Восхищение, радостное удивление, неустанное желание познавать
дарит человеку извечная гармония мира камня.
Поражает природная огранка минералов. Совершенство и соразмерность форм, симметрия
кристаллов — секрет их очарования. Римский ученый Плиний Старший в середине
первого столетия новой эры писал о горном хрустале: «Почему он родится шестисторонним,
тому трудно найти причину, тем более, что концы его неодинаковый вид имеют,
и что гладкость боков его столь совершенна, что того никаким искусством произвести
невозможно». Более полутора тысяч лет спустя великий немецкий поэт и натуралист
И.-В. Гете сказал о кристаллах: «Гладкие столбики. Кто их гранил, блеск наводил,
на концах заострил?»
«Неужели они такие от природы?» — с восхищением восклицают при виде их дети
и многие взрослые посетители минералогических музеев и выставок уже в наши дни.
Да, от природы! В огненно-жидкой магме, в горячих струях растворов, сочащихся
сквозь трещины горных пород, в клубах газов и паров, вырывающихся из жерл вулканов,
происходит непрерывное движение частиц минеральных веществ. По мере подъема
расплавов, растворов или паров из земных недр, температура их постепенно снижается.
Там, где движения земной коры приводят к образованию трещин, резко падает и
давление. Так возникают благоприятные условия для рождения кристаллов: частицы
сближаются и, схваченные силами притяжения, замирают в наиболее устойчивых позициях,
симметрично и закономерно выстраивая строгий пространственный узор — кристаллическую
решетку. Именно она определяет четкую форму кубиков пирита, островерхих «башенок»
горного хрусталя, дымчатого кварца или аметиста, «столбиков» берилла.
Но не меньше, чем форма, восхищают и завораживают краски минералов: оранжевая
и красная, желтая и зеленая, голуЬая, синяя, фиолетовая... Лишь на мгновение
они расцветают в радуге, а в минералах сохраняются навечно. Невозможно перечислить
все оттенки красного, огнем полыхающие в рубине и гранате-пиропе, лиловатые
— в гранате-альмандине, розовые — в родоните. Красновато-золотые «солнышки»,
«стрелы», «волоски» рутила в горном хрустале, золотисто-желтый берилл-гелиодор,
лимонный «варц-цитрин — это лишь некоторые из многочисленных золотистых и желтых
камней. Еще богаче оттенками, еще приятнее для глаза зеленые камни. Хризопраз
— цвета яблочной мякоти, рисунчатый малахит — цвета летней листвы... И все же
нет радостней и прекрасней, чем зелень изумруда. Незаметными переходами связаны
зеленые камни с голубыми. Некоторая доля голубизны появляется в «медном изумруде»
— диоптазе. Еще голубее, лишь едва-едва зеленоватый, берилл-аквамарин. Словно
небо в зените, голубеет бирюза. От полдневной южной лазури до густой ночной
синевы мерцает звездочками пирита лазурит. Холодна «зимняя» синева прозрачного
сапфира. И, наконец, лиловые и фиолетовые камни — аметист и нежно-сиреневый
чароит замыкают радугу самоцветов. Есть еще дымчатый кварц, латунные пириты
и множество камней рисунчатых, переливчатых, искрящихся разноцветными бликами.
Но, пожалуй, наибольшее удивление вызывают пейзажные камни: «...мощные смелые
мазки природы на целых метрах сказочного камня, писавшей свои узоры в той замечательной
гармонии красок, которую знает только великая палитра природы», — говорил о
пейзажных яшмах академик А. Е. Ферсман.
У анонимного автора этих живописных шедевров не было кистей, его краски и линии
— живое дыхание природы, след прошедших геологических процессов. Самые красивые
яшмы, сложного рисунка, с выразительной красочной гаммой — свидетели длительной
истории, многократного преобразования и деформации. Едва ли уступят по красоте
яшмам несколько менее известные ландшафтные халцедоны и агаты, Подчас наш восхищенный
глаз не только открывает в них очертания дерева или морской волны, но с изумлением
угадывает фигуры животного, а то и человека.
К сожалению, эти замечательные творения природы невосполнимы. На их создание
уходят миллионы и миллионы лет. Поэтому для сохранения редких «цветов земли»
созданы минералогические заповедники и многочисленные музеи.
