Главная Библиотека Форум Гостевая книга

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

На промысел. — Снова в море. — Татарский пролив. — Могила фрегата «Паллады». — Сахалин. — Пролив Лаперуза. — Курильская гряда. — По путям своих предков. — Немного недавней истории. — Тихий океан. — Первый кашалот. — Промысел начался! — Чем питаются кашалоты. — Взвешиваем кашалота. — Его продукция. — Переживания молодых китобоев.

Прошло три месяца с момента прихода нашей флотилии во Владивосток, и вот мы снова в море и идем к Сахалину, чтобы получить там уголь, а затем на промысел. Май, но в море холодно. Внешний вид нашего корабля мало похож на его вид во время выхода из Ленинграда. На палубе чисто и просторно, хотя всего два дня назад здесь лежали ящики, канаты, всякое снаряжение на многомесячный промысел. Через три дня подходим к Татарскому проливу и проходим мимо Советской гавани. Здесь в Константиновской бухте лежит легендарный фрегат «Паллада». Я дважды бывал в этой бухте и даже пытался с помощью кошки раздобыть кусок обшивки фрегата, но только зря кошку утопил, задев, быть может, и за фрегат. По старому нашему обыкновению, по вечерам рассказываем о местах, которые проходим, и вот сегодня вспоминаем и писателя И. А. Гончарова, и его знаменитые очерки «Фрегат «Паллада», и могилу этого фрегата — Советскую гавань. Я снова знакомлюсь с новой для меня командой нашего корабля. Нас «старичков-кругосветчиков» осталось не более двух десятков, но, конечно, Оскар Гинтер, Володя Любавин, Саша Ташкенов и капитан Зарва здесь.
Петр Андреевич Зарва попрежнему командует «Трудофронтом» и его кораблик идет рядом с нами. В ясную погоду всегда вижу коренастую фигуру капитана Зарвы на мостике. Мы с ним договорились, что сразу же после Сахалина я перехожу к нему на китобоец и мы вместе будем учиться новому для нас делу.
На Сахалине мы долго не задержались. Получили превосходный рогатинский уголь и в путь. Корабль снова вымыт и вычищен в рекордно короткие сроки, сотни рук работали, не жалея воды и швабры, — все торопятся на промысел. Уголь разбросан по трюмам и резервуарам для жира, и мы отличаемся от других пароходов только, кормой с ее громадным слипом. Как и всегда, чистенькие китобойцы окружают «Алеут»: два по бокам и один замыкает шествие. Идем (июнь 1933 года) мимо берегов Южного Сахалина к проливу Лаперуза. В море изредка покажется силуэт какого-либо суденышка, но зато масса морских птиц — и чаек, и глупышей, и альбатросов сопровождает нас. Проходим пролив. С обеих сторон японские берега, а ведь Сахалин — это русская земля. Но уже более двадцати лет, как она перестала быть в южной своей части русской. По обеим сторонам пролива стоят японские батареи.
Пролив прошли и идем Охотским морем. Давно ли русские корветы и крейсера получали инструкции, в которых было оказано итти для крейсерства в Охотское море, «по географическому положению внутреннее русское море», а вот теперь проходи мимо батарей и жди всяких «японских казусов». А ведь земли эти все нашенские, открытые и освоенные отечественными землепроходцами, но отданные Японии в результате преступной, антинародной политики царизма.
Холодно и туманно; нам на современных благоустроенных судах холодно, нам при наших усовершенствованных инструментах мешает туман, а им, — нашим предкам, на утлых лодьях шедшим по этому же неприветливому морю, каково-то было? И через столетия смотрят на нас мужественные лица русских мореходов и землепроходцев, служилых людей, промышленников, моряков и солдат, суровых, бесконечно выносливых, отважных и стойких, которых ничто остановить не могло:
ни бескрайность степей, ни стужа, ни голод, ни безлюдье, ни бурлящий океан, ни враги. Что влекло их в дальние края, какая мечта толкала их преодолевать тысячи опасностей? Ведь за 60 лет дошли наши землепроходцы от Урала до Тихого океана! Какой народ, где и когда совершил подобный подвиг? Скажут, корысть, жажда наживы, богатства мягкой рухляди — пушнины... Было и это, но не оно главное. Россия шла к своим естественным пределам, — люди искали воли и вольные земли, люди служили своему народу, своему государству и честно служили. Благодаря этим людям, шедшим «встреч солнца», Россия стала тихоокеанской морской державой. Честь открытия, исследования я первоначального освоения Курильских островов принадлежит русским экспедициям и колонистам. Эти люди умели яростно воевать, но и умели жить со всеми народами в мире и согласии. Талантливые русские люди нанесли Курилы на карты, поселились на них, завезли туда всякие семена, скот, строили фактории. Но они построили и школу для коренных обитателей островов — айнов, которые были на самой низкой ступени хозяйственного и культурного развития. Атаман Данило Анциферов и есаул Иван Козыревский первыми прошли на Шумшу и Парамушир и «ласкою и приветом» призывали айнов к подданству. Это случилось в 1711 году. Козыревский составил карты островов и доставил о них обстоятельные сведения. В 1719 году на Дальний Восток были отправлены два топографа — Иван Евреинов и Федор Лужин — с поручением «ехать до Камчатки и далее, куда указано». Они должны были, в числе прочего, обследовать Курильские острова и «все на карте исправно поставить». Задание было выполнено. После них десятки русских экспедиций посетили острова и постепенно освоили их, вплоть до самых южных островов.
Когда сравниваешь инструкции, которые давались русским правительством и русскими государственными деятелями, с инструкциями, которые получали испанские, английские и прочие иностранные экспедиции, то невольно удивляешься духу гуманности, пронизывавшему эти грамоты, даваемые нашим землепроходцам. Вот, например, инструкция сибирского губернатора Соймонша сотнику Ивану Черному и старшине Никите Чикину: «При следовании на дальние острова и обратно... описывать: величину их, ширину проливов, какие на островах звери... наведываться про золотую и серебряную руду и жемчуг... обид, налогов грабежа... и прочих противных указам поступков и грубианства и блудного насильства не оказывать, ожидая за ревность высочайшей милости и награждения». И далее: «айнов уговаривать в подданство, не оказывая при том не только делом, но и знаком грубых поступков и озлобления, но привет и ласку». А вот решение по докладу купца Лебедева-Ласточкина (1779 год) — «...курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостью, для чаяния выгод в промыслах и торговле, продолжать заведенное с ними знакомство... но чтобы ни под каким видом, ни от кого тем народам притеснения и ограничения делаемо не было, то подтвердить о том накрепко... чтобы тех народов ничем не утеснять...» Рабами не торговали русские люди!
С каким жадным вниманием слушают все это наши моряки, в числе которых есть если не прямые потомки, то однофамильцы первых землепроходцев. У нас есть и Козыревский, и Чикин, и Чупров, и Мошков, и Анциферов. Есть и Звездочетов. Все они коренные дальневосточники, а поэтому их начинают поддразнивать: «потомки землепроходцев», или просто «потомок». «Кто на вахте? Да потомок Козыревокого...» А настоящие потомки Новограбленного и сейчас живут на Камчатке.
Начинаем понимать, почему Охотское море называют самым неприветливым в мире. Июнь, а так холодно. И густейший туман, но сравнительно тихо. Идем, давая частые гудки, китобойцы тоже гудят и создается впечатление, что идет большая эскадра. Наша флотилия будет проходить в Тихий океан Четвертым проливом.
20 июня прошли мимо пылающего острова в виде обрывистой конусовидной скалы, — это из группы островов Парамушир. Из огромных расщелин ее вырывались дым и пламя. Недаром же первые русские землепроходцы, в том числе и Шелихов, и знаменитый капитан Головнин, называют эти острова Курилами. Действительно, меткое название. Многие острова курятся, и землетрясения здесь не редкость. Японцы называют их — Чи-сима, что значит «Тысяча островов». На самом же деле их 36. Здесь 16 действующих вулканов, множество горячих серных источников, в которых еще первые русские поселенцы на Курилах лечили ревматизм и свои раны. В проливе видны тюленьи головы. Подходим ближе и я узнаю котиков, а немного далее и сивучей. Когда-то на Курилах добывалось большое количество морских бобров, котиков, лисиц, но все это хищнически истреблено японцами, а поэтому встреча с котиками вызвала такой интерес.

