Главная Библиотека Форум Гостевая книга

1. СЕМЬЯ ПЧЕЛ

У любителя природы есть две возможности завязать знакомство с пчелами. Прогуливаясь в теплый весенний или летний день по цветущему саду или благоухающему лугу, он увидит пчел, энергично работающих на цветках. Он может пройти также мимо пасеки какого-нибудь пчеловода и посмотреть на пчел, которые вылетают из своих жилищ и возвращаются в них. Здесь может стоять десятка два, а то и более сотни ульев. При желании пчеловод может ограничиться одним-единственным ульем, но он обязательно должен иметь хотя бы «улей пчел», или «пчелиную семью» из многих тысяч особей. У крестьянина может быть одна корова, одна собака и даже одна курица, но невозможно держать одну-единственную пчелу — она очень скоро погибнет. Однако это вовсе не само собой разумеется; наоборот, такая особенность пчел весьма удивительна.
Если мы посмотрим на дальних родственников наших пчел — на других насекомых, то окажется, что подобный общественный образ жизни свойствен далеко не всем. Мы увидим, что у бабочек, жуков, стрекоз и других насекомых самцы и самки сходятся на короткое время для спаривания, а потом быстро расстаются, и дальше каждый из них идет своей дорогой. Самки откладывают яйца в таком месте, где вылупившаяся молодь сможет найти корм, и больше не беспокоятся о своем потомстве — они даже вовсе не имеют с ним дела. Прежде чем из яиц выведется расплод, мать в большинстве случаев уже мертва. Почему же пчелы так зависят друг от друга, что не могут жить порознь, а только семьями? И что такое вообще «пчелиная семья»?
Предположим, что однажды вечером, когда все летные пчелы возвратятся домой, наш любитель природы принесет улей в комнату, откроет его и высыпет все содержимое на стол,— сколько пчел представится его взору? Если он возьмет на себя труд сосчитать их, а выбранная им семья окажется не из слабых, то он обнаружит здесь от 40 до 80 тысяч пчел. Это приблизительно столько, сколько жителей в городе средней величины, таком, например, как Ашаффенбург или Швейнфурт. В это число не вошли еще «дети» пчелиной семьи — их не так-то легко обнаружить. Займемся поэтому сначала взрослыми пчелами.
На первый взгляд все они кажутся одинаковыми. Тело каждой особи четко расчленяется на три части: голову, грудь и брюшко. Голова с двумя большими глазами по бокам, ртом внизу и двумя усиками (рис. 1). Эти усики есть у всех насекомых и особенно велики у жуков-усачей (или дровосеков), которые в детстве доставляли нам, мальчишкам, много радости. На груди с боков расположены две пары крыльев, а внизу — три пары ног. Тонкая талия соединяет грудь с членистым брюшком.
Однако, присмотревшись получше, можно заметить различия между отдельными членами пчелиной семьи. Одна из пчел выделяется своим длинным и стройным брюшком. Пчеловоды называют ее маткой (рис. 1, а): от нее в первую очередь зависит судьба семьи, так как это единственная вполне развитая самка в пчелином «государстве», единственная мать огромной семьи.
В несколько большем числе встречаются пчелы другого типа — с толстым, неуклюжим телом и особенно крупными глазами; это мужские особи, или трутни (рис. 1, в). Они живут в семье только весной и в начале лета. Позже они становятся ненужными, и сограждане по улью силой их изгоняют. Остальные члены семьи — это рабочие пчелы (рис. 1, б); они-то и составляют основную массу населения улья. Рабочие пчелы — самки, но в нормальных условиях они не откладывают яиц. Именно эта способность, которая у пчелиной матки и у самок других насекомых выражена наиболее ярко, у рабочих пчел находится в подавленном состоянии. Однако материнский инстинкт заботы о потомстве, напротив, развит у них в совершенно необычайной для насекомых степени. Матку, не имеющую к этому делу никакой склонности, они полностью освободили от него. Матка откладывает яйца, а рабочие пчелы заботятся об их дальнейшей судьбе. Они заботятся также о чистоте улья — удаляют мусор и пчелиные трупы, строят соты, поддерживают нужную температуру в улье, защищают свое жилище, когда в этом возникает надобность, добывают и распределяют пищу — словом, выполняют все работы, которыми не занимаются ни матка, ни трутни.
Таким образом, в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку.

