Глава XIII. НЕ ПОДНИМАЙТЕ КАМЕНЬ

«Жил когда-то человек, который только и делал, что ел и ел без конца. Работать он не любил и все время сидел дома, занятый одной едой, зато жену, выращивающую для него бататы (сладкие клубни картофеля. — Л. С.), заставлял работать очень много. От обжорства и безделья живот у него стал очень большой, а руки и ноги становились все слабее и тоньше.
Однажды он отправился на праздник и столько там съел, что уже не мог сам идти домой. Тогда он сказал жене:
— Неси меня в корзине, в которой ты носишь бататы.
Жена посадила мужа в корзину и понесла, но, когда она переходила вброд реку, муж выпал из корзины в воду. Он начал было ругать жену, но захлебнулся и мог выговорить только: «Ква-ква-ква», потому что стал лягушкой».
Так древние филиппинцы ответили на вопрос: «Откуда появились лягушки?»
У человека есть одна необыкновенная особенность — способность все объяснить. Этой способностью он обладал уже тысячи лет назад. В ту далекую пору ему надо было разобраться во многом. Как появились животные, которых он видел и на которых охотился? Как появились на Земле люди? Откуда у них огонь? Кто создал землю? Это требовало объяснения, и человек объяснял все как мог.
«Сначала было небо да вода, земли еще не было. Очурманы жил на небе, ему и присесть было негде. Затеяв создать землю, он стал искать себе товарища, нашел Чаган-Шукуты, и вместе они стали спускаться на воду. Завидев их, лягушка унырнула в воду». Тогда Очурманы послал за ней Чаган-Шукуты. Он вытащил ее из глубины и положил на воду брюхом вверх. «Я сяду на брюхо лягушки, — сказал Очурманы, — а ты нырни и достань со дна что тебе попадется». Лишь во второй раз удалось Чаган-Шукуты принести пригоршню земли. Очурманы велел ему положить ее на лягушку, и земля стала расти.
Это рассказ о возникновении земли из алтайской легенды. А у индейцев-ирокезов существует своя версия: «С вышнего мира упала божественная жена; два нырка подхватили ее, и решено было достать земли для поддержания этого существа». Черепаха приказала всем животным нырять в море. Однако только лягушка смогла принести землю во рту. Она и уложила ее вдоль щита черепахи.
Древние люди не смотрели на животных свысока. В мифах, легендах и сказках животные думают, говорят, поступают хорошо или плохо, у них все, как и у людей. Жизнь человека очень сильно была связана с жизнью животных, и чем дальше в глубь веков, тем эта связь сильнее. Древний человек не мог видеть в животном существо, принципиально отличное от себя, и воспринимал его как другого человека, только непохожего на него самого внешне. Больше того, древние люди признавали превосходство некоторых животных над собой, верили, что они обладают особой мудростью.
Одно из тюркских сказаний повествует, как бог алтайцев Ульгень создал людей. Создал он людей и ушел. А в это время появился Ерлик и «вложил в них худую душу, вдохнул, тела ожили». Вернулся Ульгень, увидел это и не знает, что делать: уничтожить свои создания или оставить? Сидит Ульгень, думает, и тут «к нему прискакала лягушка и говорит: «Зачем истреблять их? Пусть себе живут: которые умирают, пусть умирают, которые живут, пусть живут». Послушался ее Ульгень, не стал трогать людей. Но люди были нагими, холодно им было. И опять задумался Ульгень: «Из чего бы сотворить огонь?» А лягушка говорит ему: «На горе есть камни, а на березе — губа». Понял все Ульгень, взял губу, сделал трут, взял два камня и добыл огонь.
В русской сказке старая колченогая лягушка оказывается единственной, кто знает, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Подательницей всякой мудрости считали лягушку пермяки, жившие на правой стороне реки Камы. Они признавали настоящим колдуном только того, кто прошел сквозь огромную пасть «лягуши-матки», которая появлялась из воды по вызову ровно в полночь.
В одной из сказок народов Филиппин лягушка вместе с другими животными помогает отнять у великанов огонь и отдает его людям. В сказке индейцев Латинской Америки она показывает сыну крестьянина, где лежит волшебный камень, который исполняет все желания. А в китайской сказке, не зная, где отыскать старика, который спас ей жизнь, лягушка «стала уничтожать саранчу на полях, чтобы отплатить добром тем людям, которые были похожи на старика».
С тех пор как человек стал землепашцем, он особенно остро чувствовал свою зависимость от природы.
