Главная | Неоцен |
Почему
«пост-естественная» эпоха
может быть странной и прекрасной
Человечество
коренным образом изменило природу, но это может быть только
началом. Исследовательница Лорен Холт изучает вопрос о том, что может принести
далёкое будущее живым организмам планеты, и нам самим.
Лорен Холт
3 мая 2019
Перевод: Павел Волков
По адресу 4913 Penn Ave, Pittsburgh, находится необычное учреждение.
Центр Пост-естественной Истории
– это маленький музей, демонстрирующий эклектичное и причудливое собрание экспонатов:
здесь вы встретите лишённый рёбер эмбрион мыши, стерильного самца мясной мухи,
штамм E. coli x1776 (образец, видоизменённый для того, чтобы быть безопасным
и неспособным выживать вне стен лаборатории), и чучело трансгенной козы по имени
Веснушка (Freckles), запатентованной под маркой BioSteel, и генетически модифицированной
для производства белков паучьего шёлка в молоке.
Основная тема музея – постнатурализм: это исследование возникновения, среды
обитания и эволюции организмов, которые приобрели преднамеренно внесённые наследственные
изменения при помощи генной инженерии, а также влияния человеческой культуры
и биотехнологии на эволюцию. Его девиз «Так было тогда. А так – сейчас» дополняет
эмблему музея – эволюционное древо со стрелкой, соединяющей две отдельных ветви.
Посетителям предоставляется возможность сделать вывод о том, что у каждого экспоната
есть как естественная, эволюционная история, так и пост-естественная, культурная.
|
На протяжении всего времени существования человечества мы оказывали
влияние на флору и фауну нашей планеты. А как же изменится природа, если человечество
продолжит процветать в далёком будущем? И как эти генетические манипуляции могли
бы затронуть наши собственные биологию и направление эволюции? Ответ вкратце:
она будет странной, возможно даже, прекрасной и не похожей ни на что из того,
к чему мы привыкли.
Возможно, есть некая романтика в том, что мы по-прежнему считаем нечто, не подвергшееся
селекции, не разводимое на промышленной основе, или не изменённое генетически
целенаправленно, естественным и «первобытным». Однако природы, которая не несёт
на себе липких отпечатков пальцев человечества в той или иной форме, осталось
очень мало. С тех пор, как наши предки расселились из Африки около 50-70 тысяч
лет назад, поедая всю мегафауну на своём пути, и таким образом радикально изменяя
ландшафт, наш вид менял облик природы и преобразовывал её.
Около 10 000 лет назад мы начали избирательно разводить организмы, которые сочли
наиболее желательными, изменяя таким образом генетическую составляющую видов.
В наши дни технология лишь ускорила эту практику. Можно собрать сперму призового
быка и оплодотворить
от этого единственного самца тысячи коров – это подвиг, непосильный даже
для самого
отъявленного Казановы среди быков. Мы расселили разводимые в неволе организмы
– от крупного рогатого скота до домашних собак – по всему миру, создав огромную
биомассу, которой не было бы без нас, и явили миру породы, расселившиеся
по всей земле и существующие на пределе физиологических возможностей из эстетических
соображений, или ради сельскохозяйственной прибыли.
|
В течение целых тысячелетий мы оказывали сильнейшее влияние
на многие таксономические группы. Наш спрос на продовольствие означает, что
70% всех птиц, живущих в настоящее время – это куры и другая домашняя птица;
этого достаточно для образования их
собственных геологических отложений. И в то же самое время охота людей,
конкуренция и разрушение среды обитания уничтожили настолько много крупных представителей
фауны, что, по словам палеобиолога Фелисы Смит из Университета Нью-Мексико,
средние размеры
млекопитающих сократились. Уже имели место необратимые потери биологического
разнообразия и видов.
И всё же наше воздействие на природу пока ещё может быть только началом. Новые
генетические инструменты обещают совершить скачок вперёд в наших способностях
манипулировать живыми организмами. Мы движемся к такому будущему, где отбор
у продовольственных культур или животных положительных свойств, возникших как
результат естественной изменчивости, пока ещё представляющий собой трудоёмкий
процесс и отнимающий много времени, больше не будет необходимостью. Обладая
всё более и более точными методами редактирования генома, вроде Crispr-Cas9,
мы можем переносить целые наборы генов от одного вида к другому, избирательно
распространять некоторые гены по естественным популяциям, и даже создавать полностью
синтетические организмы. Генная инженерия как таковая представляет собой новую
форму создания, наследования и передачи
генетической информации.
|
Модификация организмов также доходит до необратимого истребления
некоторых видов. Хотя люди на протяжении сотен лет вели войну с комарами рода
Anopheles при помощи химических, механических и прочих средств, они остаются
одним из самых серьёзных естественных врагов человечества. Биотехнология позволила
создавать и выпускать на волю целые орды бесплодных самцов, созданных для того,
чтобы резко сокращать численность популяций, когда они спариваются с дикими
самками; в настоящее время также созданы комары,
которые несут в себе «генные двигатели», ускоряющие передачу мутации бесплодия
следующему поколению.