Кандидат геолого-минералогических наук Т. Б. ЗДОРИК
Сокращения: Тв — твердость по 10-балльной минералогической шкале Пл — плотность,
г/см3
|
ГОРНЫЙ
ХРУСТАЛЬ. ДЫМЧАТЫЙ КВАРЦ |
4. |
SiO2
Тв. 7,0 Пл. 2,6—2,63
Первоначально этот минерал был
назван по греческому слову «кристаллос» — лед. Полагая, что сходство
его со льдом не только внешнее, Аристотель писал: «Кристаллос рождается
из воды, когда она полностью утрачивает теплоту», и оттого-то — считал
он — хрусталь находят на вершинах гор. Лишь в XVIII веке физик Р. Бойль
развеял традиционную ошибку, доказав, что плотность льда и хрусталя
различна. Слово же «кристалл» стало со временем означать природные многогранники,
вначале только кварца, а потом и других минералов. Горный хрусталь —
это чистейший кристаллический кварц, совершенно бесцветный и прозрачный.
Кристаллы его — чаще всего стройные шестигранные островерхие столбики.
Самые крупные из них достигают 7—8 метров. Срастаясь, они образуют живописные
друзы. Помимо горного хрусталя в природе встречаются следующие разновидности
кристаллического кварца: фиолетовая (аметист), золотисто-желтая (цитрин),
розовая, дымчатая (раухтопаз), черная (морион). Образуется кварц в гранитах,
пегматитах, гидротермальных жилах. Чистые и прозрачные кристаллы горного
хрусталя, раухтопаза, мориона возникают лишь в полостях («камерах»,
«хрустальных погребах») хрусталеносных пегматитов, в минерализованных
трещинах горных пород — так называемых «альпийских жилах» и в пустотах
гидротермальных кварцевых жил.
Человек, судя по находкам археологов, использовал горный хрусталь, начиная
с каменного века. Сегодня чистые бездефектные кристаллы кварца — это
ценное пьезооптическое сырье, их используют также в ювелирном деле и
как коллекционный материал.
Фото Н. Князевой, М. Мезенцева
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
SiO2
Тв. 7,0 Пл. 2,65
Один из античных мифов гласит,
что богиня Диана превратила свою нимфу в аметист, чтобы спасти ее от
разгулявшегося Бахуса. Аметист в переводе с греческого — «непьяный».
Разновидность кварца.
Окраска природного аметиста, обусловленная вхождением в его кристаллическую
решетку ионов Fe3+, варьирует от красновато-фиолетовой (пурпурной) до
лиловой и голубовато-сиреневой. Распределяется она в кристалле неравномерно:
пятнами, зонами, параллельно граням.
Кристаллы этого минерала обычно короткие, призматические грани развиты
слабо и в огранке доминируют те, что формируют головку кристалла (ромбоэдры).
Нередки скипетровидные кристаллы, аметистовая головка которых словно
на «ножке» из дымчатого или молочно-белого кварца; другой тип выделений
аметиста — вытянутые, подобно обелискам, параллельно срастающиеся столбики.
Образуется минерал в хрусталеносных пегматитах, в низкотемпературных
гидротермальных и «альпийских» жилах, в миндалинах лав и даже в жеодах
среди осадочных карбонатных пород.
Используют аметисты в ювелирном деле. Несколько лет назад красивый аметист
научились получать искусственно.
Фото М. Мезенцева
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
Тв. 6,5—7,0 Пл. 2,7—2,8
Название минерала, по свидетельству
Плиния, связано с островом Топазиос (ныне о. Горный хрусталь с игольчатыми
или волосовидными включениями других минералов на Руси издавна называли
«волосатиком». Чаще всего вростки в кварце образует рутил — золотистый
или красновато-медный оксид титана («рутилус» по-латыни — «красноватый»).
Подобные камни известны давно: греки называли их «хризотриксами» — «золотыми
волосами». В XVIII веке полированный кварц с рутилом — с «волосами Венеры»
или «стрелами Амура» — вошел в моду в странах Европы.
Прямые иглы-«стрелы» рутила в горном хрустале или в дымчатом кварце
нередко сгруппированы в пучки или лучистые «звезды», изогнутые, тонкие,
распределены неравномерно. Каждое из таких включений — это единый вытянутый
так называемый «нитевидный» кристалл-«вискер» — «кошачий ус». Он отличается
высокой прочностью. Длина «стрел» достигает обычно нескольких сантиметров
(есть иглы рутила длиной до 15 см), а диаметр — от 0,5 до 50 мкм.
Образуется кварц-волосатик чаще всего в минерализованных трещинах горных
пород. Используют его как поделочный камень и коллекционный материал.