Путь китобойной базы «Алеут» и трех китобойцев во время китобойного промысла в дальневосточных морях СССР.

Острова, особенно северной группы, мрачные и холодные, но какие богатства вокруг этих островов! Бесчисленное количество рыб, причем много лососевых, проходит проливами и жирует в водах архипелага, южнее много сельди, колоссальные косяки которой подходят и к берегам Южного Сахалина. Большое количество крупных китообразных и тысячные стада дельфинов всегда встречаются вблизи Курил. Мы знаем, что на Курилах есть японские китобойные базы — на одной из них работал наш гарпунер Карлсен.
Целый день идем Четвертым проливом, между двумя островами, пробиваясь к океану. Сильное течение, для нас встречное, заставляет именно пробиваться. Миллионы птиц — буквально тучи, закрывающие небо, — летают и плавают в проливе и у островов, где находятся их гнездовья. Здесь их, вероятно, никто не беспокоит, так как на северных Курилах население очень редкое и большая часть островов совсем необитаема. Близко по нашему курсу шла группа кашалотов, и мы, «старички», легко узнали их по огромный притупленным головам и фонтанам. Но эти кашалоты не чета тропической «мелочи», — громадные, повидимому, только самцы. Это, как мы говорим, «самцы, избыточные в стаде». Они отогнаны от смешанных косяков более сильными самцами, борьба окоичилась их поражением, и вот, соединившись в группы, они путешествуют по океану. Но мы решили начать охоту только в водах Камчатки, во избежание всяких недоразумений, хотя в пределах трехмильной от берега зоны охота свободна... Как чувствуем мы теперь, что «Курилы — это меч, направленный в грудь Камчатке». Так пишут японцы, но ведь меч может вернуться к своему настоящему, законному хозяину.
22 июня видны берега Камчатки, — сопки, покрытые снегом. Горизонт чист, тумана нет. Китобойцы уже рыщут в поисках добычи. Они далеко отошли от нас, мы же идем по направлению к бухте Моржовой, где предполагаем устроить стоянку и набрать пресной воды, которая у нас на исходе.
Переменилась команда, переменился и комсостав флотилии. Теперь капитаном-директором флотилии — опытный дальневосточный моряк Александр Игнатьевич Дудник, много поплававший по суровым дальневосточным морям. Он хорошо знает берега Камчатки и Чукотки, так как не одного японского и американского браконьера захватило охранное судно «Брюханов», капитаном которого он был много лет. Он наизусть знает рельеф восточного берега Камчатки и Командоры, Землю Коряков и Чукотский полуостров, ибо, охраняя наши котиковые лежбища на Командорах и лежбища моржей и других ластоногих, он в каждую «дырку» залезал, выслеживая полупиратские шхуны, прятавшиеся в ожидании поживы во многих еще безымянных бухтах.
С китобоями он впервые столкнулся в 1925 году, когда у наших камчатских берегов работала концессионная норвежская компания «Вега» на одной пловучей базе с 4 китобойцами. Тогда охранное судно «Брюханов» обнаружило, что норвежцы хищнически истребляют наши китовые богатства; они снимали только жир, а туши китов целиком выбрасывали в бухты. Китовые туши разлагались и заражали воду. А следует помнить, что по всему восточному побережью Камчатки — место охоты норвежских китобоев — в определенное время года, примерно в июле — августе, проходят миллионные косяки высокоценных камчатских лососей, которые входят в бухты, а затем в реки и речки для икрометания. Но норвежцам было мало дела до лососей и рационального использования китового сырья, — им важно было при наименьших затратах получить максимальную прибыль и удовлетворить акционеров. Вот почему акты шхуны «Брюханов», в которых достаточно подробно описывалось хищническое ведение китобойного промысла норвежскими концессионерами, заставили наше правительство отказать концессионерам в продлении концессии, и, после двух лет работы, добыв 570 китов, норвежцы прекратили промысел у наших берегов. То было не так давно. Теперь же я смотрю на наших китобойцев, которые разбежались по морю в поисках китов, смотрю на нашу базу, на десятки моряков-китобоев, подготавливающих снаряжение к близкой работе, Погода улучшается, открываются дальние сопки. Проходим траверс острова Уташуд. Попрежнему огромное количество всякой птицы, в том числе много уток. То