В условиях неуклонного продолжения изменений климата учёные и политические деятели
начали признавать приоритет «экосистемных услуг», имеющих критически важное
значение для людей, вроде опыления и восстановления рыбных запасов, и рассматривать
возможности выпуска в дикую природу генно-инженерных организмов или механических
агентов.
Например, из-за того, что численность кораллов на Большом Барьерном рифе упала
до нижнего предела, проводится исследование возможности выпуска
в океан устойчивых к повышенной температуре зооксантелл – фотосинтезирующих
симбионтов коралловых полипов. Компания “Walmart” запатентовала
механические беспилотники-опылители, явно планируя свои действия как задел
на будущее. А Агентство защиты передовых научно-исследовательских работ США
(Defense Advanced Research Projects Agency, Darpa) недавно выделило гранты на
создание генетически модифицированных насекомых, которые переносят вирусы для
редактирования генотипа растений, вроде бы как для внесения изменений в пищевые
растения в поле, однако действие таких технологий явно может распространиться
и на экосистемы.
|
А если мы обратим наш взор на далёкое будущее и посмотрим,
как эти технологии изменят наши отношения с остальной частью жизни на Земле?
Перед нами откроются самые разные пути, от глобальных до поистине странных.
Прежде всего, возможно, что мы можем решить сократить масштабы манипуляций с
дикой природой. В конце концов, существуют весьма дальновидные опасения относительно
того, что может пойти не так, как хотелось бы: например, побочные генетические
повреждения, когда применение молекулярных «ножниц» для резки и вставки участков
ДНК приводит к незапланированным последствиям, или же экосистемы-реципиенты
становятся нестабильными иным, непредсказуемым образом.
Следуя в будущее этим потенциальным маршрутом, люди могли бы коллективно решить
восстановить дикое состояние природы, и освободить место для не-человеческих
видов, позволив им существовать на нормально функционирующей планете, признавая,
что биосфера (хотя влияние людей уже легло на неё тяжким бременем) пока ещё
представляет собой относительно единое целое, и форму адаптивной комплексности,
выдержавшую испытание на прочность, длившееся миллиарды лет.
Возможности и интересы
человечества, направленные на манипуляции исходным материалом жизни, обладают
притягательностью и постоянно растут |
Возможно, это был бы самый эффективный способ защитить экосистемы и гарантировать
долговременное выживание человека на планете Земля. Мы могли бы вернуть в
дикое состояние существенную часть планеты, и сконцентрировать производство
пищи в многоуровневых сооружениях в пределах города. Это было бы действие,
которое я бы поддержала, и которое уважает все те формы – оленей, волков,
колокольчики, жирафов, и даже людей – которые принимает жизнь в настоящее
время, в свете знания о том, что существа будут медленно эволюционировать
и в конечном счёте изменяться, но без явного вмешательства в этот процесс.
Тем не менее, как бы сильно мне этого не хотелось, я не уверена, что данный
путь развития будущего вероятен. Вероятно, между нациями и рынками начнётся
гонка вооружений за развитие и претворение в жизнь технологий, которые продолжат
вредить природе, не только для того, чтобы защитить или запатентовать существенные
экосистемные услуги в эпоху антропоцена, или же под предлогом обороны, но
также и из-за того, что возможности и интересы человечества, направленные
на манипуляции исходным материалом жизни, обладают притягательностью и постоянно
растут. В то же самое время мы становимся ещё более изолированными от других
организмов и экосистем. В таком отделённом от природы состоянии значительно
легче решиться радикально перекроить ткань природы, чтобы она всецело обслуживала
лишь интересы человека.