Первый из трех по сей день важнейших праздников народа Бирманского Союза — кая — посвящен барабану пази. Это самый массовый и красочный праздник. Его отмечают 26 апреля, после традиционного Нового года. Праздник связан с молениями о дожде. «Пази» — не просто барабан, это «лягушачий барабан», а лягушка, по одним данным, протектор дождей, по другим — животное из свиты божества дождя.
В Китае считали: луна — это богиня дождя, дух воды, и на луне живет жаба. Жаба для китайцев — символ луны.
У индийцев и индейцев майя существовали обряды, во время которых имитировали кваканье лягушек: согласно поверью, оно вызывает дождь.
Боги были милостивы к лягушкам и жабам. В болгарской легенде жаба оплакивает Иисуса Христа вместе с Богородицей и другими святыми. В румынской легенде Богородица, встретив лягушку, рассказывает ей о страданиях своего сына. «Молчи, Мать, не плачь, не проливай кровавых слез, — успокаивает Богородицу лягушка,— не терзайся, не охай, и у меня было двенадцать деток, прелестных, очень красивых, с большими лапками — любо было на них глядеть! Но явилось зубчатое колесо и взяло их всех, остался только один, маленький, хромой».
Богородица, увидев лупоглазого лягушонка, рассмеялась, а потом благословила лягушку, сказав: «Лягушка! Когда умрешь, чтобы ты не разлагалась, чтобы люди с тебя пили воду, чтобы ни один источник без тебя не обходился».
Да и сам Иисус Христос не считал лягушек изгоями. В белорусской легенде рассказывается, как голодный человек, которого стал кормить лягушачьей икрой Иисус, испугался: теперь он опоганен. Но Иисус сказал ему: «Это, милый, все господние создания». А вот литовская легенда, объясняющая, как был создан аист. «Одна женщина, вынимая из своего передника лягушку, почувствовала отвращение к ней и уронила ее на камень. Потом, желая скрыть свой грех, она спрятала лягушку под листом. Но бог все видел и, разгневанный, он превратил женщину в аиста, который питается лягушками».
По представлениям древних людей, лягушка имела самое прямое отношение к сокровищам земли. Норвежцы говорили: «Кто дружен с лягушкой, тому приносит она золото». А нанайцы верили, что их счастье зависит от «рогатой лягушки». Если нанайцу повезет и он встретит лягушку, надо снять с себя какую-нибудь вещь и кинуть на землю. Лягушка сбросит на эту вещь рога, заберет их нанаец и принесет домой. Если нанаец успеет снять только пояс — богат он будет недолго, а если снимет он шарф и, еще лучше, шапку, то всю жизнь он будет жить хорошо.
Земля — общая мать всего живущего, земля — и общая могила, в ней после смерти оказываются все, даже человек. А поскольку душа связана с телом, то земля, принимая тело, служит и местом успокоения души. Но в земле находят приют лягушки и жабы. Вдобавок лягушки и жабы покидают свои убежища под покровом ночи. И именно ночью, считалось, души мертвых спешат в мир живых. Так разве странно, что древний человек решил: в лягушке скрывается душа человека.
Обращались в лягушку души самых разных людей. Для немцев лягушки — отвергнутые богом души, для литовцев — души людей, преждевременно расставшихся с жизнью. В русской сказке злая жена, брошенная в воду, становится лягушкой. В лягушку превращается девочка, не сумевшая сохранить тайну своего отца — ужа.
Отсюда весьма распространенное убеждение: лягушек и жаб убивать нельзя. Убийцу или его родных ждет смерть или какое-нибудь несчастье. В это верили русские, немцы, итальянцы, чехи, сербы, болгары. И отсюда второе убеждение: «Отними лягушку у змеи, господь простит тебе много грехов». В одной из легенд, записанной в Харьковской области, человек, ударивший жабу палкой, поплатился за это жизнью.
Скрывающиеся днем в земле жабы и прячущиеся в разных укрытиях лягушки стали не только душами людей.
Жаба — «личина самого духа нечистого». У Джона Мильтона в «Потерянном рае» сатана под видом жабы, лежа близ уха Евы, «тщился омрачить ее сновоображение привидениями нощными, мечтаниями и снами, могущими оставить в уме ее пагубные внушения».
Жабы и помощницы сатаны.
Папа Григорий IX в булле 1232 года приказал епископам Любека, Ратцебурга, Мюнстера и других городов проповедовать крестовый поход против еретиков, которые обвинялись в том, что на своих собраниях поклонялись жабе и черной кошке, а на собрания эти, которые заканчивались оргиями, являлся сам сатана.
Якуты относились к лягушкам со страхом: они — существа, которые находятся в близком общении с подземными духами.
В 405 году до новой эры состоялась премьера комедии Аристофана «Лягушки». И вот на сцене перед афинянами появился Харон:

