Приключение 36


Новое значение слова «одиночный»

Забота подавляющего большинства насекомых о потомстве ограничивается откладыванием яиц. Однако немало и заботливых родителей, которые изо дня в день кормят своих детей: это муравьи, медоносные пчелы и другие общественные насекомые. Роющая оса и пчела-древогрыз делают запасы корма для своих детей, чтобы отродившиеся личинки сразу могли «подкрепиться».
Насекомые подразделяются на три группы в зависимости от того, каким образом они снабжают свое потомство пищей: не одиночных и не общественных, одиночных и общественных. Насекомые первой группы вообще не утруждают себя заботами о детях, второй — делают запасы пищи для своих детей (этот метод кормления называется разовым обеспечением), и насекомые третьей группы кормят своих детей каждый день (повседневное обеспечение). Эти три группы различаются и рядом других характерных черт. Свободно кормящиеся (не одиночные и не общественные) насекомые не строят гнезд, как одиночные и общественные формы; разделения труда, как у общественных насекомых, не встретишь ни у свободно кормящихся, ни у одиночных насекомых. Типичную для общественных насекомых родительскую заботу не проявляют ни свободно кормящиеся, ни одиночные формы. Вообще разделение насекомых на эти три группы весьма приблизительно, потому что многих насекомых можно с одинаковым основанием отнести и к той, и к другой, и к третьей группе. Ряд энтомологов рассматривает некоторых жуков навозников как общественных насекомых по той причине, что взрослые особи охраняют яички, до тех пор пока они не отродятся; но, поскольку такие жуки запасают пищу и у них отсутствуют многие характерные особенности общественных насекомых, они больше похожи на одиночные формы. Встречаются осы, которые ежедневно кормят своих детей. Поскольку эти насекомые представляют неопределенные группы, то очевидно, что наши три группы четко не разграничиваются.
Одиночные насекомые — это прежде всего пчелы и осы. Большинство роют в земле ходы-гнезда; некоторые прокладывают их в сердцевине растений и затем делят на ячейки, строя поперек туннеля перегородки; а осы обычно строят гнезда из грязи или растительного материала и прикрепляют их к стволам деревьев, скалам или другим поверхностям. Если вы хотите понаблюдать, как оса строит гнездо, прикрепите за окном половинку разрезанной вдоль катушки, а образовавшуюся выемку покройте кусочком целлофана (рис. 294): через это «окошко» можно наблюдать, что происходит в гнезде (если вам повезет и осе приглянется такой готовый туннель).
Одиночные пчелы запасают пыльцу и нектар. Такие же запасы делают и некоторые осы, но в основном они все-таки предпочитают запасать парализованных гусениц и пауков. Дорожная оса ловит и парализует большого паука — этого достаточно для одной личинки осы, но, как правило, одиночные осы ловят по двадцать и более маленьких пауков для одной ячейки. Запасы других ос состоят из различных парализованных насекомых, чаще саранчовых, бабочек-совок, муравьев, пчел, жуков. Оса — истребитель цикад — снабжает гнездо только цикадами (рис. 295).

Рис. 294. Разрезанная катушка, предназначенная для гнездования осы.

Рис. 295. Оса — истребитель цикад,— несущая в норку свою добычу.

К группе одиночных можно отнести и некоторых жуков. Жуки-навозники откладывают яйцо на навоз, который служит пищей для личинок. Жуки-трубковерты делают плотные трубочки из листьев деревьев, на которых питаются, и в каждую трубочку откладывают яйца. Больше никакого внимания потомству самки этих насекомых не уделяют.


