Шелкопряды за работой
Если исключить тутового шелкопряда, способность прясть шелк мы обычно ассоциируем с пауками; их паутина хорошо нам знакома: она встречается в течение всего лета в травостое самых различных растений и всегда досаждает нам в домах и подвалах. Но, оказывается, прясть шелк способны многие насекомые; некоторые, как мы видели в предыдущем приключении, используют шелк, чтобы связывать листья для укрытия. Другие делают из него выстилки, трубочки и чехлики различной формы. Щелк, который прядут насекомые, выделяется чаще всего головными шелкоотделительными железами; они имеют удлиненную и извилистую форму и открываются в непарный выводной проток на нижней губе. Это видоизмененные слюнные железы — название, применяемое к различным железам, открывающимся поблизости рта. У некоторых насекомых шелк выделяется мальпигиевыми сосудами. Разные виды насекомых прядут различное количество шелка; в зависимости от этого определяется степень использования насекомого для получения шелка.
Рис. 120. Гусеница парусника троила на пленке шелка. |
Некоторые насекомые, например личинки, строящие паутиновые гнезда, прядут из шелка плотную пленку. Прикрепленная к нижней поверхности листа, она служит временным укрытием. Личинка парусника троила прядет такую пленку в сложенном листе, но настоящим листовым вертуном ее назвать нельзя, так как она не складывает лист (рис. 120). Другие насекомые прядут большие шелковистые или паутинные гнезда. Их часто называют коконопрядами и строителями гнезд — это образно характеризует их навыки. На самом деле эти насекомые скрепляют листья, так как их большие шелковистые гнезда, или тенты, соединяют много листьев. Искусные мастера — бабочки-листовертки. Личинки, отродившиеся из отложенных кучками яиц, нападают на раскрывающиеся почки и начинают скреплять листья. Иногда они в начале своей работы свертывают отдельные листья, но результат одинаков — большое шелковистое гнездо, в котором скреплено много листьев. Последние в конце концов отмирают и буреют, образуя неряшливую сплошную массу. Отсюда название — уродливогнездая листовертка. Постарайтесь исследовать гнездо (рис. 121), до того как листья побурели, и вы найдете в нем либо личинок, либо куколок, так как личинки окукливаются внутри гнезд. Однако путь из гнезд наружу прокладывается заранее, что значительно облегчает вылет бабочек.
Рис. 121. Гнездо бабочки-листовертки уродливогнездой. |
Рис. 122. Шелковый тент гусеницы коконопряда. |
В отличие от гусениц листоверток гусеницы коконопрядов не используют листья
(рис. 122), а прядут свои тенты, так сказать, в чистом виде. Отродившись
из яиц, гусеницы видов, живущих сообществами, сначала питаются на нераскрывшихся
почках, а позднее — на распускающихся листьях. Иногда они делают гнездо там,
где была отложена кладка яиц, — на побеге или ветке, но чаще переселяются
по ветке вниз, по направлению к стволу дерева, пока не дойдут до большого
развилка, где и начинают прясть гнездо. В результате в развилке появляется
натянутая паутиновая ткань, нередко достигающая значительных размеров — до
60 сантиметров в длину.
Гусеницы ежедневно покидают гнездо, чтобы питаться. Во время этих вылазок
они передвигаются по более или менее определенным «дорожкам», хорошо заметным
благодаря шелковым нитям по всему пути следования.
Рис. 123. Гнездо американской белой бабочки. |
За гусеницами наиболее интересно наблюдать с момента их отрождения и до
тех пор, пока они не покинут гнезда в поисках подходящего места для окукливания.
Ранней весной найдите кладку яиц и систематически наблюдайте за ней. Однажды
в теплый день вы увидите, что личинки дружно, как будто по сигналу, появились
из яиц. Некоторое время братья и сестры теснятся кучкой на пустой, покинутой
ими яйцекладке, пока не приобретут нормальную, вытянутую форму тела: ведь
большую часть зимы они жили в очень тесном пространстве яйца. Затем гусеницы
переползают к ближайшим почкам за своей первой пищей, и по мере передвижения
каждая выпускает шелковистую нить. Большая часть их личиночного существования
проходит в питании и в шелкоотделении. После еды они собираются вместе кучкой
и раскачиваются из стороны в сторону, не переставая при этом прясть шелк.
Направляясь на новое место кормежки, гусеницы прядут нити в таком количестве,
что в конце концов вся кора дерева покрывается нежными, шелковистыми коврами.
