещины, а ветер изо дня в день обтачивает утесы со всех сторон.
Солнце, воздух и вода неутомимо дробят, точат, сверлят, шлифуют даже самые твердые скалы, как бы стремясь превратить неровную поверхность Земли в гладкую равнину.
Самые высокие горные хребты разрушаются под напором быстрых горных ручьев и речек. На Кавказе есть ущелья, размытые реками на глубину в сотни метров. Пройдет много тысячелетий, и горы Кавказа станут значительно ниже. Это уже случилось с горами Урала, которые раньше были очень высокими.
На севере Казахстана расстилается равнина с плоскими, невысокими холмами. Это все, что осталось здесь от гор, которые очень давно были такими же высокими, как Кавказские.
Различные минералы, из которых состоят горные хребты, ученые называют горными породами.
Частицы разрушенных горных пород уносятся ручьями в долины и реки.
Реки, в свою очередь, размывают берега и несут к морю огромное количество песка и глины.
Зачерпните из речки стакан воды. Если вы дадите ей постоять спокойно, незаметная вначале муть, состоящая из мельчайших частиц песка и глины, осядет на дно. Количество такого остатка ничтожно, быть может, меньше одной сотой грамма.
Но в ведре наберется грамм, в тысяче ведер — килограмм, а речка несет миллионы ведер воды.
В Закавказье есть большая река Риони. За год она выносит в Черное море 8 миллионов кубических метров осадков. Чтобы перевезти такой груз по железной дороге, потребовалось бы 10 тысяч поездов!
Одна из самых больших рек Китая называется Желтой, потому что она несет в своих водах много желтого ила. Во время половодья эта река каждые сутки сплавляет в море по 29 миллионов кубических метров осадков.
Так изо дня в день работают большие и малые реки. Каждый год они уносят в море тонкий поверхностный слой земли.
Ученые подсчитали, что остров Великобритания за каждые девять лет понижается на 1 миллиметр. Это как будто бы очень мало. Однако за 9000 лет из такой малости составится уже целый метр. Средняя высота острова над уровнем моря будет уже не 107 метров, как сейчас, а только 106. Если его поверхность будет разрушаться с такой же. скоростью, то через 1 миллион лет остров совсем исчезнет с лица Земли — его затопит море.
Подобные процессы совершаются и на материках. Ежегодно реки сносят с материков 25 миллиардов кубических метров горных пород.
Возникает вопрос: к чему приведет такая разрушительная деятельность рек? Но значит ли это, что вся суша будет размыта, что горные породы, слагающие ее, окажутся в море?
Действительно, если разрушение будет продолжаться с той же силой, что и теперь, то через несколько сот миллионов лет не только все горы, но и все равнины на материках будут разрушены и вода океанов покроет всю поверхность земного шара.
Этого, однако, никогда не произойдет. На поверхности Земли наряду с разрушением горных пород происходит и их образование.
На приподнятых участках океанов вырастают рифы. Это скелеты кораллов — мелких морских животных. На сотни и тысячи километров тянутся подводные коралловые рифы. Если дно моря начинает подниматься, рифы выступают над поверхностью воды и образуют коралловые острова — атоллы.

Коралловый атолл среди океана.

Вулкан Ключевская сопка на Камчатке.

Там, где была пучина моря, нередко поднимаются вулканические острова. Вулканы выбрасывают из недр Земли огромное количество лавы — раскаленных горных пород, иногда несколько десятков кубических километров.
Для того чтобы все реки земного шара могли принести в море такое количество осадков, потребовалось бы более года.
Но такие грандиозные вулканические извержения бывают сравнительно редко, а реки ежегодно приносят в моря 25 миллиардов кубических метров осадков. Сантиметр за сантиметром на дне морей образуются слои песка и глины толщиной в сотни и тысячи метров. Сдавленные громадной тяжестью верхних слоев, нижние уплотняются и превращаются в зависимости от своего состава в различные твердые породы: песок становится песчаником, а слои глины — глинистым сланцем.
В течение десятков миллионов лет этих осадков накапливается так много, что они заполняют отдельные участки впадин морского дна.
Большая роль в образовании новых горных пород принадлежит также морским обитателям. В морской воде живут разнообразные животные и растения. Они очень быстро размножаются и очень быстро погибают.
Бесчисленное количество их мельчайших скелетов ежегодно накапливается на морском дне. За долгий промежуток времени, измеряемый десятками миллионов лет, из раковин животных, остатков водорослей создаются пласты новых горных пород. Так, белый мел и известняк образовались из раковин микроскопических морских животных.
Часть погибших морских обитателей заносится песком и глиной, приносимых реками. Вместе с песком и глиной реки также приносят части наземных растений, а иногда целых насекомых и других мелких и более крупных животных. Остатки растений и животных сохраняются в толще песка и глины длительное время. Они постепенно пропитываются солями, растворенными в морской воде, цементируются и становятся твердыми, как камень. С течением времени в пластах морских наносов образуются все новые и новые кладбища живых существ.

Берега Крымского полуострова медленно опускаются...

... а берега Белого моря поднимаются.