там, то здесь по ходу корабля взлетают стайки морских уток, масса чаек, глупышей, а вот появились и топорки с красными клювами, похожими на клюв попугая. Высоко в небе, тянут еще караваны гусей. Вышло солнце, совсем прояснело, и видны величественные конусы Коряцкой и Авачинской сопок, несколько ниже — Козельская. Проходим маяк на мысе Поворотном и мимо Авачинской губы идем на мыс Шипунский. Ослепительно горит белая голова Коряцкой сопки, — везде на горах еще снег, а вторая половина июня. За мысом Шипунских расположена бухта Моржовая, и туда мы торопимся, так как получены радиограммы, что китобойцы охотятся. Но в это время узнали, что добыли первого кашалота у острова Уташуд. Решили дождаться, лежа в дрейфе. Промысел открыл «Энтузиаст», Капитаном там Михаил Михайлович Станков, молодой и очень самолюбивый капитан. Он работал в Тихоокеанском институте рыбного хозяйства и решил стать китобоем. Решено устроить торжественную встречу первому китобойцу, открывшему промысел. Между китобойцами заключены договора на социалистическое соревнование на «первого кита», на скорейшее выполнение плана, на лучшую разведку, экономию угля, смазочных материалов, гарпунов, гарпунных линей и т. д., на взаимопомощь.
Вот показался «Энтузиаст». Громким «ура» встречаем команду китобойца и его гарпунера. Отто Карлович, невзирая на его немецкую выдержку, краснеет и довольно улыбается. На китобоец передаются подарки за первого кита. Конечно, играет наш духовой оркестр, поубавившийся в составе, — там почти все новые лица, но все же бодро играющий туш и Интернационал.
Кашалота сравнительно быстро втаскивают на кормовую палубу — разделочную площадку. Большинство моряков никогда не видело кита в непосредственной близости и с большим любопытством толпится у туши кашалота. Щелкают фотоаппараты — каждому интересно сняться у пасти кашалота. «Старички» вспоминают нашу традицию кругосветного плавания и заставляют каждого похлопать кашалота «по животику».
Капитан Станков приносит паспорт № 1 на убитого кашалота. По разработанной нами методике на каждого добытого кита, как уже я рассказывал, заводится две анкеты — паспорта: паспорт убоя кита и паспорт, или журнал, разделки кита. Эти документы мы впоследствии обработаем, составим карты мест убоя китов (промысловые карты), учтем все обстоятельства, сопутствующие охоте на китов, опишем детали их поведения при разной пагоде и в разных местах, причем все эти детали опишем для каждого вида отдельно; опишем и весь процесс разделки китов на каждой палубе, взвесим несколько китов, проследим за выходом продукции. Все эти материалы позволят нам судить о состоянии стада и о возможности развивать и расширять промысел. А когда мы изучим поведение китов, нам будет легче охотиться за ними и обучать своих молодых гарпунеров; описание же всех процессов разделки китов позволит нам выработать наиболее рациональный технологический процесс этой очень важной работы.
В глотке кашалота находим несколько осьминогов и придонных рыб. Осьминоги небольшие, щупальцы их едва достигают 90 сантиметров, но в желудке кашалота оказались остатки огромного кальмара. Кальмар — это животное из головоногих моллюсков, близкий родственник осьминога, но имеет не 8, а 10 ног-щупальцев. Остатки нашего экземпляра показали, что этот кальмар был до двух метров длины, а щупальцы его имели длину до пяти метров. Вообще же иногда встречаются кальмары, общая длина которых со щупальцами превышает 15 метров. Щупальцы этих хищников, — а кальмары типичные хищники, причем очень свирепые, — имеют много могучих присосков, причем эти присоски снабжены острыми крючками, которые вонзаются в тело жертвы. Эти хищники — быстрые пловцы и живут на больших глубинах в вечных сумерках. Туда, в эти вечные сумерки, и ныряют кашалоты в поисках добычи, а головоногие моллюски, и в том числе гигантские кальмары, — излюбленная пища кашалотов.