Интересно было бы отмечать, на сколько увеличиваются изо дня в день размеры
гнезда и как это увеличение связано с количеством гусениц в колонии. Можно
провести наблюдения даже за двумя колониями, сравнивая увеличение размеров
их гнезд. Если оно не одинаково, попробуйте доискаться причины. Это или разница
в количестве гусениц, в запасах пищи, или такие факторы, как температура,
свет и другие условия, зависящие от местоположения растения, на котором питаются
гусеницы.
Большие шелковистые гнезда гусениц можно найти весной, поздним летом и ранней
осенью. Подобные гнезда появляются на различных деревьях, и можно даже предположить,
что появилось второе поколение гусениц коконопрядов. Однако, внимательно
рассмотрев эти гнезда, мы увидим, что их ткань гораздо реже, хотя тоже покрывает
все листья. Их делают личинки насекомого, называемого американской белой
бабочкой' (рис. 123). Окраска их весьма разнообразна. Бабочки также не одинаковы
— в этом можно убедиться, вырастив их из гусениц.
Знакомимся с насекомыми — создателями чехлов
Многие насекомые используют свой шелк иначе: они не связывают листьев, не делают паутинного гнезда, а строят шелковистые трубки или связывают в трубки различные материалы. Эти трубки называются чехликами, а сами насекомые — чехликовыми молями. Некоторые строители чехликов повсюду носят их с собой и называются поэтому чехлоносками. Существует всего несколько видов чехлоносок, но ни один из них фактически не носит чехла всю жизнь: когда наступает время окукливания, они прикрепляют свои чехлики к какой-нибудь опоре. Обычно чехлы цилиндрические, но могут иметь и другие, самые разнообразные формы.
Рис. 124. Чехол листовой яблонной огневки. |
Некоторых насекомых называют «сминателями» листьев: они собирают листья
в комки и сминают, делая из них сильно изогнутые конусообразные трубки, узкие
на закрытом конце и значительно расширенные на открытом. Трубки эти обычно
большие, и их легко заметить. Личинки живут внутри трубок и питаются соседними
листьями, одновременно стягивая и связывая их шелковыми нитями. За это их
называют также «связывателями» листьев. По существу, навык делать чехол объединяется
с навыками свертывать и складывать лист, так как во всех этих случаях проявляется
способность насекомого прясть шелк.
Типичным представителем огневок, сминающих листья, является листовая яблонная
огневка — распространенные и довольно многочисленные насекомые. Личинки делают
чехлы в форме рупора и покрывают их черными выделениями (рис. 124). Перед
самым концом лета листья собираются в заметные скопления, в которых спрятаны
шелковистые чехлы. Зимой поищите на яблоне, сливе или вишне увядшие, смятые
листья, — возможно, вам попадутся чехлы, занятые личинками, и, разглядев
один из них, вы поймете, как он «сконструирован».
Тонкие шелковистые трубки (рис. 125), облепленные илом, частичками песка
или растительным материалом, — жилище личинок различных комаров-дергунов,
или звонцов. Эти трубки прикрепляются к растениям или многочисленными колониями
располагаются на дне водоемов. Их можно собрать в луже, в подстилке из опавших
листьев, или зачерпнув миской немного ила со дна пруда и дав «улову» постоять
два-три часа: края миски наверняка покроются сетью трубок. Личинки мошек
делают чехлики в форме сапога (рис. 126) и в них окукливаются. Эти куколочные
чехлики легко найти: на скалах в быстрых потоках холодной воды они образуют
хорошо заметные золотистые налеты.
Рис. 125. Трубки личинок комара-дергуна.
Некоторые насекомые, обитающие в муке грубого помола и в первосортной муке,
такие, как огневки мучная, амбарная, южная и мельничная, строят трубки из
частичек муки, которые скрепляют прядями шелка. Может быть, вы видели на
лугу или пастбище, как маленькие бабочки-огневки внезапно взлетают и опускаются
на стебли травы, располагаясь параллельно стеблю; их крылья при этом плотно
обернуты вокруг тела (рис. 127). Личинки строят шелковистые трубки, используя
частицы земли и растительного материала. Поскольку трубки расположены у самой
поверхности земли или даже под землей, найти их нелегко.