— Кому в места блаженного успения?
Кому в равнину Леты, в долы ужаса,
В юдоль печалей, в яму, к черту, к дьяволу?

Бог театра Дионис, решивший спуститься в преисподнюю, чтобы вернуть на землю недавно умершего поэта Еврипида, подходит к челну. Садится за весла. Харон объясняет ему, что грести нужно в такт песни лягушек-лебедей. Раздается пение:

Брекекекекс, коакс, коакс,
Брекекекекс, коакс, коакс,
Болотных вод дети мы,
Затянем гимн, дружный хор,
Протяжный стон, звонкую нашу песню.

Если у Аристофана лягушки пугают людей у входа в другой мир, то в легендах разных народов лягушки и жабы оказываются еще ниже: в чистилище, где они — орудия карания грешников. В белорусском сказании лягушки грызут на том свете лежебоков и тунеядцев. Жабы сосут из грешников кровь, висят у них на глазах.
Но и на этом свете жабы олицетворяют злое начало.
В ирокезском предании рассказывается, что созданием злого брата была исполинская жаба, задержавшая все пресные воды Земли. Добрый брат рассек эту жабу, и воды вновь потекли. В русской сказке «Правда всегда остается правдой» один из духов хвастает, что он «посадил жабу в источник, и оттого вода в нем иссякла».
У камбоджийцев существует легенда, по которой затмение луны происходит тогда, когда ее съедает огромная жаба. Поэтому во время лунного затмения камбоджийцы поднимают страшный шум, стараясь прогнать жабу. Несколько лет назад солдаты правительственных войск, как только началось лунное затмение, стали стрелять из винтовок в небо: хотели прогнать жабу.
Как ни удивительно, но жабы могут и наказывать за причиненное зло.
В украинской сказке богатая дочь, отказавшая своей матери в гостеприимстве, спустилась в погреб. И тут на нее набросились две жабы, одна из которых впилась в щеку, другая — в грудь. Отпали жабы только тогда, когда дочь умерла. В другой украинской сказке на женщину с дерева, с которого она рвет орехи, прыгает лягушка и впивается в нее: существовал запрет до определенного времени собирать орехи.
С лягушками и жабами с древнейших времен связаны многие предрассудки людей. Остается лишь поражаться, насколько они живучи. Недавно молодой человек, имеющий высшее образование, спросил у меня: «А какие лягушки могут впиваться в голову?» Задала, в свою очередь, вопрос и я. Он ответил, что ему рассказала бабушка, как на нее однажды в лесу напала лягушка. Сомнений в правдивости рассказа у него не было, единственное, чего не знал он, каких именно лягушек надо остерегаться.
Другой, до сих пор распространенный и не имеющий под собой никакой реальной почвы предрассудок: жаб нельзя брать в руки — появятся бородавки. Но в прежние времена верили не только в это, а и в то, что жабы сосут коров. Французы и белорусы считали, что жабы занимаются этим по поручению ведьм. Лягушка-ведьма могла приходить доить коров и под видом женщины. А немцы тех же коров и другой скот, а заодно и себя, ограждали от колдовских чар, вешая лягушку в трубе.
С древнейших времен люди верили, что лягушки и жабы обладают необыкновенными способностями. Плиний сообщает: «Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю ногу лягушку» (чтобы предохранить зерно от порчи); «Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не вредит посеву».
По французскому поверью, жабы очищают воздух и воду от присутствующих в них ядовитых веществ; жаб боятся крысы, и поэтому моряки брали их с собой на корабли.
Татарки носили высушенных лягушек на плече от бесплодия.
Прибегали к помощи лягушек русские парни. По приказанию знахаря они выходили утренними зорями к озеру и должны были поймать «парных лягушек». Молодой человек, успевший схватить таких лягушек, опускал их в продырявленный кувшин, бежал, не оглядываясь, до первой «муравьиной кочки» и зарывал там кувшин. И снова бежал, не оглядываясь, до своего дома. На третий день он возвращался к муравейнику, откапывал кувшин и брал из него две лягушачьи косточки — вилку и крючок: нечистая сила уже придала им «чарование». Если парень хотел заставить полюбить себя девушку, стоило только зацепить ее крючком — и желание увенчано. Если же девушка становилась в тягость — надо было оттолкнуть ее вилкою. «Чары на любовь» при помощи лягушек и жаб были популярны в России даже в самом конце девятнадцатого века.