Со временем морское дно начинает подниматься. Море отступает, а слои осадочных отложений вместе с окаменевшими остатками животных и растений становятся сушей. Иногда слои сминаются в складки, которые поднимаются в виде гор.
Снова проходят тысячелетия. Горы разрушаются, и на их месте образуется равнина.
Вот почему разрез земной коры всегда имеет слоистый вид, а в отдельных слоях современной суши заключены остатки морских обитателей.
Все эти процессы совершались и теперь совершаются в определенной последовательности. В одних местах участки земной коры опускаются и моря наступают на сушу, в других поднимается дно моря и вода отступает, обнажая новые участки суши.
Результаты этих процессов мы можем наблюдать у берегов Черного моря и на побережье Белого.
Берега Крымского полуострова медленно опускаются. Вдали от берегов здесь нашли развалины греческой колонии Диоскурии. Эта крепость была когда-то построена греками на высоком приморском берегу, а теперь она находится на морском дне.
Побережье Белого моря, наоборот, поднимается. Рыбачьи поселки, построенные когда-то на берегу моря, сейчас значительно удалены от него.
Так меняется лицо Земли в течение сотен и тысяч лет, которые в жизни нашей планеты играют не большую роль, чем один час или день в жизни человека.
Вечный странник, существуй он на самом деле, мог бы рассказать нам много интересного. Ведь он был бы очевидцем величественных изменений природы, происходивших на территории нашей родины тысячи и десятки тысяч лет назад. Он видел бы Русскую равнину в то время, когда больше половины ее было покрыто почти сплошным ледяным покровом, а современные возвышенности на правом берегу Волги омывались волнами огромного Арало-Каспийского моря. Он был бы очевидцем образования наших речных долин, заселения равнин животными и растениями.
Слушая рассказ такого странника, можно было бы совершить мысленное путешествие в далекое прошлое, представить себе, как выглядела Земля много миллионов лет назад, как появились первые цветки, как зарождалась взаимосвязь между цветками и насекомыми.
Но вечный странник — только плод народной фантазии.
И все же путешествовать в прошлое можно. Нужно только найти опытных проводников. Такими проводниками могут быть ученые-геологи. По слоям горных пород они научились читать историю Земли. Геолог осматривает высокий, правый берег реки. Он видит там те же пласты отложений, какие видели и мы. Но эти пласты рассказывают геологу о многом, что было скрыто от нас.
Под слоем песка лежит слой песчаника. Значит, много тысяч лет назад древняя река принесла сюда этот песок. От времени и давления верхних слоев он превратился в камень-песчаник.
А вот слой известняка. Ведь этот камень сложен из скелетов мельчайших морских животных. И геологу становится ясно: вся эта местность была дном древнего моря.
Так, изучая слои земной коры, геологи мысленно переносятся в глубь веков.
И знаете, что им особенно помогает в этой увлекательной работе? Те самые окаменевшие остатки животных и растений, что сохранились в пластах песчаника, глинистого сланца и известняка.

СЛЕДЫ НА КАМНЕ

Вы пишете письмо, и на бумаге появляются буквы, слова, фразы. Это кажется простым и понятным.
Но в те времена, когда письменность только зарождалась, букв еще не было. Первые письмена состояли не из букв и слов, а из картинок, изображающих то, что хотел рассказать автор письма.
Охотник первобытного общества получил от друга, живущего в соседнем селении, кусок бересты с рисунком оленя и лука со стрелами.
Что означало такое письмо?
Каждая буква нашего алфавита — это только один звук, часть слова, сама по себе ничего не говорящая. А рисунок оленя в письме древнего охотника рассказывал о многом.

Рисунок первобытного человека.


Такое письмо могло означать, что в окрестностях появилось стадо оленей, что охотник, пославший письмо, этих оленей выследил и теперь зовет товарища на охоту.
Примерно так «пишет» и природа на страницах «каменной летописи» — на слоях отложений, образующихся на дне морей и океанов.
Ученые — геологи и палеонтологи, — изучая слои земной коры, находят многочисленные окаменелости и отпечатки растений и животных. Каждый такой отпечаток рассказывает ученым о том, как выглядело древнее животное или растение, след которого сохранился на камне, при каких обстоятельствах оно погибло и как образовались те слои глины или песка, где отпечаток был найден.
На берегах Советской Балтики издавна добывают янтарь. Этому ценному ископаемому приписывали в прошлом различные чудесные свойства, а происхождение его долгое время оставалось загадочным. Позже оказалось, что янтарь — это окаменевшая смола некоторых древних хвойных деревьев.
В кусках янтаря часто находят части древесных листьев, различных мелких насекомых, цветков.

Цветок, обнаруженный в кусочке янтаря.


Именно эти крошечные жучки и мушки, жившие миллионы лет назад, и помогли Ломоносову открыть тайну происхождения янтаря.
Все, что «рассказали» ему насекомые, заключенные в янтаре, Ломоносов записал и опубликовал в одной из своих книг.
«Пользуясь летним теплом и сиянием солнечным, гуляли мы по роскошным влажным растениям, искали и собирали себе пропитание.
Следуя призыву разных благовонных запахов, ползали и летали мы по травам, листьям и деревьям, не опасаясь никакой напасти.
И так садились мы на жидкую смолу, истекающую из деревьев. Липкая смола привязала нас к себе, взяла в плен, а новые потоки смолы покрыли нас со всех сторон.
Потом произошло землетрясение, и берег, на котором рос наш лес, опустился и покрылся волнами наступающего моря. Деревья упали и вместе со смолой покрылись слоями глины и песка. За долгое время минеральные соли из морской воды проникли в смолу, придали ей большую твердость и превратили в янтарь. Здесь мы получили гробницы великолепнее, чем самые знатные и богатые люди иметь могут...»

Насекомые, сохранившиеся в кусочках янтаря.