Необычный чехол делает кувшинковая листовая огневка, часто встречающаяся
в спокойной воде среди желтых и белых кувшинок: она откусывает два кусочка
от плавающего листа кувшинки (длина каждого приблизительно 2,5 сантиметра)
и скрепляет их края прядями шелка (рис. 128). Иногда гусеница откусывает
один кусок и прикрепляет его к нижней поверхности того же самого плавающего
листа кувшинки. Чехол расположен под водой и наполнен водой, но у гусеницы
есть жабры. Близкий ей вид огневки, лишенный жабр, строит примерно такой
же чехол, а для дыхания использует окружающие его пузырьки воздуха и, возможно,
кислород, выделяемый кусочками зеленого листа, которые составляют чехол.
Рис. 126. Чехол мошки. |
Рис. 127. Бабочка бродячей огневки. Ч — ее чехол. |
Рис. 128. Гусеница и чехол кувшинковой огневки. |
Очень интересен чехол кленовой чехлоноски. Гусеница вырезает овальный кусок кленового листа, помещает его к себе па спину и прикрепляет по краям шелковыми нитями (рис. 129). Это и есть дом, в котором она живет. По мере того как гусеница питается и растет, дом становится тесным. Тогда она выходит за край чехла, вырезает новый овальный кусок, немного больше, чем первый, и прикрепляет его к внешним краям меньшего куска. Затем переворачивает чехол так, что прежний, меньший, оказывается на листе, а больший — на спине. Затем больший прикрепляется к листу. Гусеница располагается между двумя чехлами и питается, высовывая голову наружу и выедая участки листа, до которого она может добраться, не покидая своего убежища. Съев все, до чего можно было достать, гусеница отделяет чехол от листа и несет его на спине на новое место. Такая передвигающаяся гусеница похожа на маленькую черепаху. Личинка может менять место несколько раз; лист, на котором она питалась, покрывается рядами овальных отверстий и кольцеобразных пятен — там, где зеленая ткань листа разрушена. Мы уже видели, что, когда старый чехол становится тесным, личинка вырезает новый овальный кусок, немного больше первого и притом вокруг старого чехла. Казалось бы, она рубит сук, на котором сидит. Попробуйте выяснить, как насекомое избегает подобной катастрофы.
Рис. 129. Чехол кленовой чехлоноски. |
Рис. 130. Чехол яблонной чехлоноски. |
Интересна форма некоторых чехлов: например, чехол яблонной чехлоноски похож
на трубку (рис. 130); чехол западной чехлоноски сигарообразный (рис. 131).
Делаются они из шелка, пушка с листьев и экскрементов. Названные насекомые
являются вредителями яблони, на листьях которой обычно и встречаются их чехлики.
Очень своеобразные чехлы делают также бабочки-мешочницы (рис. 132). Гусеницы
откусывают кусочки коры и вделывают их в подбитые шелковой тканью убежища,
которые они затем укрепляют еще и кусочками листьев. Гусеницы повсюду носят
с собой свои чехлики, до тех пор пока не закончат рост. Затем они прикрепляют
чехлики к веточке и окукливаются внутри них. Существует несколько видов бабочек-мешочниц;
наиболее известна мешочница поденкоподобная. Она питается на многих деревьях,
но предпочитает виргинский можжевельник и восточную тую. Ее чехол имеет около
5 сантиметров в длину, найти его можно в течение всей зимы. Внутри чехла
лежат яйца, отложенные самкой. Однако некоторые чехлы оказываются пустыми:
в них развивались гусеницы, давшие самцов.
Настоящие моли часто досаждают нам. Гусеницы моли, известной под названием
шубной, прядут цилиндрические чехлы из шелка и кусочков материи, на которой
они живут (рис. 133). Поместите несколько гусениц в закрытую банку, содержащую
немного материи, которой они питаются, и понаблюдайте с помощью лупы, как
они расширяют свои чехлы по мере роста.
|
||
Рис. 131. Чехол западной чехлоноски. |
Рис. 132. Зимний чехол мешочницы поденкоподобной. |
Рис. 133. Чехол шубной моли. |
Наблюдаем за процессом производства бумаги
Некоторые насекомые умеют делать бумагу, и настолько прочную, что она не боится ветра и дождя. Осы обыкновенные (рис. 134), яркоокрашенные насекомые, хорошо известные всем, соскабливают со старых подгнивших от непогоды заборов или досок кусочки дерева и превращают их в бумагу, которую используют для постройки гнезд. Обычно осы строят их в углублениях в земле, расширяя по мере необходимости, но иногда — в пнях или под каким-нибудь предметом, лежащим на земле. Эти осы не любят, чтобы их тревожили, поэтому не советуем наблюдать за ними во время постройки гнезда. Однако по наступлении холодов, когда хозяева улетают, мы можем рассмотреть, как устроено гнездо.