Художники размышляли над тем, как это могло бы выглядеть, и среди них – Винсент
Фурнье, который представил себе некоторые химерические организмы, которые
мы смогли бы создать: некоторые из них предназначены для того, чтобы вызывать
ливень, другие – как ответную реакцию на загрязнение.
|
|
В фильме «Бегущий по лезвию» сценаристы изобразили мир с искусственно созданными
гуманоидами и животными, принадлежащими корпорациям, которые их создали. Это
антиутопическое будущее может нести в себе долю правды, если вспомнить, что
даже в наши дни генно-инженерные организмы, вроде козы под маркой BioSteel,
выставленной в Центре Пост-естественной Истории, имеют своих владельцев благодаря
правам на интеллектуальную собственность на их улучшения. Вполне возможно
представить себе, что целые экосистемные услуги – например, опыление – будут
принадлежать немногим корпорациям.
Эти биоинженерные агенты, вероятно, будут более «приспособленными», чем их
предшественники и возможные конкуренты, поскольку будут проектироваться целенаправленно
– либо ради удовлетворения человеческих стремлений (и потому они будут пользоваться
преимуществом нахождения под нашей защитой), либо в целях выживания в изменённом
человеком мире. Также вероятно, что видоизменённые организмы вполне способны
либо заменить природу в её нынешнем виде, либо, чего могли бы добиваться корпорации,
полностью покончить, открыто или тайно, с относительно ненадёжными биологическими
объектами, и заселить её синтезированными агентами. Такое будущее, вероятнее
всего, было бы хрупким и чреватым многими сложностями, страдая вдобавок от
нехватки биофилии.
|
Если заглядывать очень далеко вперёд, то биоинженерное направление развития
применительно к природе способно изменить даже наше понимание того, что означает
быть человеком.
На протяжении нескольких минувших десятилетий многие люди рассуждали о том,
как мы могли бы объединить себя с кремниевой технологией. Это технофильное
трансгуманистическое представление предполагает, что мы смогли бы в итоге
объединить себя с искусственным интеллектом, чтобы расширить человеческие
способности чувствовать или интеллектуальные возможности, или же загружать
себя в цифровое царство послесмертия ради достижения своеобразного бессмертия.
Но что, если бы вместо этого нашим путём стало слияние с природой? Ознакомьтесь
с эко-феминистической литературой конца 20-го века – с такой, как работы Донны
Харавей, которая ратовала за «зелёный» трансгуманизм, когда человек объединяет
себя с животной и растительной жизнью, выбрав такой путь, как преобразование
самого себя. Возможно, реальная польза искусственного интеллекта состоит в
том, чтобы помочь нам перенацелить гены и организмы в сторону, как выразилась
Харавей, «симпоэзиса» – взаимовыгодной гибридизации с людьми.
|
Это пост-естественное будущее лежит далеко за рамками зоны
комфорта множества людей. Это исследовалось в романе «Аннигиляция» Джеффа Вандермеера
(часть жанра Brave
New Weird), по которому студия Netflix сняла
фильм с Натали Портман в главной роли. Рассказ идёт о том, как в сельской
местности США открывается таинственная мерцающая зона, преломляющая и соединяющая
ДНК разных организмов, оказавшихся внутри неё – в том числе солдат и учёных,
посланных туда для исследований. Хотя элементы и романа, и фильма связаны с
концепциями капитуляции, принятия этого фундаментального слияния и совместного
с другими формами жизни процесса созидания, нарушение целостности и увеличение
количества генетического материала зачастую показано в виде ужасающих телесных
деформаций, а мотивация добровольцев, которые входят в зону, объясняется как
саморазрушительная. Радикальное изменение генома соединено с мыслью о полной
утрате человеческой идентичности, даже если результаты этого процесса, воплощённые
в растениях и животных внутри зоны, иногда бесспорно оказываются красивыми.
В далёком будущем взрослые люди, согласные на данную процедуру, могли бы благосклонно
принять симбиоз с полезными приобретениями вроде фотосинтезирующих организмов,
которые могли бы расположиться у нас в коже наподобие того, как это происходит
у лишайника, вместо того, чтобы присоединить информацию таких организмов к нашему
собственному геному. Или же мы могли бы пройти этот путь до конца, и навсегда
добавить генетическую информацию тех или иных животных, находящихся под угрозой
исчезновения, к нашей собственной родословной линии, чтобы стать их защитниками
и перенести информацию о них в будущее в качестве акта единения и сохранения.
|
В наши дни все эти потенциальные генетические манипуляции могли
бы показаться многим людям неудобными и странными. Однако философы предложили
два стиля мышления в отношении переноса информации, которые могли бы стать частью
этих путей движения в будущее, что, как я полагаю, будет всё более и более важным
в пост-естественную эпоху.