Приключение 37


Знакомимся с общественными насекомыми

Вам, наверно, приходилось читать о медоносных пчелах и муравьях: о них написано довольно много. Эти насекомые, так же как настоящие осы, бумажные осы, термиты и шмели, живут организованными группами, или колониями, в которых существует разделение труда. Поэтому-то их и называют общественными насекомыми.
У них есть целый ряд общих характерных особенностей: способ снабжения пищей, забота о потомстве с неустанным ежедневным кормлением личинок, разделение труда. Их гнезда, сделанные более или менее искусно, имеют многочисленное население. Колонии некоторых тропических видов термитов могут состоять из нескольких миллионов особей. Колонии насекомых, живущих в менее жарких районах, гораздо меньше: колония бумажной осы-полиста состоит только из пятидесяти ос, а густонаселенная колония шмелей — из трехсот-четырехсот особей. Однако у пятнистой осы и медоносной пчелы они гораздо больше: колония осы насчитывает 15 тысяч индивидуумов, а улей медоносной пчелы — от 35 до 50 тысяч.
Гнезда бумажных ос и шмелей временные, они существуют только одно лето. Осенью, с наступлением холодов, все члены колонии, кроме оплодотворенной самки, умирают. Весной перезимовавшая в одиночестве матка основывает новую колонию. Колонии муравьев, термитов, медоносных пчел и нежалящих пчел тропиков постоянные, или многолетние.
Однако они создают и новые колонии; это происходит в двух случаях: когда старая матка за несколько дней до выхода из ячейки молодой матки с частью рабочих пчел покидает улей (это так называемое первое роение — чаще всего и единственное) и когда переполненное гнездо становится слишком тесным и первая молодая матка с частью рабочих пчел покидает его (второе роение).
Самое поразительное в жизни общественных насекомых — это полиморфизм, то есть наличие у одного вида нескольких форм. У каждой формы своя, особая доля в работе и обязанностях по сохранению семьи (разделение труда). Выделяют три основные формы: самки, или матки, рабочие и самцы. Основная функция матки — откладывать яички, и, как правило, в колонии живет только одна половозрелая матка, хотя для какого-нибудь непредвиденного случая или для создания новых колоний во время роения могут выкармливаться молодые матки. В обязанности рабочих входит поддержание и сохранение семьи: кормление молоди, выращивание матки, сбор и хранение пищи, починка гнезда, пристройка новых секций и поддержание чистоты. Единственная обязанность самцов — оплодотворение матки.

Рис. 296. Рабочий термит.

Рис. 297. Крылатый самец термита.

Самое большое разнообразие форм, как пи странно, у термитов, стоящих ниже муравьев и пчел на эволюционной лестнице. У большинства видов термитов четыре основные формы: в каждую в отличие от форм других общественных насекомых входят и самцы и самки. Формы эти следующие: рабочие термиты (рис. 296) — наиболее многочисленные, которые выполняют все «домашние» обязанности в колонии; крылатые половые особи (самцы и самки) (рис. 297); бескрылые половые особи (самец и самка) (рис. 298) и солдаты. Только половозрелые самцы и самки с полностью развитыми крыльями вылетают из гнезда, спариваются и создают новую колонию. Вскоре после роения спарившиеся самец и самка, которых называют царем и царицей, заползают в какую-нибудь расщелину и сбрасывают там свои крылья, на месте которых остается четыре треугольных обрубка (см. рис. 298). Эта пара основывает новую колонию и живет уединенно в особой камере.
Тем временем царица необычайно раздувается из-за большого количества яиц и теряет способность двигаться (рис. 299). Она откладывает невероятное количество яиц — исчисляемое тысячами, иногда по шестьдесят штук в минуту. Самцы и самки с неразвитыми крыльями сохраняются в резерве на случай какого-нибудь происшествия с «царствующей» королевской парой. Слово «царствующий» чисто условно, потому что ни царь, ни царица не управляют и не влияют на деятельность колонии. Их единственная функция — увеличивать население термитника. Четвертая форма — солдаты, подобно рабочим, они бывают любого пола; у них неразвитые половые органы, но огромные верхние челюсти и головы. Их основная обязанность — защита гнезда, хотя справляются они с этим далеко не всегда. Разломите пень или гниющее бревно. Если оно населено термитами, понаблюдайте за ними через лупу.
У всех членов колоний медоносных и нежалящих пчел есть крылья, а у рабочих и у самок некоторых видов муравьев их нет. Среди муравьев сильно развит полиморфизм: иногда только рабочих особей бывает несколько форм, отличающихся теми или иными структурными особенностями. Все три основные формы муравьев могут иметь как крупные, так и карликовые формы, причем рабочие делятся на рабочих больших и рабочих малых. Половые особи не всегда имеют крылья. Некоторые из них, особенно самки, похожие на рабочих отсутствием крыльев, называются эргатоидными. Попробуйте выкопать колонию муравьев и поискать эти формы.