Рис. 1. а — матка (вполне развитая самка); б — рабочая пчела; в — трутень (мужская особь). Г — голова; Гр — грудь; Б — брюшко; Гл — глаз; У — усик (антенна). Увеличено в два раза. (Фото д-ра Лейенбергера.)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора перевода .................................................................................................................. 5
Предисловие к первому немецкому изданию .............................................................................................. 9
Предисловие к девятому немецкому изданию ........................................................................................... 11
1. Семья пчел ............................................................................................................................................... 13
2. Пчелиное жилище ..................................................................................................................................... 15
3. Питание пчелиной семьи ......................................................................................................................... 23
Что такое мед и как пчелы его приготовляют ............................................................................................ 24
Цветочная пыльца и «штанишки» пчел ...................................................................................................... 28
Какая польза цветам от того, что пчелы их обирают ................................................................................ 31
4. Пчелиный расплод .................................................................................................................................... 34
5. Пчелиный рой ........................................................................................................................................... 46
6. Избиение трутней ..................................................................................................................................... 52
7. Распределение работ в пчелином государстве ...................................................................................... 53
Наблюдательный улей и нумерация пчел .................................................................................................. 54
Деятельность пчел в различные периоды их жизни ................................................................................. 55
Возраст пчел .................................................................................................................................................. 58
Безуспешность попыток нарушить распорядок жизни пчелиной семьи ................................................. 58
Гармония работы .......................................................................................................................................... 60
8. Чувства обоняния и вкуса ........................................................................................................................ 61
О значении запаха цветов ........................................................................................................................... 62
Дрессировка на запах ................................................................................................................................... 63
Где у пчел нос? ............................................................................................................................................. 67
О вкусах не спорят ....................................................................................................................................... 73
Практическое значение научных данных .................................................................................................. 75
9. Глаза пчел и их способность видеть ...................................................................................................... 77
Цветовое зрение ........................................................................................................................................... 77
Глаз пчелы и окраска цветков ..................................................................................................................... 83
Об устройстве глаз ....................................................................................................................................... 91
Острота зрения пчелы и восприятие ею формы предметов .................................................................... 96
Восприятие поляризованного света ........................................................................................................... 99
10. Способы ориентировки ........................................................................................................................ 108
Значение цвета и запаха как путевых указателей для пчел, возвращающихся домой ........................... 110
Небесный компас ......................................................................................................................................... 115
Относительная роль небесных и земных ориентиров ............................................................................. 122
Ориентировка по магнитному полю Земли .............................................................................................. 125
11. Как пчелы разговаривают друг с другом ............................................................................................. 128
Круговой танец как средство взаимопонимания ...................................................................................... 129
Биологическое значение цветочного запаха в новом аспекте ................................................................. 132
Как пчелы приносят домой запах цветов .................................................................................................. 135
Регулирование спроса и предложения ....................................................................................................... 137
«Флакончики с духами» на теле пчелы ....................................................................................................... 138
Виляющий танец сообщает расстояние до источника корма ................................................................... 141
Виляющий танец указывает также и направление к источнику взятка ................................................... 148
Танцы сборщиц пыльцы .............................................................................................................................. 155
Об опрокинутом улье и о доказательствах восприятия пчелами поляризованного света .................... 158
Танцы на рое ................................................................................................................................................. 162
Значение пчелиных танцев для пчеловодства и сельского хозяйства .................................................... 165
12. Память на время у пчел .......................................................................................................................... 167
Дрессировка на время кормления ............................................................................................................... 167
Чувство времени и земной магнетизм ........................................................................................................ 173
Биологическое значение чувства времени ................................................................................................. 175
13. Враги и болезни пчел ............................................................................................................................. 176
14. Переходные ступени к семье медоносной пчелы ................................................................................ 185
Одиночные пчелы ........................................................................................................................................ 186
Шмелиное сообщество ................................................................................................................................. 192
Безжалые пчелы ............................................................................................................................................ 197
У индийских пчел ......................................................................................................................................... 202
Предметный указатель .................................................................................................................................. 208

 

Hosted by uCoz