Этот образный рассказ великого ученого — яркое свидетельство того, как много могут поведать остатки растений и животных, заключенные в каменных слоях земной коры.
Ископаемые остатки вымерших животных и растений стали путеводными вехами, по которым ученым удалось проследить историю Земли.
В пластах отложений обычно встречаются остатки различных животных и растений. Из этого исследователи сделали правильный вывод: окаменевшие остатки ископаемых животных и растений и их отпечатки могут служить своеобразным «паспортом» каждого земного пласта.
Если пласты совершенно одинаковы по составу, виду и строению, но заключенные в них окаменелости различны, значит, и пласты, несмотря на все их сходство, образовались в разное время.
Если же окаменелости в двух пластах одинаковы, значит, оба пласта создавались в одно и то же время, несмотря на различную глубину залегания.
Не зная этого, прочесть историю Земли было бы очень трудно. Ведь слои стали откладываться сразу же, как только образовались первые материки на нашей планете и начали свою разрушительную работу солнце, ветер и вода.
С тех пор прошел не один миллиард лет. За это время на месте морей не раз поднимались новые горы. Отдельные слои отложений во время образования гор переместились так, что трудно было понять, какой слой старше, а какой моложе.
Слои горных пород — это страницы книги земной истории. Эта книга теперь прочитана благодаря рисункам — отпечаткам, оставленным на ее страницах животными и растениями, жившими в далеком прошлом.
Всякую историю для удобства изучения обычно делят на разделы и главы.
Историю человечества делят по времени на новые, средние и древние века и доисторическую эпоху, а история Земли измеряется не веками, а миллиардами лет.
Историю Земли поэтому принято делить на четыре эры. Нынешняя, самая молодая, эра называется кайнозойской — эрой новой жизни. Ей предшествовала мезозойская — эра средней жизни. Следующей по старшинству идет палеозойская — эра древней жизни, а задолго перед палеозойской эрой была архейская, то есть древнейшая эра.
Каждая эра охватывает огромный промежуток времени — десятки и сотни миллионов лет.
За это время на дне морей накапливались многочисленные слои отложений. Слои, относящиеся к той или иной эре, составили своеобразные тома земной истории. Но в каждом «томе» оказалось слишком много «страниц». Поэтому для удобства каждую геологическую эру разделили на периоды.
В основу этого деления также было положено развитие жизни на Земле.
Загляните на последнюю страницу этой книги. Там вы найдете таблицу различных эр и периодов в той последовательности, в какой происходило образование пластов горных пород на морском дне, от самых древних до самых молодых. В таблице указаны также основные обитатели Земли в различные периоды.

Следы лапы ископаемого ящера-динозавра и отпечатки дождевых капель. Внизу — отпечаток древней рыбы.


В отложениях каждого периода сохранились остатки существовавших тогда животных и растений. Следовательно, по этим остаткам можно составить представление о том, какие животные и растения жили в то или другое время на Земле. Когда ученые по ископаемым остаткам восстановили внешний вид древних растений и животных, перед ними открылась удивительная картина. Оказалось, что древние животные и растения совсем не походят на тех, которые населяют Землю в наше время.
Насекомые, заключенные в янтаре, на первый взгляд ничем не отличаются от современных. Но стоило тщательно исследовать этих насекомых, и ученые убедились, что среди них нет ни одного экземпляра, полностью похожего на какое-либо насекомое из ныне живущих.

Отпечаток гигантской стрекозы*, жившей 300 миллионов лет назад.

* На рисунке явно изображена не стрекоза, а представитель иного отряда насекомых. Во всяком случае, заметны короткие крыловидные выросты на переднем грудном сегменте. И голова насекомого имеет нехарактерную для стрекоз форму - маленькие глаза и длинные усики. - В. П.


Залежи янтаря образовались примерно 35 миллионов лет назад. Более древние слои земной коры сохранили отпечатки насекомых, еще менее похожих на современных. Чем старше был возраст пласта, тем более резко сказывалось это различие.
Когда ученые исследовали очень древние пласты, они нашли там следы прямо-таки сказочных насекомых.
Попробуйте представить себе стрекозу с брюшком длиной 28 сантиметров, с громадными, более чем полуметровыми в размахе крыльями.
Подумайте, как выглядели бы современные кузнечики и тараканы, если бы они были раз в десять больше.
Наделите в своем воображении некоторых из этих насекомых-чудовищ не двумя, а тремя парами крыльев, соответствующих трем парам ног, и тогда вы сможете представить насекомых, живших на Земле 300 миллионов лет назад.
В осадочных отложениях земной коры ученые находили, конечно, не только одних насекомых. Там были отпечатки растений — окаменевшие листья и ветви и даже стволы деревьев.
Иногда находили кости и скелеты крупных животных. Все они оказались совсем не похожими на скелеты животных, существующих на Земле в паше время.
Как объяснить этот факт? Почему исчезли древние растения и животные, а им на смену пришли другие?
Изучая ископаемые остатки растений и животных, ученые установили, что все животные и растения, от простейших до самых высокоорганизованных, представляют собой одну цепь, связанную родством, что изменяется, следовательно, не только мертвая, но и живая природа.
Потребовалось немало времени, чтобы подобный взгляд на природу завоевал всеобщее признание. Многие ученые не хотели признать простую истину, что все в природе постоянно изменяется. Не хотели признать потому, что это полностью опровергло бы религиозное учение о сотворении мира в шесть дней.
Однако ископаемых остатков находили все больше и больше, и надо было как-то объяснить их происхождение.
Тогда придумали теорию, по которой на Землю несколько раз обрушивались страшные катастрофы.
Катастрофы сразу сметали с лица Земли все живое, и так же сразу на Земле появлялись новые растения и животные, которые погибали при очередной катастрофе, — говорили приверженцы теории катастроф.
Получалось, что после катастрофы новые растения и животные возникали необъяснимым, чудесным образом. А ведь именно так объясняли появление жизни на Земле и религиозные легенды. Только вместо сотворения мира богом в шесть дней «катастрофисты» вынуждены были признать несколько творений, по числу катастроф, которые якобы обрушивались на Землю.
Недаром теория катастроф была подхвачена религией. Попам всех толков казалось, что эта теория наконец-то примирит науку с библией. Ведь всемирный потоп, о котором говорится в библии, — не что иное, как одна из таких катастроф.
Но примирить науку с религией не удалось и на этот раз.
Вскоре возникли новые трудности и противоречия. Если каждый раз катастрофа сметала с лица Земли всех древних животных, то как быть с овцами, коровами, лошадьми, бабочками и пчелами?
Если бы эти животные, да и сам человек, существовали до катастрофы, то они были бы уничтожены вместе с другими живыми существами. Тогда их остатки должны были бы находиться в земле. Если же этих животных не было и они появились только после катастроф, то это значит, что современные животные возникли не в день сотворения богом, как утверждала библия, а гораздо позже.
Чтобы спасти свою теорию от краха, «катастрофисты» заявили, что каждая катастрофа обрушивалась не на всю Землю, а только на часть ее. Сохранившиеся животные и растения после катастрофы вновь распространялись по всему земному шару.
Но почему животные и растения становились все более сложно устроенными? Этого теория катастроф объяснить, конечно, не могла. «Тайна эта непостижима уму», — заявляли обычно приверженцы теории катастроф.
Связанные по рукам и ногам религиозными представлениями, «катастрофисты» пытались отрицать даже данные, уже добытые наукой. Эти данные свидетельствовали о том, что Земля существует много миллионов лет. Ведь именно так выходило по той «летописи», которая создана вековыми наносами на дне морей. А библия отводила истории Земли только 6000—7000 лет.
Как примирить эти противоречия?
Тогда «катастрофисты» предложили каждый библейский год приравнять к 1000 годам. Но и этого оказалось мало. История Земли была гораздо продолжительнее.
Так теория катастроф окончательно зашла в тупик. Большинству ученых стало ясно: правы те, которые утверждали, что в природе все постоянно изменяется, что все разнообразные существа возникли на Земле естественным путем, в процессе очень долгого исторического развития.
Но для того чтобы доказать это, нужно было найти новые веские факты. И они были найдены.

ЗНАЧЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ, КОТОРОЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ
ДВЕ ТЫСЯЧИ ДНЕЙ

Сплошная пелена тумана лежала над Девонпортом — одним из приморских городов юго-западной Англии.
Осенние и зимние туманы здесь всегда особенно густые и плотные, как вата. Они покрывают порт, жилые кварталы, строения морской верфи, делают невидимым человека в двух-трех шагах.
Именно такой тяжелый туман лежал над Девонпортом, когда Чарлз Роберт Дарвин спешил к гавани, чтобы сесть на корабль «Бигль», отправлявшийся в далекое и опасное плавание.
В это время Дарвину было только двадцать три года.
Еще будучи студентом университета, Дарвин упорно изучал геологию, ботанику, палеонтологию, энтомологию.
Вместе с видными зоологами, геологами и ботаниками он совершал длительные экскурсии, воспитывал в себе навыки исследователя.
Особенно увлекался Дарвин энтомологией. Со страстью отдавался он любимому делу — собиранию насекомых.

Чарлз Дарвин в 1831 году. В этом году он отправился в путешествие на корабле «Бигль».

Здесь он обнаружил исключительный талант и завоевал известность среди ученых-энтомологов.
В декабре 1831 года Чарлз Дарвин поднялся на палубу корабля «Бигль» в качестве ученого-натуралиста.
Английское правительство объявило тогда, что корабль этот уходит в дальнее плавание с научными целями.
Однако это был лишь способ прикрыть подлинные цели экспедиции. Англия в те времена стремилась захватить новые колонии в Южной Америке, и экспедиция на корабле «Бигль» должна была содействовать укреплению английского влияния в странах Западного полушария.
Вот почему корабль, отправлявшийся «с чисто научными целями», имел восемь пушек и только одного ученого — Дарвина.
Насколько мало английское правительство было заинтересовано в научных результатах экспедиции, видно из следующего: Дарвин не только не получал вознаграждения за труд во время путешествия, но и должен был приобрести на собственные средства необходимое снаряжение и научное оборудование.
И все же плавание корабля «Бигль» навсегда вошло в историю мировой науки.
Произошло это благодаря великим открытиям, сделанным Чарлзом Дарвином.
Отплыв 27 декабря из Девонпорта, «Бигль» 17 февраля пересек экватор, а 28 февраля бросил якорь у берегов Бразилии.
Так началось плавание, продолжавшееся пять лет.
Дарвин побывал в южноамериканских странах — Бразилии, Аргентине, Уругвае и Чили. Он дважды посетил Патагонию, Огненную Землю и Австралию. Исследовал многочисленные острова и архипелаги в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Все пять лет, пока длилось путешествие, Дарвин собирал коллекции и изучал природу с исключительной настойчивостью. Все свои наблюдения он записывал очень аккуратно и подробно.
Чарлз Дарвин был сторонником взглядов своего современника, известного английского ученого Чарлза Лайеля. В области познания природы Лайель высказывал исключительно смелые для своего времени мысли.
Именно Чарлз Лайель нанес решающий удар по теории катастроф. Поверхность Земли, заявил он, медленно, непрерывно изменяется. Никогда море вдруг не затопляет сушу, а горы не рождаются мгновенно. Самые грандиозные изменения земной коры совершаются не по воле каких-то таинственных, чудесных сил. Они происходят в результате медленного действия тех же сил, которые мы наблюдаем в настоящее время как на земной поверхности, так и в ее недрах.
На основании собственных наблюдений Дарвин убедился в правоте Лайеля. Материалы, собранные во время путешествия, подтверждали, что поверхность Земли изменяется в результате длительных геологических процессов, а не путем неожиданных катастроф.

Современный южноамериканский броненосец.


Это был важный для науки вывод. Но не это было главным для Дарвина.
За несколько лет до появления теории Лайеля французский натуралист Жан Ламарк заявил, что все виды животных и растений изменяются под влиянием условий жизни и передают приобретенные изменения по наследству своему потомству.
Теория Ламарка вновь возбудила старый спор между сторонниками развития в природе и теми, кто считал природу неизменной.
И вот в период многолетнего путешествия на основании огромного количества фактов у Дарвина стал складываться собственный взгляд на этот спорный вопрос.
В Аргентине Дарвин наблюдал, например, событие, которое убедило его в том, что и в наше время в слоях песка и глины могут образоваться скопления костей различных животных.
Страшная засуха обрушилась на страну. Тысячи птиц и диких зверей погибало от недостатка пищи и воды.
Скот бросался в обмелевшие реки, но, истощенный от голода, был не в силах выкарабкаться на илистые берега и тонул.
Дикие лошади неистово устремлялись в болота, и тех, которые примчались первыми, опрокидывали и давили следующие.
За засухой последовал период обильных дождей. Началось наводнение. Тысячи скелетов были погребены под наносами на следующий же год.
Возражая ученым, которые объясняли скопления костей древних животных различными катастрофами, Дарвин пишет в своем дневнике: «Что подумал бы геолог, увидев столь громадное собрание костей всевозможных животных всех возрастов, погребенных под толстым слоем земли?
Разве не объяснил бы он это явление скорее всемирным потопом, вместо того чтобы приписать его обычному ходу событий».
В сухих южноамериканских степях — пампасах — Дарвин нашел кости громадных ископаемых животных. Они принадлежали чудовищам, покрытым броней и очень похожим по строению на современных небольших животных — броненосцев.
Не значит ли это, что современные броненосцы — потомки гигантских предков?*

* Броненосцы современного типа не являются потомками ископаемых глиптодонтов. - В. П.