Рис. 134. Оса обыкновенная. |
Бумага, послужившая «строительным материалом», коричневатая и сделана из
кусочков подгнившего дерева, которые насекомые превращают в бумажную массу,
мешая со слюной. По крайней мере так считалось до сих пор, пока некоторые
наблюдательные люди не обнаружили, что осы используют и готовую бумагу, особенно
картонные афиши, кусочки которых они тоже пережевывают и смешивают со слюной.
Постройка гнезда начинается с закладки сотов, которые состоят из нескольких
шестиугольных ячеек, открытых снизу. Центр каждого сота прочно крепится к
осевому стержню, сделанному также из бумаги. Этим стержнем гнездо прикрепляется
к крышке, закрывающей углубление, если гнездо построено в земле, или к нижней
поверхности лежащего предмета. Затем соты покрываются слоями, составленными
из маленьких трубчатых секций, заходящих одна за другую, причем каждая соединена
краями с секцией, расположенной ниже.
По мере того как колония ос увеличивается, они расширяют гнездо, добавляя
новые соты и срезая изнутри бумажные покрытия. Осы могут также увеличивать
размеры сотов, наращивая их по краям. Вместо срезанных слоев снаружи строятся
новые. В результате постройки таких чередующихся сотов и слоев к концу лета
образуется довольно большое гнездо. Исследовав такое гнездо, вы обнаружите,
что ячейки более поздних сотов крупнее, чем сотов, построенных раньше. Дело
в том, что в меньших сотах весной развиваются рабочие особи, которые продолжают
строительство и поддерживают жизнь гнезда до самого конца лета, когда выкармливаются
уже самки и самцы. А эти особи крупнее, им нужны большие ячейки. Когда самки
и самцы становятся половозрелыми, происходит спаривание и делаются запасы,
чтобы поддерживать жизнь вида зимой.
|
|
Рис. 135. Гнездо пятнистой осы. |
Рис. 136. Пятнистая оса. |
Очень большие, свешивающиеся с ветвей деревьев и кустов бумажные гнезда
строит пятнистая оса (рис. 135). Это довольно большое насекомое черного цвета
с белым пятном на лицевой стороне головы (рис. 136). Ее гнезда сходны по
конструкции с гнездами ос обыкновенных, правда, бумага выделывается сероватая,
но зато она плотнее, и поэтому оболочка составлена из больших листов, а не
из маленьких секций, как в гнездах ос обыкновенных. Иногда используется только
один лист. Эти гнезда настолько крепки, что не боятся дождя, снега и ветра
и хорошо переносят зиму.
Гнезда, изображенные на рис. 137, вы, наверное, видели: они висят под карнизами
зданий, на чердаках, в амбарах и сараях. Их делают осы-полисты (рис. 138)
— насекомые, окрашенные в однообразный коричневый цвет. Гнездо состоит из
одного сота без крышки и похоже на открытый бумажный зонтик без ручки, подвешенный
за верхний конец. Эти осы не такие злые, как их собратья: вы можете подойти
к соту довольно близко и наблюдать за ними во время работы, если сумеете
сделать это достаточно осторожно, чтобы не напугать их. Изучив жилое гнездо,
вы увидите, что почти каждая открытая ячейка содержит белое яйцо или округлую,
маленькую, с мягким телом личинку. Закрытые ячейки содержат куколок в разных
стадиях превращения. Личинка висит вниз головой; на месте ее удерживает липкий
диск, расположенный у заднего конца тела; потом голова личинки увеличивается
и полностью закрывает отверстие ячейки.
Рис. 137. Гнездо осы-полиста. |
Рис. 138. Оса-полист. |
О личинках постоянно заботятся рабочие осы: вначале они кормят их сахаристым нектаром цветов и соками плодов; позднее пища становится более существенной — мягкие части гусениц, мух, пчел и других насекомых, предварительно пережеванные осами.
Слышим музыку и выясняем ее происхождение
Наверно, все слышали летней ночью пение полевых сверчков. Петь могут только
самцы — самки не способны производить звуки. Одно время думали, что самцы
стрекочут, чтобы привлечь самок, но на самом деле оказалось, что самки
не удостаивают вниманием их серенады.