Все в том же «Опыте естественной истории» И. Рейпольский писал о лягушках и жабах: «Животные сии... долго оставались в неизвестности и без всякого внимания — долго история их была наполнена ложными и неосновательными баснями. Самые естествоиспытатели отвращали от них взор свой. Простой народ и поныне почитает за самых страшных и ядовитых гадов. К чему поводом служит странной дикой их вид, местопребывание в глухих болотах, стоячих водах и темных норах, их прыганье и пронзительный голос».
Альфред Брем придерживался аналогичной точки зрения: «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно и столь несправедливо, как семейство жаб».
Брем цитирует швейцарского естествоиспытателя Конрада Геснера, автора энциклопедии «История животных».
«Это животное,— говорит старый Геснер про обыкновеннейший вид этого семейства,— есть животное совершенно холодное и влажное, все отравленное, ужасное, противное и вредное. Когда животное это дразнят, то оно приходит в такой гнев, что если оно может, то брызгает на человека своими накожными выделениями или отравляет его своим ядовитым вредным дыханием. Однако вреден не один только чистый яд, которым оно снабжено, но и все тело, и если кто-либо испачкается его слизью, то запачканное место начинает гноиться и очень трудно поддается лечению. Съеденная жаба вызывает смерть, дыхание и взгляд ее также вредны, от них человек бледнеет и обезображивается. Жабы отравляют также траву и листву, которую они попробовали или даже по которой медленно проползли».
И дальше Брем пишет:
«Трудно понять в самом деле, как могло случиться, что умные люди могли выдумать такие бессмыслицы. Еще менее понятно, что и теперь есть еще тысячи людей, весьма склонных принимать за истину подобную бессмысленную, ни на чем не основанную ложь: ведь не может же ночной образ жизни некрасивых по сравнению с лягушками жаб служить основанием для постоянного презрения и преследования этих безобразных, невинных и в высшей степени полезных животных! И все же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти, с какой ее преследуют и убивают, вполне сходятся и так называемые образованные и необразованные, европейцы и американцы, белые, черные и коричневые люди. Никто из тех, кто дурно говорит о жабе, не наблюдал ее жизни, не прочел ни одной хорошей естественной истории... Жабы как раз могут служить убедительным примером тому, как поставлено у нас дело образования, в особенности естествоведение и его преподавание».
Вряд ли можно не согласиться с Бремом. Хочу лишь добавить: убедительным примером, как обстоят у нас дела с образованием, а также с воспитанием в семье служит отношение не только к жабам, но и к лягушкам и ко всем другим амфибиям.
Недалеко от Москвы в поселке на горе стоит современная многоэтажная школа, а под горой — маленький пруд, куда приходят откладывать икру лягушки. Каждую весну здесь можно наблюдать одну и ту же картину. Звенит звонок. Большая перемена. Ребята бегут вниз, к пруду, кто хватает палку, кто камень.
А вот результаты исследований.
В окрестностях Краснодара из года в год осенью озерных лягушек меньше, чем весной. За семь лет число их сократилось втрое. Причина: прямое истребление их людьми, уничтожение прибрежной растительности. По этой же причине вкупе с остальными стало мало амфибий в городе Горьком.
Зоологи по роду своей службы не должны испытывать негативных чувств к амфибиям, тем не менее по их вине ряды амфибий редеют в самых разных странах.
Чтобы выяснить, как распределяются по территории сибирские углозубы, жабы и два вида лягушек, было выловлено около десяти тысяч амфибий. Чем питаются хвостатые и бесхвостые амфибии? Вопрос важный, но погибло больше трех тысяч амфибий. А для ответа на вопрос, какие рисунки бывают на платьях лягушек, потребовалось их почти шестнадцать тысяч.
В одном-единственном месте нашей страны, в Карпатах, живут тритоны, которых так и называют «карпатские». В середине шестидесятых годов их тысячами забирали из мелководных озер, чтобы сделать биохимический анализ крови. И в этих озерах их теперь почти нет. Каждое лето ловили карпатских тритонов во время своей летней практики студенты-биологи университетов и педагогических институтов. Долго были привлекательными Карпаты и для Зооцентра, который занимается куплей и продажей животных. Его сотрудники около пятнадцати лет вылавливали тритонов. А в конце пятидесятых годов они вывезли с Карпат такие большие партии огненных саламандр, что по сей день места, где множество их зимовало, пусты.