Древний, ископаемый броненосец и его потомок оказались очень схожими. Но разве не схоже строение и других весьма различных животных и растений?
Нога лошади, лапа крота, ласт моржа, крыло летучей мыши состоят из тех же костей, соединенных в том же порядке, что и крыло птицы.
Разве это не говорит о том, что все эти животные произошли от общих предков?
Причудливый цветок орхидеи и правильный, стройный цветок лилии совсем не похожи. Но при внимательном исследовании их видно: цветок орхидеи состоит из тех же частей, что и цветок лилии. А раз так, не значит ли, что и они произошли от общих предков?
У современных птиц зубов нет. Их заменяют роговые чехлы на челюстях, образующие клюв. Однако у зародышей попугаев появляются зачатки зубов, исчезающие в дальнейшем. Не указывает ли это на то, что предки современных птиц имели зубы? Изучение ископаемых остатков полностью подтверждает это предположение.

Скелет гигантского ископаемого броненосца.

В отложениях юрского периода мезозойской эры были обнаружены окаменевшие остатки любопытного животного. Оно своим строением напоминало одновременно и пресмыкающееся и птицу. Ученые назвали это животное археоптериксом, или первоптицей.

Древние первоптицы имели зубы.


Археоптериксы были величиной с голубя. На передних трехпалых лапах и на хвосте у них росли перья. Пальцы передних лап были как у ящерицы и вооружены когтями. В челюстях археоптериксов имелись зубы. Близкие родичи настоящих птиц, археоптериксы летать еще не могли, а только перепархивали с дерева на дерево.
Тело некоторых жуков покрыто твердым панцирем, плотно прикрывающим брюшко. У других жуков брюшко покрыто твердыми надкрыльями, защищающими нежные крылья. Не значит ли это, что у одних видов жуков передняя пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья, а у других видов эти надкрылья срослись и образовали сплошной панцирь?
Изучение современных жуков и остатков ископаемых жуков подтверждает предположение, что бескрылые жуки произошли от крылатых.
У мух и комаров по одной паре крыльев. Но у них сохранились видоизмененные зачатки второй пары крыльев. Их называют жужжальцами.

У мух сохранились остатки второй пары крыльев.


Отпечатки древних насекомых подтвердили, что предки современных комаров и мух имели по две пары крыльев. Все эти факты убедительно говорили об одном и том же: все животные и растения постоянно изменяются.
Но при сравнении различных животных и растений с их ископаемыми предками Дарвин заметил следующее: все живые организмы изменяются в определенных направлениях. Они приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни: климату, почве, составу пищи и способам ее добывания.

Кактусы в Мексиканской пустыне.

Вспомните, как хорошо приспособлены ныне живущие растения и животные к условиям жизни.
Сильные ноги и острые зубы помогают хищникам настигать и убивать добычу.
Легкое тело и быстрота бега помогают лани скрыться от хищника. Ту же роль выполняет покровительственная окраска. Белый заяц зимой сливается с фоном снега. А весной он линяет, и его белая шкурка сменяется серой.
Лиственные деревья наших лесов испаряют летом через листья огромное количество избыточной влаги, получаемой из почвы. А кактусы, растущие в сухих, жарких странах, утратили листья и сберегают каждую каплю влаги в своих мясистых стеблях.
Обычная полынь зеленеет у нас все лето. А полынь, растущая в южных пустынях, зеленеет только весной и в начале лета. Как только наступает засуха, полынь сбрасывает часть веточек, чтобы уменьшить испарение.
Водные черепахи прячутся в свои норы и впадают в спячку только на зиму. А сухопутных черепах, живущих в степях и пустынях Средней Азии, можно встретить лишь весной, когда зеленеет сочная трава.
Как только наступают жаркие дни и травы выгорают, черепахи вновь прячутся в норы. Большую часть года сухопутные черепахи обходятся без пищи и воды. За один-два весенних месяца они съедают огромное количество стеблей растений. Содержащаяся в них вода «запасается» в организме черепах вместе с питательными веществами и затем медленно, по мере надобности, расходуется в долгие месяцы летней и зимней спячки.

Сухопутная черепаха.

Таких примеров можно привести множество.
Люди издавна удивлялись тому, как совершенно устроен организм животных и растений и как он хорошо приспособлен к условиям существования.
Но что заставляет живые организмы изменяться, делаться более совершенными, лучше приспособленными к условиям жизни?
Возвратившись из путешествия, Дарвин занялся поисками ответа на этот вопрос.
И ответ был найден!
То, что теперь может быть изложено на двух-трех страничках, потребовало от Дарвина двадцати лет упорной работы.

Дикий сизый голубь...


За изменением диких животных и диких растений невозможно наблюдать длительное время в естественных условиях. Зато такое наблюдение можно установить за животными и растениями, которые разводит человек.
Домашние животные, воспитываемые человеком, изменяются иногда очень быстро.
Так, известно, что многочисленные породы собак выведены человеком от общих предков. Но все эти представители новых пород очень мало похожи на своих древних сородичей.
Все знают обыкновенного сизого голубя. Это птица средних размеров, с относительно длинным клювом.
А вот еще два голубя: дутыш и английский павлиний голубь. Дутыш — крупная птица на высоких ногах, с длинным туловищем и огромным зобом. Рядом с сизым голубем он кажется великаном. А английский павлиний голубь, наоборот, небольшой. Хвост этого голубя распущен, направлен кверху и состоит из множества перьев.