Лучший и единственный способ выяснить, как стрекочут сверчки, — расположившись
поближе, понаблюдать за одним или двумя самцами (их можно отличить от
самок по отсутствию яйцеклада). Между прочим, сверчки быстро становятся
ручными;
держат их в большой банке, или в террариуме из цветочного горшка с ламповым
стеклом, или в аквариуме, куда насыпано немного почвы. Кормить их надо
кусочками дыни и других фруктов, салатом-латуком, размоченным хлебом
и обязательно
давать им немного костяной муки, иначе они будут поедать друг друга.
Рис. 139. Стрекочущий самец сверчка. |
Рис. 140. Переднее крыло самца сверчка. СЖ — стрекотательная жилка;
СК — стрекотательный кантик; 3 — зеркальце-резонатор |
Когда самец стрекочет, мы видим только, что он поднимает свои надкрылья
под углом 45° (рис. 139) и трет их друг о друга. На самом деле все гораздо
сложнее. Рассмотрев через лупу одно из надкрылий, вы обнаружите, что жилки
образуют специальную систему, которая служит рамой для мембраны крыла, натянутой,
как кожа на барабане, и являющейся резонатором. Заметьте также, что у основания
крыла расположена толстая поперечная жилка, покрытая поперечными рубцами;
она называется стрекотательной жилкой (рис. 140). На внутреннем крае крыла,
у его основания, найдите твердый участок — стрекотательный кантик. Сверчок
издает звуки, проводя стрекотательным кантиком нижнего надкрылья по стрекотательной
жилке (рис. 141) перекрывающего надкрылья. Мы можем произвести подобный звук,
водя пилочкой по краю жестяной банки.
Поскольку надкрылья являются отличными резонаторами (тимпанальными органами)
и дрожат, когда производится звук, окружающий воздух начинает колебаться,
создавая таким образом звуковые волны, которые распространяются на значительное
расстояние. Интересно отметить, что сверчок может чередовать надкрылья, то
есть использовать одно надкрылье как стрекотательный кантик, а другое — как
стрекотательную жилку, и наоборот. Это уменьшает изнашивание звуковых органов.
Рис. 141. Часть стрекотательной жилки. |
Рис. 142. Передняя нога сверчка. ОТО — отверстие тимпанального органа. |
Звукопроизводящий аппарат был бы бесполезен для сверчков, если бы они не
могли слышать звуков. Могут ли насекомые слышать — довольно спорный вопрос,
хотя, по-видимому, некоторые из них обладают слухом. Мы можем доказать это
на тех же сверчках. Поместите самца в маленький проволочный садок (приблизительно
7 сантиметров в диаметре), сделанный из очень мелкой сетки, закройте одну
его сторону бумагой и поставьте садок на стол. В небольшую картонную коробку
с несколькими маленькими отверстиями для воздуха поместите самку. В тот момент,
когда самец начнет стрекотать, выпустите самку на стол со стороны, где находится
бумажная стенка, которая окажется таким образом между ней и самцом. Самка
тотчас же начнет двигаться по направлению к самцу, хотя он совершенно скрыт
от нее. Останови он свое стрекотание — и самка не будет знать, в каком направлении
ей двигаться, и в конце концов остановится. Как же сверчки слышат? Найдите
на голени передней ноги маленькое белое дискообразное пятно, отверстие тимпанального
органа (рис. 142) — это и есть «ухо».
Самцы кузнечиков (рис. 143) производят звуки в основном таким же способом,
как и самцы сверчков. Однако кузнечики-музыканты — левши: стрекотательная
жилка есть у них только на левом крыле (рис. 144). Стрекотательная жилка
состоит приблизительно из 55 зубцов. Для того чтобы стрекотать, насекомое
сначала немного раскрывает надкрылья, а затем постепенно закрывает их. По
мере того как они закрываются, стрекотательный кантик щелкает по зубцам,
производя в быстрой последовательности от двадцати до тридцати резких «тикающих»
звуков.
Рис. 143. Кузнечик. |
Рис. 144. Часть крыльев самца кузнечика. СК — стрекотательный кантик;
СЖ — стрекотательная жилка. |
Обычное наше саранчовое, травянка, производит звук трением задних ног о внешнюю поверхность передних крыльев. Бедра ног (рис. 145) снабжены рядком стрекотательных бугорков (рис. 146), образующих стрекотательную кромку, которая трется о выпуклые жилки крыльев. Два крыла и бедра составляют пару похожих на скрипку органов: утолщенные жилки соответствуют струнам, мембрана крыла — футляру инструмента, а стрекотательная кромка бедра — смычку. Когда насекомое собирается «играть», оно принимает почти горизонтальное положение и, поднимая сразу обе задние ноги, трет бедра о внешнюю поверхность крыльев. Кобылка каро-линская, хорошо известное насекомое, встречающееся летом на полях, лугах и обочинах дорог, издает потрескивающий звук во время полета или паря в воздухе и потирая задние крылья о передние. Там, где крылья накладываются одно на другое, возникает громкий и далеко не музыкальный звук.