Кавказких саламандр нельзя увидеть нигде, кроме как на Кавказе. И этих саламандр ловят в больших количествах, чтобы содержать в террариумах и продавать. Идет торговля амфибиями в ФРГ, а террариумисты пренепременно стараются поселить у себя дома желтобрюхих жерлянок. Каждый турист, приезжающий в Панаму, не так давно увозил на память живого золотого ателопа.
Лягушки — «мученики науки», признанные во всех странах. Однако не слишком ли дорого обходится им сейчас это звание? Должно ли лягушачье племя нести такие потери в наши дни? Должно ли столько амфибий исчезать из природы? Вот всего одна цифра. Для экспериментов и для изучения лягушек студентами в нашей стране их вылавливают миллион. Но думаю, данные эти не совсем точные. Лишь научные учреждения и учебные заведения Казани ежегодно используют тридцать тысяч лягушек. А еще в 1950 году только Ленинградскому университету на практические занятия и исследовательские работы требовалось около пятнадцати тысяч лягушек.
Мне многое не дано. Я не могу понять охотников. Не представляю себе, какие ощущения испытывают гурманы: еда для меня — не священнодейство. И совсем не укладывается в моей голове, как можно есть деликатесы, зная, что жизни животных загублены для твоей прихоти. Зная, что из-за твоей прихоти не стало животных, даже не входящих в реестр охотничьих, появившихся на свет вовсе не для того, чтобы из них делали консервы или бульоны.
Бульон из филе лягушек значится в. блюдах китайской кухни под номером двести тридцать. Описывается сложный способ его приготовления, внешний вид, вкус. Читаю, а перед моими глазами глаза тех, что могут превратиться в филе, лишиться своих задних лапок. Но у французов, жителей Бенилюкса и других европейских стран, видно, не возникают такие или подобные им ассоциации. Как и китайцы, они хотят наслаждаться деликатесом. Поэтому в одном 1983 году для них привезли больше шести тысяч тонн лягушачьих лапок, было убито пятнадцать миллионов лягушек. А главные экспортеры — Индонезия, Бангладеш и Индия, истребляя ловцов насекомых — распространителей малярии и других болезней, вынуждены бороться с шестиногими далеко не безвредным для остальных животных да и для людей методом.
Плохие времена настали для лягушек не только Южной и Юго-Восточной Азии. Растет «туристическая индустрия», и ежегодно в бельгийском Люксембурге их отлавливают около двухсот тысяч.
В 1948 году произошло важное событие: был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов, начала работать Комиссия по редким и исчезающим видам. Она занялась составлением «Красной книги фактов» и «Черного списка». «Черный список» — это список животных, которые исчезли с лица Земли, начиная с 1600 года. В него попали шестьдесят четыре вида млекопитающих и сто девять видов птиц. Два вида амфибий вымерли в историческое время и один вид — израильская пятнистая лягушка — в пятидесятые годы нашего века.
В «Красную книгу» Международного союза охраны природы и природных ресурсов сейчас занесены: черная жаба, сосновая квакша, техасская слепая саламандра, европейский протей, золотой ателоп — всего тридцать три вида амфибий. Цифра эта явно занижена. В ФРГ двенадцати видам из девятнадцати грозит гибель. В Финляндии живет теперь пять видов амфибий, озерная лягушка практически исчезла четверть века назад, а среди оставшихся особенно редок гребенчатый тритон Вот-вот не станет озерных лягушек на Кипре, не часто кому на острове удается встретить зеленую жабу. В «Красную книгу» Швеции включено восемь видов амфибий. В Швейцарии под охраной все девятнадцать видов. Запрещено убивать, ловить взрослых амфибий и головастиков, разрушать или забирать из водоема икру. Нельзя коллекционировать амфибий. Нельзя продавать и пересылать их. Если же возникнет необходимость определить, что это за амфибия, все должно быть сделано так, чтобы не причинить ей вреда. А потом надлежит выпустить ее там, где была поймана.
В Европе больше всего гурманов среди французов, именно они основные потребители лягушачьих лапок. Однако своих собственных амфибий Франция бережет. Не разрешается уничтожать икру и самих амфибий, запрещена торговля ими. Особыми постановлениями взята под защиту съедобная озерная лягушка.
Охраняют амфибий и в Чехословакии. В этой стране уже создан заповедник для лягушек и жаб, а тех, кто лишает их жизни, карают довольно высокими штрафами. В Чехословакии живет восемнадцать видов амфибий, но двенадцать из них находятся в угрожающем положении, три — в критическом.
В «Красную книгу» СССР занесено девять видов из тридцати трех. Вот они:

семиреченский тритон, или лягушкозуб,
уссурийский когтистый тритон,
карпатский тритон,
альпийский тритон,
малоазиатский тритон,
кавказская саламандра,
сирийская чесночница,
кавказкая крестовка,
камышовая жаба.

К восьмидесятым годам двадцатого столетия человек успел сделать много.
Влажные тропические леса, в которых сосредоточена половина всей флоры и фауны Земли, уничтожены на сорок процентов. Эти леса вырубают со скоростью двадцать гектаров в минуту
Одиннадцать процентов поверхности Земли распахано, почти четверть ее территории,— частично или полностью цивилизованные пастбища, около трех процентов заняты дорогами, нашими домами, промышленными предприятиями. Полным-полно искусственных водохранилищ, а осушительные и оросительные работы проведены на такой площади, где могло бы разместиться несколько крупных европейских стран В районах с интенсивным сельским хозяйством пестицидов используют столько, что на каждого человека их приходится пять килограммов в год. Ядохимикаты переносятся с воздухом, и на Земле сейчас не существует районов, свободных от них.
Такое преобразование планеты должно было сказаться на амфибиях. И оно сказалось.
В начале нашего века камышовые жабы чувствовали себя в Великобритании прекрасно. Было их много, и водились они по всей стране. Жили жабы в прибрежных дюнах и на вересковых равнинах. Прошло полстолетия, всего полстолетия, и от былого множества остались крохи. Сейчас камышовая жаба занесена в список вымирающих видов Великобритании. Да и как она могла туда не попасть? На вересковых равнинах перестали пасти скот, а занялись строительством, сельским хозяйством. На вересковых равнинах появился лес. Но места, где есть тень, не подходят для этих амфибий.
К середине семидесятых годов на вересковых равнинах от всей площади, пригодной для жизни камышовых жаб, уцелел один процент. Уменьшилась на пятьдесят пять процентов и площадь дюн. В дюнах набирала темпы индустрия отдыха.
Нам нужны отели и пансионаты, фабрики и заводы. Нам нужны новые поля, сады, виноградники, леса. И лишаются амфибии прудов, где выводили потомство и прятались от холода, утрачивают свои охотничьи владения В ФРГ в окрестностях города Липштадт за шестьдесят с небольшим лет от трехсот девятнадцати водоемов осталось восемьдесят три. В одном из районов Великобритании перестали существовать восемнадцать водоемов из шестидесяти.
Идет на убыль и площадь так называемого водного зеркала. Неподалеку от австрийского города Грац за пятнадцать лет она убавилась на шестую часть, и семь видов амфибий вымирают. В Татарии за это же время больше чем у половины водоемов сократилась площадь или они совсем исчезли.
Не меньшее зло для амфибий — мелиорация. На севере округа Крефельд в ФРГ долго и планомерно осушали болота. Теперь тут не живут: гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная квакша. Весьма редки альпийский тритон и серая жаба.
В нашей стране в пойменных лугах Томской области мелиораторы еще не закончили работы, а остромордые лягушки уже покинули участки, где были срезаны кочки, выровнена земля, вырыты канавы.
Как ни мало остается амфибиям водоемов, все же остается. Однако многие и из них только называются прудами, ручьями, речками.
В окрестностях Дрездена сейчас нет четверти водоемов, существовавших прежде. А из тех, что имеются в наличии, не более чем десять процентов пригодны для размножения амфибий.
Амфибии весьма чувствительны к химическому составу воды. Но чистой воды на Земле с каждым годом меньше. У остромордых лягушек и сибирских углозубов, отложивших икру в водоемы, загрязненные промышленными стоками, прекращается развитие почти всех эмбрионов, а головастики, которые, несмотря ни на что, появляются на свет, растут крайне медленно и в конце концов умирают.
Взрослым амфибиям тоже не безразлично, в какой воде жить. На реке Инсар, у места выхода промышленных стоков города Саранска, не услышать рулад прудовых лягушек. А в окрестностях болгарского города Пирдоп, где разместился медеплавильный комбинат, вообще не удастся найти каких-либо амфибий. Вокруг комбината, на территории семь квадратных километров, загрязнены водоемы, в которые они откладывали икру и в которых они зимовали. Да и охотиться на суше стало не на кого.
Американские тигровые амбистомы могут жить в лагуне, где концентрация такого вещества, как перилен, велика и, кроме него, есть еще бензпирен. Однако почти половина амфибий тяжело больна: злокачественные опухоли кожи.
На юге острова Сахалин, неподалеку от города Долинска, около сорока процентов молодых сибирских лягушек имеют уродливые лапки. Ручей, где обитают эти амфибии, протекает по территории целлюлозного комбината. Все лягушки погибают, не став взрослыми: и плавать, и прыгать, как положено, они не в состоянии.
У амфибий, живущих в отравленных водах, в тканях накапливаются яды. Накапливаются яды и у тех, что охотятся на насекомых, против которых используют пестициды. На полях, полностью обработанных ядохимикатами, амфибий единицы.
А такие амфибии, как жабы и чесночницы, умирают, когда ведут химическую борьбу с грызунами в овощехранилищах и подвалах: там жабы с чесночницами зимуют. Если же в какой-нибудь летний день утром обследовать места, расположенные на небольшом расстоянии от лугов, посыпанных известью, чтобы не закисала почва, — можно также обнаружить немало мертвых амфибий. Ночью они прыгали по этим лугам и получили ожоги.
Тихо, незаметно, медленно гибнут амфибии. Усугубляет положение истребление лесов и кустарников. Одна из главных причин, по которой кавказская крестовка попала в «Красную книгу» нашей страны и в «Красную книгу» Международного союза охраны природы,— именно эта.
Ко всем бедам амфибий лет пятнадцать назад добавилась новая.