Рис. 298. Самец термита с остатками сброшенных крыльев.

Рис. 299. Матка термита.

Общественные насекомые, за исключением нежалящих пчел тропиков, которые практикуют массовую заготовку пищи, изо дня в день кормят личинок. Личинки требуют внимания в течение довольно длительного времени, поэтому одна самка может выкормить лишь нескольких личинок. В крупной колонии, где одновременно выращивается много молоди, необходима целая армия рабочих. Пища, которой кормят молодь, у разных видов различна. Например, термиты сразу после рождения получают слюну, позднее их кормят отрыгиваемой пищей и, наконец, древесиной — основной пищей термитов. Личинку пятнистой осы сначала кормят отрыгиваемой пищей, состоящей из нектара и фруктового сока, позднее — пережеванными насекомыми. Личинки шмелей и медоносных пчел получают нектар и пыльцу. Разные виды муравьев кормят личинок разной пищей. В их «меню» входят нектар, выделения растений, медвяная роса, фруктовые соки, листья, грибки и другие растительные вещества.
Рабочие особи общественных насекомых не только кормят личинок, но и поддерживают чистоту в гнезде: удаляют мертвых насекомых и различные обломки. Особую заботу проявляют рабочие о матке. В колониях муравьев и термитов маток не только кормят и чистят, но и разносят их яйца в соответствующие камеры. Летом некоторые рабочие пчелы, махая крыльями, охлаждают улей, а зимой, скопляясь вокруг матки, защищают ее и себя от холода. В колонии муравьев рабочие всегда приноравливаются к изменениям температуры и влажности. Муравьи обычно кормят друг друга «изо рта в рот». Возвращаясь в гнездо, рабочие, выходившие на поиски продовольствия, кормят тех, кто оставался в гнезде, а они взамен предлагают «снабженцам» отрыгиваемую пищу. Часто взаимное кормление происходит между молодыми и взрослыми особями. Личинки муравьев и термитов выделяют вещества, которые рабочие с удовольствием поедают; так же бывает и у бумажных ос. Интересно, что этот обмен пищей может происходить и между насекомыми разных видов. Например, некоторые муравьи не только терпят присутствие бродячих жуков, но обращаются с ними, как с членами собственной колонии, просто потому, что жуки выделяют жидкость, которая является «лакомым блюдом» для муравьев. Ряд энтомологов рассматривает взаимное кормление, или трофаллаксис,— который, между прочим, не наблюдается у общественных пчел — как источник общественных навыков у ос, муравьев и термитов.


Приключение 38


Побываем в домах из воска

Ранней весной над полями и лугами проносятся жужжащие матки шмелей (рис. 300) — единственные особи, оставшиеся от прошлогодних шмелиных семей. У них нарядные черно-золотые бархатные костюмчики, а крылышки еще не обтрепаны в длительных полетах за пищей. Их назначение — основание новых колоний, но, прежде чем приступить к работе, они примерно неделю летают, высасывая нектар ранних весенних цветов и наполняя пыльцой корзиночки на задних ногах. Эта деятельность небесцельна: им нужно накопить силы для выполнения своих домашних обязанностей после восьми- или девятимесячного поста и добыть пищу, чтобы выкормить растущих личинок своей новой семьи.

 

 

 

 

 

Рис. 300. Шмель у только что распустившегося цветка.

Рис. 301. Гнездо шмеля весной. В — вход в гнездо; Г — горшочек (для меда); ПГ — полость гнезда; Я — яички (в восковой ячейке); КПМ — комок пыльцы и меда.

Матка обычно выбирает заброшенное гнездо полевой мыши или бурундука — иногда это может быть и просто небольшое углубление в поле — и строит в нем гнездо. Для этого она собирает в кучу мелкий мягкий материал и в центре ее выкапывает довольно большую полость, имеющую вход с одной стороны. Затем в центре пола полости она изготавливает комок из пыльцы и меда и на верхней его части при помощи челюстей строит круглую стенку из воска — ячейку. Отложив внутри ячейки яички, она запечатывает ее воском. Затем делает у входа в гнездо восковой горшочек и наполняет его медом (рис. 301). Этот мед служит резервным запасом пищи; матке, как наседке, приходится сидеть на яичках, чтобы они не остыли. В погожие дни она отправляется собирать мед, но ночью и в плохую погоду пользуется запасенной пищей. Поищите ее гнездо весной, пока растительность еще невысокая, и посмотрите, как оно сделано.