...и его домашние сородичи — дутыш и английский павлиний голубь.


Все три голубя совершенно различны по внешнему виду. Различны они и по строению костей черепа, ребер, по числу позвонков и количеству перьев в хвосте и крыльях.
Если бы этих трех голубей нашли в диком состоянии, их, несомненно, отнесли бы к различным видам. А между тем и дутыш и английский павлиний голубь выведены человеком от сизого голубя.
Стройные, тонконогие скаковые лошади и грузные тяжеловозы очень мало сходны между собой. Но еще меньше они походят на своего общего предка — дикую лошадь.
Клубника и крыжовник, тыква и картофель, розы и гиацинты — великое множество растений выведено человеком от диких предков, также очень мало похожих на современные культурные растения.
Каким путем человек заставляет животных и растения изменяться соответственно своему желанию?
Известно, что в природе не существует двух животных, совершенно между собой сходных. Даже между детьми одних родителей при очень большом сходстве всегда есть некоторые отличия.
То же самое можно сказать и о растениях.
Семена, взятые от одного растения, из одного плода, обнаруживают различия, и эти различия часто передаются потомству.
Чем же может отличаться одно семя от другого? Прежде всего, конечно, величиной и формой, а следовательно, количеством питательных веществ для будущего ростка. В крупном семени таких веществ больше.
Одно семя имеет более тонкую кожицу, другое — более толстую. Одно прорастает быстрее, другое медленнее.
Какая из этих отличительных особенностей полезна для будущего растения, а какая вредна?
Ответить на этот вопрос можно, если мы знаем условия, в которых будет жить растение. Там, где бывают весенние заморозки, полезным свойством будет позднее прорастание. Оно спасет молодой росток от мороза. И наоборот: там, где заморозков не бывает, полезным будет раннее прорастание. Растение сможет быстрее и лучше развиваться.
Дело, конечно, не только в различии внешних признаков семян. Внешние признаки просто лучше заметны. Но за ними всегда скрываются различия более глубокие, внутренние.
Семена могут отличаться по своим качествам. А из семян разного качества вырастают растения, которые также отличаются друг от друга. Одно имеет более крупные, другое — более мелкие листья. Одно дает мало, другое — много плодов. Одно лучше переносит засуху, другое, наоборот, не переносит недостатка влаги. Все эти свойства растения передают через семена своему потомству.
Способность растений и животных передавать свои отличительные особенности потомству издавна используется человеком.

Анютины глазки.


Цветок дикорастущих анютиных глазок мелкий, имеет бледную трехцветную окраску и неправильную форму. И вот садоводы задались целью сделать этот цветок крупным, округлым и одноцветным.
Каждый год они собирали семена с растений, имевших цветки, наиболее приближающиеся к этим требованиям, а остальные растения уничтожали. Отобранные семена высевали на следующий год и снова производили отбор.
Через несколько лет садоводы добились своего — цветок анютиных глазок стал крупным, округлым и почти одноцветным.
Отбирая только те растения и тех животных, которые обладают признаками, нужными человеку, и не позволяя размножаться остальным, человек создает породы домашних животных, новые сорта злаков, овощей, ягод, плодов и цветков.
Следовательно, при выведении новых пород животных и новых сортов растений человек производит отбор нужных экземпляров. Дарвин назвал это искусственным отбором.
Под влиянием искусственного отбора изменяются породы домашних животных и сорта культурных растений.
Но, быть может, и в природе существует отбор — стихийный, отбор наиболее приспособленных к условиям жизни растений и животных?
Если это так, то сразу станет ясной причина совершенствования живых организмов.
Однако, для того чтобы признать наличие такого отбора, нужно было ответить на вопрос, какая сила этот отбор производит.
Чарлз Дарвин на это ответил так.
Отбор, который действует в природе, происходит в силу естественных законов.
Ведь условия жизни на Земле меняются. Растения и животные также не остаются неизмененными. Даже в потомстве одного животного или растения всегда есть экземпляры, которые отличаются от своих родителей. Одни более выносливы и лучше приспособлены к условиям жизни, другие хуже.
История живой природы полна суровых испытаний. И в жизненной борьбе побеждают те живые существа, которые имеют какие-либо полезные особенности, дающие им преимущество перед другими. Такие организмы лучше других выживают, быстрее размножаются и передают полезные изменения своему потомству.
Растения и животные, которые не приобрели полезных изменений, не могут устоять в борьбе за жизнь, они медленнее размножаются и постепенно вымирают.
Такой отбор организмов происходит из года в год, из века в век. Он совершенствует приспособленность растений и животных к окружающей среде.
Свои выводы Дарвин подкрепил огромным количеством примеров и доказательств.
Почему, например, на острове Мадейра, где живет пятьсот пятьдесят различных видов жуков, большинство видов бескрылы или имеют настолько слабые крылья, что не способны летать?
И почему на этом же острове бабочки обладают, наоборот, необычайно развитыми крыльями, каких нет у бабочек, обитающих в других местностях земного шара?
Оба факта можно объяснить только отбором.
Над островом Мадейра постоянно дуют сильные ветры. Жуки, поселившиеся на острове, часто уносились ветром в море и погибали. Естественно, что жуки с менее развитыми крыльями реже летали и поэтому имели больше шансов выжить.
Природа производила бессознательный отбор. Хорошо летавшие жуки постепенно истреблялись, а жуки, имевшие слабые крылья, сохранялись и давали начало новому потомству плохо летающих жуков.
С каждым поколением этот признак, оказавшийся полезным, закреплялся благодаря отбору.
От слабокрылых жуков произошли жуки вовсе бескрылые. Они были наиболее приспособлены к местным условиям и быстро расселились по всему острову Мадейра.
По другому пути пошло развитие бабочек. Ведь большинство бабочек не может жить без крыльев. Бабочки должны все время порхать с цветка на цветок, чтобы прокормить себя.
В условиях острова Мадейра бабочки с обычными крыльями также уносились ветром и гибли в море. Зато сохранялись бабочки с более сильными крыльями.