Голова нашего кашалота, как, впрочем, и всех других кашалотов, которых мы ловили еще в тропиках, была покрыта круглыми вдавленными по краям пятнами, с рваной раной посередине, причем раны эти были недавнего происхождения. Много таких следов и свежих ран мы обнаружили на брюхе и на спине этого кашалота. Видно, что кальмар жестоко боролся за свою жизнь, но нанести кашалоту существенных повреждений он не может, так как толстый слой твердого жира (сала) окружает кашалота, как панцырь. Толщина жирового слоя у этого экземпляра доходила до 25 сантиметров, причем она расположена по всей туше неравномерно: на голове слой сала тоньше — 13 сантиметров, на боках и брюхе толще — 25 сантиметров.
Пользуясь тем, что убит только один кашалот и команда пока медленно еще разделывает его, взвешиваем сало. Его оказалось 12 тонн. Кое-кто из команды вырубает зубы из нижней челюсти кашалота, — на память о первом ките. Впрочем, у многих эта память выразилась в том, что из зубов кашалота делали ручки для ножей. Зуб кашалота напоминает по цвету и, пожалуй, отчасти и по качеству, — слоновую кость, и рукоятки у ножей выглядят очень нарядными. Между прочим, я заметил, что во время каждого дальнего плавания какая-либо страсть овладевает всей командой, как эпидемия. То делают маленькие модели спасательных кругов с якорем из красного дерева для фотокарточек корабля и близких, причем полируют их до сверхестественного блеска; то увлекаются выделкой охотничьих ножей с наборными рукоятками, или же костяными, и чем оригинальнее такая рукоятка, тем больше чести мастеру; то мундштуки и трубки точат, то шахматы вырезают — это уже привилегия полярников, а теперь и китобоев. Конечно, и я пережил, и не один раз, все эти увлечения — и рамки вырезывал, и над ножами потел, и ручки полировал... Наш «дед» — главный механик Иосиф Антонович Гейне — начинает тревожиться; «опять пилы таскать начнут, для дела инструмента не останется». Но он добродушный человек, и если к нему обратиться с подходцем, ругнуть, конечно, штурманов (им бы только по мостику разгуливать!), то, смотришь, и появится на свет запасный подпилок. Он старый полярник и душу моряка хорошо понимает. Больше тридцати лет он плавает по всем морям и океанам; это он был стармехом на ледорезе «Литке» во время его известного похода на остров Врангеля. Лучший механик тихоокеанского бассейна, он возглавляет механическую часть нашей флотилии.
Наш кругосветчик, инженер-технолог Н. П. Боев, торопит поскорее начать выварку жира из первого кашалота. Первый кит по размерам средний (длина его 15 метров), — а главное один, можно кое-какие данные получить. Торопливость Николая Поликарповича понятна: получено радио — китобойцами замечены группы китов, за которыми они начали охотиться. «Энтузиаст» идет к ним, а мы снова легли на курс к Моржовой. К вечеру прошли мыс Шипунский с его грядой далеко выдающихся в море камней, виден маяк-автомат, слышен рев сивучей, — здесь их тысячное лежбище. Смеркается, надвигается туман, — птицы потянули к берегу.
Мыс Шипунский — крайняя юго-восточная часть Камчатки. Когда-то здесь было большое селение камчадалов, но сейчас тут живут только медведи да сивучи... К бухте Моржовой идем в густом тумане. И без того было прохладно, а туман принес с собой пронизывающую сырость. Идем, время от времени давая гудки, по счислению и определяясь по глубинам. Ход малый, капитан осторожно ведет судно, но идем как в молоке, с мостика едва бак различаем, а тут еще ночь надвинулась, никакой видимости. Поздно вечером получаем радиограммы: «Энтузиаст» добыл двух китов, в том числе громадного синего или голубого кита (норвежцы называют его блювалом), а «Авангард» — двух кашалотов.
Со светом мы уже в Моржовой. Эта бухта, врезывающаяся довольно глубоко в материк, открывается на востоко-северо-восток в море и состоит из трех частей, разделенных двумя мысами. У входа ее с юга стоит небольшой островок Моржовый, северный вход — мыс Аргали. Здесь встречается много горных баранов-аргали, вот мыс и назван их именем. Южная и средняя части бухты глубоко вдаются в сушу на юго-юго-запад, а гораздо более широкая и более открытая северная часть бухты, имеющая несколько небольших придаточных бухточек, врезывается в сушу почти в чисто западном направлении.