Рис. 145. Бедро травянки. |
Рис. 146. Стрекотательныо бугорки травянки. |
Звук, возникающий в результате трения одной части тела о другую, мы называем стрекотанием. Органы, производящие такие звуки, найдены у очень многих насекомых; они сильно различаются по форме и местоположению на теле. У некоторых жуков они расположены на голове. Водяные клопы-гребляки и клопы-гладыши производят щелкающие звуки, потирая передние ноги о свои хоботки. Бабочки некоторых бражников могут издавать звук трением щупиков о хоботок. Жук-древогрыз темный (рис. 147) трет своими передними ногами о выступ у заднего угла первого грудного сегмента. Хорошо знакомые многим жуки-щелкуны (рис. 148) производят звук при помощи острого отростка, расположенного на нижней поверхности тела. Отросток этот входит в желобок на брюшной поверхности среднегруди. Соединение между переднегрудью и среднегрудью у щелкунов более гибкое, чем у большинства насекомых. Когда переднегрудь изгибается вверх, ее отросток скользит по острой кромке на переднем крае среднегру-ди и производит щелкающий звук.
|
|
Рис. 147. Жук-древогрыз темный. |
Рис. 148. Жук-щелкун. ОП — отросток переднегруди. |
Вы легко можете наблюдать все это, положив жука-щелкуна на спинку. Он тотчас же подпрыгнет вверх, изгибая свое тело и резко выпрямляя его. Когда жук подпрыгивает, он поворачивается правым боком вверх, издавая характерный щелкающий звук, и приземляется на ноги.
Рис. 149. Звукопроизводящие органы личинки пассалюса. Б — бедро; СЖ — стрекотательная жилка; ЗН — задняя нога. |
Обычно звуки издают взрослые насекомые, но личинки некоторых насекомых также производят слабые звуки. Самый интересный пример — личинка сахарного жука — пассалюса рогатого. Загляните в гниющее дерево, и вы наверняка найдете там и взрослого жука и личинку. При изучении личинки может показаться, что у нее только четыре ноги, но если вы посмотрите внимательно, то увидите, что и задние ноги есть, но они крошечные и видоизменены в орган, производящий звук трением. Вы увидите также, что каждый тазик средних ног покрыт рядком тонких поперечных складок. Для того чтобы произвести звук, личинка трет задние ноги об эти складки (рис. 149).
Еще о том, как производятся звуки
Как мы видели в последнем приключении, некоторые насекомые производят звук
трением одной части тела о другую. Однако ряд насекомых создают звуковые
волны вибрацией крыльев. Жуки точильщика пестрого производят слабый тикающий
звук, ударяясь головами о стенки своих ходов. Различные щелкающие звуки
издают некоторые личинки, которые сверлят дерево, прогрызая себе путь
через твердую
древесину. Крошечные жуки-капюшонники производят звук, слышный на расстоянии.
Однако звуки, издаваемые этими насекомыми, являются случайными; специальные
звуковые органы у них отсутствуют. Мухи и некоторые другие насекомые
производят звуки при помощи дыхалец — наружных отверстий дыхательной
системы. Позади
каждого дыхальца расположена мембрана, которая вибрирует во время дыхания.
Таким способом издают звуки пчелиная матка, синяя муха и хрущ. Этих насекомых
обычно называют барабанщиками, так как звук производится вибрирующей
мембраной. Классический барабанщик в мире насекомых — цикада (рис. 150);
ее звуковые
органы считаются самыми сложными в животном царстве. У различных видов
цикад части звукового аппарата несколько отличаются, но в основном он
устроен следующим
образом: у самца на нижней стороне третьего грудного сегмента имеются
две большие пластинки, которые называются крышечками, — их очень легко
увидеть
и даже можно слегка приподнять. Каждая крышечка служит заслонкой — покрывает
пару полостей, содержащих звуковые органы, — и, очевидно, является предохранительным
покрытием. Различаются брюшная и боковая полости. В боковой полости расположена
перепонка — вибрирующая (тимпанальная) мембрана звукового органа; в вентральной
полости — две мембраны: складчатая и так называемое «зеркальце» (рис.