Рис. 302. Основание ячеек сота.
Рис. 303. Часть сота.
Рис. 304. Ячейки рабочих пчел.

Гнездо медоносной пчелы с сотами — более искусное сооружение, чем гнездо шмеля. Дикие пчелы строят свои восковые соты в дупле дерева, одомашненные виды — в улье. Четыре пары восковых желез, расположенных на нижней стороне второго, третьего, четвертого и пятого брюшных сегментов рабочих пчел, выделяют воск. Каждая железа — дискообразный участок гиподермы, а гладкая и тонкая кутикула, покрывающая ее, называется зеркальцем; на нем образуется восковая пластинка. Воск выделяется через эти пластинки и накапливается в виде маленьких чешуек, которые используются для построения сотов. Однако соты строит не отдельная пчела, а много пчел общими усилиями. Перед началом строительства рабочие собираются в сплошную массу, напоминающую занавеску: каждая пчела держится передней ножкой за заднюю ножку пчелы, находящейся выше ее, а пчелы самого верхнего ряда цепляются за какую-нибудь опору в улье или в дупле дерева.
Спустя некоторое время после того, как накопится тепло от массы тел, под брюшком появляются белые восковые пленки, которые перемещаются ко рту, где смешиваются с жидкостью из головных желез; химический состав воска при этом изменяется, и он становится пластичным.
Как только воск достигнет нужной консистенции, пчелы строят из него вертикально висящую стенку, или перегородку. Когда эта средняя стенка построена, пчелы выгрызают на ее противоположных сторонах углубления — дно будущих ячеек, а из выгрызенного воска изготавливают стенки ячейки. Дно каждой ячейки состоит из трех ромбических пластинок (рис. 302), а ячейки одной стороны смыкаются с ячейками другой так, что каждый ромбик используется для двух ячеек (рис. 303). Воск — ценное вещество, и пчелы используют его очень экономно: выскребают стенки до толщины бумажного листа.

Рис. 305. Ячейки трутней.
Рис. 306. Ячейка матки.

Ячейки имеют более или менее правильную шестиугольную форму (рис. 304), но никоим образом не являются шестиугольными в «математическом» смысле, так как трудно найти ячейку с ошибкой в размере углов меньше 3 — 4°. Диаметр ячеек рабочих пчел в среднем 5,5 миллиметра, а больших ячеек, предназначенных для трутней или запаса меда, — 7 миллиметров (рис. 305). Мед удерживается в ячейке при помощи восковой крышечки, которая состоит из круглого диска, поддерживаемого с углов ячейки шестью крошечными перекладинками. Ячейки, занимаемые матками, непохожи на шестиугольные ячейки улья. Они значительно больше, цилиндрической формы и вертикальные (рис. 306). Чтобы укрепить края ячеек, заполнить трещины или произвести починку, рабочие используют липкое выделение — прополис, который они берут из почек или пазух листьев различных деревьев, хотя иногда для этой цели идут и другие вещества, такие, как жир, смола или лак. С приближением зимы пчелы широко используют прополис, чтобы сделать свое жилище более изолированным и удобным.