Мы вошли в удлиненную южную часть бухты, со всех сторон окруженную сравнительно высокими, покрытыми снегом сопками. По крутым склонам, шумно пенясь, текут ручьи и водопады. В углу — речка. Внизу видно много зелени, а чуть выше толща снега. Это камчатские контрасты. Видны даже зеленые кроны деревьев, стволы которых и корни покрыты полутораметровым снегом. Гудки «Алеута» всполошили сотни птиц, поднявшихся белой тучей над кораблем и наполнивших резкими, испуганными криками обычно тихую, безлюдную бухту и мохнатого хозяина здешних мест — бурого медведя, который быстро карабкается по крутой сопке, время от времени оглядываясь.
Охотники наши за винтовки, но их пальба только поддала прыти напуганному мишке. Да, оказывается, он здесь не один. Вот еще и еще выбегают из густой прибрежной зелени один за другим пять медведей. А на снегу, повыше, видны также медведи. И тут слышу: «Э, да тут сильно медвежисто...» Охотники даже про винтовки свои забыли, стоят и любуются редким зрелищем.
Впрочем, потом мы к этим зрелищам привыкли, особенно когда отходами нашего промысла стали питаться все окрестные медведи, которых здесь с давних времен превеликое количество.
Тем временем стали на якорь, спустили рабочую шлюпку и вельбот, затем наш катер «Алеутик», закрепились двумя тросами за береговые скалы и протянули шланг для набора пресной воды прямо из водопада, и пошла вода самоходом. В бухте значительно теплее, а когда взошло солнышко, — так совсем хорошо. Работавшие на берегу уже нашли дикий лук и черемшу, нашли и ландыши, с букетами которых и возвращаются. В бухте полная тишина.
Но вот показался из-за поворота «Энтузиаст», ведя свою добычу. Деловито постукивая и чихая мотором, к нему подходит «Алеутик» и принимает одного из китов. С трудом дотащил он его до слипа, трудиться было над чем. Кит отливал сталью с голубизной. Складки на брюхе его серо-голубые. Это был знаменитый синий кит, самое большое из живущих и когда-либо живших животных на нашей планете.
Вытаскивали его двумя 30-тонными лебедками. На кормовой площадке он не помещался, пришлось хвост его затащить в коридор, и все же голова лежала на слипе. Длина его оказалась 26,5 метра, а обхват у грудных плавников — 12,5 метра. Наша команда с недоумением смотрела на этого гиганта: с какого бока к нему подойти, чтобы начать разделку? Я сделал несколько снимков с этого гиганта, предварительно поставив у туши для «масштаба» рослого матроса Лавронова. Не буду описывать на этот раз все перипетии разделки. Достаточно, если скажу, что три дня мы резали его, находясь по щиколотку в крови и жире. Когда я говорил команде раздельщиков, что через месяц они будут разделывать такого кита в 3 — 4 часа, а через три в один час, меня только из вежливости называли в лицо шутником. И нужно же было такой громадине попасться в самом начале промысла! После этого кита даже кашалоты, разделывать которых труднее, чем полосатиков, казались легкой работой, невзирая на то, что они подтухли... Да, хорошо, что здесь так прохладно и вода ледяная, — не так быстро портятся туши китов. Но промысел вступал в свои права, наступали трудовые будни, нужно было работать и учиться, и мы работали и учились. Оказывается, не очень-то можно было полагаться на сноровку и знания норвежских инструкторов по разделке и жироварению, до многого нужно было доходить самим.
Нашлось время и для отдыха, снова заработали кружки, опять слышатся звуки сыгровки духового оркестра, заработала библиотека, по вечерам общеобразовательные и специальные лекции, заработала сеть партийной учебы. Начались будни советского промыслового корабля. Нужно дать хорошие темпы вначале, — впереди еще пять месяцев промысла, — нужно так построить жизнь и работу, чтобы не было места унынию и тоске по земле, чтобы не отстать от темпов земли. Нужно заполнить досуг интересным и полезным. Особенно озабочены в этом отношении мы, когда думаем о китобойцах. У них жизнь труднее и сложнее, чем на огромной базе. На китобойце не всегда и покушаешь толком. Небольшое волнение, — и начинается «танец». Да и охота за китами изматывает, а у нас все молодежь, а молодежь — впечатлительна.
До поздней ночи заседает бюро парткома под председательством бывшего шахтера, а теперь ответственного секретаря флотилии Петра Ивановича Нельги. Борьба за количество, борьба за качество, социалистическое соревнование, питание, снабжение, ударники, оркестр, драмкружок, библиотека, лекции — мелькает в протоколах бюро. Слышатся страстные споры, но общий язык всегда находится.
Наступили будни флотилии...