.Фото
Фото Н. Князевой, М. Мезенцева
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
SiO2
Тв. 6,5—7,0 Пл. 2,5
Название «халцедон» произошло
от древнегреческого города и торгового порта в Малой Азии, на Босфоре
— Халкедон. Этот один из распространенных минералов представляет собой
скрытокристаллическую разновидность кварца, иногда с небольшой примесью
воды. Он состоит из тончайших волоконец, расположенных радиально или
срастающихся параллельно. Такое строение минерала обусловливает его
вязкость и способность хорошо принимать полировку. Волоконца интенсивно
рассеивают свет, и потому собственно халцедон имеет голубовато-серую
окраску. Механические примеси цветных минералов в каналах и порах между
волокнами окрашивают разновидности халцедона в розовый или оранжевый
(сердолик), мясо-красный (карнеол), луково-зеленый (плазма), но чаще
желтовато-бурый цвет (сардер).
Кристаллизуется халцедон из низкотемпературных, скорее всего, коллоидных
растворов и образует в пустотах и трещинах горных пород корки, гроздьевые
и почковидные формы, а также заполнения миндалин в лавах. Хризопраз
— от греческих слов «хризос» — золото, «празис» — светло-зеленый. Это
красивый яблочно-зеленый халцедон, окрашенный сорбированными соединениями
никеля. Хризопраз возникает при выветривании никельсодержащих горных
пород-серпентинитов и заполняет в них трещины. Эти минералы используют
как поделочные и ювелирные камни.
Фото Н. Князевой
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
SiO2 · nH2O
Тв. 5,0—6,5 Пл. 1,9—2,3
Название происходит от санскритского
«упала» — «драгоценный камень», «сокровище». Благородный опал характеризуется
особым блеском и единственной в своем роде цветовой игрой: при каждом
повороте сквозь его молочную белизну просвечивают ярко-зеленые, малиновые,
золотисто-оранжевые, голубые или бирюзовые блики. В более редких — черных
опалах радужные «зайчики» играют на иссиня-черном фоне.
Состав минерала прост — это аморфный кремнезем с заметной примесью воды.
Секрет опалесценции благородных опалов был разгадан сравнительно недавно:
электронный микроскоп при увеличении в 20 000 раз позволил выявить,
что опал состоит из мельчайших глобул-шариков кремнезема диаметром в
одну десятитысячную миллиметра, причем они заполняют весь объем минерала
в виде правильной решетки. Внутренние рефлексы и дифракция лучей света,
проходящих сквозь слои шариков, вызывают световые эффекты — опалесценцию
минерала и радужную цветовую игру.
Образуется опал в районах действия вулканов, где множество горячих источников
и гейзеров вымывают кремнекислоту из вмещающих пород и вновь переотлагают
ее в трещинах и миндалинах вулканических лав. Причиной образования благородных
опалов могут быть также процессы выветривания горных пород, осадочных
и магматических, в частности пепловых вулканических туфов. Большие массы
опала (кроме благородного) возникают в процессе осадконакопления. Применяют
благородные опалы в ювелирных украшениях.
Фото М. Мезенцева
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
SiO2
Тв. 6,5—7,0 Пл. 2,5
Название происходит от реки Ахатес
(ныне Дорило) в Сицилии, Есть и другое толкование: «агатес» по-гречески
— «счастливый». Удивительна гармония цветовых оттенков, которой природа
одарила этот камень. Образуются агаты в миндалинах вулканических пород
— пустотах, оставшихся в лавах и туфах от заключенных в них газовых
пузырей. Миндалины заполняются желеобразным коллоидальным кремнеземом
(гелем), при раскристаллизации которого возникают ритмично повторяющиеся
слои тонковолокнистого халцедона и белого кварцина — разности кремнезема
более грубого сложения. Тончайшие волоконца халцедона словно сети удерживают
точечные включения пигмента и бывают окрашены в серые, розовые, коричневатые
и другие тона.
Белые слои кварцина подчеркивают строение миндалин и создают рисунок
агатов, всегда сходный, но никогда не повторяющийся, ведь каждая миндалина
— свой микромир. Нередко в центре миндалины, в пустотке, присутствуют
мелкие кристаллики аметиста или кварца.
Самые причудливые по рисунку агаты — пейзажные (ландшафтные). Сюжеты
их создаются за счет включения в агат волокон халцедона, дендритов оксида
марганца, мельчайших листочков хлорита и других зеленых минералов. Не
меньшее восхищение вызывают агаты, таящие смутные образы сказочных существ.
Такие картины щедро дарит нам удивительный камень агат, но, конечно
же, в сочетании с нашей собственной фантазией. Агат — поделочный и коллекционный
камень, но его применяют и в точных измерительных приборах.
Фото Н. Князевой, А. Ресовского
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
Тв. 5,5
Название камня возникло, вероятно,
на Востоке; об этом свидетельствуют такие его названия, как персидское
— «яшм», древнегреческое — «яспис», древнееврейское «яшпей», греческое
«ятро» — исцеляю. «Я не знаю другого минерального вида, который был
бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением
чистого синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную
картину», — писал крупнейший советский ученый академик А. Е. Ферсман.