151). Внутри тела — большая воздушная камера, которая сообщается с наружной
стороной
через пару дыхалец.
Звук производится быстрой вибрацией тимпанальной мембраны, приводимой
в движение мускулами. Две другие мембраны усиливают звук, а воздух в
воздушной
камере
действует как резонатор. Другими словами, вибрация тимпанальной мембраны
передается складчатой мембране и «зеркальцу» воздухом в воздушной камере
почти так же, как звуки скрипки вызывают вибрацию струн пианино.
В предыдущем приключении мы уже выяснили, что некоторые насекомые обладают
слухом. Некоторые, но не все. Самки сверчка-трубачика, например, не имеют
ушей и не слышат звуков, издаваемых самцами. Однако большинство насекомых,
по-видимому, имеют нечто вроде органа слуха (вспомните «ухо» самки сверчка).
Эту функцию выполняют усики самца комара, возможно, и муравья, а также
дневных и ночных бабочек. Звуковые колебания могут улавливать волоски
некоторых гусениц,
хвостовые придатки американского таракана.
|
|
|
Рис. 150. Цикада. |
Рис. 151. Звуковые органы цикады. Д — дыхальце, БП — боковая полость;
ВМ — вибрирующая мембрана; СМ — складчатая мембрана; 3 — зеркальце; Кр
— крышечка. |
Рис. 152. Нога кузнечика. З — зеркальце. |
Найдите скопление питающихся гусениц коконопрядов и понаблюдайте за их реакцией
на резкий звук (громкий крик или удар одного
куска дерева о другой). Покров тела гусеницы сравнительно тонок и может воспринимать
бесчисленное количество звуков.
Мы видели, что у сверчков тимпанальная мембрана уха находится на голени передних
ног. Подобные органы находят и на передних ногах кузнечиков (рис. 152) и
термитов. У кузнечиков «зеркальце» тимпанального органа овальной формы и
хорошо видно; у сверчков и термитов оно находится внутри ноги и только две
маленькие щели видны на поверхности. Воздух уравновешивается на обеих сторонах
мембраны специальными каналами, которые идут через центр ноги и открываются
на верхушке груди. По действию они весьма сходны с нашими евстахиевыми трубами.
У саранчовых большие и заметные «зеркальца» расположены на первом брюшном
сегменте (рис. 153). У водяных клопов-гребляков, водяных скорпионов, клопов-плавтов
и у многих дневных и ночных бабочек они расположены на груди. Посмотрите,
сможете ли вы найти их. Вибрирующая мембрана сама по себе не имеет значения;
чтобы звук был воспринят, колебания мембраны должны передаваться в нервную
систему, воздействуя на воспринимающие образования, называемые хордотональными
органами, которые состоят из палочек нервов и нервных окончаний. Аппарат
этот сложен, но его основой является элемент-палочка (похожая на деревянный
гвоздь), находящаяся в трубчатом нервном окончании (рис. 154), связанном
или не связанном с особым «зеркальцем».
Рис. 153. Вид саранчового сбоку (крылья и ноги удалены, чтобы показать
зеркальце). 3 — зеркальце. |
Рис. 154. Простой хордотональный орган. |
Предисловие ........................................................................................................................................................
4
Вступление ...........................................................................................................................................................
8
Приключение 1. ИЩЕМ ЯЙЦА — И УДИВЛЯЕМСЯ СВОИМ
НАХОДКАМ ............................................. 9
Приключение 2. КАК НАСЕКОМЫЕ ОТКЛАДЫВАЮТ
ЯЙЦА И НЕКОТОРЫЕ ИХ
СТРАННЫЕ ПОВАДКИ ПРИ ЭТОМ ...............................................................................................................
14
Приключение 3. КАК НАСЕКОМЫЕ ПИТАЮТСЯ .......................................................................................
21
Приключение 4. НАБЛЮДАЕМ НЕОБЫЧНЫЙ ПРОЦЕСС
..........................................................................
26
Приключение 5. СТАНОВИМСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ ЧУДА
............................................................................
30
Приключение 6. ЛЕОПАРД НЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ
СВОИ ПЯТНА, НО ДРУГИЕ
ЖИВОТНЫЕ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, МОГУТ СДЕЛАТЬ ЭТО..............................................................................