Приключение 39


Анализируем поведение насекомых

Когда мы наблюдаем, как оса целифрон строит гнездо, мы не задумываемся над тем, что такой тип гнезда существует уже тысячелетия, возможно с тех пор, как эти осы появились на земле. Закончив постройку гнезда, оса делает запасы пищи, которой питается именно этот вид ос, и откладывает в гнездо яички только таким образом, который свойствен данному виду. Когда оса трудится, у нее нет никакого жизненного опыта. Ее поведение инстинктивно.
Но что такое инстинкт? Никто еще не смог сколько-нибудь удовлетворительно ответить на это. Можно сказать, что инстинкт — это реакция организма на один или большее число раздражителей. Воздействие раздражителей вызывает определенный ответ — таксис. Ответ непроизволен, иначе говоря, рефлекторен. Следовательно, сложное инстинктивное действие — это цепь, состоящая из звеньев — простых рефлексов. Раздражители могут быть не только внешними (свет, тепло и т. д.), но и внутренними. Способность специфически отвечать на различные раздражители — врожденное качество.
Вероятно, ближе всего мы подойдем к объяснению инстинкта, если скажем, что он представляет собой цепь рефлексов определенной последовательности, вызываемых физическими или химическими раздражителями, и проявляется без предварительного жизненного опыта или обучения. Как правило, инстинкт устойчив, хотя и может изменяться.
Теперь посмотрим, насколько все это применимо к осе целифрону. Конечно, насекомое не получало никакой «инструкции» о типе строящегося гнезда, о материале, который надо использовать, или о выборе места. Строительство гнезда, за которым следует добывание пищи, перенос добычи в гнездо и откладка на нее яиц — это все ответы на различные раздражители: подбор правильного вида грязи, вероятно, определяется осязательными и вкусовыми раздражителями; захват добычи — зрительными и обонятельными; откладка яиц — внутренней физиологической потребностью организма. Все эти действия совершаются в последовательности, которая называется ритмом инстинкта.
Ритм инстинкта, как правило, устойчив. Это хорошо видно на примере осы-гончара. Инстинкт гнездования проявляется у этого насекомого в выполнении четырех четко различимых действий: постройка гнезда, запасание гусениц, подвешивание яйца к потолку гнезда, запечатывание гнезда. Если в момент заполнения гнезда пищей прорезать в нем отверстие, оса не станет прекращать работы, чтобы починить гнездо, а будет по-прежнему наполнять его пищей, затем отложит яйцо и закроет гнездо. Однако, если отверстие сделать в ободке гнезда, когда оса заканчивает его, она остановится и починит гнездо. Другими словами, оса не может изменить последовательности действий и будет неуклонно проделывать ряд операций до конца, несмотря на явную опасность: ведь у гнезда есть отверстие, и оно не защищено.
Итак, чтобы инстинкт проявился, нужен раздражитель, а в самом проявлении инстинкта существует определенная последовательность. Прерванное на какой-либо стадии работы насекомое не может повернуть вспять привычную цепь последовательных действий и, если ему мешают, теряется, не зная, что делать дальше. Так, обычно оса тащит в свое гнездо кобылку за усики, по, если их отрезать, оса совсем не сможет перенести кобылку. Попробуйте пересадить взрослую гусеницу, которая обычно кормится на определенном растении, на растение другого вида: она будет голодать, но не приспособится к новой пище.
Однако поведение насекомых нельзя назвать полностью консервативным: они нередко изменяют свои повадки. Острый глаз наблюдателя может обнаружить отклонения в выполнении любого инстинктивного действия. Оса-гончар, например, может прикрепить гнездо к новому виду опоры, внести небольшие изменения в свой обычный «архитектурный план». Как правило, она сглаживает внешнюю сторону гнезда, но иногда вдруг оставляет прилепившиеся к ней крупинки грязи. Нередко оса не строит нового гнезда, а живет в старом. Обычно гусеницу трудно приучить к другой пище, но, если ее выкармливать на новом растении сразу после отрождения, она будет питаться этой новой растительной пищей. Среди гусениц, использовавших весь запас обычной пищи, только некоторые переходят на новое растение и выживают; остальные гусеницы этой же кладки умирают от голода. Часто инстинкт изменяется в результате соприкосновения с жизненным опытом. Первые полеты стрекозы чисто инстинктивны — они еще неустойчивы; позднее благодаря приобретенному опыту ее полеты становятся более «управляемыми». В сочетании с жизненным опытом инстинктивные действия превращаются в сильные привычки, последовательность которых закрепляется повторением.