Своеобразны пейзажные яшмы: в полированных штуфах раскрываются подчас
самые неожиданные ландшафты — от тончайших по колориту осенних пейзажей
до таких поразительных картин, как «корабль во льдах». Происхождение
яшмы трактуется неоднозначно: этим термином объединена большая группа
измененных осадочных и вулканогенно-осадочных кремнистых пород, близких
по химическому составу, но возникающих различными путями. Мельчайшие
зерна кварца и часто остатки кремнистых раковинок радиолярий, а также
примеси красящего пигмента — как правило, оксидов железа или марганца
— цементируются в яшмах кварцем либо халцедоном. К яшмам иногда относят
и древние измененные вулканические лавы — порфиры, столь же хорошо полирующиеся,
как и настоящие яшмы (такова ревневская «яшма» Алтая). Несравненное
богатство палитры и фантастическое разнообразие рисунка камня, его превосходные
физические свойства — твердость, прочность, способность принимать полировку
— в сочетании с крупными размерами и большими запасами сделало яшму
непревзойденным поделочным и декоративным камнем. Применяют ее и в лабораторной
технике.
Фото Н. Князевой
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
Тв. 5,5—7,0
«Кремнос» по-гречески — «скала»,
«утес», вероятно, от этого слова образовано и название кремня. Существует
и другое предположение: «кремара» по-латыни «сжигать». Свойство кремня
давать искру при ударе использовали еще в каменном веке.
По составу кремень — это агрегат кварца, халцедона и опала в разных
соотношениях, окрашенный оксидами железа или марганца и часто содержащий
примесь карбонатов. Палитру рисунчатого кремня, выдержанную в коричневых
и желтовато-серых тонах, оживляют вишневые, фиолетовые, зеленоватые
пятна и полосы. Нередко распределение тонов и полутонов полосчатое или
концентрически-зональное. Такие кремни похожи на агаты, отличаясь от
них непрозрачностью и густой окраской.
Кремни очень прочны; их осколки имеют острые режущие края. Образуются
кремни в осадочных породах, как правило, в меловых известняках, доломитах
или мергелях. Они слагают небольшие пропластки или — чаще — конкреции
неправильной причудливой формы до полуметра в поперечнике («журавчики»).
Вероятно, материалом для них послужили остатки организмов древних морей:
спикулы морских кремневых губок, скелеты одноклеточных организмов —
радиолярий и остатки мельчайших водорослей — диатомей. Кремень — красивый
декоративный камень. Благодаря сравнительно высокой твердости его используют
как абразив (по дереву и коже). Кремневые плитки применяют в керамической
промышленности для облицовки шаровых мельниц, в которых с помощью кремневых
галек размалывается кварц-полевошпатовая масса.
Фото Н. Князевой
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|
|
CaSO4 · 2H2O
Тв. 2,0 Пл. 2,2—2,4
Название произошло от древнегреческого
«гипсос» (так обозначали сам минерал и продукты его обжига).
Гипс — белый, часто бесцветный и прозрачный минерал, но иногда встречается
серый, желтоватый, коричневатый и даже черный. Есть в пустыне свои цветы
— вспыхивающие по весне и тотчас гаснущие тюльпаны, есть свои животные
— ящерицы и змеи, ушастые тушканчики и лисы... Есть и свои особые минералы.
И среди них таинственные, только здесь «расцветающие» «розы пустыни»
— своеобразные сростки гипса, водного сульфата кальция.
Гипсовые «розы» возникают на соляных озерах — шорах, под слоем песка.
Гипс и часто сопровождающая его поваренная соль — минералы, образующиеся
в результате испарения воды, как продукты кристаллизации минеральных
солей, находившихся в растворе. Поднимаясь к поверхности, эти рассолы
и растворы фильтруются сквозь поры между песчинками, захватывая их.
Пластинчатые кристаллы гипса спирально нарастают один на другой и изгибаются,
словно лепестки роз. В других условиях кристаллизации гипс приобретает
иной облик: это либо полупрозрачные кристаллы — «марьино стекло», либо
агрегаты: волокнистый с шелковистым блеском «селенит» и белый тонкозернистый
«алебастр». Применяют гипс для статуэток, различных поделок, а также
в оптике, в строительном деле и других областях. «Пустынные розы» высоко
ценятся коллекционерами как эффектные декоративные образцы.
Фото Н. Князевой
«Удивительное
в камне». © «Планета», 1985. 24/8а-5478. 120 тыс. 3 коп. 3. 524. КПК
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ
|