Философ Тимоти Мортон из Университета Райса утверждает, что мы должны будем
столкнуться не только с красотой, но и с тёмной стороной и странностью природы
– это подход, который он описывает как «тёмную экологию». Он выступает против
нашего отмежевания от природы путём её канонизации, и как следствие – создания
в нашем лице чужеродного, отрешённого от неё и причиняющего ей всё больший и
больший вред источника воздействия. В соответствии с этой точкой зрения, экосистемы
находятся в постоянном изменении, и климатические изменения расцениваются как
форма «глобального
рока», который видоизменяет природу и нарушает её целостность. Тёмная экология
– это способ исследования и принятия как красоты, так и ужаса человеческих манипуляций
с миром природы, что во многом напоминает ситуацию, изображённую Вандермеером
в «Аннигиляции».
|
* Мысли об этом высказывались задолго
до работ Маргулис (1960-е гг.). Русский биолог Константин Сергеевич Мережковский
в 1905 году предложил для этого процесса название «симбиогенез», а в 1920-е
годы развитием этого направления занимался ботаник Борис Михайлович Козо-Полянский.
– прим. перев. |
В аналогичном ключе «философия
процесса» приходит к выводу о том, что никаких реальных границ между людьми
и окружающей средой не существует, что нет таких вещей, как индивидуум, и что
все вещи, включая потоки генов, устремлённые в будущее, и их пути, находятся
в состоянии непрерывного изменения. Например, клетки наших собственных тел –
это результат симбиоза двух отдельных микробных линий в далёком прошлом – крупный
эволюционный переход, открытый эволюционным биологом Линн Маргулис*. Вдобавок
к этому наш геном засорен генетическими и неклеточными следами вирусов и других
паразитов, и в нашей взрослой жизни в нашем теле больше
клеток принадлежит иным (главным образом бактериальным) видам, чем нашему
собственному. Философия процесса указывает на то, что мы неразрывно сплетены
со всеми остальными существами и находимся в состоянии постоянного обмена веществом
и информацией.
В далёком будущем, где биотехнологии будут находиться в более развитом состоянии,
а ограничения на перенос генов окажутся снятыми, мы смогли бы заметить радикальную
перемену в эволюционных процессах с точки зрения философии процесса или тёмной
экологии. Проще говоря, в процессе эволюции появится новая форма передачи генетической
информации, во многом напоминающая крупные эволюционные переходы прошлого.
|
Восстановление дикой природы, хотя оно и кажется маловероятным
в настоящее время, остаётся самым безопасным и наиболее моральным направлением
движения в будущее. Но, если предположить, что биотехнология становится всё
более и более вездесущей, неясно, как именно мы будем существовать в пост-естественную
эру. Многое будет зависеть от того, как мы управимся с усиливающейся угрозой
изменения климата, но, если долгосрочная тенденция человечества по управлению
природой получит продолжение, будущее, вероятно, окажется странным.
Генно-инженерные мышиные эмбрионы, коза марки BioSteel и флуоресцентная рыба
в Центре Пост-естественной Истории могут быть только началом. Однако, как указал
Гейл Дейвис, междисциплинарный исследователь из Эксетерского Университета, данный
музей странных существ «не предполагает восхваления этого технологического покорения
самой сущности жизни, и это не простое чувство неприятия. На самом деле это
– кропотливое изучение того, как можно было бы прожить эти жизни вместе».
ГЛУБИНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ Эта статья – часть серии
статей BBC Future о далёком будущем человечества,
задача которого – выйти из круга ежедневных новостей и раскрыть глаза
на наше текущее место во времени. Современное общество страдает от
«временного
истощения», как
однажды выразилась социолог Элиза Боулдинг. «Если ты постоянно выдыхаешься
мыслями, взаимодействуя с настоящим, не остаётся сил, чтобы вообразить
себе будущее» – написала она. |
Лорен Холт - исследовательница в Центре изучения экзистенциального риска в Кембриджском Университете. Она исследует воздействие человечества на биологическую комплексность и последствия воздействия технологии на экосистемы.
Присоединяйтесь к более чем миллиону фанатов будущего, ставьте
нам лайки в сети Facebook,
или следите за нами в Twitter или
Instagram.
Если вам понравился этот рассказ, оформите подписку
на информационный еженедельник под названием “If You Only Read 6 Things
This Week. Подборка очерков от BBC – будущее, культура, финансы и путешествия
– будет высылаться на ваш почтовый адрес каждую пятницу.
Оригинал статьи находится здесь