Главная страница
Открытки
Форум
Гостевая книга

Художник В. А. Ватагин

Животные

Животные в творчестве
Василия Алексеевича Ватагина

Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) — известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог, действительный член Академии художеств. Основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс одним из первых обратил внимание на талант молодого художника. Практически с самого основания музея в 1907 году началось сотрудничество живописца и скульптора В.А. Ватагина и директора музея А. Ф. Котса. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. За 40 лет работы в нем он создал более 400 живописных, а также около 100 скульптурных работ.
Родился Ватагин в Москве в 1883 году. С детских лет он увлекался рисованием, с 15 лет посещал студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. В 1902 году Василий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Дополнительно учился в студии живописца К. Ф. Юона.
Окончив университет, художник совершил несколько поездок по зоологическим садам Западной Европы, побывал в Средней Азии, Индии, на Севере России, где выполнил большое число набросков животных и птиц, которые в дальнейшем стали незаменимыми помощниками в работе над различными произведениями — зоологической иллюстрации, станковой живописи, книжной иллюстрации, скульптуры.
Коллекция изобразительного искусства Дарвиновского музея начала формироваться ватагинскими рисунками обезьян. Художник запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Н. Н. Ладыгина-Котс. Разнообразие внешности и окраски обезьян, их ярко выраженный «психологизм» давали живой материал как для рисунка, так и для скульптуры. Уже в самой первой «обезьяньей» серии наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, понимание животной мимики. В фондах Дарвиновского музея палитра обезьяньих эмоций представлена более чем полно зарисовками с натуры. Тема хищников проиллюстрирована в нескольких сериях картин Ватагина. Метод серийного показа позволяет проследить ряд сцен из жизни того или иного вида в различных местах его обитания. Одна из таких серий, рассказывающая о буром медведе, представлена картинами, выполненными в 1932 году. Об этой серии А.Ф. Котс писал: «Шесть картин! Медведь — властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе и он же разгребает муравейник; тот же “мишка” у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным “делом”». Автор прекрасно знал модель, поэтому в каждом из сюжетов представил медведя крупным планом. Возможно, он сделал это в знак большого уважения к животному, издревле почитаемому на Руси. При этом художник соединил в портретах данного персонажа документальные подробности с художественным видением.
Особенно удавались Ватагину изображения диких кошек. На своих полотнах он запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов, гибкость стройных леопардов, изящество и скрытность пум. Художник создал ряд серий, каждая из которых представляет собой живописное повествование о разнообразии этих грациозных хищников. Он тщательно выписал их впечатляющую окраску с четко очерченными пятнами, кольцами и полосами. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту — одно из условий анималистической живописи. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть “пейзажем с фигурой” или приблизиться к зоологической иллюстрации». В.А. Ватагин прекрасно справлялся с задачей изображения животного в природе, его звери живут в картинах — выращивают потомство, охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь.

В. А. Удальцова

1. В. А. Ватагин. Голова мартышки. 1913.
Бумага, акварель. 20x18. Дарвиновский музей.

2. В. А. Ватагин. Мартышка Диана. 1913.
Бумага, акварель. 44,5x33,3. Дарвиновский музей.

3. В. А. Ватагин. Детство бегемота. 1920.
Ватман, масло. 96x69. Дарвиновский музей.

4. В. А. Ватагин. Крокодилова зубочистка. 1920.
Акварель, ватман. 85x58. Дарвиновский музей.

5. В. А. Ватагин. Школа турят. 1920.
Ватман, масло. 71x98. Дарвиновский музей.

6. В. А. Ватагин. Буйвол и цапли. 1920.
Ватман, масло. 84x58. Дарвиновский музей.

7. В. А. Ватагин. Медведь в поисках меда. 1932.
Фанера, масло. 162x109. Дарвиновский музей.

8. В. А. Ватагин. Медведь за рыбной ловлей. 1932.
Фанера, масло. 133x162. Дарвиновский музей.

9. В. А. Ватагин. Тигр амурский. 1934.
Фанера, масло. 163x165. Дарвиновский музей.

10. В. А. Ватагин. Леопард индийский. 1946.
Фанера, масло. 122x152. Дарвиновский музей.

11. В. А. Ватагин. Пума канадская. 1946.
Фанера, масло. 152x152. Дарвиновский музей.

12. В. А. Ватагин. Пума в пампасах Патагонии. 1946.
Фанера, масло. 121x152. Дарвиновский музей.

На задней странице обложки:
В. А. Ватагин. Диморфизм леопардов. 1934.
Фанера, масло. 162x134. Дарвиновский музей.

Главная страница
Открытки
Форум
Гостевая книга

 

Hosted by uCoz