Корабль «Бигль».

Для насекомых, попавших на этот остров, оказалось только два выхода: или, как это было с бабочками, приобрести органы, годные для борьбы с ветром, или, как это случилось с жуками, совсем отказаться от такой борьбы.
Тут должно было произойти, замечает Дарвин, то же, что с мореплавателями, потерпевшими крушение близ берега: хорошим пловцам выгодно еще большее искусство, чтобы доплыть до берега; плохим же пловцам выгоднее вовсе не уметь плавать, а держаться на обломках корабля.
Если бы на острове Мадейра были иные условия, то и развитие насекомых пошло бы по другому пути. Так в природе стихийно осуществляется отбор живых существ, наиболее приспособленных к условиям жизни. Дарвин назвал его естественным отбором.
Открытия Дарвина помогли решить одну из самых сложных проблем, стоявших перед наукой. Стало ясно, что именно благодаря естественному отбору постоянно совершенствуются разнообразные живые существа, населяющие Землю, что весь современный растительный и животный мир есть результат развития, длившегося миллионы лет.
Однако остался еще один нерешенный вопрос.
Если современные животные и растения произошли путем постепенного изменения, то, изучая ископаемые остатки, мы должны обнаружить непрерывную цепь таких изменений.
В руках ученых были многочисленные остатки ископаемых животных и растений. В молодых отложениях земной коры они находили остатки более сложных организмов, в древних отложениях — менее сложных.
По ископаемым остаткам — скелетам, отпечаткам на камне и даже по отдельным костям — ученые научились восстанавливать внешний вид и строение древних животных и растений.
Сравнивая древних и современных животных и растения и располагая их последовательно, в зависимости от сложности организации, ученые получили как бы лестницу постепенного развития жизни на Земле.
Между животными и растениями, стоявшими на соседних ступеньках, было много общего, и это доказывало, что они связаны родством. И все же это были в большинстве случаев весьма отличные друг от друга организмы. Это были отдельные звенья в цепи живой природы, которые ученые называют видами.
А вот остатков животных и растений, по которым можно было бы во всех случаях проследить непрерывный ряд последовательных изменений, найти не удавалось.
Что это значит? Почему в прошлом мы находим обычно только представителей различных видов и не обнаруживаем переходные формы от одного вида к другому?
Разве развитие в природе не всегда происходило медленно и постепенно?

ИСТОРИЯ ОДНОГО ОТКРЫТИЯ

Неисчислимые стаи саранчи налетали и уничтожали оазисы Египта, плодородные поля Ассирийского и Вавилонского царств.
Это страшное бедствие часто постигало народы древности. В борьбе с ним люди были бессильны.
Саранча появлялась всегда неожиданно, откуда-то из глубины таинственных пустынь, пожирала всю растительность, несла с собой голод и смерть.
Люди зажигали костры, били колотушками в доски, кричали, бросали в саранчу камнями, избивали ее палками.
Но легче было этими палками запрудить многоводный Нил, чем остановить неудержимый поток саранчи.
Поневоле люди стали задумываться над тем, откуда и как появляются насекомые.
Занялся этим вопросом и великий ученый того времени Аристотель. Долгое время наблюдал он за жизнью бабочки — капустной белянки и наконец пришел к такому выводу: бабочки рождаются из гусениц, а гусеницы — из зеленеющих листьев...
«Сперва на листве возникает нечто меньшее, чем просяное зерно, — сообщил Аристотель. — Вскоре из этого образуются червяки. Они увеличиваются в размере, и через три дня из них возникают гусеницы. Выросши, гусеницы становятся неподвижными, меняют форму. Их называют куколками. Через продолжительное время куколка лопается, и оттуда выходит крылатое существо — бабочка».
Бабочек порождают зеленые растения, размышлял Аристотель, а что порождает саранчу?
Но в те времена никто не знал, из каких мест саранча прилетает. Поэтому Аристотель высказал только догадку: саранча зарождается из болотной травы и ила.
Все это было 2300 лет назад.
Проходили века, а взгляды оставались прежними. Даже крупнейшие ученые продолжали верить, что насекомые порождаются растениями.
Но постепенно, шаг за шагом, наука все глубже проникала в тайны живой природы. Стало ясно, что растения рождаются от растений, а насекомые — от насекомых.

Превращение бабочки: яички, гусеница, куколка, бабочка.


Когда ученые начали наблюдать за жизнью и развитием насекомых, они убедились, что Аристотель правильно описал превращение гусеницы в бабочку. Ему следовало только на место «зеленеющих листьев» поставить яички бабочки. Тогда развитие насекомых выглядело бы так, как оно происходит в действительности: яичко — гусеница — куколка — бабочка.
Здесь налицо четыре важные фазы развития, или полное превращение, как его называют ученые. Не только бабочки, но и жуки, пчелы и мухи проходят полное превращение.
Оказалось, однако, что не для всех видов насекомых такое полное превращение обязательно. Примером может служить саранча.
Когда стало известно, что саранча размножается в тростниковых зарослях южных рек, ученые проследили фазы ее развития.
Взрослая саранча откладывает яички в теплый влажный песок. Из яичек выходят не гусеницы, а личинки, очень похожие на своих родителей. Вырастая, личинки линяют и увеличиваются в размере.
После четырех-пяти линек личинки становятся взрослыми, приобретают крылья и размножаются.
Яичко, личинка, взрослое насекомое — эти три фазы развития, которые проходит саранча, называют неполным превращением. Так же развиваются тараканы, тли, клопы, кузнечики.
Изучая саранчу, установили, что она бывает разная. Есть саранча стадная, перелетная — страшный враг сельского хозяйства. И есть еще саранча одиночная, не представляющая серьезной опасности.
Для размножения стадной саранчи необходимы большая влажность и высокая температура. Именно такие условия и находит саранча на песчаных островах в устьях южных рек. Она откладывает свои яички в хорошо прогреваемый солнцем влажный песок. Личинки по выходе из яичек собираются в плотные кучки и таким образом поддерживают высокую температуру своего тела.
У взрослой стадной саранчи сравнительно короткие ноги и длинные крылья, хорошо приспособленные для полета.
Одиночная саранча живет в сухих злаковых степях. Там нет ни особенно высокой температуры, ни большой влажности. Ноги у одиночной саранчи длиннее, а крылья короче, чем у стадной.
Одиночная саранча никогда не собирается в стаи и не совершает перелетов. Стадная и одиночная саранча настолько различны, что их относили даже к разным видам.