С тех пор как существуют дороги и тропы, амфибии использовали их поздними вечерами и ночами не хуже других животных. На дорогах нет или почти нет травы, поэтому по ним можно прыгать без особых усилий. На них легче поймать добычу. Если дорога покрыта асфальтом или сделана из камней, добыча приходит на нее: асфальт и камни теплее, чем поверхность почвы, прогреваются они сильнее. Однако теми же самыми дорогами пользуются и люди. Произойдет встреча с лягушкой или жабой — мало кто из них не поднимет вверх руку с палкой или камнем. У быстроходной лягушки есть шанс упрыгать, а жаба останется лежать на дороге. Но такие потери, которые несли и несут амфибии, восполнимы. А вот когда по дороге мчатся машины, и когда дорогу проложили, перерезав лягушачий или жабий путь, по которому из года в год идут амфибии к водоему метать икру, а спустя определенное время отправляются в обратном направлении, вот тогда потери могут оказаться невосполнимыми.
В последние годы под колесами машин все чаще гибнут тритоны, озерные, травяные лягушки, зеленые и серые жабы. Летом в Волжско-Камском крае на крупной автотрассе даже ночью каждую минуту проходит машина, а днем и вечером — от восьми до одиннадцати. Это означает, что любые амфибии, которые соберутся пересечь шоссе, не дойдут до его противоположной стороны живыми.
Все больше машин на дорогах, все больше автотрасс на традиционных путях миграций амфибий. И весной по утрам десятки, сотни их находят раздавленными. Только на одной магистрали в окрестностях Бонна за день насчитали сто двадцать сбитых машинами жаб. На недавно построенной дороге в пригороде Страсбург, разделившей лес и пруд, за март 1977 и 1978 годов погибла тысяча серых жаб, а всего их приходило в пруд тысяча триста. Еще более трагично положение амфибий, когда при прокладке дороги засыпают их родной водоем. Каждую весну оставшиеся в живых сидят там, где было их болото, озерко или пруд. Икру они уже не откладывают, потомков у них уже не будет.
Поставила я точку, перечитала абзац, а потом и предыдущие страницы — и замерла: на душе стало как-то нехорошо. И вспомнила я свой любимый пруд, живущих в нем травяных, прудовых лягушек, жерлянок. Вспомнила, что весной путь травяных лягушек тоже пересекает автотрасса, широкое Калужское шоссе. Но моим лягушкам повезло. Под шоссе, по ходу оврага — огромная труба, я и то могу пройти по ней. Соорудили этот тоннель вовсе не для лягушек: по оврагу весной течет вода.
Вспомнила я все это, и вдруг подумала: «А не развеяться ли мне? Не отвлечься ли от грустных мыслей? Не поехать ли на пруд? Книгу я написала, не хватает нескольких заключительных строк, так что имею право на отдых». Собираюсь быстрей обычного, потому что ничего с собой не беру.
И вот пруд. У пруда — трактор. В пруду — насос. Я не верю своим глазам. От пруда почти ничего не осталось. А мощный насос втягивает и втягивает в шланг воду, а с ней — головастиков, всех нерасторопных, оказавшихся поблизости. Мгновение — и лежат они далеко от пруда на земле. Человек, сидящий в кабине трактора, спокойно отвечает: «А мне все одно, какие тут лягушки. Меня не касается, что они полезные. Какое мне дело, что этих жерлянок больше нигде так близко от Москвы нет. Мне приказано поливать облепиху, я поливаю».
И хочу я теперь спросить вас: надо ли в довершение всего вылавливать амфибий? Надо ли заносить над ними камень? Поднимать палку? Может, стоит перебороть себя и помочь лягушке или жабе перейти дорогу? Может, стоит сделать небольшой водоем, соорудить кое-какие укрытия и поселить там оставшихся без дома амфибий? Лягушки и жабы совсем не прочь жить рядом с человеком даже в городе. Они требуют немногого: всего-навсего человеческого к себе отношения.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амфибии Дальнего Востока и Сибири.— Владивосток- ДВНЦ АН СССР, 1978.
Бабенко Л. А., Пащенко Ю. И. Некоторые особенности ориентации желтобрюхой жерлянки в опытах по хомингу // Вестник зоологии,— 1979.— № 5.— С. 61—65.
Банников А. Г., Денисова М. Н. Очерки по биологии земноводных.— М.: Учпедгиз, 1956.
Бастаков В. А. Роль ганглиозных клеток сетчатки различных классов в организации зрительно управляемого поведения прудовой лягушки//Зоологический журнал.— 1977.— Т. LVI.— Вып. 9 С. 1340—1349.
Бастаков В. А. Монокулярная оценка лягушками Rana temporaria L. дистанций до движущихся объектов и их размеров // Журнал общей биологии. 1981.—Т. XLH.—№ 1.—С. 122—126.
Бронштейн А. А. Обонятельные рецепторы позвоночных.— Л.: Наука, 1977.
Вегенер А. Происхождение континентов и океанов. Л.. Наука, 1984.
Вопросы герпетологии: I Всесоюзная герпетологическая конференция.— Л.: ЛГУ, 1964.
Вопросы герпетологии: III Всесоюзная герпетологическая конференция.— Л.: Наука, 1973.
Вопросы герпетологии: IV Всесоюзная герпетологическая конференция.— Л.: Наука, 1977.
Вопросы герпетологии: V Всесоюзная герпетологическая конференция.—Л.: Наука, 1981.
Воробьева Э. И. Морфология и особенности эволюции кистеперых рыб // Труды Палеонтологического института.— Т. 163.— 1977.
Гаранин В. И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края.— М.: Наука, 1983.
3лотин Р. И., Перешкольник С. Л. К экологии зеленой жабы в высокогорьях Внутреннего Тянь-Шаня//Бюллетень Московского общества испытателей природы, отдел биологии.— 1977.— Т. 82(2).—С. 67—74.
Кружалов Н. Б. Природные аминокислоты как обонятельные раздражители у некоторых земноводных. Сенсорные системы. Обоняние и вкус.—1980.—С. 60—72.
Леттвин Дж., Матурана Г., Мак-КаллокУ., Питтс У. Что сообщает глаз лягушки мозгу лягушки.— В сб.: Электроника и кибернетика в биологии и медицине.— М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.
Льоцци М. История физики.— М.: Мир, 1970.