Инстинктивные реакции вызываются раздражителями, — по-видимому, только этим мы можем попытаться объяснить поведение насекомого. Первое движение гусеницы внутри яйца, несомненно, вызвано каким-то ощущением, вероятно просто температурным раздражителем. Затем прикосновение к оболочке яйца приводит в действие челюсти и гусеница прокладывает путь наружу, безусловно не «зная», что выйдет из оболочки. В период кормления гусеница, конечно, не «сознает», что накапливает пищу к тому времени, когда превратится в крылатую взрослую особь. А затем она сооружает убежище, такое же, как у своих сестер — гусениц той
же кладки. Бабочка, вероятно, руководствуется чувством запаха или каким-то другим раздражителем в выборе растения, на котором она будет откладывать яйца; иначе как объяснить выбор монархом ваточника или родственных ему видов растений? По всей видимости, откладка яиц не производится до тех пор, пока ее не вызовет какой-то раздражитель, в данном случае, вероятно, запах ваточника. Врожденная реакция на химический пищевой раздражитель называется хемотаксисом.
Потревоженный растительноядный жук падает на землю и остается неподвижным — действие, разумеется, полностью инстинктивное, а не «обдуманное»: ведь нельзя же считать, что жук сознательно «симулирует смерть» в целях маскировки.
Проявляют ли насекомые какую-либо степень умственных способностей? Это вопрос спорный. Хотя инстинкт, несомненно, основа поведения насекомых, можно ли только им объяснить все их действия? Так, например, пчела или оса, в первый раз покинувшая гнездо, находит дорогу назад. Что здесь — какое-то таинственное чувство направления? Или, может быть, насекомое использует «опознавательные знаки»? Было замечено, что осы, впервые покидая гнездо, совершают круговые полеты; их назвали ориентирующими облетами, или изучением местности. Возможно, таким образом оса, прежде чем отправиться в более длительный полет, запоминает предметы, которые укажут ей путь при возвращении. Это предположение подтверждается тем фактом, что, если удалить или перенести на новое место некоторые опознавательные предметы — камни или сорняки — или добавить другие, осы не находят обратной дороги. Такие действия могут быть просто реакциями типа таксисов. То, что мы раньше считали признаками умственных способностей муравьев, например когда один муравей распознает другого члена той же общины, обусловливается, как было показано, реакциями на определенные раздражения органов чувств.
Если умение делать выбор — признак умственных способностей, можно ли на этом основании предполагать, что у насекомых есть разум? Они в состоянии контролировать свое передвижение, выбирать добычу и избегать врагов. Все это — результат жизненного опыта. Известно, что муравьи могут пользоваться своим жизненным опытом, что у них есть память в общем смысле этого слова, но известно также и то, что «образы» в их «памяти» лишь результат раздражения чувств. Пчелы не способны по «желанию» «вспоминать» какие-либо действия или образы. Как бы «разумно» ни вели себя общественные насекомые, нет никаких доказательств их абстрактного мышления. Даже муравьи «теряются» в критическом положении, из которого можно найти выход при помощи самого простого абстрактного рассуждения. Несомненно, поведение насекомых чисто инстинктивно, хотя общественные насекомые и могут проявлять некоторые, очень слабые умственные способности.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ........................................................................................................................................................ 4
Вступление ........................................................................................................................................................... 8
Приключение 1. ИЩЕМ ЯЙЦА — И УДИВЛЯЕМСЯ СВОИМ НАХОДКАМ ............................................. 9
Приключение 2. КАК НАСЕКОМЫЕ ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА И НЕКОТОРЫЕ ИХ
СТРАННЫЕ ПОВАДКИ ПРИ ЭТОМ ............................................................................................................... 14
Приключение 3. КАК НАСЕКОМЫЕ ПИТАЮТСЯ ....................................................................................... 21
Приключение 4. НАБЛЮДАЕМ НЕОБЫЧНЫЙ ПРОЦЕСС .......................................................................... 26
Приключение 5. СТАНОВИМСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ ЧУДА ............................................................................ 30
Приключение 6. ЛЕОПАРД НЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОИ ПЯТНА, НО ДРУГИЕ
ЖИВОТНЫЕ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, МОГУТ СДЕЛАТЬ ЭТО.............................................................................. 35