ОГЛАВЛЕНИЕ

От редактора .................................................................................................................................................................. 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Разговор во Владивостоке. — В экспрессе «Владивосток — Москва». — Приезд в Ленинград. — Что такое «Алеут». — Долгие сборы. — Непредвиденная задержка. — Немного воспоминаний. — Старые знакомые. — Люди «Алеута». — Подготовка к дальнему плаванию. — Выход в море. — Балтика. — В Германии. — Шквалы — везде шквалы. — Прибытие китобойцев ......................................................................................................... 5

ГЛАВА ВТОРАЯ

Кильский канал. — Северное море. — Последняя бункеровка. — На буксире через океан. — Море, которое не имеет берегов. — Саргассы. — Проходим тропик Рака. — В Караибском море. — На Ямайке. — Живой конвейер. — Порт Ройяль и Кингстон. — Первый ураган. — «Экзотические» впечатления. — Потомки ямайских маронов ....................................................................................................................................................... 19

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Через Караибское море. — Видны Кордильеры. — Спящий кит. — Порт Колон и Сан-Кристобаль. — Немного истории. — Стоянка и знакомства. — В стране какао нет шоколада. — Кит в Панамском канале. — Америка для североамериканцев .............................................................................................................................................. 32

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Через Панамский канал. — Где же крокодилы? — Шлюзы. — Здравствуй, Тихий океан! — У острова Тобого. — Опять американцы. — Производственное совещание в океане. — «Алеут» готов к промыслу. — В Китовой бухте. — Коста-Рика. — Выходим в дальнейший путь. — Гигантские скаты. — Наконец-то акулы. — Поймали гигантскую черепаху .................................................................................................................................. 40

ГЛАВА ПЯТАЯ

Первый кит на палубе «Алеута». — Китовые паспорта. — Морские следопыты. — Учимся разделывать китов. — У островов Ривилля-Хихедо. — На острове Сокорро. — Удачная рыбная ловля. — Птичьи базары. — Черепашьи гнезда ................................................................................................................................................... 49

ГЛАВА ШЕСТАЯ

На китобойце. — Встреча с кашалотами. — Самое странное животное в мире. — Как охотятся за кашалотами в тропиках. — Гарпунная пушка в действии. — Как швартуют кашалота. — Летучие рыбки. — Акулы. — Уженье акул. — На китобойце «Трудфронт». — Появление сейвалов. — Охота за финвалами в тропиках. — Капитан Зарва. — На китобойце «Авангард». — Два кита на одном гарпуне. — Суеверия гарпунера Экведта. — Конец охоте ........................................................................................................................ 54

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Идем к Гавайским островам. — Океанская пустыня. — Опять киты. — Китовые бифштексы. — Страна вечной весны. — Гонолулу и Жемчужная гавань. — «Дикари» Пети Елисеева. — Гонолулу — центр китобойного промысла. — Страна ананасов и сахара. — Немного истории. — Штрихи тихоокеанской проблемы. — Вайкики. — На рынке Гонолулу. — В музее Барнис Пауахи Бишоп. — Легенда о короле Рона. — Капитан Кук на Гаваях. — Русские на Гаваях. — Прощание с Гавайскими островами. — Безработные с «райских островов» ................................................................................................................................................. 70

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

К острову Мидуэй. — По следам Лисянского. — Мидуэй и его обитатели. — Мы попадаем в крыло урагана. — Уход китобойцев. — К островам Бонин-Сима. — По следам фрегата «Паллада». — Неожиданная задержка. — Некоторые документы полезно фотографировать. — Гавайцы на Бонинских островах. — Идем в Иокогаму. — Смерч. — В Иокогаме. — Плавучий магазин. — Велосипедный трек на «Алеуте». — Снова в путь. — Японское Внутреннее море. — В Японском море. — Подходим к родным берегам. — Владивосток ............................................................................................................................................................... 93

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

На промысел. — Снова в море. — Татарский пролив. — Могила фрегата «Паллады». — Сахалин. — Пролив Лаперуза. — Курильская гряда. — По путям своих предков. — Немного недавней истории. — Тихий океан. — Первый кашалот. — Промысел начался! — Чем питаются кашалоты. — Взвешиваем кашалота. — Его продукция. — Переживания молодых китобоев ................................................................................................... 113

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

За финвалами. — На китобойце в Камчатском море. — Старый гарпунер. — Преследование финвалов. — Как ныряют и дышат финвалы. — Кит на спиннинге. — Кровавые фонтаны. — Привязанность у финвалов. — Кит убит. — Для чего накачивают убитых китов воздухом. — Кит «на флаге». — Связь между китобойцами. — Агония гиганта. — На буксире у кита. — Мы зовем на помощь. — Меченый кит. — Опасное положение. — Рассказы старых китобоев. — Легенда о предводителе китовых стад. — Разочарование старого гарпунера. — Где и когда охотятся за финвалами. — Миграции финвалов ................................................................................................................................................................. 126

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

За горбачами. — Длиннорукий кит. — Горбачи и сельдь. — Как охотятся горбатые киты за сельдью. — Умный кит. — Материнская привязанность у горбатых китов. — Мучения кита-матери. — Воспоминания старых гарпунеров. — Хитрости горбача-лакомки. — Как и еде ловят горбача сетями. — Паразиты у горбачей. — На буксире у двух китов. — Биология горбатых китов. — Где охотятся за горбатыми китами. — Горбачи-путешественники. — Итоги наших наблюдений за этими китами ............................................... 154