Перелетная саранча.


Стаи перелетной саранчи наносили большой урон сельскому хозяйству Средней Азии, южным и юго-восточным районам России. Многочисленные исследователи продолжали поэтому поиски наиболее верного метода борьбы с этим опасным вредителем.
В 1912 году изучением саранчи занялся русский энтомолог Б. П. Уваров.
Через два года он обнаружил, что из яиц стадной саранчи, прилетевшей на юг России, стала развиваться одиночная саранча. Происходило превращение одной формы саранчи в другую.
Оказалось, что во всех случаях, когда яички и личинки стадной саранчи развиваются в степных условиях, из них вырастает одиночная саранча.
И наоборот: если личинки одиночной саранчи находятся в условиях южных речных плавней, при большой влажности, скученности и высокой температуре, из них развивается перелетная саранча.
Ученый был поражен своим открытием.
Он видел, как в степных условиях из яичек стадной саранчи вначале развивалась такая же стадная саранча. Но так было только в течение одного-двух поколений. А потом из яичек, отложенных саранчой стадного типа, начинали развиваться насекомые, которые как две капли воды походили на саранчу одиночную.
Все это свидетельствовало о том, как велико влияние условий жизни на организм животных и как велика приспособляемость животных к изменяющимся условиям.*

* Стоит, однако, принимать во внимание, что разные формы саранчи - это не пример видообразования, а явление модификационной изменчивости. В данном случае наследуются не изменения, проявляющиеся внешне, а способность изменяться тем или иным образом в зависимости от конкретных обстоятельств. - В. П.

В природе все находится в постоянном движении, все изменяется, развивается. Не остаются постоянными и условия, в которых существуют растения и животные: изменяется климат, температура и влажность воздуха, состав пищи.
Пока эти изменения не очень велики, растения и животные сохраняют отличительные особенности того вида, к которому они принадлежат.
Но что произойдет, когда условия жизни и питания животных или растений изменятся не на короткое время?
В теле животных и растений под влиянием новых условий также начнут происходить изменения. Будут образовываться иные вещества, клетки, ткани, органы.
Вид животного или растения перестраивается, в результате естественного отбора преобразуется в новый вид, более приспособленный к изменившимся условиям жизни. У животных или растений при этом изменяются и внешний облик, и внутренняя организация.
Благодаря Чарлзу Дарвину мы узнали, что все животные и растения представляют собой результат исторического развития. В этом величайшая заслуга Дарвина.
Но как происходит это развитие? Дарвин думал, что оно всегда происходит плавно, в течение многих и многих веков.
А мы теперь знаем, что развитие в природе может совершаться и относительно быстро. Поэтому остатки переходных организмов очень редко остаются в геологических отложениях, что создает видимость отсутствия промежуточных форм между видами-предками и видами-потомками.*

* Это справедливо при рассмотрении эволюции на уровне вида. Крупные изменения (например, переход от рыб к амфибиям или от рептилий к млекопитающим) документированы ископаемыми остатками достаточно хорошо для того, чтобы проследить хронологию и последовательность изменений. Тем не менее, в молодых отложениях (кайнозой) часто можно проследить эволюцию на уровне вида, например, у лошадей или слонов. - В. П.

Зная все это, мы можем заглянуть в каменную летопись земной истории. Мы найдем там страницу, где записана история цветков и насекомых.
Мы сумеем теперь правильно прочесть эту страницу.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава первая

МИР ВОКРУГ НАС

Чудеса далекие и чудеса близкие ............................................................................................................ 3
Мы отправляемся путешествовать .......................................................................................................... 8
Рассказ белой нимфеи .............................................................................................................................. 14
В стране лилипутов .................................................................................................................................. 20

Глава вторая

ПУТЕШЕСТВИЯ ВООБРАЖАЕМЫЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

Сказка о вечном страннике ................................................................................................................. 28
Следы на камне ..................................................................................................................................... 37
Значение путешествия, которое продолжалось две тысячи дней ............................................... 43
История одного открытия ................................................................................................................... 56

Глава третья

ТАМ, ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА

Машина времени и чудеса кино ............................................................................................................ 61
Лестница жизни ...................................................................................................................................... 70
140 миллионов лет назад ........................................................................................................................ 79

Глава четвертая

ПРОШЛОЕ В НАСТОЯЩЕМ

Живой музей ............................................................................................................................................ 87
Предки и родственники .......................................................................................................................... 95
Охотники-лакомки ................................................................................................................................... 105
Одинокие строители ................................................................................................................................ 116
Цветки превращаются в вывеску ............................................................................................................ 129

Глава пятая

ДВА ЗВЕНА ОДНОЙ ЖИЗНИ

Шмели-медовары ................................................................................................................................... 140
Солнечное племя ..................................................................................................................................... 147
Удивительные приспособления ............................................................................................................. 166

Глава шестая

НАУКА СОРЕВНУЕТСЯ С ПРИРОДОЙ

Крылатые агротехники ........................................................................................................................... 183
Дрессированные пчелы .......................................................................................................................... 196
Исследователи в Стране нектара ........................................................................................................... 207
О прошлом, настоящем и будущем ........................................................................................................ 223

 

Hosted by uCoz