Приключение 7. НЕСКОЛЬКО ОПЫТОВ С КОРМЛЕНИЕМ НАСЕКОМЫХ ............................................ 39
Приключение 8. ИЗУЧАЕМ ПОЛЕТ НАСЕКОМЫХ ...................................................................................... 42
Приключение 9. НАБЛЮДАЕМ, КАК РАБОТАЮТ «НАСОСНЫЕ УСТАНОВКИ» ................................... 46
Приключение 10. КАК РАСТЕНИЯ И НАСЕКОМЫЕ ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ ................................... 51
Приключение 11. НАПРАВЛЯЕМСЯ ЗА ВЗЯТКОМ ВМЕСТЕ С МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛОЙ
И ДРУГИМИ НАСЕКОМЫМИ ......................................................................................................................... 55
Приключение 12. ЗНАКОМИМСЯ С ЖИЗНЬЮ «ОТШЕЛЬНИКОВ» ........................................................... 58
Приключение 13. НАБЛЮДАЕМ ЗА РАБОТОЙ «СТРОИТЕЛЕЙ» ................................................................ 63
Приключение 14. ЗНАКОМИМСЯ С КОРОЕДАМИ ...................................................................................... 67
Приключение 15. ЗНАКОМИМСЯ С НАСЕКОМЫМИ, КОТОРЫЕ СКРЕПЛЯЮТ,
СКЛАДЫВАЮТ И ЗАКРУЧИВАЮТ ЛИСТЬЯ И ХВОЮ ............................................................................... 71
Приключение 16. ШЕЛКОПРЯДЫ ЗА РАБОТОЙ ........................................................................................... 75
Приключение 17. ЗНАКОМИМСЯ С НАСЕКОМЫМИ — СОЗДАТЕЛЯМИ ЧЕХЛОВ .............................. 79
Приключение 18. НАБЛЮДАЕМ ЗА ПРОЦЕССОМ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ....................................... 84
Приключение 19. СЛЫШИМ МУЗЫКУ И ВЫЯСНЯЕМ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ...................................... 87
Приключение 20. ЕЩЕ О ТОМ, КАК ПРОИЗВОДЯТСЯ ЗВУКИ .................................................................. 92
Приключение 21. ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫЕ ПОЮТ ........................................................................................ 95
Приключение 22. ОСМАТРИВАЕМ КВАРТИРЫ ............................................................................................. 98
Приключение 23. ИССЛЕДУЕМ ОКРАСКУ НАСЕКОМЫХ ........................................................................ 101
Приключение 24. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОКРАСКА НАСЕКОМЫХ .............................................................. 104
Приключение 25. СОБИРАЕМ КОЛЛЕКЦИЮ И ДЕЛАЕМ
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ ........................................................................................................................ 107
Приключение 26. ЗНАКОМИМСЯ С ОХОТНИКАМИ И ПРИНИМАЕМ УЧАСТИЕ В
ОХОТЕ ................................................................................................................................................................. 112
Приключение 27. ИЗУЧАЕМ ГАЛЛЫ .............................................................................................................. 118
Приключение 28. ИЩЕМ НАСЕКОМЫХ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПРЯТАТЬСЯ ............................................ 123
Приключение 29. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА С ПЛОТНИКАМИ .............................................................. 129
Приключение 30. А ТЕПЕРЬ ЗАЙМЕМСЯ КОКОНАМИ ............................................................................... 139
Приключение 31. КОЕ-ЧТО О КУКОЛКАХ НАСЕКОМЫХ ......................................................................... 137
Приключение 32. СКОЛЬКО У НАСЕКОМЫХ СПОСОБОВ САМОЗАЩИТЫ? ........................................ 140
Приключение 33. КАК НАСЕКОМЫЕ СКРЫВАЮТСЯ ОТ ВРАГОВ .......................................................... 145
Приключение 34. ПОГОВОРИМ О НАСЕКОМЫХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ В ЗЕМЛЕ .................................... 151
Приключение 35. ОСМАТРИВАЕМ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИЛИЩА НАСЕКОМЫХ ........................................... 154
Приключение 36. НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ОДИНОЧНЫЙ» ........................................................... 159
Приключение 37. ЗНАКОМИМСЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ НАСЕКОМЫМИ .................................... 161
Приключение 38. ПОБЫВАЕМ В ДОМАХ ИЗ ВОСКА ............................................................................... 165
Приключение 39. АНАЛИЗИРУЕМ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕКОМЫХ ........................................................... 168


Hosted by uCoz