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Охота за серыми китами. — Живые ископаемые. — Как охотятся за серыми китами. — Самый умный кит. — Рассказы старых гарпунеров. — Привязанность у серых китов. — Кит-убийца и серые киты. — Почему у серых китов скверный характер. — Чем они питаются. — Китовый детский сад. — Что мы видели в бухтах у мыса Рубикон. — Где можно встретить серых китов. — Об особенностях их поведения .................................................................................................................................................................. 181

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Охота за гигантом океана — синим китом. — Почему синего кита так называют. — Удачный выстрел. — Как дышит синий кит. — Случаи при охоте за синими китами. — 26 часов на буксире у кита. — Как и чем питаются синие киты. — Географическое распространение синих китов — Биология этих китов. — Как узнают синих китов. — Сколько жира дает синий кит. — История их промысла в Арктике и в Антарктике ................................................................................................................................................................ 200

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Охота за сайдяными китами — сейвалами. — Кит-молния. — Почему гарпунеры не любят охотиться за сейвалами. — Как ныряют и дышат сейвалы. — Бродяги океана. — Немного биологии. — Географическое распространение сейвалов ....................................................................................................................................... 217

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

За кашалотами. — Игра кашалотов. — Бобровое море. — Переживания капитана Зарвы. — Как ведет себя раненый кашалот. — Товарищество у кашалотов. — Живучий кит. — «Нападение» кашалота на китобоец. — Швартовка живого кашалота. — Как охотились за кашалотами в прошлом столетии. — Борьба кашалота с гигантским спрутом. — На какую глубину ныряют кашалоты. — Что такое амбра. — Географическое распространение кашалотов ...................................................................................................... 225

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Охота за мелкими китами. — Минке или малый полосатик. — Как узнают малых полосатиков. — Особенности охоты за ними в разных странах. — Почему их называют «киты заливов». — Косатка — кит-убийца. — Косатки и моржи. — Косатки и котики. — Что мы видели с самолета. — Охота за косаткой. — Тихоокеанский клюворыл и его особенности. — Как охотятся за клюворылом и почему его называют также бутылконосом. — Особенности поведения клюворыла. — Котик на палубе «Алеута» ................................... 249

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

Охота за гладкими или настоящими китами. — Почему их так называют. — Особенности в строении и поведении этих китов. — Охота за гладкими китами в разных местах Мирового океана. — Как и почему истребили гладких китов. — Полярный или гренландский кит и особенности охоты за ним: — Охотский кит. — Японский кит. — Бискайский кит. — Южный кит. — Где встречаются эти киты в настоящее время и попытки охранить их от истребления. — Как охотятся чукчи и эскимосы за гладкими китами. — Охота прежде и теперь. — Особенности биологии гладких китов .............................................................................. 272

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

Разделка китов на «Алеуте». — Как поднимают китов на палубу современных баз. — Измерения китов. — Начало разделки. — Что делают на разделочных площадках. — Как снимают сало с кита. — Паровые пилы. — Как отрезают голову у кита. — Мясо кита. — Бригадир и его подчиненные. — Как мы взвешивали китов. — Сколько весят разные киты. — Достоинства китового мяса. — Китовое молоко. — Как мы работаем, учимся и отдыхаем ................................................................................................................................................ 292

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Охота за китами в древности. — Охота за гладкими китами и кашалотами. — Орудия китобойного промысла. — Хищническое истребление гладких китов и кашалотов. — Значение китобойного промысла в экономике разных стран того времени. — Продукты китобойного промысла. — Китобойный промысел эпохи парусного флота. — История китобойного промысла на русском Дальнем Востоке. — Гарпунная пушка. — Новая эра в истреблении китов. — Промысел в северной части Тихого океана ............................................... 310

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Исследование и промысел в Южном океане. — Русские в Южном океане. — Беллинсгаузен и Лазарев о промысле китов в Антарктике. Открыватели новых земель. — Географическое размещение современного китобойного промысла. — Международная конвенция по регулированию промысла китов. — Современный промысел в морях Антарктики ............................................................................................................................... 338

Заключение ................................................................................................................................................................ 356

Приложение 1. Естественная история китов ...................................................................................................... 359

Приложение 2. Краткая характеристика китообразных .................................................................................. 391

Приложение 3. Таблицы:
Китобойный промысел СССР в водах Дальнего Востока
................................................................................... 401
Китобойный промысел СССР в Антарктике ....................................................................................................... 401
Китобойный промысел в Антарктике в 1904/05 — 1951/52 годах ..................................................................... 402


 

Hosted by uCoz