35
Приключение 7. НЕСКОЛЬКО ОПЫТОВ С КОРМЛЕНИЕМ
НАСЕКОМЫХ ............................................ 39
Приключение 8. ИЗУЧАЕМ ПОЛЕТ НАСЕКОМЫХ ......................................................................................
42
Приключение 9. НАБЛЮДАЕМ, КАК РАБОТАЮТ «НАСОСНЫЕ
УСТАНОВКИ» ................................... 46
Приключение 10. КАК РАСТЕНИЯ И НАСЕКОМЫЕ
ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ ................................... 51
Приключение 11. НАПРАВЛЯЕМСЯ ЗА ВЗЯТКОМ ВМЕСТЕ
С МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛОЙ
И ДРУГИМИ НАСЕКОМЫМИ .........................................................................................................................
55
Приключение 12. ЗНАКОМИМСЯ С ЖИЗНЬЮ «ОТШЕЛЬНИКОВ»
........................................................... 58
Приключение 13. НАБЛЮДАЕМ ЗА РАБОТОЙ «СТРОИТЕЛЕЙ»
................................................................ 63
Приключение 14. ЗНАКОМИМСЯ С КОРОЕДАМИ ......................................................................................
67
Приключение 15. ЗНАКОМИМСЯ С НАСЕКОМЫМИ,
КОТОРЫЕ СКРЕПЛЯЮТ,
СКЛАДЫВАЮТ И ЗАКРУЧИВАЮТ ЛИСТЬЯ И ХВОЮ ..............................................................................
71
Приключение 16. ШЕЛКОПРЯДЫ ЗА РАБОТОЙ .....................................................................................
75
Приключение 17. ЗНАКОМИМСЯ С НАСЕКОМЫМИ —
СОЗДАТЕЛЯМИ ЧЕХЛОВ .................... 79
Приключение 18. НАБЛЮДАЕМ ЗА ПРОЦЕССОМ ПРОИЗВОДСТВА
БУМАГИ.............................. 84
Приключение 19. СЛЫШИМ МУЗЫКУ И ВЫЯСНЯЕМ
ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ........................... 87
Приключение 20. ЕЩЕ О ТОМ, КАК ПРОИЗВОДЯТСЯ
ЗВУКИ ............................................................
92
Приключение 21. ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫЕ ПОЮТ ........................................................................................
95
Приключение 22. ОСМАТРИВАЕМ КВАРТИРЫ .............................................................................................
98
Приключение 23. ИССЛЕДУЕМ ОКРАСКУ НАСЕКОМЫХ
........................................................................
101
Приключение 24. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОКРАСКА НАСЕКОМЫХ
.............................................................. 104
Приключение 25. СОБИРАЕМ КОЛЛЕКЦИЮ И ДЕЛАЕМ
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ ........................................................................................................................
107
Приключение 26. ЗНАКОМИМСЯ С ОХОТНИКАМИ
И ПРИНИМАЕМ УЧАСТИЕ В
ОХОТЕ .................................................................................................................................................................
112
Приключение 27. ИЗУЧАЕМ ГАЛЛЫ ..............................................................................................................
118
Приключение 28. ИЩЕМ НАСЕКОМЫХ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ
ПРЯТАТЬСЯ ............................................ 123
Приключение 29. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА С ПЛОТНИКАМИ
.............................................................. 129
Приключение 30. А ТЕПЕРЬ ЗАЙМЕМСЯ КОКОНАМИ
...............................................................................
139
Приключение 31. КОЕ-ЧТО О КУКОЛКАХ НАСЕКОМЫХ
.........................................................................
137
Приключение 32. СКОЛЬКО У НАСЕКОМЫХ СПОСОБОВ
САМОЗАЩИТЫ? ........................................ 140
Приключение 33. КАК НАСЕКОМЫЕ СКРЫВАЮТСЯ
ОТ ВРАГОВ .......................................................... 145
Приключение 34. ПОГОВОРИМ О НАСЕКОМЫХ, КОТОРЫЕ
ЖИВУТ В ЗЕМЛЕ .................................... 151
Приключение 35. ОСМАТРИВАЕМ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИЛИЩА
НАСЕКОМЫХ ........................................... 154
Приключение 36. НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ОДИНОЧНЫЙ»
................................................................. 159
Приключение 37. ЗНАКОМИМСЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ
НАСЕКОМЫМИ ............................................ 161
Приключение 38. ПОБЫВАЕМ В ДОМАХ ИЗ ВОСКА
..................................................................................
165
Приключение 39. АНАЛИЗИРУЕМ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕКОМЫХ
................................................................ 168