Мантейфель Ю. Б. Зрительная система и поведение бесхвостых амфибий.— М.: Наука, 1977.
Марголис С. Э., Мантейфель Ю. Б. Сенсорные системы и поведение хвостатых амфибий.— М.: Наука, 1978.
Мэттсон П. Регенерация — настоящее и будущее.— М.: Мир, 1982.
Пястолова О. А. Влияние условий развития личинок Rana arvalis Nilss на некоторые морфофизиологические особенности сеголеток//Экология,—1978,—№ 3.—С. 59—63.
Пястолова О. А.. Иванова Н. Л. Рост и развитие личинок амфибий в экспериментальных условиях // Труды Института экологии растений и животных.—УФАН СССР.—1978.—№ 111.— С. 13— 31.
Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга.— М.— Л.: Изд-во АН СССР, 1942.
Терентьев П. В. Лягушка.— М.: Советская наука, 1950.
Ушаков С. А., Ясаманов Н. А. Дрейф материков и климаты Земли.— М.: Мысль, 1984.
Чугунов Ю. Д., Киспоев К. А. Дыхание земноводных.— Новосибирск: Наука, 1973.
Шарипова Р. Р. Гидробиоз амфибий.— Казань: Казанский педагогический институт, 1980.
Шарипова Р. Р. О влиянии водной среды на сеголеток амфибий.— Казань: Казанский педагогический институт, 1980.
Шварц С. С., Ищенко В. Г. Пути приспособлений наземных позвоночных животных к условиям существования в Субарктике.— Т. 3.— Земноводные//Труды Института экологии растений и животных, УФАН СССР.— 1971.— Вып. 79.
Шмальгаузен И. И. Происхождение наземных позвоночных.— М.: Наука, 1964.
Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда.— Т. I, П.—М.: Мир, 1982.
Ad1er Kr. Sensory aspects of Amphibian navigation and compass orientation.//Vertebrata Hungarica. T. XXL—1982.—P. 7—18.
Heyer W. Ronald. Foam nest construction in the leptodacty-lid frogs Leptodactylus pentadactylus and Physalaemus pustulosus (Amphibia, Anura, Leptodactylidae)//Journal of Herpetology.— 1977.—1.1.—N 2.— P. 225—228.
Jaslow Alan P. Vocalization and agression in Atelopus chiriquiensis (Amphibia, Anura, Bufonidae)//Journal of Herpetology.—1979.—13(2).—P. 141 — 145.
Iwasawa H. Frogs and toads in the life of men and folklore. Shaishu to shiiku. Collecting and Breeding. —1980.—42.—N 3.— p. 146—149.
Menzies I. L., Tyler M. J. The systematics and adaptations of some Papuan microhylid frogs which live underground//Journal of Zoology,— London.—1977.—183(4).— P. 431—464.
Nowak Robert T. and Brodie Edmund D. Rib penetration and associated antipredator adaptations in the Salamander Pleurodeles walti (Salamandridae)//Copeia.—1978.—N 3.— P. 424— 429.
Smith Arnold K- Attraction of bullfrogs (Amphibia, Anura, Ranidae) to distress calls of immature frogs//Journal of Herpetology.—1977.—1 l.—N 2.—P. 234—235.
Switak Karl H. Frogs and toads around the world//Wild-life.—1977.—19.—N 12.— P. 554—559.
Tyler Michael J., Davies Margaret. Foam nest construction by Australian leptodactylid frogs (Amphibia, Anura, Leptodactylidae) // Journal of Herpetology.— 1979.— 13.— N 4 — P 509— 510.
Tyler Michael J., Carter David B. Oral birth of the young of the gastric brooding frog Rheobatrachus silus//Animal Behaviour.—1981.—29.—N l. — P. 280—282.
Schwalm Patricia A., Starrett Priscilla Infrared reflectance in leaf-sitting neotropical frogs//Scienze.—1977.— N 4295.— P. 1225—1227.
Weygoldt Peter. Compex brood care and reproductive behavior in captive Poison-Arrow frogs, Dendrobates pumilio O. Schmidt// Behavioral Ecology and Sociobiology.—1980.—N 7.— P. 329—332.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие -----------------------------------------------------------------------------3
От автора ---------------------------------------------------------------------------------5
Глава I. Первые шаги --------------------------------------------------------------------8
Глава II. Мастер на все руки ------------------------------------------------------------21
Глава III. На земле, в небесах и на море -----------------------------------------------31
Глава IV. Фотографирует глаз ----------------------------------------------------------46
Глава V. А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться -----------------------------60
Глава VI. Не крем, не пирожное и не мыльная пена ---------------------------------75
Глава VII. На карусели — жабы --------------------------------------------------------93
Глава VIII. Самые опасные и самые беспомощные ---------------------------------106
Глава IX. Экзамены на сообразительность -------------------------------------------121
Глава X. С компасом и картой --------------------------------------------------------132
Глава XI. Мученики науки -------------------------------------------------------------142
Глава XII. Санитары -------------------------------------------------------------------165
Глава XIII. Не поднимайте камень ----------------------------------------------------174
Основная литература -------------------------------------------------------------------190

Цветные таблицы книги


Научно-популярное издание


Людмила Леонидовна Стишковская

ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ.
(Жизнь амфибий, как она есть)

Главный отраслевой редактор В. П. Демьянов
Редактор С. П. Столпник
Мл. редактор Н. П. Терехина
Худож. редактор М. А. Гусева
Художник А. А. Астрецов
Техн. редактор И. Е. Жаворонкова
Корректор Л. В. Иванова

ИБ 9422

Сдано в набор 08.10.87. Подписано к печати 27.04.88. А 03655. Формат бумаги 84 х 108 1/32- Бумага типографская № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 10,08+ 0,42 вкл. Усл. кр.-отт. 12,08. Уч.-изд. л. 10,79 + 0,48 вкл. Тираж 100 000 экз. Заказ 7—3148. Цепа 50 коп. Издательство «Знание». 101835, ГСП. Москва, Центр, проезд Серова, д. 4. Индекс заказа 887 711.
Головное предприятие республиканского производственного объединения «Полиграфкнига». 252057, Киев-57, Довженко, 3.

Hosted by uCoz